


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Юридическим лицом в целях исполнения налогового обязательства по налогу, причитающегося к уплате по сроку 22-го числа, представлены в банк платежные поручения с платежной инструкцией на перечисление причитающейся суммы налога со всех открытых текущих (расчетных) счетов, за исключением текущего (расчетного) счета в иностранной валюте. Платежные поручения помещены банком в картотеку по учету расчетных документов, не оплаченных в срок, по причине отсутствия денежных средств на текущих (расчетных) счетах.
Платежное поручение с платежной инструкцией на перечисление причитающейся суммы налога с текущего (расчетного) счета в иностранной валюте юридическим лицом в банк не представлялось, поскольку уплата налогов должна производиться в белорусских рублях, а также в связи с недостаточностью денежных средств на этом счете.
Одновременно в целях взыскания налога за счет дебиторов юридическим лицом в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ по месту постановки на учет представлен перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности. На основании представленных документов налоговой инспекцией по месту постановки на учет юридического лица взыскание налога по сроку 22 июля произведено в бесспорном порядке за счет денежных средств дебиторов организации.
Несет ли ответственность юридическое лицо за неуплату налога на добавленную стоимость самостоятельно?
ОТВЕТ: Не несет при наличии некоторых условий.
Налоговым обязательством в соответствии с п.1 ст.36 Налогового кодекса РБ (далее - НК) признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), которая осуществляется непосредственно плательщиком (п.1 ст.37 НК).
Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований (п.4 ст.37 НК).
В подп.1.1 и 1.5 п.1 ст.22 НК установлена обязанность плательщика уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины), а также ведения учета дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности.
Взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней (п.1 ст.55 НК).
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и является одним из способов принудительного исполнения налогового обязательства, взыскания пеней.
![]() |
Обратите внимание! Принудительное взыскание не заменяет обязанность плательщика уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины). |
Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством (п.5 ст.37 НК).
В части 1 ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность юридического лица за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины). Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут административную ответственность должностного лица юридического лица по части 2 ст.13.6 КоАП.
Вместе с тем одним из принципов административной ответственности является установление вины (часть 6 ст.4.2 КоАП).
Вина физического лица выражается в психическом отношении физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженному в форме умысла или неосторожности (часть 1 ст.3.1 КоАП).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).
![]() |
Справочно Не является административным правонарушением, предусмотренным частями 1 и 2 ст.13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины), если им не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на его счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме (абзац 2 части 2 примечания к ст.13.6 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться абзацем 2 части 2 примечания к ст.13.6 КоАП с дополнением, внесенным Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
В рассматриваем случае юридическим лицом не приняты все меры по уплате налогов, а именно, не обеспечена уплата налога на добавленную стоимость денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) счете в иностранной валюте. При этом норма абзаца 2 части 2 примечания к ст.13.6 КоАП применена быть не может, поскольку предполагает условие направления плательщиком поручений на перечисление со всех его счетов сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме независимо от размера числящихся на счетах денежных средств.
Следовательно, юридическое лицо и его должностное лицо, с учетом наличия их вины, могут быть привлечены к административной ответственности по частям 1 и 2 ст.13.6 КоАП за неуплату налога по сроку 22-го числа независимо от взыскания налоговым органом его суммы за счет средств дебиторов этого юридического лица.
Вместе с тем не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1 и 2 ст.13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины), если им внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, - до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений - уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки (абзац 3 части 2 примечания к ст.13.6 КоАП).
Таким образом, при уплате плательщиком причитающейся суммы налога на добавленную стоимость по сроку 22-го числа до составления акта камеральной проверки, юридическое лицо и его должные лица не подлежат привлечению к административной ответственности по частям 1 и 2 ст.13.6 КоАП.
24.01.2014
Яна Глинская, экономист