Пособие от 22.08.2012
Автор: Якушева А.

Некоторые вопросы организации труда работников автомобильного транспорта


 

Материал помещен в архив

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Режим труда и отдыха работников автомобильного транспорта

В соответствии со ст.123 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) режим рабочего времени - порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Для работников одной и той же организации может предусматриваться несколько режимов рабочего времени, необходимость в которых обусловлена характером производства, конкретными условиями деятельности ее структурных подразделений. Если у нанимателя в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами появится необходимость внести изменения в режим работы, что является изменением существенных условий труда, то он обязан письменно предупредить работников об этом не позднее чем за месяц до введения нового режима.

Статьей 112 ТК устанавливается полная норма продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 ч в неделю.

В организациях, в т.ч. организациях автомобильного транспорта, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно ежедневно либо еженедельно применять нормы продолжительности рабочего времени, установленные ст.112-114 ТК, может применяться суммированный учет рабочего времени (далее - суммированный учет).

Суммированный учет может вводиться как при сменном режиме работы, так и для работников, которым графиком работ установлена различная продолжительность рабочего дня и, соответственно, предоставляется разное количество дней отдыха в неделю.

Введение суммированного учета в организации автомобильного транспорта предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до 6 месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

• графика работ (сменности).

Решение о введении суммированного учета принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Одновременно с принятием такого решения устанавливается продолжительность учетного периода (месяц, квартал, полугодие, год). Определение конкретного периода очень важно для обеспечения правильного учета рабочего времени и расчетов по заработной плате, в т.ч. оплаты за часы сверхурочных работ.

В течение учетного периода продолжительность рабочего времени, предусмотренная ст.112-114 ТК, у работника может быть в одни дни (недели) больше, а в другие - меньше по сравнению с недельной нормой. При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 ч.

При составлении графика работ (сменности) должна быть соблюдена минимальная продолжительность (42 ч) еженедельного непрерывного отдыха (ст.138 ТК), которая при суммированном учете рабочего времени исчисляется в среднем за учетный период, принятый в организации.

Графики работ (сменности) должны составляться таким образом, чтобы рабочее время по графику в целом за учетный период соответствовало расчетной норме рабочего времени, определенной для этого же периода в соответствии с нормами ст.112-117 ТК и зависящей от установленного в организации режима работы.

Наряду с этим, с учетом норм ст.318 ТК, Министерство транспорта и коммуникаций РБ постановлением от 25.11.2010 № 82 утвердило Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей (далее - Положение № 82), отражающее особенности регулирования рабочего времени работников автомобильного транспорта.

В Положении № 82 предусмотрены нормы, связанные с установлением режима труда и отдыха для водителей автомобилей, которые применяются только в отношении работников, принятых на работу по профессии «Водитель автомобиля».

В частности, в дополнение к нормам ТК Положением № 82 установлено следующее.

1. При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) - не более 12 ч с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

2. Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) для водителей автомобилей 12 ч более 2 календарных дней подряд.

3. В случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в транспортном средстве продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются 2 водителя.

Кроме того, в отношении водителей автомобилей наниматель также обязан соблюдать следующие нормы законодательства о труде в части установления режима рабочего времени.

Не допускается привлечение водителей автомобилей к сверхурочным работам сверх нормы, установленной законодательством.

 

Справочно

В соответствии со ст.122 ТК сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.

Вместе с этим, Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» внесены изменения в порядок организации учета рабочего времени работников. В соответствии с названным Указом предельная норма продолжительности сверхурочных работ в течение года увеличивается до 180 ч.

 

В отношении режима рабочего времени водителей автомобилей может устанавливаться разделение рабочего дня на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с 2 и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

 

Пример

Водителю автомобиля устанавливается режим рабочего времени с разделением рабочего дня на 2 части: время начала рабочего дня - 08.00; время окончания - 20.00; время перерыва - с 12.00 до 16.00.

Присвоение квалификационных классов водителям автомобилей

Квалификационные классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей автомобилей и зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы.

Согласно ст.61 ТК присвоение водителю автомобиля квалификационного класса осуществляется нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее - Общие положения ЕТКС).

Класс водителю автомобиля может присваиваться как при приеме на работу после подготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию, так и в процессе его работы в связи с переподготовкой.

Вопрос присвоения (повышения) класса рассматривается квалификационной комиссией организации на основании заявления водителя автомобиля и по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения. Проверка теоретических знаний и практических навыков производится на основе требований, предусмотренных в квалификационных характеристиках водителей, содержащихся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147.

Общими условиями присвоения классов водителям являются:

• прохождение подготовки или переподготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия РБ;

• сдача квалификационных экзаменов и получение в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ водительского удостоверения и талона к нему установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями механических транспортных средств;

• соблюдение требований по стажу работы в качестве водителя;

• знание водителем слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда.

Условия присвоения классов водителям

Для присвоения 3-го класса. Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» или «С». Требования по стажу не предъявляются. Что касается управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, то необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее 2 лет. Знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.

Для присвоения 2-го класса. Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» и «Е» или «С» и «Е»; автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е». Непрерывный стаж работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса. Знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда.

Для присвоения 1-го класса. Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В», «С», «Д» и «Е». Непрерывный стаж работы не менее 1 года в качестве водителя автомобиля 2-го класса. Знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда.

 

Обратите внимание!

Поскольку обязательные требования к проведению процесса присвоения классности ТК и другими нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены, то для проведения процедуры присвоения классов водителям автомобиля в организации необходимо разработать ряд локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА).

 

На основании требований Общих положений ЕТКС для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) в организации создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации.

Пример приказа о создании квалификационной комиссии

Общество с ограниченной

ответственностью «Транзит»

(ООО «Транзит»)

 

ПРИКАЗ

 

12.05.2012 № 46-к

 

г.Минск

 

О создании квалификационной комиссии

 

В целях присвоения квалификационного класса водителям автомобилей

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям автомобилей в составе:

- председатель комиссии - Зуев Николай Викторович, заместитель директора;

- секретарь комиссии - Казакевич Анна Петровна, делопроизводитель.

Члены комиссии:

- Мисюченко Елена Васильевна, специалист по кадрам;

- Слободчиков Андрей Геннадьевич, главный механик;

- Орел Михаил Львович, водитель автомобиля 1-го класса.

2. Руководителям структурных подразделений (указать конкретные наименования структурных подразделений) представлять специалисту по кадрам Мисюченко Е.В. списки водителей автомобилей, которые претендуют на присвоение им квалификационных классов, раз в год не позднее 15 августа.

3. Организовать методическую подготовку для проведения квалификационных экзаменов специалисту по кадрам Мисюченко Е.В.

4. Представлять материалы проведения квалификационных экзаменов директору в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания.

 

Директор

Подпись

 А.Д.Малашенко

 

Для рассмотрения вопроса о присвоении класса водитель автомобиля пишет заявление, его непосредственный руководитель оформляет представление. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых качеств, информация о стаже работы и предложение о присвоении квалификационного класса.

Пример заявления на проведение квалификационного экзамена

ЗАЯВЛЕНИЕ

02.07.2012 

В квалификационную комиссию

ООО «Транзит» 

 

Прошу рассмотреть вопрос о присвоении мне квалификации 2-го класса по профессии «Водитель автомобиля».

Основание для присвоения 2-го класса: отсутствие нарушений правил дорожного движения, стаж работы 3 года, выполнение графика перевозок.

 

Водитель 3-го класса

Подпись

 Парамонов Е.Р.

 

Примерная форма представления

 

Представление на присвоение квалификационного класса водителю автомобиля

 

Наименование класса _____________________________________________________________

Профессия  ______________________________________________________________________

Наименование структурного подразделения __________________________________________

Дата и год рождения ______________________________________________________________

Образование  ____________________________________________________________________

Стаж работы в ООО «Транзит» _____________________________________________________

Достижения в работе _____________________________________________________________

Профессиональные навыки, личностно-деловые качества  ______________________________

Ходатайство о присвоении квалификационного класса _________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

Заключение квалификационной комиссии о присвоении квалификационного класса водителю автомобиля оформляется протоколом.

Пример оформления протокола заседания квалификационной комиссии

Общество с ограниченной
ответственностью «Транзит»
 

 

ПРОТОКОЛ

05.07.2012 №  6 

г.Минск

 

заседания квалификационной комиссии

 

Комиссия в составе:

 

председатель комиссии - Зуев Николай Викторович, заместитель директора;

секретарь комиссии - Казакевич Анна Петровна, делопроизводитель;

члены комиссии:

 

 

Мисюченко Елена Васильевна, специалист по кадрам;

Слободчиков Андрей Геннадьевич, главный механик;

Орел Михаил Львович, водитель автомобиля 1-го класса.

Присутствовали:

 

 

Парфенов Р.Л., начальник гаража грузовых автомобилей;

Старостина Р.Т., диспетчер.

 

Повестка дня:

Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Парамонова Евгения Романовича.

 

СЛУШАЛИ:

Начальника гаража грузовых автомобилей - Парфенова Р.Л., диспетчера - Старостину Р.Т.

 

РАССМОТРЕЛИ:

Представление начальника участка международных перевозок и аттестационные материалы на Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

Рекомендовать Парамонову Евгению Романовичу присвоить 2-й класс по профессии «Водитель автомобиля».

 

Председатель комиссии

Подпись

Зуев Н.В. 

 

 

 

Секретарь комиссии

Подпись

Казакевич А.П. 

 

 

 

Члены комиссии

Подпись

Мисюченко Е.В. 

 

Подпись

Слободчиков А.Г. 

 

Подпись

Орел М.Л. 

 

 

 

С протоколом заседания
квалификационной комиссии ознакомлен:

Подпись

Парамонов Е.Р.
    06.05.2012

 

Присвоение водителю квалификации слесаря по ремонту автомобилей производится аналогично с учетом знаний и умений работника, соответствующих квалификационной характеристике слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда (содержится в выпуске 2 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 28.12.2000 № 160).

Стажировка водителя автомобиля

Наряду с квалификационными требованиями, предусмотренными квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля», при приеме на работу работников, имеющих квалификацию по данной профессии, необходимо прохождение ими стажировки с целью подготовки водителя автомобиля к самостоятельной работе путем совершенствования его профессиональных знаний и навыков управления механическим транспортным средством при перевозке пассажиров или грузов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и культуру обслуживания пассажиров.

Стажировка водителей автомобилей проводится нанимателями в соответствии с Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 02.12.2002 № 42 (далее - Инструкция). Действие Инструкции распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров или грузов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 февраля 2013 г. взамен Инструкции следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46.

 

В соответствии с Инструкцией лицо, нанимаемое на работу в качестве водителя автомобиля, а также водитель автомобиля - индивидуальный предприниматель должны пройти стажировку. Проведение стажировки обеспечивается нанимателем самостоятельно или на основании договоров с автотранспортными организациями (учреждениями образования), осуществляющими подготовку водителей и имеющими возможность для проведения стажировки.

Инструкцией предусмотрено, что в случае если водитель автомобиля, прошедший стажировку в полном объеме, не имеет достаточных навыков управления механическим транспортным средством, то наниматель может предложить ему пройти дополнительную стажировку или отказать в работе по данной профессии водителя.

Оплата труда работников организации автомобильного транспорта

В соответствии со ст.63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

С учетом норм ст.63 ТК каждая коммерческая организация самостоятельно разрабатывает ЛНПА, который в соответствии с нормами законодательства о труде регулирует порядок и условия оплаты труда, применение ее форм и систем для различных категорий работников организации, в т.ч. определяет порядок формирования сдельных расценок.

Таким ЛНПА, как правило, является коллективный договор, составной частью которого является положение об оплате труда (далее - Положение), либо при отсутствии коллективного договора Положение может являться самостоятельным ЛНПА. В соответствии с изложенным Положение утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом, а его действие распространяется на всех работников организации.

В Положении определяются состав заработной платы работников организации и порядок ее формирования, формы и системы оплаты труда работников (например, повременно-премиальная на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС), сдельно-премиальная, комиссионная, система оплаты труда по грейдам, индивидуальные условия оплаты труда и др.). Следует отметить, что в одной организации можно применять 2 и более систем оплаты труда применительно к различным группам работников.

Во всех случаях необходимо учитывать нормы ст.61 ТК, согласно которой оплата труда работников организации производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем. Указанную норму рекомендуется указать в Положении.

Тарификация

Таким образом, при применении любых систем оплаты труда требуется установить порядок определения тарифной части заработной платы работников (например, тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих).

Кроме того, в Положении требуется установить термины, касающиеся элементов тарифной части заработной платы (тарифных ставок (окладов) без повышений и тарифных ставок (окладов) с повышениями). Например: тарифные ставки - тарифные оклады, должностные оклады.

В организациях, где наниматель принял решение о дальнейшем применении ЕТС в отношении оплаты труда работников, в Положении необходимо установить для всех категорий работников тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты (их диапазоны).

Данные о тарифных разрядах и соответствующих им тарифных коэффициентах можно представить в виде таблицы (таблиц).

 

Пример 1

 

Наименование должности

Тарифный разряд по ЕТС

Тарифный коэффициент по ЕТС

Директор

22

5,59

Заместитель директора

21

5,22

Главный бухгалтер

20

4,88

Помощник директора

17

3,98

Заместитель главного бухгалтера

18

4,26

 

Тарификация работников (например, руководителей структурных подразделений) может быть установлена конкретным тарифным разрядом либо в виде диапазонов тарифных разрядов (тарифных коэффициентов).

 

Пример 2

 

Наименование должности

Диапазон тарифных разрядов по ЕТС

Диапазон тарифных коэффициентов по ЕТС

Начальник бюро (группы, сектора)

15-17

3,48-3,98

Начальник мастерской

16-19

3,72-4,56

Начальник участка (международных перевозок, ремонтного и др.)

17-18

3,98-4,26

 

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 (далее - ЕКСД, Общие положения ЕКСД), наименования должностей, относящихся к категории специалистов, классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности: специалисты высшего уровня квалификации (например, экономист, инженер, бухгалтер и др.); специалисты среднего уровня квалификации (например, техники всех наименований).

В связи с этим в Положении устанавливается соответствующая тарификация специалистов.

 

Пример 3

 

Наименование должности

Диапазон тарифных разрядов по ЕТС

Диапазон тарифных коэффициентов по ЕТС

Специалисты среднего уровня квалификации

7-9

2,03-2,32

Специалисты высшего уровня квалификации

10-13

2,48-3,04

 

Тарификацию специалистов также можно установить применительно к конкретным наименованиям должностей.

 

Пример 4

 

Наименование должности

Тарифный разряд по ЕТС

Тарифный коэффициент по ЕТС

Инженеры-технологи

14

3,25

Механики

13

3,04

Юрисконсульты, экономисты, бухгалтеры

11

2,65

 

При этом при необходимости в Положение могут быть включены условия, касающиеся повышения тарифных окладов специалистов.

Например, специалистам со средним уровнем квалификации, имеющим 2-ю квалификационную категорию, может быть установлено повышение тарифного оклада в размере 10 %; имеющим 1-ю квалификационную категорию, - 15 %; специалистам высшего уровня квалификации, имеющим 2-ю квалификационную категорию, устанавливается повышение тарифного оклада в размере 10 %; имеющим 1-ю квалификационную категорию, - 15 %.

Что касается водителей автомобилей, то, поскольку указанная профессия не тарифицируется по квалификационным разрядам, наниматель самостоятельно устанавливает порядок определения тарифных ставок водителей автомобилей. В этих целях возможно использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, приведенные в постановлении Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 «Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения», установленные в зависимости от грузоподъемности автомобиля (для грузовых автомобилей) или от объема двигателя (для легковых автомобилей).

Наряду с этим, наниматель вправе установить самостоятельно иную систему для определения тарифных ставок водителей автомобилей (например, предусмотреть собственную тарифную сетку).

В отношении водителей автомобилей могут применяться как повременная, так и сдельная формы оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда

Сдельная форма оплаты труда водителей грузовых автомобилей предусматривает начисление им заработной платы по сдельным расценкам за тонны и тонно-километры.

Сдельные расценки на дополнительные работы, выполняемые в процессе погрузки или разгрузки, определяются умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени простоя автомобиля при выполнении этих работ: взвешивании, пересчете грузовых мест и др.

Приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц утверждены Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств.

Нормы применяются государственными организациями, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций РБ, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление данному министерству.

Нормы могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

Надбавки и доплаты

В Положении также указываются надбавки и доплаты, которые наниматель предусматривает для работников, а также устанавливается порядок их начисления и выплат, в т.ч. размеры этих выплат.

 

Обратите внимание!

В Положении необходимо определить, исходя из какой части заработной платы начисляются надбавки и доплаты.

 

Водителям автомобилей наниматель вправе устанавливать ежемесячную надбавку за классность в размерах, предусмотренных ЛНПА, например, имеющим 2-й класс, - 10 %, 1-й класс - 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений за отработанное в качестве водителя автомобиля время.

Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяется по путевому листу установленной формы, выданному водителю автомобиля.

Надбавка за классность не начисляется в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Штатное расписание в организации автомобильного транспорта

В соответствии с нормами законодательства о труде штатное расписание регулирует трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Наличие штатного расписания необходимо потому, что трудовой договор не может быть заключен при отсутствии в штатном расписании соответствующей профессии (должности). Понятие трудового договора определено ст.1 ТК, в которой предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок.

Порядок разработки и введения в действие штатного расписания конкретной организации как ЛНПА, его форма и содержание определяются нанимателем.

Примеры расчета должностных окладов в штатном расписании по некоторым должностям служащих организации, осуществляющей автомобильные перевозки, содержатся в приложении.

Наименование профессий рабочих и должностей служащих в штатном расписании

Из норм ст.1 и 19 ТК следует, что обязательным условием трудового договора является указание в штатном расписании наименований должности, специальности, профессии, а также квалификации работника. При этом установление наименований должностей (профессий) с учетом фактически выполняемой работы - одно из требований соблюдения штатно-финансовой дисциплины. Поэтому необходимо учитывать, что в соответствии с Общими положениями ЕТКС наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой им работы.

 

Обратите внимание!

В штатное расписание наряду с наименованием профессии рабочего допускается включать дополнительную информацию, указывающую вид деятельности, вид транспортного средства, механизма, закрепленного за рабочим, либо наименование структурного подразделения, в котором он занят. Например: водитель автомобиля (автобус МАН), водитель автомобиля (международные перевозки).

Дополнительная информация не является составляющей наименования профессии.

Недопустимо устанавливать для водителей автомобиля, занятых на международных перевозках, наименование профессии «Водитель автомобиля - международник» либо «Водитель-международник».

Рабочие и должностные инструкции

В соответствии с законодательством при заключении трудового договора (контракта) определяется трудовая функция работника. Для водителя автомобиля, который относится к категории рабочих, трудовая функция может быть установлена рабочей инструкцией, которая составляется на основании тарифно-квалификационной характеристики.

Характеристика работ в тарифно-квалификационной характеристике профессии рабочего содержит основные, наиболее часто встречающиеся работы. Конкретный перечень обязанностей рабочего определяется его рабочей инструкцией. Форма рабочей инструкции устанавливается в организации самостоятельно и при этом должна содержать работы, характерные для тарифно-квалификационной характеристики соответствующей профессии рабочего.

Кроме того, с учетом норм ст.19 ТК, наниматель вправе поручить водителю автомобиля наряду с обязанностями, предусмотренными тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля», трудовую функцию по другой профессии.

При установлении наименований должностей служащих необходимо руководствоваться нормами Общих положений ЕКСД.

Согласно Общим положениям ЕКСД базовые наименования должностей служащих, содержащиеся в выпусках ЕКСД, могут применяться в качестве самостоятельных наименований. Путем добавления к базовому наименованию дополнительных сведений, а также производных должностей, предусмотренных общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ 006-2009) «Профессии рабочих и должности служащих», образуется полное наименование должности служащего.

 

Пример

Базовое наименование должности «Механик» можно дополнить указанием сферы деятельности «Механик по ремонту автотранспорта», которое является полным наименованием должности.

 

На основе квалификационных характеристик должностей служащих, содержащихся в ЕКСД, в которых представлены наиболее характерные для каждой должности виды работ, осуществляется разработка соответствующих должностных инструкций. Конкретный перечень должностных обязанностей служащих с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке.

Наименование должности служащего должно соответствовать его трудовой функции, определенной в его должностной инструкции.

Информация об оплате труда в штатном расписании

Штатное расписание организации должно отражать ее организационную структуру, состав и численность, поскольку в соответствии со ст.19 ТК обязательным условием заключения трудового договора с работником является указание места работы и структурного подразделения, в которое он принимается.

 

Справочно

В штатное расписание включаются все профессии рабочих, имеющиеся в организационной структуре, в т.ч. и те, для которых предусмотрена сдельная форма оплаты труда.

 

В штатное расписание в качестве необходимой информации следует включить данные о тарифной части заработной платы, а именно:

• размер тарифной ставки (тарифных ставок) 1-го разряда как элемента тарифной системы;

• тарифные разряды профессий рабочих (должностей служащих) и соответствующие им тарифные коэффициенты (для организаций, применяющих оплату труда на основе ЕТС (других тарифных сеток));

• размеры тарифных ставок (окладов) работников (как правило, указываются также их повышения, предусмотренные ЛНПА организации, нормами Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и носящие постоянный характер).

 

Справочно

Дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (надтарифная часть заработной платы), носящие переменный характер, в штатном расписании, как правило, не указываются.

 

При необходимости штатное расписание может содержать и другую информацию, применяемую постоянно или периодически. Например, в графе «Примечание» может указываться, на какой период вводится та или иная профессия (должность), факт нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.п.

Кто составляет штатное расписание?

Штатное расписание составляется в организации специально уполномоченным лицом нанимателя. Как правило, это экономист по труду. При отсутствии в штате организации экономиста по труду эту работу могут выполнять другие работники экономической службы с участием кадровой, юридической служб. В небольших организациях при отсутствии в их организационной структуре экономической службы вопросами разработки штатного расписания могут заниматься главный бухгалтер, юрисконсульт либо другое уполномоченное нанимателем лицо.

Согласно Общим положениям ЕТКС наименования профессий рабочих устанавливаются в строгом соответствии с ЕТКС.

При этом законодательством о труде предусмотрено право нанимателя поручать работнику трудовую функцию по нескольким профессиям. Для таких случаев Общими положениями ЕТКС определено, что наименование профессии рабочему устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.

Наименования должностей служащих устанавливаются в соответствии с ЕКСД, который обязателен для применения в организациях независимо от форм собственности. Также необходимо руководствоваться Общими положениями ЕКСД.

Утверждение и введение в действие штатного расписания

С учетом того, что штатное расписание является ЛНПА, порядок и форма его утверждения законодательством не установлены. Эти вопросы регламентируются уставом организации или другими учредительными документами.

Так, штатное расписание утверждается руководителем организации или лицом, которое в отсутствие руководителя организации исполняет его обязанности.

Как правило, штатное расписание утверждается в виде самостоятельного документа, распорядительный характер которого определяется грифом «УТВЕРЖДЕНО». Дополнительного оформления данного документа в виде приказа в этом случае не требуется. При этом дата утверждения и дата введения в действие штатного расписания являются необходимыми его реквизитами.

Штатное расписание, как правило, составляется на календарный год.

Внесение изменений и дополнений в штатное расписание

В силу организационных, экономических или производственных причин штатное расписание нанимателя может изменяться: могут вводиться или исключаться должности, изменяться тарификация работников, условия и размеры оплаты их труда и др.

В этих случаях в штатное расписание необходимо вносить соответствующие изменения. Такие изменения можно оформить приказом.

 

 

 Приложение

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

штат в количестве ______ единиц

Директор ________ ____________________

(подпись)  (инициалы, фамилия)  

«__» __________ 20__ г.

  (Печать организации)

 

Штатное расписание

работников ООО «Транзит»

 

Вводится в действие с «__» __________ 20__ г.

Тарифная ставка 1-го разряда - 400 000 руб. (для аппарата управления);

                                                     600 000 руб. (для производственного персонала)

 

п/п

Наимено-вание структурных подразде-лений и должностей служащих (профессий рабочих)

Квали-фикаци-онные разряды (классы, катего-рии)

Коли-чес-тво штат-ных еди-ниц

Тариф-ные раз-ряды по ЕТС

Тарифные коэффи-циенты по ЕТС (кратные размеры тарифной ставки

1-го разряда)

Тариф-ный оклад (ставка) по ЕТС, руб.

Повышения, предусмотренные положением об оплате труда

(размер и сумма), руб.

Дополни-тельная мера стимули-рования труда в соответ-ствии с Декретом № 29*, руб.

Должно-стной оклад (тарифная ставка), руб.

за ответст-венность при руко-водстве организа-цией (подразде-лением)

за руководство направлением деятельности, за квалифи-кационную категорию, за приме-нение производной должности «старший»

за харак-тер и специ-фику труда

Аппарат управления

1

Директор

-

1

22

5,59

2 236 000

50 %

(1 118 000)

-

-

50 %

(1 118 000)

4 472 000

2

Заместитель директора

-

1

21

5,22

2 088 000

40 %

(835 200)

-

-

40 %

(835 200)

3 758 400

3

Главный бухгалтер

-

1

20

4,88

1 952 000

40 %

(780 800)

-

-

40 %

(780 800)

3 513 600

4

Ведущий юрисконсульт

 

1

13

3,04

1 216 000

-

30 %

(364 800)

-

20 %

(243 200)

1 824 000

5

Старший инспектор по кадрам

 

1

10

2,48

992 000

-

10 %

(99 200)

-

10 %

(99 200)

1 190 400

6

Секретарь приемной руководителя

 

1

11

2,65

1 060 000

-

-

-

10 %

(106 000)

1 166 000

Участок международных перевозок

7

Начальник участка

 

1

14

3,25

1 950 000

20 %

(390 000)

-

-

30 %

(585 000)

2 925 000

8

Механик

 

1

13

3,04

1 824 000

-

-

-

30 %

(547 200)

2 371 200

9

Водитель автомобиля (между-народные перевозки)

1

1

-

3,20

1 920 000

-

-

-

10 %

(192 000)

2 112 000

10

Водитель автомобиля

2

1

-

2,50

1 500 000

-

-

-

10 %

(150 000)

1 650 000

 

Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

 

Наименование должности работника,

уполномоченного подписывать штатное расписание

 

 

 

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 

22.08.2012 г.

 

Анна Якушева, экономист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З внесены дополнения и изменения.