


Материал помещен в архив
НЕПРАВОМЕРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАТРАТ В АКТЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА
Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения (часть 1 ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа в размере от 10 БВ до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 150 % от суммы завышения (ч.1 ст.22.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь. |
То же деяние, совершенное заказчиком, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения (часть 2 ст.21.7 названного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа в размере от 10 БВ до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 50 % от суммы завышения (ч.2 ст.22.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь. |
Завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
• стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
• не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
• фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные (подп.1.1 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства»).
При определении завышения стоимости строительства устанавливаются: | |
наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством | |
наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке | |
наличие документов о проведении подрядных торгов, соответствие порядка их проведения требованиям, установленным законодательством | |
соответствие расчета договорной цены установленному порядку | |
наличие договоров подряда на строительство объектов, их соответствие установленным правилам | |
соответствие условий заключенного договора тендерному предложению победителя торгов, результатам переговоров | |
соблюдение договорных обязательств | |
наличие документов, подтверждающих приемку выполненных работ и их стоимость | |
соответствие выполненных работ требованиям утвержденной проектной документации и техническим нормативным правовым актам | |
соответствие расчетов стоимости выполненных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве | |
соблюдение порядка расчетов за выполненные работы требованиям, установленным законодательством, в том числе уплата процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов | |
соответствие объемов и стоимости выполненных на объекте видов (этапов) работ оплаченным (предъявленным к оплате) | |
наличие по данным бухгалтерского учета оприходования и списания материальных ценностей, использованных для выполнения работ, соблюдение нормативов расхода ресурсов | |
наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных работ, этапов (комплексов) работ и объекта строительства в целом | |
законченность работ по монтажу оборудования | |
по конструкциям, инструментальный обмер которых затруднен, - соответствие фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии монтажа этих конструкций в проектное положение. Кроме того, используются документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительную документацию | |
Рассмотрим примеры неправомерного включения различных затрат в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, что является завышением стоимости строительства.
Строительные материалы подрядчика
Организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) обязательны для применения Методические указания по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444.
Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (приложение 3 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13) (далее - акт формы С-2) составляется каждым участником строительства, в том числе и генподрядчиком, в подтверждение объемов и стоимости работ, выполненных собственными силами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 мая 2018 г. в акте формы С-2 слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21. |
К акту формы С-2 в произвольной форме составляется ведомость материалов, израсходованных подрядчиком на производство работ, с указанием обязательных реквизитов:
• наименование материала;
• единица измерения;
• количество;
• цена и сумма.
Материал заказчика и материал подрядчика указываются в ведомости с отдельным подсчетом итогов.
Сумма, отражаемая по строке «Всего выполнено работ в текущих ценах» раздела «Расчет стоимости работ в текущих ценах», является объемом работ, выполненных в отчетном месяце собственными силами подрядчика, и отражается в регистрах бухгалтерского учета (абзацы 1, 3, 6, 7 п.1 письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.01.2012 № 11-1-34/67 «О порядке применения и заполнения отдельных форм первичных учетных документов в строительстве» (далее - письмо № 11-1-34/67)).
Объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или на основе описи работ (дефектного акта) согласно сметным нормам и правилам подсчета объемов работ (п.11 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25 (далее - Инструкция № 25)).
Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:
• требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;
• требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденные в установленном порядке (п.2 ст.2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).
Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации.
![]() |
Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами) Проверкой было установлено, что в нарушение перечисленных норм Закона № 300-З, а также условий договора подряда, без учета требований абзацев 6, 7 п.1 письма № 11-1-34/67 в расчет стоимости строительных материалов к акту формы С-2 по объекту «Текущий ремонт мягкой кровли» в объем и стоимость работ были включены отдельные строительные материалы подрядчика, которые не числились по данным бухгалтерского учета и фактически не расходовались, а также их стоимость не была подтверждена учетными документами. Еще в ходе проверки было установлено систематическое завышение объемов и стоимости работ в результате включения в акты формы С-2 материалов, которые на момент составления данных актов у подрядчика отсутствовали, а также выполненных из этих материалов строительно-монтажных работ. Следует отметить, что списание таких материалов и, соответственно, выполнение строительно-монтажных работ производилось подрядчиком в последующие отчетные периоды, что является завышением стоимости строительства. |
Непредвиденные работы и затраты
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты распределяется на две части, одна из которых остается в распоряжении застройщика, заказчика, а другая передается в распоряжение подрядных организаций.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемый подрядной организации из общей суммы резерва, составляет 1 % для объектов непроизводственного назначения, жилых домов (часть первая, абзац 3 части второй п.44 Инструкции № 25).
![]() |
Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами) В расчете стоимости выполненных работ в текущих ценах к акту формы С-2 за март 2015 г. субподрядной организацией непредвиденные затраты приняты в размере 1,5 % как для объектов производственного назначения, так и для инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект (абзац 2 части второй п.44 Инструкции № 25), хотя работы выполнялись на объекте непроизводственного назначения. Соответственно, были нарушены требования абзаца 3 части второй п.44 Инструкции № 25. |
Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время
Расчетный период зимнего времени по Минской области принят с 15 ноября до 25 марта (таблица 1.1 Сборника ресурсно-сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (РДС 8.01.103-02), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.02.2002 № 92).
![]() |
Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами) В расчете стоимости выполненных за апрель работ в текущих ценах субподрядной организацией были необоснованно приняты к расчетам дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. |
При применении индексов изменения стоимости согласно подп.1.1, 1.2, 1.8 п.1 приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2014 № 260 «Об индексах изменения стоимости в строительстве» (далее - приказ № 260) корректирующий коэффициент установлен в размере 0,35 к затратам, определяемым с использованием индекса изменения заработной платы.
При расчетах за выполненные работы путем применения к базисной стоимости индекса изменения заработной платы и корректирующего коэффициента определяются следующие затраты:
• связанные с введением прогрессивно-возрастающих расценок и повышенных тарифных ставок рабочих за увеличение производства продукции;
• связанные с повышением тарифной ставки при переводе на контрактную форму найма работников;
• связанные с выплатами стимулирующего характера;
• связанные с выплатами за выполнение по итогам предыдущего года организацией установленного уровня рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг);
• связанные с выплатами стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам.
![]() |
Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами) В акте сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ за сентябрь 2014 г. субподрядной организацией при расчетах стоимости работ в текущих ценах неправомерно применен коэффициент 6,17775 к затратам: • связанным с введением прогрессивно возрастающих расценок и повышенных тарифных ставок рабочих за увеличение производства продукции; • связанным с повышением тарифной ставки при переводе на контрактную форму найма работников; • связанным с выплатами стимулирующего характера; • связанным с выплатами за выполнение по итогам предыдущего года организацией установленного уровня рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг); • связанным с выплатами стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам. Согласно приказу № 260 к вышеперечисленным затратам необходимо применять коэффициент 4,324425 (12,3555 х 0,35). |
Поправка на дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах учитывается в размере 3,5 % от суммы стоимости материалов, изделий и конструкций, без учета транспортных затрат (подп.38.10 п.38 Инструкции № 25).
![]() |
Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами) Субподрядной организацией в расчет стоимости в текущих ценах к акту формы С-2 за декабрь 2014 г. были включены дополнительные транспортные затраты на перевозку материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах с поправкой 5,2 %, что является нарушением подп.38.10 п.38 Инструкции № 25. |
21.10.2015
Юрий Навойчик, юрист