


Материал помещен в архив
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ РИСКОВ
Для создания в Республике Беларусь комплексной системы стимулирования экспорта в соответствии с Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 534) осуществляется страхование экспортных рисков Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования (далее - БРУПЭИС) «Белэксимгарант», которое обладает исключительным правом на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства.
Экспортные риски
Экспортные риски - это страховые риски, включающие в себя политические и (или) коммерческие риски, и с позиции законодательства такие страховые риски (события) должны обладать признаками вероятности и случайности (п.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2016 г. следует руководствоваться п.2 Положения № 530 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 18.07.2016 № 272. |
В Положении о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, утвержденном Указом № 534 (далее - Положение № 534), политические риски определены как страховые риски, связанные с неблагоприятным изменением политической и макроэкономической ситуации в стране местонахождения контрагента страхователя, полностью или частично препятствующие выполнению принятых данным контрагентом денежных обязательств по контракту.
К политическим рискам относятся:
- введение в стране местонахождения контрагента страхователя эмбарго на импорт или экспорт;
- вооруженные конфликты (в т.ч. не имеющие международного характера), гражданские волнения, революции, террористические акты в стране местонахождения контрагента страхователя;
- действия официальных органов страны местонахождения контрагента страхователя, препятствующие выполнению условий заключенного контракта в целом или его частей, в т.ч. имеющие дискриминационный характер в отношении Республики Беларусь;
- задержка трансферта из-за недостатка конвертируемой валюты в стране местонахождения контрагента страхователя, объявление моратория на обслуживание внешнего долга, ограничивающие платежи между Республикой Беларусь и страной местонахождения контрагента страхователя;
- национализация, а также иные меры, принятые официальным органом страны местонахождения контрагента страхователя, влекущие потерю права собственности или доходов, получаемых от собственности, кроме недискриминационных мер общего применения, вводимых официальным органом страны местонахождения контрагента страхователя в целях регулирования экономической деятельности на своей территории.
Политические риски страны местонахождения контрагента страхователя учитываются при определении базовых страховых тарифов по страхованию экспортных рисков с поддержкой государства, которые устанавливаются БРУПЭИС «Белэксимгарант» по согласованию с Министерством финансов РБ (далее - Минфин).
К коммерческим рискам отнесены страховые риски, непосредственно связанные с финансово-экономическим состоянием контрагента страхователя и выраженные в его неплатежеспособности и невозможности исполнения им принятых по контракту денежных обязательств.
Страхование экспортных рисков с поддержкой государства включает (п.3 Положения № 534):
- добровольное страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических и (или) коммерческих рисков;
- добровольное страхование инвестиций резидентов Республики Беларусь в иностранных государствах от политических рисков;
- добровольное страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;
- добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) экспортного кредита (примечание), предоставленного:
резидентам Республики Беларусь для производства товаров (работ, услуг), а также приобретения в собственность товаров других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям - нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;
организациям - нерезидентам Республики Беларусь, включая банки, для оплаты за реализованные резидентами товары (работы, услуги);
резидентам Республики Беларусь для осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций;
- добровольное страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям - нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;
- добровольное страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям.
В отношениях по экспортному страхованию с поддержкой государства страховщиком выступает БРУПЭИС «Белэксимгарант», а страхователями - резиденты, осуществляющие экспорт товаров (работ, услуг), в т.ч. по договорам лизинга, либо инвестиционную деятельность на территории иностранных государств, а также обслуживающие их банки-резиденты.
Отношения сторон урегулированы заключенными между ними договором страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Однако если ответственность по такому договору превысит 5 % собственного капитала страховщика, то для заключения договора требуется решение Правительства РБ (п.9 Положения № 534).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2017 г. согласно п.9 Положения № 534 (в редакции Указа Президента РБ от 04.09.2017 № 317, далее - Указ № 317) договор страхования экспортных рисков с поддержкой государства заключается сторонами по решению Правительства Республики Беларусь, если ответственность по нему и (или) суммарный объем ответственности по действующим и (или) заключаемым с одним контрагентом страхователя договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства превысит 10 % собственного капитала страховщика, рассчитанного в соответствии с законодательством. |
В дополнение к нормам Указа № 534 Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» установлено, что договор страхования риска непогашения кредита, выдаваемого банками - резидентами Республики Беларусь, заключенный с БРУПЭИС «Белэксимгарант», может быть приравнен этими банками в соответствии с законодательством к страховому полису страховой организации - юридического лица соответствующей группы, в отношении которой не предусматривается формирование специальных резервов на покрытие возможных убытков (п.2).
Предпринимательские риски
Страхование экспортных рисков с поддержкой государства - не единственная возможность защиты бизнеса от коммерческих (финансовых) рисков, поскольку в силу Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные в т.ч. с нанесением ущерба имущественным правам страхователей, в т.ч. с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с неисполнением (исполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъекта хозяйствования или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (п.2 ст.819 ГК).
Предпринимательский риск определяется при этом как риск, возникающий при осуществлении страхователем предпринимательской деятельности (включая ее осуществление в порядке экспорта или импорта товаров, работ, услуг), что предполагает страхование предпринимательского риска только самого страхователя и только в его пользу.
В судебной практике имеют место споры в связи с осуществлением страхования экспортных рисков и некоторыми сложностями в доказывании фактов, подтверждающих наступление страхового случая.
Пример
Между открытым акционерным обществом (далее - ОАО) «Г» (истец, страхователь) и республиканским унитарным предприятием «Б» (ответчик, страховщик) 22 апреля 2009 г. было заключено генеральное соглашение № 04РФ/2009 о страховании экспортного контракта, в соответствии с которым страховщик обязался принять на страхование не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы страхователя, связанные с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с неисполнением (исполнением ненадлежащим образом) контрагентом страхователя - обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «П» (РФ) своих обязательств по оплате поставленного по контракту от 09.04.2009 № 0904/1П товара в течение установленного данным контрактом срока (24 календарных дня с даты отгрузки товара; дата отгрузки товара определяется датой штемпеля (отметки в получении контрагентом) в товарно-транспортной накладной), по обстоятельствам, представляющим коммерческий и (или) политический риск. Страхователю выдан страховой полис от 05.05.2009, в соответствии с которым договор страхования заключен на условиях добровольного страхования кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков, согласованных Минфином РБ. Страховая сумма (лимит ответственности) по договору страхования составляет 2 674 687,50 рос.руб., безусловная франшиза - 10 % от суммы убытков по каждому страховому случаю. Генеральным соглашением от 22.04.2009 № 04РФ/2009 кредитный лимит для контрагента устанавливается в размере 230 000 000 бел.руб.
Во исполнение условий контракта от 09.04.2009 № 0904/1П ОАО «Г» отгрузило в адрес ООО «П» продукцию на сумму 2 674 687,50 рос.руб., что подтверждается железнодорожной накладной от 25.04.2009. Исходя из условий контракта оплата поставленного товара должна была быть произведена не позднее 19 мая 2009 г., что покупателем в полном объеме выполнено не было, о чем был поставлен в известность страховщик.
В связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о наступлении страхового случая, по истечении 90-дневного срока ожидания истец направил ответчику заявление о страховом случае от 11.09.2009, к которому были приложены предусмотренные правилами страхования и генеральным соглашением документы, а именно оригинал страхового полиса и документы, подтверждающие факт наступления страхового случая: товаросопроводительные документы, копия справки банка страхователя и копия заказного письма о представлении выписки с банковских счетов контрагента, а также копии претензий в адрес ООО «П».
В возражениях на иск ответчик акцентировал внимание на то, что страхователем был представлен не полный перечень документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, предусмотренных генеральным соглашением от 22.04.2009 № 04РФ/2009. Так, истцом не были представлены оригинал контракта от 09.04.2009 № 0904/1П и заверенная копия акта сверки расчетов между страхователем и контрагентом за период с даты отгрузки товара до последнего дня установленного страховщиком периода ожидания.
Суд счел вышеуказанные доводы ответчика несостоятельными, поскольку страховщик заключил договор страхования по факсимильной копии контракта, которая имела юридическую силу на основании п.10.3 контракта от 09.04.2009 № 0904/1П. Истец предпринял попытки по истребованию оригинала договора и акта сверки расчетов, однако контрагентом указанные документы подписаны и возвращены не были. Таким образом, истребование у истца документов, возможность надлежащего оформления которых у него отсутствует, суд посчитал необоснованным.
Собранными по делу доказательствами подтверждается факт возникновения у ОАО «Г» убытков в связи с неисполнением ООО «П» обязательств по оплате поставленного товара в рамках контракта от 09.04.2009 № 0904/1П в сумме 2 674 687,50 рос.руб. Кроме того, как это установлено в ходе судебного разбирательства, в отношении директора ООО «П» Иванова И.И. возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частями третьей и четвертой ст.159 Уголовного кодекса РФ, одним из инициаторов которого является ОАО «Г». В связи с этим суд также признает безосновательными указанные в отзыве доводы ответчика о непринятии истцом мер, направленных на уменьшение убытков.
Таким образом, с учетом предусмотренной страховым полисом от 05.05.2009 страховой суммы - 2 674 687,50 рос.руб., одновременно являющейся суммой поставки; безусловной франшизы, составляющей 10 % от суммы убытков, размер убытков страхователя по наступившему страховому случаю составляет 2 407 218,75 рос.руб., что исходя из курса российского рубля, установленного Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) на дату подачи иска в размере 100,49 бел.руб. за 1 рос.руб., эквивалентно 241 901 412 бел.руб. Принимая во внимание предусмотренный генеральным соглашением от 22.04.2009 № 04РФ/2009 кредитный лимит, суд взыскал с ответчика в пользу истца 230 000 000 бел.руб. (решение хозяйственного суда от 10.03.2011).
Обратим внимание, что в связи с внешнеторговым характером предпринимательской деятельности следует учитывать и нормы законодательства о порядке осуществления внешнеторговых операций.
Законодательство о внешнеторговой деятельности регулирует порядок завершения внешнеторговых операций на случай, если экспортер при наступлении страхового случая по заключенному договору страхования экспортного риска получает сумму страхового возмещения. Так, Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (в редакции от 09.08.2011) установлено, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем, помимо прочего, получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения экспортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов (подп.1.7 п.1). В соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» завершение внешнеторговой операции допускается путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо между нерезидентом и страховой организацией, за исключением денежных средств, удерживаемых страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков (подп.1.5 п.1).
Примечание. Указом № 534 закреплено, что банки в порядке, установленном законодательством, предоставляют экспортные кредиты в иностранной валюте (за исключением российских рублей) по коммерчески ориентированным процентным ставкам (CIRRs) в соответствии с положениями Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах, разработанного странами - членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и действующего на день заключения кредитных договоров, в российских рублях - по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на день заключения кредитных договоров:
- физическим лицам, зарегистрированным в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей, и организациям, созданным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь для производства товаров (работ, услуг), осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций, а также приобретения в собственность товаров других резидентов для их передачи в лизинг организациям, не являющимся резидентами, включая иностранные банки;
- организациям, не являющимся резидентами, включая иностранные банки, для оплаты за реализованные резидентами товары (работы, услуги) (подп.3.1 п.3 Указа № 534).
Компенсация потерь банкам от предоставления экспортных кредитов производится по решению Совета Министров РБ, принимаемому в определенном им порядке, в пределах средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год на эти цели (п.2 Положения о порядке компенсации потерь банкам, предоставляющим экспортные кредиты для производства и реализации товаров (работ, услуг), осуществления на территории иностранных государств инвестиций, утвержденного Указом № 534).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 ноября 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке компенсации потерь банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь, осуществляющим финансирование под уступку денежного требования (факторинга) при реализации экспортных контрактов, в редакции Указа Президента РБ от 17.08.2016 № 310. С 8 сентября 2017 г. следует руководствоваться подп.3.1 п.3 Указа № 534 в редакции Указа № 317. |
15.12.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь