Пособие от 30.09.2009
Автор: Галич В.

Некоторые юридические и финансовые аспекты продажи долей в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью


 

Материал помещен в архив

 

НЕКОТОРЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДАЖИ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ ФОНДЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Юридические аспекты

Как правило, участники общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) рассматривают две возможности выйти из общества (примечание):

1) выйти из общества и получить действительную стоимость доли в срок до 12 месяцев (ст.93 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)). В таком случае в исполнительный орган общества подается заявление о выходе, что влечет за собой переход доли обществу и выплату взамен действительной стоимости доли. Действительная стоимость доли определяется нормативно и представляет собой часть стоимости чистых активов этого общества, пропорциональную размеру доли участника (часть вторая ст.94 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон об обществах)).

Схема 1

 

Общество с ограниченной ответственностью
             ▲         ▲      
 
Заявление 
Доля
  Выплата действительной  
 
о выходе 
    стоимости доли  
       
   
Участник 1
 
Участник 2
 
Участник 3

 

2) продать долю или иным образом произвести ее отчуждение (ст.92 ГК).

Схема 2

 

Общество с ограниченной ответственностью
 

Доля
     
Участник 1     Участник 2   Участник 3
   
     
 
Деньги
     

 

Доля в уставном фонде хозяйственного общества является обязательственным правом требования. Продажа и приобретение прав несколько отличаются от продажи вещей в связи с тем, что сама физическая передача прав невозможна. Конечно, к правоотношениям покупателя и продавца будут применяться нормы ГК о купле-продаже в силу прямого указания закона. Так, в соответствии с п.4 ст.424 ГК положения, предусмотренные § 1 «Общие положения о купле-продаже», применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Очевидно, однако, что правила, касающиеся передачи вещей, перехода рисков и права собственности, не применимы к купле-продаже прав.

В соответствии с п.1 ст.353 ГК право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи доли в уставном фонде к отношениям сторон будут применяться нормы гражданского законодательства о купле-продаже, а также нормы об уступке прав (ст.353-361 ГК). Кроме того, в ГК и Законе об обществах содержится ряд специальных норм, касающихся перехода прав на долю в результате совершения возмездных сделок.

Именно распространение норм о цессии на передачу доли помогает разрешить ряд практических вопросов, которые возникают при продаже долей. Например, при выплате распределяемой прибыли прошлых лет или при исполнении обязанности по внесению оставшейся части вклада возникает вопрос, кто должен получить прибыль (довнести вклад) - старый или новый участник? В этом случае следует руководствоваться ст.355 ГК, в соответствии с которой, если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Иными словами, если бывший участник имеет право получить по итогам года часть прибыли, то, продавая долю, он также передает соответствующее право.

Что касается формы сделок, которые являются основанием перехода прав, то нужно учитывать следующее.

Согласно ст.360 ГК уступка требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Купля-продажа доли вытекает из заключенного учредительного договора, а следовательно, если учредительный договор заключен в нотариальной форме, то договор, по которому уступается право требования, также должен быть совершен в нотариальной форме.

В соответствии с п.1 ст.166 ГК несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Таким образом, сделки по поводу долей в уставном фонде должны совершаться в той же форме, что и учредительный договор. Аналогичный вывод содержится в п.20 постановления Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 19 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах».

Нужно отметить, что на сегодняшний день существует и иная позиция, изложенная в письме Минюста РБ от 26.09.2006 № 10-07/1811-1 «Об отдельных правовых аспектах, связанных с возможными способами совершения сделок по отчуждению долей участников в уставных фондах обществ с ограниченной ответственностью», которая заключается в том, что сделки по отчуждению доли могут заключаться в простой письменной форме.

Доля участника общества с ограниченной ответственностью может быть отчуждена до полной ее оплаты лишь в той части, в которой она уже оплачена (п.4 ст.92 ГК). Следовательно, перед приобретением соответствующей доли всегда следует проверять факт формирования уставного фонда в части внесения продавцом своего вклада.

При осуществлении процедуры продажи доли стоит учитывать право преимущественной покупки долей иными участниками общества и самого общества по цене и условиям предложения ее третьему лицу. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением участников не предусмотрено иное. В то же время на случаи безвозмездной передачи участником принадлежащей ему доли третьему лицу право преимущественной покупки не распространяется. Именно этим правилом могут воспользоваться участники, чтобы обойти право преимущественной покупки и переоформить доли на третьих лиц без согласия участников общества. Однако нужно учитывать, что уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общества или остальных его участников на уступку доли участника третьему лицу иным образом, чем продажа, а также уставом общества вообще может быть установлен запрет на продажу или уступку иным образом участником общества своей доли третьему лицу.

В случае продажи (уступки иным способом) доли другому участнику общества право преимущественной покупки не действует (п.1 ст.92 ГК). Например, если участник продает всю долю одному из участников, иные участники на часть доли пропорционально своим вкладам претендовать не могут.

Таким образом, участник общества, намеренный продать свою долю третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных участников общества и само общество с указанием цены и других условий ее продажи. Порядок действий участника общества с ограниченной ответственностью, намеренного продать свою долю (часть доли) в уставном фонде общества, определяется уставом и должен содержать форму, способ извещения остальных участников этого общества и самого общества о намерении продать свою долю (часть доли) в уставном фонде общества и требования к информации, включаемой в это извещение (цена и иные условия продажи) (часть третья ст.98 Закона о хозяйственных обществах).

Если участники общества или общество не воспользуются преимущественным правом покупки всей доли, предлагаемой для продажи, в течение месяца со дня извещения их об этом, доля может быть продана третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его участникам. Уставом общества или соглашением его участников может быть установлен иной срок, в течение которого они могут осуществить свое право преимущественной покупки доли.

Продажа участником доли с нарушением преимущественного права покупки не влечет за собой недействительности такой сделки. В этом случае любой участник общества, а в соответствующем случае само общество вправе в течение 3 месяцев с момента, когда участник общества или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли.

В соответствии с частью пятой ст.101 Закона о хозяйственных обществах общество с ограниченной ответственностью должно быть письменно уведомлено о состоявшемся отчуждении доли (части доли) участника в уставном фонде общества с представлением доказательств такого отчуждения. Приобретатель доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью осуществляет права и несет обязанности участника с момента уведомления этого общества об указанном отчуждении. Данная норма перекликается с п.3 ст.353 ГК. С учетом того что изменение состава участников влечет внесение изменений в учредительные документы соответствующего общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации (п.3 ст.48 ГК). В связи с этим при продаже долей в обществах с дополнительной ответственностью нужно не только сразу уведомлять общество о продаже долей, но и желательно следить за тем, чтобы изменения вовремя отражались в уставе с тем, чтобы не попасть в число ответчиков при предъявлении третьими лицами иска о привлечении участников к субсидиарной ответственности.

Если общество не исполняет обязанности по внесению изменений в 2-месячный срок, целесообразно обратиться с иском о понуждении к внесению соответствующих изменений.

Налоговые аспекты

В случае продажи доли физическим лицом за цену, которая не превышает сумму его взноса (вклада) в уставный фонд, полученный доход не является объектом налогообложения подоходным налогом (подп.2.25 п.2 ст.2 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге», далее - Закон о подоходном налоге).

Если в результате сделки у физического лица возник доход, то он подлежит обложению подоходным налогом. В связи с тем что доходы от продажи доли относятся к доходам, полученным от источников в РБ (абзац 4 подп.1.5 п.1 ст.4 Закона о подоходном налоге), налогообложению подлежат и доходы, полученные нерезидентами-продавцами.

Пунктом 3 ст.9 Закона о подоходном налоге установлено, что доход (убыток) по операциям по реализации ценных бумаг исчисляется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными плательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг). К указанным расходам относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором о приобретении ценных бумаг; оплата услуг, оказываемых депозитарием; комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг; биржевой сбор (комиссия); другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг, произведенные в оплату за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

В случае если расходы плательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться налоговым вычетом в размере 10 % доходов, полученных по указанным операциям.

При приобретении доли лицом, которое является налоговым агентом (к таковым относятся белорусские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РБ через постоянные представительства, постоянные представительства международных организаций в РБ, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в РБ), удержание налога возлагается на данное лицо.

Если же доля приобретается физическим лицом, то налог уплачивает продавец. В таком случае резидент РБ - продавец должен подать налоговую декларацию о совокупном годовом доходе и уплатить налог не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом (ст.22 Закона о подоходном налоге). Физическое лицо - нерезидент до момента продажи подает по месту предполагаемого получения доходов налоговую декларацию, а также уплачивает налог на основании платежного извещения налогового органа. В последующем при фактическом получении дохода в ином размере может производиться возврат или доплата соответствующих сумм (ст.21-1 Закона о подоходном налоге).

При продаже доли юридическим лицом - резидентом за цену, которая не превышает сумму его взноса (вклада) в уставный фонд, полученный доход не является объектом налогообложения налогом на прибыль. Сумма же, превышающая размер вклада, признается доходом от внереализационных операций и подлежит налогообложению в установленном порядке (часть шестая п.2 ст.2 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль», далее - Закон «О налогах на доходы и прибыль»).

Если же доля продается иностранным юридическим лицом, тогда обязанность по удержанию, исчислению и уплате налога возлагается на источник выплаты. Данное правило применяется также и в том случае, если источником выплаты, т.е. покупателем, является иностранное юридическое лицо. Порядок действий по уплате налогов за продавца урегулирован в ст.10 Закона «О налогах на доходы и прибыль». Стоит обратить внимание на тот факт, что вне зависимости от того, возникает ли обязанность по уплате налога, декларация подлежит подаче.

 

Примечание. Прекращение участия в обществе возможно и по иным основаниям: в результате смерти участника, реорганизации общества, наложения взыскания на долю и т.д.

 

30.09.2009 г.

 

Валентин Галич, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: С 1 января 2010 г. законы РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» и от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратили силу.

В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 96-З (с 15 февраля 2010 г.), от 28.12.2009 № 97-З (с 15 июля 2010 г.), от 16.07.2010 № 172-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 15.07.2010 № 167-З (с 3 февраля 2011 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.), от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) и от 11.07.2014 № 191-З (со 2 августа 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 3 февраля 2011 г. в Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения и дополнения.

С 31 октября 2011 г. постановление Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 19 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах» на основании постановления Пленума ВХС РБ от 31.10.2011 № 20 утратило силу.