


Материал помещен в архив


НЕПРАВИЛЬНО УСТАНОВЛЕН ШИФР ОСНОВНОГО СРЕДСТВА: КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
![]() |
Ситуация Организацией в 1999 году неверно присвоен шифр основным средствам. Как исправить допущенную ошибку в бухгалтерском и налоговом учете? Как документально оформить ее исправление? |
Нормативное регулирование классификации основных средств и начисления амортизации по ним
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Поскольку ошибка давняя, рассмотрим изменения законодательства, касающегося учета основных средств.
В 1999 году в Республике Беларусь применялись единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072, введенные в действие на территории республики постановлением Совета Министров БССР от 03.01.1991 № 4 «О единых нормах амортизационных отчислений».
Начисление амортизации основных средств производилось в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Государственным комитетом Республики Беларусь по экономике и планированию от 19.02.1993 № 26/13-25, Министерством финансов Республики Беларусь от 19.02.1993 № 15-6/15, Государственным комитетом по статистике и анализу Республики Беларусь от 19.02.1993 № 18-22/11, Государственным комитетом Республики Беларусь по архитектуре и строительству от 19.02.1993 № 07-8/96 (далее - Положение № 15-6/15).
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 № 186 был утвержден Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроков их службы, введенный в действие с 1 января 2002 г. (далее - Классификатор № 186).
Организациям предоставлялось право увеличения нормативного срока службы недоамортизированных по состоянию на 1 января 2002 г. объектов на год и более для начисления амортизации в пределах срока службы, рассчитанного исходя из названных единых норм (п.4 Положения № 15-6/15 в редакции постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.02.2000 № 34/15/13/4).
С 1 января 2002 г. при начислении амортизации следовало руководствоваться Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (далее - Положение № 187/110/96/18).
Вместе с тем организациям в зависимости от принятой учетной политики предоставлялось право до 31 декабря 2002 г. включительно применять в хозяйственной деятельности Положение № 187/110/96/18 или Положение № 15-6/15 (п.2 Положения № 187/110/96/18).
С 1 ноября 2002 г. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 27.09.2002 № 48 введен в действие ОКРБ 020-2002 «Основные средства и нематериальные активы». На основании этого документа следует производить классификацию основных средств и определять их шифр.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2018 г. ОКРБ 020-2002 отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 23.02.2018 № 10А. |
С 1 января 2012 г. применяются нормативные сроки службы основных средств, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее - постановление № 161).
С указанной даты Классификатор № 186 утратил силу (п.3 постановления № 161).
Организации вправе по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу постановления № 161, использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные постановлением № 161, или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу постановления № 161, в том числе установившими классификацию основных средств (подп.2.1 п.2 постановления № 161).
![]() |
Обратите внимание! Организации с принятием постановления № 161 вправе не менять установленные ранее шифры основных средств и нормативные сроки их службы. |
С 1 июля 2009 г. начисление амортизации производится в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее соответственно - постановление № 37/18/6, Инструкция № 37/18/6).
Организации вправе осуществлять амортизацию по объектам, числившимся в составе основных средств и нематериальных активов до даты вступления в силу постановления № 37/18/6, до завершения установленного срока амортизации в соответствии с постановлением № 37/18/6 или с порядком начисления амортизации этих объектов, установленным организацией в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 37/18/6 (п.2 постановления № 37/18/6). То есть организации по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу постановления № 37/18/6, вправе начислять амортизацию в соответствии с Положением № 187/110/96/18.
Кроме того, со вступлением в силу постановления № 161 можно было не изменять шифры и нормативные сроки основных средств.
Таким образом, исходя из изложенного:
• организация должна была пересмотреть нормативные сроки службы основных средств на 1 января 2002 г.;
• с принятием постановления № 161 нормативные сроки службы основных средств, числившихся в учете и недоамортизированных на 1 января 2012 г., можно было не пересматривать, то есть могут применяться шифры и нормативные сроки, установленные согласно ОКРБ 020-2002 и Классификатору № 186;
• с принятием Инструкции № 37/18/6 амортизацию основных средств, числившихся в учете на 1 июля 2009 г., можно начислять в соответствии с Положением № 187/110/96/18.
Следовательно, нужно пересчитать амортизацию основного средства, по которому неверно установлены шифр и нормативные сроки.
Документальное оформление выявленной ошибки
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее - Закон № 57-З).
![]() |
Справочно Хозяйственная операция - действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (абзац 24 ст.1 Закона № 57-З). |
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, поименованные в п.2 ст.10 Закона № 57-З.
Ошибка - неправильное отражение (неотражение) хозяйственной операции в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности (абзац 4 п.2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80; далее - Стандарт № 80).
Ошибка может быть обусловлена, в частности, неправильным применением законодательства Республики Беларусь (п.8 Стандарта № 80).
Выявленные ошибки подлежат исправлению. Исправление ошибок оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, содержащей сведения, установленные законодательством Республики Беларусь для первичных учетных документов (п.9 Стандарта № 80).
Кроме того, следует учитывать, что согласно п.6 Инструкции № 37/18/6 для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации (далее - комиссия).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2020 г. в Инструкцию № 37/18/6 внесены изменения постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2019 № 25/79/70. Комментарий см. здесь. |
В функции данной комиссии входит, в частности (приложение 1 к Инструкции № 37/18/6):
• выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам) (п.1);
• разделение амортизируемых объектов на используемые и не используемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объекта (п.2);
• распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств (п.3);
• выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы; определение ресурса каждого объекта, в отношении которого принято решение о начислении амортизации производительным способом (п.5);
• выбор и пересмотр способа и метода начисления амортизации (при принятии метода уменьшаемого остатка - коэффициента ускорения) для каждого амортизируемого объекта либо для группы объектов (п.6);
• принятие решения о применении поправочных коэффициентов к норме (сумме) амортизации при эксплуатации объекта в режимах, отличающихся от базовых, установленных собственником и/или производителем, определение величины этих коэффициентов, выделение отдельных амортизационных подгрупп в составе соответствующих амортизационных групп (п.7);
• установление и пересмотр амортизируемой и недоамортизированной стоимости при принятии амортизируемых объектов к учету, изменении условий их функционирования и проведении переоценок, определение целесообразности изменения амортизируемой стоимости объекта по результатам проведения технического диагностирования и освидетельствования, определение и пересмотр амортизационной ликвидационной стоимости (п.8).
Результаты работы комиссии по проведению амортизационной политики оформляются протоколами. Поэтому изменение шифра и нормативных сроков следует первоначально оформить протоколом комиссии. При этом следует указать, в соответствии с каким НПА установлен нормативный срок службы: с Классификатором № 186 или постановлением № 161.
В протоколе следует также указать, в соответствии с каким документом должна начисляться амортизация: в соответствии с Положением № 187/110/96/18 или Инструкцией № 37/18/6.
Кроме того, на основании протокола следует внести изменения в акт о приеме-передаче основных средств, форма которого приведена в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2018 г. следует руководствоваться актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению № 23 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 26. |
На основании протокола комиссии бухгалтер должен пересчитать амортизацию за все предыдущие годы и результаты переоценки основного средства.
![]() |
Справочно Дополнительно см.: • «Приказ о создании комиссии для проведения амортизационной политики (пример)»; • «Положение о постоянно действующей комиссии по амортизационной политике»; • «Примерная форма протокола заседания комиссии по проведению амортизационной политики». |
Пересчет амортизации повлечет изменение суммы налога на недвижимость
Пересчет амортизации приведет к изменению остаточной стоимости основного средства по состоянию на 1 января каждого отчетного года. Это повлечет, в свою очередь, изменение суммы налога на недвижимость.
![]() |
Обратите внимание! До 2009 года согласно ст.2 Закона Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1337-XII «О налоге на недвижимость» |
Значит, налогом на недвижимость облагались все основные средства: и движимые, в частности, оборудование, и недвижимые (здания и сооружения).
При этом в течение срока действия Закона № 1337-XII его нормы претерпевали изменения и дополнения.
С 1 января 2009 г. объектами налогообложения согласно части первой п.1 ст.2 Закона № 1337-XII признавались:
• здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
• здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам - физическим лицам;
• здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога в соответствии с частью седьмой ст.1 Закона № 1337-XII.
С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). С этой даты налог на недвижимость исчисляется в соответствии с главой 17 НК.
Объекты обложения налогом на недвижимость поименованы в ст.185 НК. На протяжении срока действия НК перечень объектов обложения налогом на недвижимость также изменялся.
Исправление ошибки в бухгалтерском учете
Пересчитанную сумму амортизации и налога на недвижимость за все годы следует оформить бухгалтерской справкой-расчетом.
Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п.10 Стандарта № 80).
Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная после его окончания, но до даты утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется в декабре отчетного года дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п.11 Стандарта № 80).
Ошибка, допущенная в году (годах), предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов. При этом в бухгалтерской отчетности корректируется вступительное сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьей активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этой ошибкой статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период (часть первая п.12 Стандарта № 80).
В бухгалтерском учете следует отразить разницу:
• в сумме ранее начисленной и пересчитанной амортизации;
• в сумме налога на недвижимость;
• изменения в сумме налога на прибыль (по ставкам, действующим в соответствующие годы).
Исправление ошибки в налоговом учете
Период проверки соблюдения налогового законодательства не ограничен (абзац 4 части второй п.13 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться абз.4 ч.2 п.16 Указа № 510 с учетом изменений, внесенных Указом от 28.02.2022 № 73. |
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (часть вторая п.5 ст.60 НК).
При обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), за исключением случаев, предусмотренных частью пятой п.8 ст.63 НК (часть первая п.8 ст.63 НК).
Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения (часть вторая п.8 ст.63 НК).
В отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых без нарастающего итога с начала налогового периода (а налог на недвижимость так и исчисляется), соответствующие сведения о вносимых изменениях и (или) дополнениях отражаются в налоговой декларации (расчете) за тот отчетный (налоговый) период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки (часть четвертая п.8 ст.63 НК).
Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, за исключением случаев, когда такие изменения и (или) дополнения связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке (часть пятая п.8 ст.63 НК).
Бухгалтерские записи
В бухгалтерском учете в месяце обнаружения ошибки следует сделать записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Исправление ошибок прошлых лет | ||
Отражено (зависит от того, следует доначислить либо сторнировать сумму амортизации): - увеличение суммы начисленной амортизации за каждый год, кроме 2017, или |
||
- уменьшение методом «красное сторно» суммы амортизации за каждый год, кроме 2017 |
84 |
02 |
Отражено: - увеличение суммы налога на недвижимость за каждый год, кроме 2017, или |
84 |
|
- уменьшение методом «красное сторно» суммы налога на недвижимость за каждый год, кроме 2017 |
84 |
68-1 |
Отражено: - увеличение суммы налога на прибыль за каждый год, кроме 2017, или |
84 |
68-3 |
- уменьшение методом «красное сторно» налога на прибыль за каждый год, кроме 2017 |
84 |
68-3 |
За 2017 год | ||
Отражено увеличение суммы начисленной амортизации за 2017 год (поквартально) |
02 | |
Отражено уменьшение методом «красное сторно» суммы амортизации за 2017 год (поквартально) |
20, 23 и др. счета учета затрат |
02 |
Отражено увеличение налога на прибыль в разрезе кварталов 2017 года (примечание) |
68-3 | |
Отражено уменьшение методом «красное сторно» налога на прибыль в разрезе кварталов 2017 года (примечание) |
99 |
68-3 |
Примечание. Пересчет налога на прибыль следует сделать за каждый квартал 2017 года, поскольку отчетным периодом для налога на прибыль признается календарный квартал (п.2 ст.143 НК).
Реально ли правильно исправить ошибку?
В связи с тем что данная ошибка носит длящийся характер и налоговое и бухгалтерское законодательство за эти годы менялось неоднократно, исправить допущенную организацией ошибку в изложенном выше порядке, скорее всего, будет невозможно в силу того, что могут отсутствовать документы бухгалтерского и налогового учета за периоды, подвергнутые налоговой проверке.
![]() |
Справочно До 10 августа 2012 г. сроки хранения документов по бухучету и отчетности были установлены главой 7 Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 06.08.2001 № 38. В настоящее время сроки хранения указанных документов приведены в главе 12 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться гл.13 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь. |
Кроме того, за предыдущие годы необходимо будет переоценить основное средство и отразить переоценку в порядке, который действовал в соответствующие годы.
Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (часть первая п.24 Инструкции № 37/18/6).
При обнаружении ошибки в определении амортизируемой стоимости, нормативного срока службы или срока полезного использования основных средств исправление ошибки производится в месяце ее обнаружения путем пересчета сумм ранее начисленной амортизации с отражением в бухгалтерском учете в установленном порядке (часть третья п.24 Инструкции № 37/18/6).
Комиссия вправе применить поправочные коэффициенты к сумме амортизации, а также пересмотреть амортизируемую и недоамортизированную стоимость основного средства (пп.7, 8 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6).
![]() |
Справочно Дополнительно см.: • «Применение поправочного коэффициента к сумме амортизации»; • «Как установить срок полезного использования бывших в употреблении объектов основных средств». |
Поэтому представляется, что в протоколе об устранении обнаруженной ошибки комиссия должна:
• сделать заключение о возможном оставшемся сроке использования основного средства и определить его недоамортизированную стоимость. Причем этот срок и недоамортизированную стоимость следует установить с даты, на которую имеются бухгалтерские документы для пересчета амортизации и налога на недвижимость;
• если это возможно, применить поправочные коэффициенты для корректирования месячной нормы амортизации объекта таким образом, чтобы не пришлось ее пересчитывать за все эти годы.
Изменение нормативного срока и срока полезного использования, применение коэффициентов и порядок начисления амортизации по данному основному средству следует отразить в учетной политике.
Приведенные выше бухгалтерские записи сделать за те годы, за которые будет пересчитана амортизация.
Налоговые декларации (расчеты) в случае уменьшения исчисленного налога на недвижимость и налога на прибыль имеет смысл представить только за 3 последних года на основании части второй п.5 ст.60 НК.
В случае увеличения исчисленных налогов уточненные налоговые декларации (расчеты) представляются на основании части пятой п.8 ст.63 НК за непроверенный налоговыми органами период.
15.12.2017
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»