Судебная практика от 29.08.2024
Автор: Труханович Я.

Незаконная предпринимательская деятельность - налоговые последствия для физических лиц


 

Для всех отраслей

Незаконная предпринимательская деятельность - налоговые последствия для физических лиц

Яна Труханович

Яна Труханович
юрист-медиатор

29.08.2024

Согласно уже устоявшейся правоприменительной практике физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, привлекают к административной ответственности согласно чч.2, 3 ст.13.3 КоАП. Ответственность за такие действия предполагает штраф и (или) конфискацию до 100 % дохода, полученного в результате такой деятельности. При этом под доходом понимается вся сумма выручки без учета затрат на ее получение.

Рассмотрим пример из судебной практики по одному такому делу.

Суть спора

В экономический суд Могилевской области в 2024 году поступило из ИМНС дело об административном правонарушении, поступившее по ч.3 ст.13.3 КоАП в отношении индивидуального предпринимателя «Б». ИП Б. осуществлял предпринимательскую деятельность, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, что выразилось в привлечении наемных работников без заключения (оформления) трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, а именно в 2022 году осуществлял деятельность грузового автомобильного транспорта с привлечением к осуществлению предпринимательской деятельности без оформления трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров.

Позиция ответчика

ИП Б. пояснил что, на основании Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утв. постановлением Минтранса от 23.10.2012 № 46, разработал Положение от 01.01.2022 № 1 о стажировки водителей перед приемом на работу. Были оформлены приказы в соответствии с п.8 Инструкции № 46, а также п.6 Положения - основания для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка.

Со стажерами были также заключены договоры стажировок (гражданско-правовые договора). Согласно п.1.1 договора на основании заявления-просьбы Стажера Исполнитель обязуется на безвозмездной основе предоставить Стажеру возможность обучаться у ИП Б. в качестве водителя грузового автомобиля марки МАЗ, а Стажер обязуется на безвозмездной основе проходить указанную практику (стажировку) на условиях, определенных договором.

Согласно п.1.2 договора он не является трудовым.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (ч.1 ст.1 ГК).

Закон исходит из принципа свободы договора (ст.2, 391 ГК). Это означает, что граждане и юридические лица свободны в самом заключении договора, в выборе своих контрагентов, определении предмета и других условий договора, прав и обязанностей по договору.

Гражданско-правовой договор - это соглашение между физическим лицом и другим физическим лицом или юридическим лицом либо между юридическим лицом и другими юридическими лицами, направленное на возникновения, изменение или прекращение взаимных прав. Термин применяется в трех значениях:

1) договор как правоотношения;

2) как юридический факт, порождающий обязательства;

3) как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников.

При договоре от каждой стороны, как правило, требуется встречное удовлетворение. Сторонами договора могут выступать как физические лица, так и юридические лица. Договоры могут быть возмездными и безвозмездными.

Особенностью стажировки по договору является то, что она не предполагает трудовых отношений между стажером и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). Вместо этого стажер и юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) заключает договор, в котором определяются условия стажировки, обязанности сторон и вознаграждение (оплачиваемая или неоплачиваемая).

Важный аспект стажировки по договору в том, что стажер не является работником юридического лица (ИП) и не имеет права на социальные гарантии. В частности, он не включается в штатное расписание организации (ИП), не получает заработной платы и не имеет права на больничный и отпуск. Тем не менее стажер может быть застрахован по договору от несчастных случаев, а также получать вознаграждения за стажировку, если эти условия были оговорены и прописаны в договоре стажировки.

В заключенных договорах ИП Б. были оговорены условия о неоплачиваемой стажировке. Кроме того, стажировка по договору может быть основой для дальнейшего трудоустройства стажера в организацию, если обе стороны заинтересованы в сотрудничестве. В целом, стажировка по договору представляет собой эффективный инструмент для овладения профессиональными навыками и получения опыта работы. Она дает возможность стажеру на практике применить теоретические знания, узнать свои сильные и слабые стороны, а также подтвердить свою готовность к трудоустройству на постоянной основе.

Требования к стажировке по договору в Республики Беларусь:

1. Стажировка по договору должна быть оформлена в письменной форме. В договоре должны быть указаны условия стажировки, включая сроки ее проведения, обязанности и вознаграждения (по согласованию сторон).

2. Стажировка по договору должна быть ограничена во времени. Максимальный срок стажировки составляет 12 месяцев. По истечении этого срока стажер может продолжить работать у юридического лица (ИП) с заключением трудовых отношений.

ИП Б. отмечает, что длительность стажировки ТК или иной кодекс не устанавливает. Вопрос о сроках решается между юридическим лицом (ИП) и физическим лицом (стажером). Согласно Инструкции № 46 может назначаться дополнительный стажировочный период.

3. В договоре стажировки не используется наименование профессии согласно ЕТКС. Оно указывается в трудовом договоре (п.1 ст.733 ГК; п.3 ч.2 ст.19 ТК). Указание профессии со ссылкой на ЕТКС могло бы быть расценено как подмена трудовых отношений.

Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК (ст.19 ТК).

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) трудовую функцию. При этом наименование должности служащего (профессии рабочего) должно соответствовать квалификационным справочникам, профессиональным стандартам, утверждаемым Правительством или уполномоченным им органом, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих.

4. На основании п.14 Инструкции № 46, а также п.16 Положения информация о прохождении водителем-стажером теоретической и практической частей стажировки отражается водителем-наставником и другими должностными лицами, назначенными руководителем юридического лица (ИП), в карточке стажировки.

На основании разработанного и утвержденного Положения ответственным лицом за стажировку, а также за ведение и оформления являлся ИП Б. Соответственно, ИП Б. были должным образом заведены и оформлены карточки стажировки в соответствии с приложением 6 к Инструкции № 46. На основании Положения по окончании стажировки оформились характеристики на стажера. Карточка стажировки после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, в соответствии с законодательством об архивном деле и делопроизводстве (пп.23, 26 Инструкции № 46, п.24 Положения). По запросу водителя-стажера, проходившего стажировку, может быть выдана копия карточки стажировки, а также характеристика о прохождении стажировки, заверенная юридическим лицом или ИП, эксплуатирующим транспортные средства.

ИМНС ссылается на ч.2 ст.25 ТК: фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

ИП Б. отметил, что положение ТК распространяется на отношения только в случае наличия между нанимателем и работником письменного трудового договора - абз.17 ч.1 ст.1; ч.1 ст.18 ТК, а также в соответствии со ст.3 ТК применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь.

Стажеры были допущены к стажировке на основании приказа, заключенного договора на стажировку. ИП Б. поясняет суду, что ИМНС пытается подменить понятия трудовой договор и договор о стажировке. Стажеры были допущены после оформления всех необходимых документов, а также были ознакомлены с приказами и договорами, которые собственноручно подписывали. Действующее трудовое законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует прямо установленный порядок ее проведения и оформления.

ИП Б. также отметил, что ИМНС в протоколе об административном правонарушении делает ссылку на п.7 постановления Пленума Верховного Суда от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде». Это постановление утратило силу постановлением Пленума Верховного Суда от 21.12.2023 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении гражданских дел о прекращении трудовых договоров». В постановлении № 9 не отмечено то, на что ссылается ИМНС. Значит, протокол об административном правонарушении № 10 от 10 января 2024 г. составлен в нарушении п.8 ч.2 ст.11.24 ПИКоАП.

ИП Б. также поясняет, что на основании п.1 ст.22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами. Указ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» регулирует порядок привлечения индивидуальным предпринимателем для занятия предпринимательской деятельности - не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договором и не ограничивает в заключении иных договоров и иных сделок. Таким образом, чтобы не нарушить ограничение, установленное Указом № 285, к осуществлению предпринимательской деятельности должно привлекаться не более трех физических лиц одновременно.

ИП Б. допустил к работе людей по заключенным договорам стажировки, которые имеют юридическую силу. Договоры оформлены письменно и подписаны обеими сторонами. Трудовую функцию не выполняли. В договорах стажировки не используется наименование профессии согласно ЕТКС, что могло бы быть расценено как подмена трудовых отношений. Заработную плату они не получали, так как по договору стажировка осуществляется на безвозмездной основе. Тем самым ИП Б. не нарушал Указ № 285, так как не привлекал к работе более трех лиц одновременно без заключения договоров стажировки, которые были юридически правильно оформлены, подписаны обеими сторонами.

ИП Б. обратился к инспектору ФСЗН в установленные законом сроки, так как индивидуальным предпринимателем были заключены с гражданами (физическими лицами) договоры стажировок, на что инспектор пояснил следующее: так как данные договоры стажировки неоплачиваемые и не подразумевают никаких выплат, то не подлежат регистрации в ФЗСН и не подразумевают на основании п.1 ч.3 ст.8 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» уплату обязательных страховых взносов за граждан, работающих по гражданско-правовым договорам у работодателей (ст.7 Закона № 118-З).

На основании всех выше изложенных обстоятельств и пояснений со ссылками на законодательные акты, ИП Б. просил учесть, что он не совершал противоправного деяния с квалификацией по ч.3 ст.13.3 КоАП.

Так как стажировка предполагает самостоятельное выполнение задач, стажер должен сам научиться разбираться во всех тонкостях и деталях профессии. Водители-стажеры были допущены к стажировке без водителя-наставника. Этим самым ИП Б. признает, что нарушил Инструкцию № 46 в части пп.6, 10, 12. Но само оформление стажировки как юридического факта было в соответствии с законодательными актами.

Любой юридический факт должен подтверждаться соответствующим документом. Договоры стажировок, утверждал ИП Б., есть.

ИП Б. считает, что Инструкция № 46 носит рекомендательный характер, на основании которого ИП Б. разработал и утвердил Положение о стажировке водителей перед приемом на работу, где согласно пп.11, 12 ответственность за стажировку водителей возложена на индивидуального предпринимателя, который издает приказ, то есть на ИП Б., как и контроль за правильной организацией и ходом стажировки водителей.

Соответственно, ИП Б. умысла нарушить законодательство не имел и просил освободить его от ответственности с вынесением предупреждения.

При вынесении решения ИП Б. просил учесть, что в соответствии с ч.5 ст.1.4 КоАП административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет своими целями приведение к экономической несостоятельности (банкротству), причинение вреда их деловой репутации.

На необходимость обеспечения соразмерности административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности характеру правонарушения и степени причинения вреда, в том числе путем исключения административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды, или в соответствии с абз.2 подп.5.5 п.5 Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

В случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан (подп.9.1 п.9 Директивы № 4).

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административные взыскания, профилактические меры воздействия должны устанавливаться и применяться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также обстоятельств его совершения (ч.1 ст.1.4 КоАП).

Соблюдение принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено в том числе возможностью назначения одного или нескольких видов административного взыскания, установленного санкцией соответствующей нормы закона.

Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным тяжести совершенного административного правонарушения и соответствовать цели его наложения (ч.2 ст.1.4 КоАП).

ИП Б. просил учесть в должной мере его имущественное положение (физического лица), так как это является обязательным при наложении любого вида административного взыскания, особенно штрафа. В соответствии с п.1 ч.2 ст.7.1 КоАП учитываются характер и степень общественной вредности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность физического лица, совершившего данное правонарушение, форма и степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Решение суда

ИП Б. в нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных Указом, привлек для осуществления своей предпринимательской деятельности в сфере автомобильных перевозок грузов в 2022 году водителей без заключения с ними трудовых и (или)и гражданско-правовых договоров.

Ответственность за указанные нарушения предусмотрена ч.3 ст.13.3 КоАП.

На ИП Б. наложен за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.13.3 КоАП, штраф в размере 1 200 руб. с конфискацией 26 130,9 руб. дохода.