Судебная практика от 17.04.2013
Автор: Белявский С.

Нелегальный извоз штатными водителями такси влечет штраф и лишение лицензии организации


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ИЗВОЗ ШТАТНЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ ТАКСИ ВЛЕЧЕТ ШТРАФ И ЛИШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Действующее лицензионное законодательство устанавливает определенные требования к каждому виду лицензируемой деятельности. Что касается деятельности такси, то подобные требования установлены в следующих нормативных актах:

Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450);

Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25 (далее - Инструкция № 25);

Правилах автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 октября 2018 г. Правила № 972 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 31.08.2018 № 636. Комментарий см. здесь;

 

• государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1389-2003 «Сооружения станционные пассажирские, автомобили, троллейбусы, трамваи. Основные требования к информационному оформлению» (далее - СТБ 1389-2003) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/144573/166244);

• государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний» (далее - СТБ 914-99) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/78990/78990);

Положении о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630.

Наиболее часто допускаемыми нарушениями является выпуск автомобилей такси на линию в отсутствие надлежащим образом оформленных путевых листов, без прохождения технического и медицинского предрейсового осмотров, ненадлежащее использование таксометров, неоформление транспортных средств в соответствии с действующими требованиями (желтые регистрационные знаки серии ТАХ, магнитные желтые полосы, плафоны такси и т.п.). Все эти нарушения влекут применение к организации, оказывающей услуги такси, административных санкций, предусмотренных частью первой ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.3 нового Кодекса.

 

Пример

Согласно протоколу об административном правонарушении при проверке автомобиля-такси «Мерседес», принадлежащего частному торговому унитарному предприятию (далее - ЧТУП) «Такси», водитель Ш., состоящий с данным ЧТУП в трудовых отношениях (трудовой контракт от 15.02.2013), осуществлял перевозку пассажиров без пройденного предрейсового медосмотра, без оформленного надлежащим образом путевого листа (не заполнены графы 5, 6, 10, 20, 37 - отметка о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, данные о показаниях спидометра и времени выезда автомобиля), тем самым нарушив абзацы 2 и 5 п.124 Положения № 450. Размер дохода составил 30 000 руб.

Размер дохода подтвержден письменными объяснениями Ш., а также его устными пояснениями и пояснениями директора Я., данными в ходе судебного заседания.

Вина юридического лица его руководителем признается.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий среди прочих являются выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры; выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством (абзацы 2 и 5 п.124 Положения № 450).

Путевой лист должен содержать следующие сведения: период действия путевого листа, наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика), марку и регистрационный знак автомобиля, данные о водителе, отметки о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля, данные о движении топливно-смазочных материалов, отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля, иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист (п.3 Инструкции № 25).

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.7 КоАП, в соответствии с которой предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Виновные действия ЧТУП «Такси» подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, фотографиями и иными доказательствами, имеющимися в деле.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

1) факт совершения административного правонарушения и вина ЧТУП «Такси» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;

2) директор ЧТУП «Такси» вину признает, к административной ответственности ЧТУП «Такси» за данное правонарушение привлекается впервые;

3) множественность допущенных ЧТУП «Такси» нарушений требований лицензионного законодательства;

4) не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

С учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное частью первой ст.12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 30 базовых величин, с конфискацией полученного дохода в размере 30 000 руб.

Согласно п.124 Положения № 450 допущенные субъектом нарушения относятся к категории грубых. Изложенное обусловило направление в предприятие частного определения в соответствии со ст.10.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, - направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.

В частном определении суд указал, что помимо указанных в протоколе нарушений в акте № 51916 внеплановой тематической проверки и других материалах дела содержатся указания на допущение ЧТУП «Такси» иных нарушений: работа с выключенным таксометром, транспортное средство не оборудовано в соответствии с СТБ 1389-2003 и СТБ 914-99 (отсутствовали специальные номера такси желтого цвета и магнитные ленты).

В соответствии с п.82 Положения № 450 в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия в порядке, установленном Положением № 450.

Суд обратил внимание на необходимость установления строгого контроля на ЧТУП «Такси» за соблюдением работниками требований законодательства о лицензировании, лицензионных требований к деятельности такси с целью исключения приведенных нарушений в своей последующей работе.

Судом было указано на недопустимость формального подхода к рассмотрению частного определения и изложенных в нем фактов.

О результатах рассмотрения частного определения правонарушитель обязан был проинформировать хозяйственный суд в месячный срок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Следует руководствоваться ст.11.29 нового Кодекса.

 

17.04.2013

 

Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»