


Материал помещен в архив
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, ПРОВЕДЕНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ
(статья 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований технических нормативных правовых актов (ТНПА), градостроительной и проектной документации (п.2 ст.53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).
К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:
• технические регламенты;
• технические кодексы;
• стандарты, в т.ч. государственные стандарты, стандарты организаций;
• технические условия.
![]() |
Справочно Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности (часть первая ст.16 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон № 262-З)). Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации (части первая и вторая ст.17 Закона № 262-З). Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов (части первая, шестая ст.18 Закона № 262-З). Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: • требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; • требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; • требования к технической и информационной совместимости; • правила оформления технической документации; • общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; • требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг; • термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы (часть третья ст.19 Закона № 262-З). Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов (ст.22 Закона № 262-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Законом № 262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З. |
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст.21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), состоит в таких деяниях, как:
• невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры.
![]() |
Справочно Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо - от 25 до 100 базовых величин (абзац 2 части 1 ст.21.3 КоАП); |
• те же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
![]() |
Справочно Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 200 базовых величин (абзац 2 части 2 ст.21.3 КоАП). |
К проблемным вопросам квалификации относится соотнесение ст.21.3 и 23.11 КоАП в части несоблюдения требований технических правовых актов.
Субъекты правонарушения: физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Основные субъекты доказывания по делам об административных правонарушениях: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, которые уполномочены на ведение административного процесса соответственно на основании:
• Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
• Закона № 300-З;
• Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»;
• Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»;
• постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь».
Процессуальная компетенция:
• органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП);
• органов, осуществляющих государственный строительный надзор, - п.49 части 1 ст.3.30 ПИКоАП;
• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах - п.2 части 1 ст.3.30 ПИКоАП.
Приведем примеры нарушений по ст.21.3 КоАП.
![]() |
Пример 1 Собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением (п.1 ст.65 Закона № 300-З). Собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны: сохранять архитектурный облик объекта строительства; проводить осмотры технического состояния объекта строительства; содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии; соблюдать требования в области охраны окружающей среды; хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации (службы) объекта строительства архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объекта строительства; вести журнал эксплуатации объекта строительства, вносить в него результаты его технических осмотров. Периодичность технических осмотров, а также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны, определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (п.2 ст.65 Закона № 300-З). Собственник, пользователь объекта строительства, если иное не установлено законодательством, обязаны периодически производить ремонт эксплуатируемого объекта строительства, выполнять требования территориальных органов архитектуры и градостроительства и иных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства. Периодичность ремонтов определяется правилами эксплуатации объектов строительства (п.5 ст.65 Закона № 300-З). При эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности являются обязательными требования технического кодекса установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252461/350124) (далее - ТКП 45-1.04-208-2010). В процессе эксплуатации зданий (элементов) должно быть обеспечено наличие проектной, исполнительной и эксплуатационной документации. Перечень эксплуатационной документации должен соответствовать приложению А (обязательное) к ТКП 45-1.04-208-2010 (абзац 9 части первой, часть вторая п.4.3 ТКП 45-1.04-208-2010). В перечень эксплуатационной документации входит технический паспорт здания, акт приемки здания в эксплуатацию, акты осмотров здания, журнал технической эксплуатации здания, отчеты о ранее выполненных обследованиях, документы о текущих, капитальных ремонтах, усилении, реконструкции, защите строительных конструкций от коррозии, схемы внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения, контуров заземления (приложение А (обязательное) к ТКП 45-1.04-208-2010). Проектная, исполнительная и эксплуатационная документация должна храниться у собственника здания или уполномоченного им органа (п.4.4 ТКП 45-1.04-208-2010). В ходе проверки было установлено, что в нарушение части второй раздела 1, абзаца 9 части первой, части второй п.4.3, п.4.4, п.11 приложения А (обязательное) к ТКП 45-1.04-208-2010 в проверяемом периоде, а также на момент проверки (20 февраля 2014 г.) в учреждении не имелось эксплуатационной документации: • схем контуров заземления на эксплуатируемые общественные здания; • схем внутридомовых систем водоснабжения, тепло-, электроснабжения на эксплуатируемые общественные здания; • схем внутридомовых систем канализации на эксплуатируемые общественные здания. Таким образом, учреждением были нарушены требования технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не приняты все меры по их соблюдению.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2017 г. вместо ТКП 45-1.04-208-2010 введен в действие ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 321. С 28 октября 2020 г. ТКП 45-1.03-207-2010 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 66 утратил силу. С 18 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления авторского надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 39. |
![]() |
Пример 2 Порядок организации и проведения авторского надзора за строительством установлен техническим кодексом установившейся практики «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-207-2010 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252460/350123) (далее - ТКП 45-1.03-207-2010). Представители генерального проектировщика, осуществляющие авторский надзор, обязаны вести журнал авторского надзора (по форме в соответствии с приложением А к ТКП 45-1.03-207-2010), в котором фиксировать выявленные при строительстве замечания, отступления от проектной документации и нарушения требований ТНПА и устанавливать сроки их устранения; следить за своевременным и качественным исполнением указаний, внесенных в журнал авторского надзора (абзацы 6, 8 п.6.3 ТКП 45-1.03-207-2010). Форма учетного листа журнала заполняется представителями группы авторского надзора при каждом посещении объекта строительства. Если на объекте не выявлено отступлений от проектно-сметной документации, в графе 3 учетного листа журнала производится запись «замечаний нет» (примечание к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010). Проверкой, проводимой в открытом акционерном обществе «И», было установлено, что журналы авторского надзора ведутся в двух экземплярах: один находится на стройплощадке, второй - у генпроектировщика. При этом в журнал авторского надзора не вносятся записи в форму «Регистрация работников, осуществляющих авторский надзор за строительством» (приложение А-А4 к ТКП 45-1.03-207-2010), которая должна заполняться при каждом посещении объекта строительства. Кроме того, в нарушение требований абзаца 5 п.6.3 ТКП 45-1.03-207-2010, примечания к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010 допускались случаи, когда работники, осуществлявшие авторский надзор, не вносили записи в журнал авторского надзора при посещении объекта строительства. Таким образом, открытым акционерным обществом «И» было допущено нарушение требований п.2 ст.2 и п.2 ст.52 Закона № 300-З, абзаца 5 п.6.3 ТКП 45-1.03-207-2010, примечания к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. |
27.02.2015
Юрий Навойчик, юрист