


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

НК-2024: изменения по НДС.
Комментарий к проекту Закона об изменении НК
На Портале НЦПИ размещен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь», которым предусмотрены изменения в том числе по НДС.
Обо всех планируемых изменениях по НДС читайте в разделах:
В таблицах сравнили НК-2023 и проект НК-2024: нормы, которые исключены, выделены розовой заливкой, которые изменены, - зеленой.
Исключение ИП из плательщиков НДС по оборотам по реализации
Проектом Закона предусмотрено, что ИП с 2024 года не будут уплачивать НДС по оборотам по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. Исключение - суммы НДС, излишне предъявленные ими в ЭСЧФ и первичных учетных документах, в том числе в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы (п.7 ст.129 НК).
В связи с этим:
• из НК исключаются:
- ст.113 «Особенности признания плательщиками индивидуальных предпринимателей при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав»;
- ст.140 «Особенности исчисления и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями»;
- п.23 ст.133 «Порядок применения налоговых вычетов», касающийся применения налоговых вычетов индивидуальными предпринимателями;
• вносятся соответствующие корректировки в иные статьи гл.14 НК, касающиеся НДС при реализации индивидуальными предпринимателями объектов: освобождения от НДС, определения налоговой базы и момента фактической реализации, применения ставки НДС 0 %, выбора отчетного периода, выставления ЭСЧФ, принятия к вычету НДС.
![]() |
Справочно В настоящее время ИП признаются плательщиками НДС по оборотам по реализации, облагаемым НДС, если сумма выручки от реализации нарастающим итогом с начала года превысила 500 000 руб. Также данная категория плательщиков вправе независимо от размера полученной ими выручки принять решение об уплате НДС (ч.1 подп.1.1, ч.1 подп.1.3 п.1, п.2 ст.113 НК). |
Индивидуальные предприниматели, которые с 1 января 2024 г. перестанут признаваться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, применяют нормы законодательства в порядке, действовавшем до 1 января 2024 г., в отношении:
• товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных до 1 января 2024 г., но момент фактической реализации которых наступил с 1 января 2024 г.;
• фактически полученных с 1 января 2024 г. сумм, увеличивающих налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 1 января 2024 г.;
• сумм разниц, возникших с 1 января 2024 г. в соответствии с абз.2 ч.2 п.8 и ч.2 п.9 ст.120 НК и уменьшающих (увеличивающих) налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 1 января 2024 г.;
• товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) до 1 января 2024 г., но суммы налога на добавленную стоимость по которым признаются налоговыми вычетами с 1 января 2024 г.
У ИП не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, и не принятые к вычету до 1 января 2024 г. Эти суммы НДС в 2024 году относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (п.13 проекта Закона).
![]() |
Справочно С 2024 года гражданин будет вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента госрегистрации в качестве ИП - плательщика единого налога при условии, что валовая выручка от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года не превысит 500 000 руб. (включительно). Индивидуальный предприниматель, у которого валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысит этот лимит, должен будет создать юридическое лицо с 1 января следующего года. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в нарушение требований этой нормы, будет запрещена (ст.3 проекта Закона). |
Объекты обложения НДС
…у организаций, входящих в систему органов внутренних дел
Предполагается, что с 2024 года не будут объектами обложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг) (за исключением услуг общепита), выполняемых (оказываемых) не только органами внутренних дел (их подразделениями), а также финансируемыми из бюджета организациями, входящими в систему органов внутренних дел (за исключением учреждений уголовно-исправительной системы и лечебно-трудовых профилакториев).
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 115. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость | |
Пункт 2 | |
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются: | |
Подпункт 2.26 | |
обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых): органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями); органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Положения настоящего подпункта применяются также в отношении операций по сдаче объекта аренды в аренду |
обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых): органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями), а также финансируемыми из бюджета организациями, входящими в систему органов внутренних дел Республики Беларусь (за исключением организаций, указанных в подпункте 1.20 пункта 1 статьи 118 настоящего Кодекса); органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Положения абзаца второго части первой настоящего подпункта не применяются в отношении услуг, связанных с осуществлением общественного питания. Положения настоящего подпункта применяются также в отношении операций по сдаче объекта аренды в аренду |
Обороты по реализации, не являющиеся объектами обложения НДС, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС.
![]() |
Справочно Обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовыми профилакториями, освобождаются от НДС (подп.1.20 п.1 ст.118 НК). Такие обороты отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС по строке 8 раздела I части I (подп.15.5 п.15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утв. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2). Перечень республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость, утвержден Указом от 23.10.2006 № 628.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 октября 2023 г. Указом от 19.10.2023 № 333 изменено название перечня № 628: «Перечень республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость». |
…при реализации предприятия как имущественного комплекса должника
Внесено изменение в подп.2.30.1 п.2 ст.115 НК.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 115. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость | |
Пункт 2 | |
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются: | |
Подпункт 2.30 | |
обороты по реализации: | |
Подпункт 2.30.1 | |
предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства | предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре ликвидационного производства |
![]() |
Справочно Конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику в целях проверки наличия (отсутствия) оснований для принятия решения о признании должника - юридического лица несостоятельным и введении санации или о признании должника - юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника - индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства, формирования реестра требований кредиторов, определения признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами. Ликвидационное производство - процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, продажи имущества должника и максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью (пп.18, 21 ст.1 Закона от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности»). |
…при нарушении порядка и (или) условий получения и (или) передачи иностранной безвозмездной помощи
С 2024 года при получении и (или) передаче иностранной безвозмездной помощи с нарушением порядка и (или) условий, установленных Декретом от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи», будут признаваться объектами обложения НДС:
• безвозмездная передача объектов, названных в подп.2.5 п.2 ст.115 НК;
• обороты по реализации на территории Республики Беларусь (включая обороты по безвозмездной передаче) бюджетными организациями приобретенных (безвозмездно полученных) товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения (для безвозмездно полученных товаров - по ценам их получения) (подп.2.6 п.2 ст.115 НК);
• обороты по реализации объектов религиозными организациями в рамках религиозной деятельности (подп.2.22 п.2 ст.115 НК).
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 115. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость | |
Часть 2 п.5 | |
Норма отсутствует | При получении и (или) передаче иностранной безвозмездной помощи с нарушением порядка и (или) условий, установленных Президентом Республики Беларусь, положения подпунктов 2.5, 2.6 и 2.22 пункта 2 настоящей статьи не применяются |
Место реализации
…при электронной дистанционной продаже товаров
Дополнено, какие документы, подтверждающие место реализации товаров при электронной дистанционной продаже, могут использоваться при пересылке почтой, доставке курьером.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 116. Место реализации товаров | |
Часть 2 подп.1.3 п.1 | |
В качестве документов, подтверждающих место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, могут использоваться: | |
Абзац 3 | |
транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, а также информация из отчета о продаже товаров, детализации к такому отчету в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю | транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, а также информация из отчета о продаже товаров, детализации к такому отчету в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю |
Абзац 4 | |
Норма отсутствует | транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие отгрузку (передачу) товаров лицу, осуществляющему пересылку почтовых отправлений (доставку курьерских отправлений), а также документы, подтверждающие пересылку (доставку) таким лицом товаров, и информация из таких документов в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю |
Если документы (информация), указанные в ч.2 подп.1.3 п.1 ст.116 НК, подтверждают доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь, местом их реализации при электронной дистанционной продаже товаров не признается территория Республики Беларусь.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 116. Место реализации товаров | |
Часть 3 п.2 | |
Норма отсутствует | При электронной дистанционной продаже товаров местом их реализации не признается территория Республики Беларусь, если документы (информация), указанные в части второй подпункта 1.3 пункта 1 настоящей статьи, подтверждают доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь |
…при реализации электронных услуг
Уточнены услуги, относящиеся к электронным, для определения места их реализации.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 117. Место реализации работ, услуг, имущественных прав | |
Пункт 4 | |
К услугам в электронной форме относятся: | |
Подпункт 4.1 | |
предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет | предоставление прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств (включая компьютерные игры, в том числе онлайн-игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет |
Подпункт 4.1 | |
рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет | рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения для любых видов электронных устройств и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление площади (пространства) в сети Интернет для размещения (распространения) рекламы |
Подпункт 4.7 | |
обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем | обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет |
Освобождение от НДС
…медицинских услуг
Планируется, что с 2024 года из медицинских услуг не будет освобождаться от НДС реализация нетрадиционных услуг нелечебного характера. Из списка нетрадиционных медицинских услуг исключается иридодиагностика.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 118. Освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав | |
Пункт 1 | |
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь: | |
Часть 1 подп.1.2 | |
медицинских услуг, за исключением косметологических и физиотерапевтических услуг нелечебного характера | медицинских услуг, за исключением косметологических, физиотерапевтических и нетрадиционных услуг нелечебного характера |
Часть 2 подп.1.2 | |
Для целей настоящего подпункта под косметологическими и физиотерапевтическими услугами лечебного характера понимаются косметологические и физиотерапевтические услуги, оказываемые по медицинским показаниям для достижения определенного терапевтического эффекта | Для целей настоящего подпункта под косметологическими, физиотерапевтическими и нетрадиционными услугами лечебного характера понимаются косметологические, физиотерапевтические и нетрадиционные услуги, оказываемые по медицинским показаниям для достижения определенного терапевтического эффекта |
Часть 3 подп.1.2 | |
Для целей настоящего подпункта к медицинским услугам относятся: | |
Подпункт 1.2.3 | |
нетрадиционные медицинские услуги: | |
Абзац 2 подп.1.2.3 | |
апитерапия, гирудотерапия, гомеопатия, иридодиагностика, рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия | апитерапия, гирудотерапия, гомеопатия, рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия |
…продукции общепита в учреждениях образования
С 2024 года освобождаются от НДС обороты по реализации продукции общественного питания, непосредственно произведенной в объектах общественного питания, при организации питания:
• обучающихся в соответствии с п.1 ст.40 КоО;
• педагогических и иных работников учреждений образования в соответствии со ст.541 КоО.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 118. Освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав | |
Пункт 1 | |
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь: | |
Подпункт 1.5 | |
продуктов питания, произведенных: 1.5.1. учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, для обучающихся, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования, при организации их питания; 1.5.2. структурными подразделениями учреждений образования, при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования; 1.5.3. субъектами общественного питания, специализирующимися на осуществлении организации питания обучающихся в учреждениях образования путем заключения соответствующего договора; 1.5.4. столовыми учреждений здравоохранения и социальной защиты |
продукции общественного питания, непосредственно произведенной в объектах общественного питания: 1.5.1. при организации питания обучающихся в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании; 1.5.2. при организации питания педагогических и иных работников учреждений образования в соответствии со статьей 541 Кодекса Республики Беларусь об образовании; 1.5.3. учреждений здравоохранения и социальной защиты |
…передачи лизингодателями физлицам предмета лизинга с последующим его выкупом
Для освобождения от НДС оборотов по передаче лизингодателями предмета лизинга физлицам - лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим его выкуп, сведения о гражданстве и постоянном месте жительства физлица могут быть получены лизингодателем из межбанковской системы идентификации (МСИ). В таком случае не требуется наличие у лизингодателя копий документов:
• паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, содержащего указание на гражданство Республики Беларусь, - для граждан Республики Беларусь;
• вида на жительство в Республике Беларусь, биометрического вида на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина, биометрического вида на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства - для иностранных граждан и лиц без гражданства.
![]() |
Справочно Договоры лизинга с физлицами в электронном виде заключаются в соответствии с п.2 ст.404 ГК, в том числе без использования электронной цифровой подписи (подп.1.11 п.1 Указа от 18.04.2019 № 148 «О цифровых банковских технологиях»). При проведении идентификации клиентов (лизингополучателей) без их личного присутствия, в том числе (но не обязательно) при заключении договоров лизинга в электронном виде, лизинговые организации - пользователи МСИ вправе использовать данные о клиенте из этой системы (подп.1.6 п.1 Указа № 148). |
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 118. Освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав | |
Пункт 1 | |
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь: | |
Часть 1 подп.1.49 | |
лизингодателями операций по передаче предмета лизинга физическим лицам - лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга. К указанным оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга | |
Абзац 1 ч.3 подп.1.49 | |
Для целей настоящего подпункта под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь | Для целей настоящего подпункта под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. Допускается установление и фиксирование требуемых сведений о гражданстве и постоянном месте жительства физического лица на основании данных, полученных лизингодателем из межбанковской системы идентификации. В таком случае наличие у лизингодателя копий документов, указанных в абзаце третьем настоящей части, не требуется |
…работ по благоустройству населенных пунктов, оказании ЖКУ
С 1 января 2021 г. освобождены от НДС:
• работы по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемые за счет бюджетных средств, по перечню, утв. постановлением Совмина от 03.12.2020 № 695;
• услуги по приему и контролю за исполнением заявок граждан, а также их претензий на качество жилищно-коммунальных услуг;
• услуги по осуществлению функций государственного заказчика в сфере ЖКХ;
• услуги по осуществлению функций учета, расчета, начисления и взыскания задолженности по:
- плате за ЖКУ;
- плате за пользование жилым помещением;
- возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах (подп.11 п.1 Указа от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость»).
Эти нормы Указа № 138 планируется с 2024 года перенести в подп.1.57-1.60 п.1 ст.118 НК. При этом уточняется, что освобождаются от НДС работы по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, по Перечню № 695.
![]() |
Справочно Под землями общего пользования понимаются земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (ч.2 подп.1.57 п.1 ст.118 проекта НК-2024). |
…дальнейшей безвозмездной передачи иностранной безвозмездной помощи получателем (вторичным (последующим) получателем)
Товары, получаемые (полученные) в качестве иностранной безвозмездной помощи в порядке и на условиях, установленных Декретом № 3, освобождаются от НДС при их ввозе на территорию Республики Беларусь (подп.1.12 п.1 ст.119 НК, абз.9 п.11 Декрета № 3).
Иностранная безвозмездная помощь может освобождаться от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):
• в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь;
• товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, зарегистрированных в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин).
При этом получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются положения п.15 ст.133 НК (абз.1-4 п.11 Декрета № 3).
С 2024 года эти нормы Декрета № 3 планируется перенести в п.11 ст.118 НК.
В случаях нарушения требований, определенных в пп.2 и 7 Декрета № 3, или нецелевого использования помощи получатели (вторичные (последующие) получатели) несут ответственность, предусмотренную законодательными актами, и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством (ч.1 п.22 Декрета № 3).
В п.11 ст.118 НК также планируется закрепить порядок налогообложения иностранной безвозмездной помощи в случае нарушения плательщиками порядка и условий ее регистрации и использования.
Для освобождения от НДС требуется соблюдение в совокупности условий:
• наличие у плательщика на дату безвозмездной передачи товаров (имущества), работ, услуг удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, выданного Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента и содержащего освобождение от НДС;
• безвозмездная передача товаров (имущества), работ, услуг лицам, указанным в плане целевого использования помощи, а также в целях, указанных в этом плане.
При этом, несмотря на наличие удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, содержащего освобождение от НДС, обороты по безвозмездной передаче товаров (имущества), работ, услуг подлежат отражению (остаются отраженными) в налоговой декларации (расчете) по НДС без применения освобождения при наступлении хотя бы одного из событий:
• получение плательщиком такого удостоверения после даты безвозмездной передачи товаров (имущества), работ, услуг;
• безвозмездная передача товаров (имущества), работ, услуг лицам, не указанным в плане целевого использования помощи, а также в целях, не указанных в таком плане.
При получении и (или) передаче иностранной безвозмездной помощи с нарушением порядка и (или) условий, установленных Декретом № 3, не применяется освобождение от НДС, установленное п.1 ст.118 НК или иными законодательными актами.
Налоговая база НДС
…при реализации по подарочному сертификату
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.4.1 п.4 ст.120 НК).
Если общая стоимость товаров (работ, услуг), получаемых потребителем по подарочному сертификату, в котором наименование товаров (работ, услуг) не указано, окажется меньше номинальной цены подарочного сертификата, продавец (исполнитель) обязан обеспечить потребителю возможность получения товаров (работ, услуг) на оставшуюся сумму в течение срока действия подарочного сертификата (ч.2 п.6 Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, утв. постановлением Совмина от 22.12.2018 № 935).
Таким образом, в ситуации, когда сертификат в течение срока действия не отоварен (то есть держатель сертификата не обращался за его отовариванием), объект обложения НДС, учитывая положения подп.1.1 п.1 ст.115 НК, не возникает.
Если сертификат в течение срока действия отоварен частично (не на всю номинальную стоимость), возникает объект обложения НДС. При этом сумма разницы, возникающая между номинальной стоимостью сертификата и суммарной стоимостью приобретенных держателем сертификата товаров, увеличивает налоговую базу НДС в соответствии с положениями подп.4.1 п.4 ст.120 НК в момент окончания срока действия сертификата (чч.2-5 письма МНС от 07.02.2023 № 2-1-13/08264 «О налогообложении НДС при использовании подарочных сертификатов»).
Применяемый на практике согласно письму № 2-1-13/08264 порядок обложения НДС положительной разницы, возникающей между номинальной ценой подарочного сертификата и общей стоимостью товаров (работ, услуг), полученных потребителем по подарочному сертификату, и оставшейся по окончании срока действия подарочного сертификата (для срочных подарочных сертификатов) или по истечении 3 лет с даты реализации подарочного сертификата (для бессрочных сертификатов), законодательно закрепляется с 2024 года в подп.4.5 п.4 ст.120 проекта НК-2024.
![]() |
Дополнительно по теме • НДС, когда подарочный сертификат отоварен частично. • НДС, когда подарочный сертификат не отоварен. |
…по услугам международной связи
Так как выручка по услугам международной связи отражается по методу начисления, корректируется п.34 ст.120 НК.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 120. Налоговая база налога на добавленную стоимость | |
Пункт 34 | |
При определении налоговой базы по услугам международной связи не учитываются суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным администрациям связи, назначенным операторам почтовой связи, компаниям или признанным эксплуатационным организациям | При определении налоговой базы по услугам международной связи не учитываются суммы, начисленные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным администрациям связи, назначенным операторам почтовой связи, компаниям или признанным эксплуатационным организациям |
…при реализации ниже покупной цены, контрактной стоимости, остаточной стоимости
Проектом Закона предлагается:
• дополнить перечень исключений, когда не применяются особенности определения налоговой базы по подп.42.1 п.42 ст.120 НК;
• урегулировать вопросы, возникающие на практике при применении особенностей определения налоговой базы при реализации транспортных средств (подп.42.2, 42.3 п.42 ст.120 НК).
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 120. Налоговая база налога на добавленную стоимость | |
Пункт 42 | |
Налоговая база определяется исходя из: | |
Часть 1 подп.42.1 | |
цены приобретения - при реализации по цене ниже цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее двенадцати месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии | |
Часть 3 подп.42.1 | |
Абзац 1 | |
Положения настоящего подпункта не применяются: | |
Абзац 9 | |
к отношениям, возникающим при реализации лекарственных средств | к отношениям, возникающим при реализации лекарственных средств, медицинских изделий |
Комментарий. Размеры предельных оптовых и торговых надбавок по медицинским изделиям медицинского назначения и медицинской технике регулируются, соответственно, приложениями 2 и 3 к Указу от 11.08.2005 № 366. Справочно Медицинские изделия (изделия медицинского назначения, медицинская техника) - любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также с принадлежностями, необходимыми для применения медицинских изделий по назначению (включая специальное программное обеспечение), предназначены производителем для оказания медицинской помощи, в том числе мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций его организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека, однако может поддерживаться лекарственными средствами (абз.19 ч.1 ст.1 Закона от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении») | |
Абзац 14 | |
Норма отсутствует | при реализации товаров, приобретенных у физических лиц, не выступающих индивидуальными предпринимателями |
Комментарий. Норма введена в связи с тем, что физлица не выставляют ЭСЧФ и не оформляют первичные учетные документы, требуемые в соответствии с абз.2 ч.5 подп.42.1 п.42 ст.120 НК (такие подходы применяются на практике по разъяснениям МНС) | |
Абзац 15 | |
Норма отсутствует | при реализации поставщиками товаров, выпущенных из государственного и (или) мобилизационного материальных резервов при осуществлении операций по освежению, заимствованию, замене, перемещению, накоплению, разбронированию этих материальных ценностей в соответствии с законодательством |
Абзац 1 ч.5 | |
Под ценой приобретения товаров понимается: | Под ценой приобретения товаров для сопоставления с ценой их реализации понимается: |
Абзац 6 ч.5 | |
Норма отсутствует | для товаров, приобретенных на территории Республики Беларусь по цене с налогом на добавленную стоимость и облагаемых при их реализации по ставке налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов - цена без налога на добавленную стоимость, указанная продавцом товаров в первичных учетных документах, применяемых при их отгрузке, и (или) в выставленных электронных счетах-фактурах |
Часть 1 подп.42.2 | |
контрактной стоимости предмета лизинга - при реализации по цене ниже контрактной стоимости предмета лизинга транспортного средства, приобретенного (ввезенного) ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга, за исключением случая, установленного частью второй настоящего подпункта | |
Часть 3 подп.42.2 | |
Абзац 1
| |
Для целей настоящего подпункта: | |
Абзац 4 | |
Норма отсутствует | сопоставление цены реализации транспортного средства с оценочной стоимостью такого транспортного средства не осуществляется в случае, если оценочная стоимость транспортного средства выше контрактной стоимости предмета лизинга транспортного средства |
Абзац 5 | |
Норма отсутствует | принимается оценочная стоимость транспортного средства, рассчитанная субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять оценку в соответствии с законодательными актами |
Подпункт 42.3 | |
Часть 1 | |
остаточной стоимости - при реализации по цене ниже остаточной стоимости основного средства, приобретенного (ввезенного) менее чем пять лет назад и являющегося транспортным средством, зарегистрированным (подлежащим регистрации) в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее в настоящем подпункте - транспортное средство), за исключением случая, установленного частью второй настоящего подпункта | остаточной стоимости - при реализации по остаточной стоимости (по цене ниже остаточной стоимости) основного средства, приобретенного (ввезенного) менее чем пять лет назад и являющегося транспортным средством, за исключением случая, установленного частью второй настоящего подпункта |
Часть 4 | |
Норма отсутствует | Для целей настоящего подпункта: реализуемым транспортным средством является транспортное средство, зарегистрированное (подлежащее регистрации) в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел; сопоставление цены реализации транспортного средства с оценочной стоимостью такого транспортного средства не осуществляется в случае, если оценочная стоимость транспортного средства выше остаточной стоимости транспортного средства; принимается оценочная стоимость транспортного средства, рассчитанная субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять оценку в соответствии с законодательными актами |
Момент фактической реализации
С 2019 года дата отражения в бухучете стоимости выполненной работы, оказанной услуги и дата оказания ее при исчислении НДС определяется в зависимости от того, может заказчик использовать в своей деятельности результат этой услуги по мере ее оказания в течение срока действия договора либо результат выполнения работы, оказания услуги может быть использован заказчиком только после завершения ее оказания (подп.1.1.1, 1.1.2 п.1 постановления Минфина от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций», чч.2, 3 п.6 ст.121 НК).
Дата выполнения работы (оказания услуги) в бухучете и при исчислении НДС с 2019 по 2023 годы
Услуга, работа | Дата выполнения работы (оказания услуги) | Условие |
Услуга, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме (подп.1.1.1 п.1 постановления № 55, ч.2 п.6 ст.121 НК) | Последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги | Если срок действия договора превышает 1 месяц |
Последний календарный день месяца начала оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги | Если срок действия договора не превышает 1 месяц | |
Услуга (работа), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), за исключением случаев, установленных законодательством (подп.1.1.2 п.1 постановления № 55, ч.3 п.6 ст.121 НК) | День завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе | Если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме |
День завершения приемки работы (этапа работы), услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе | ||
Дата составления первичного учетного документа | В иных случаях |
С 1 января 2024 г. постановление № 55 утрачивает силу. Новый порядок отражения даты хозяйственной операции в бухучете с 2024 года определяет постановление Минфина от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Период отражения хозяйственной операции в бухучете по постановлению № 79
Составление организацией месячной отчетности | Оформление ПУД завершено в месяце, следующем за месяцем совершения хозяйственной операции | Период отражения хозяйственной операции |
Организация составляет месячную бухгалтерскую отчетность | До даты утверждения бухгалтерской отчетности за отчетный месяц | В отчетном месяце |
Организация не составляет месячную бухгалтерскую отчетность | До иной даты месяца, следующего за месяцем ее совершения, установленной положением об учетной политике организации | |
Организация составляет месячную бухгалтерскую отчетность | После даты утверждения бухгалтерской отчетности за отчетный месяц | В порядке, установленном для исправления ошибок Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 |
Организация не составляет месячную бухгалтерскую отчетность | После иной даты месяца, следующего за месяцем ее совершения, установленной положением об учетной политике организации |
![]() |
Дополнительно по теме • Дата отражения хозяйственной операции в бухучете с 2024 года. Комментарий к постановлению Минфина от 31.12.2021 № 79. |
В связи с этим внесены изменения в НК при определении момента фактической реализации выполнения работ (оказания услуг) при исчислении НДС.
Пункт 6 ст.121 НК изложен в новой редакции, ст.121 НК дополнена пп.61, 62, 63.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 121. Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав | |
Часть 1 п.6 |
Пункт 6 |
Днем выполнения работ (оказания услуг), если иное не установлено настоящей статьей, признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с: оформленными первичными учетными документами (приемо-сдаточными актами или другими аналогичными документами); иными документами, если в соответствии с законодательством первичные учетные документы не оформляются |
День выполнения работ (оказания услуг) определяется на основании: первичного учетного документа (приемо-сдаточного акта или другого аналогичного документа), оформленного в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности; иного документа, если в соответствии с законодательством первичные учетные документы не оформляются. Положения настоящей статьи применяются также, если оформление первичного учетного документа завершено по истечении месяца, на который приходится дата выполнения работ (оказания услуг) |
Часть 2 п.6 |
Пункт 61 |
При оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, днем оказания услуги признается: последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги, если срок действия договора превышает один месяц; последний календарный день месяца начала оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги, если срок действия договора не превышает один месяц |
Если иная дата не установлена настоящей статьей, при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления, днем оказания услуги признается: если период оказания услуги начинается и завершается в одном календарном месяце, - день завершения оказания услуги; если период оказания услуги превышает один календарный месяц, - последний день каждого календарного месяца оказания услуги и день завершения оказания услуги |
Часть 3 п.6 |
Пункт 62 |
При выполнении работы (этапа работы), оказании услуги (этапа услуги), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), днем выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги) признается: день завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме; день завершения приемки работы (этапа работы), услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме; дата составления первичного учетного документа - в случаях, не указанных в абзацах втором и третьем настоящей части. |
Если иная дата не установлена настоящей статьей, при выполнении работы (этапа работы), оказании услуги (этапа услуги), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), днем выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги) признается: день завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе, - при указании этого дня в первичном учетном документе; последний день периода выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), отраженного в первичном учетном документе, - при указании этого периода в первичном учетном документе; наиболее ранняя из дат, содержащихся в первичном учетном документе (за исключением даты договора (иного документа), даты платежа), - в случаях, не указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта |
Норма отсутствует |
Пункт 63 |
Положения пунктов 61 и 62 настоящей статьи применяются также для целей пункта 8 статьи 130 настоящего Кодекса при предъявлении к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг) в соответствии с подпунктом 2.12.2 пункта 2 статьи 115 настоящего Кодекса |
Таким образом, при исчислении НДС с 2024 года дата выполнения работы (оказания услуги) определяется так:
Услуга, работа | Дата выполнения работы (оказания услуги) | Условие |
Услуга, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления (п.61 ст.121 проекта НК-2024) | День завершения оказания услуги | Если период оказания услуги начинается и завершается в одном календарном месяце |
Последний день каждого календарного месяца оказания услуги и день завершения оказания услуги | Если период оказания услуги превышает 1 календарный месяц | |
Услуга (работа), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги) (п.62 ст.121 проекта НК-2024) | День завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе | Если этот день указан в первичном учетном документе |
Последний день периода выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), отраженного в первичном учетном документе | Если этот период указан в первичном учетном документе | |
Наиболее ранняя из дат, содержащихся в первичном учетном документе (за исключением даты договора (иного документа), даты платежа) | В иных случаях |
Кроме того, указанный выше порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг) будет распространяться на предъявляемые к возмещению обороты при аренде (лизинге), которые не являются объектами обложения НДС согласно подп.2.12.2 п.2 ст.115 НК, момент фактической реализации по которым наступит после 1 января 2024 г.
Применение вместо ставки НДС 0 % освобождения от НДС
С 2024 года плательщики НДС при реализации товаров вместо ставки 0 % смогут применить освобождение от НДС, установленное не только в ст.118 НК, но и в отношении товаров, указанных в иных законодательных актах в порядке, установленном этими актами.
Так, обороты по реализации на территории Республики Беларусь электромобилей по 31 декабря 2025 г. освобождаются от НДС (ч.1 подп.1.6 п.1 Указа от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей»).
При этом при реализации электромобилей в государства - члены ЕАЭС может применяться ставка НДС 0 %, в связи с чем такие обороты могут не отражаться в налоговой декларации в течение 180 дней для сбора пакета документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки.
При подтверждении факта экспорта электромобилей в государства - члены ЕАЭС применяется ставка НДС 0 %, в случае неподтверждения факта их экспорта в государства - члены ЕАЭС по истечении 180 дней со дня отгрузки применяется льгота по НДС. Поскольку эта льгота установлена не ст.118 НК, а Указом № 92, предлагается внести в п.7 ст.122 НК соответствующее дополнение.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 122. Ставки налога на добавленную стоимость | |
Пункт 7 | |
По оборотам по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Республики Беларусь и в отношении которых в соответствии со статьями 123-126 настоящего Кодекса имеются основания для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов, плательщики могут применить: | |
Абзац 5 | |
Норма отсутствует | освобождение от налога на добавленную стоимость в порядке, установленном иными законодательными актами, - в отношении товаров, указанных в иных законодательных актах |
![]() |
Дополнительно по теме • НДС при реализации электромобилей в страны - члены ЕАЭС. |
Обоснование применения ставки НДС 0 %
С 2024 года в НК определен перечень документов для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при реализации работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию, техническому обслуживанию воздушных судов, их компонентов (включая поверку и дефектацию), заказчиками которых выступают иностранные организации согласно договорам, заключенным ими с белорусскими организациями, осуществляющими организацию выполнения таких работ (оказания таких услуг):
• договор (контракт), заключенный с белорусской организацией, осуществляющей организацию выполнения (оказания) этих работ (услуг), и содержащий наименование иностранной организации, реквизиты заключенного с ней договора;
• документы, подтверждающие выполнение (оказание) таких работ (услуг);
• реестр документов, подтверждающих выполнение (оказание) для иностранных организаций этих работ (услуг), который заполняется в установленном порядке и представляется плательщиком по установленной форме в налоговый орган по месту его постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС (ч.3 п.3 ст.126 проекта НК-2024).
Электронный счет-фактура
…при реализации услуг физлицам в электронной форме иностранными ИП
Уточнено, что ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме иностранными ИП, оказывающими услуги в электронной форме для физлиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 131. Электронный счет-фактура | |
Пункт 3 | |
Электронный счет-фактура не создается, если иное не установлено пунктом 1 статьи 97 настоящего Кодекса: | |
Подпункт 3.12 | |
при реализации услуг в электронной форме иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 70 настоящего Кодекса | при реализации услуг в электронной форме иностранными организациями, иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 70 настоящего Кодекса |
…при приобретении у иностранных лиц товаров при электронной дистанционной продаже
Пункт 9 ст.131 НК дополняется подп.9.4, которым устанавливается срок создания и направления на Портал ЭСЧФ белорусскими покупателями при приобретении у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, товаров при электронной дистанционной продаже, по которым право на налоговый вычет сумм НДС установлено п.9 ст.1411 НК, - не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором им перечислена плата за товар (включая сумму НДС).
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 131. Электронный счет-фактура | |
Пункт 9 | |
Электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося покупателем, создается и направляется на Портал при: | |
Норма отсутствует | приобретении у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, товаров при электронной дистанционной продаже, по которым право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость установлено пунктом 9 статьи 1411 настоящего Кодекса. Электронный счет-фактура создается и направляется на Портал не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором перечислена плата за товар (включая сумму налога на добавленную стоимость) иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю |
Вычеты НДС
…при получении бюджетных трансфертов
Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Указанные положения не применяются, если:
• полученные из указанных источников средства включены (подлежат включению) в налоговую базу;
• приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), имущественных прав произведено за счет сумм субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением плательщиком цен, определяемых (регулируемых) законодательством, или льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством, за исключением сумм субсидий, предоставляемых при реализации по регулируемым законодательством тарифам услуг по перевозке пассажиров всеми видами транспорта в регулярном сообщении (подп.24.4 п.24 ст.133 НК).
С 2024 года подп.24.4 п.24 ст.133 НК дополнен чч.3-5.
Так, налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе на:
• возмещение ранее понесенных целевых расходов, затрат (части расходов, затрат) на приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• возмещение расходов, затрат на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• погашение задолженности по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Уменьшение налоговых вычетов производится:
• в том отчетном периоде, в котором безвозмездно получены средства бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• в соответствующей доле при частичном возмещении расходов, затрат по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав (погашению задолженности по ним) за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов. Указанная доля определяется как отношение безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов к общей стоимости указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при их приобретении (уплаченных при их ввозе).
Юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, не уменьшают суммы налоговых вычетов в отношении сумм НДС, приходящихся на капитальные затраты по инвестиционным проектам, на возмещение части которых предоставляются средства бюджета, если актами законодательства предусмотрено предоставление таких бюджетных средств исходя из стоимости капитальных затрат без включения в их состав сумм НДС.
…при электронной дистанционной продаже товаров
С 2024 года планируется предоставить право вычета сумм НДС в полном объеме по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь.
Условием для такого вычета является наличие у плательщика документов (информации), указанных в ч.2 подп.1.3 п.1 ст.116 НК, подтверждающих доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь. Пункт 27 ст.133 НК дополняется подп.27.9.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 133. Порядок применения налоговых вычетов | |
Пункт 27 | |
Вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме: | |
Подпункт 27.9 | |
по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь. Условием осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость в полном объеме по товарам, указанным в части первой настоящего подпункта, является наличие у плательщика документов (информации), указанных в части второй подпункта 1.3 пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса, подтверждающих доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь |
В качестве документов, подтверждающих место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, могут использоваться:
• транспортные (товаросопроводительные) документы с отметкой покупателя о получении товара;
• транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, а также информация из отчета о продаже товаров, детализации к такому отчету в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю (ч.2 подп.1.3 п.1 ст.116 НК).
Распределение налоговых вычетов
С 1 июля 2022 г. при реализации белорусским плательщиком плательщику государства - члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС, местом их реализации не признается территория Республики Беларусь (ч.2 п.2 ст.116 НК).
С 2024 года планируется оборот по таким товарам исключить из определения процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса.
НК-2023 | Проект НК-2024 |
Статья 134. Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Методы распределения налоговых вычетов | |
Пункт 4 | |
Для целей пункта 3 настоящей статьи при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса: | |
Подпункт 4.3 | |
в сумму оборота не включаются: | |
Подпункт 4.3.4 | |
Норма отсутствует | операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена Евразийского экономического союза товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае, когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве - члене Евразийского экономического союза, и местом реализации таких товаров согласно части второй пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса не признается территория Республики Беларусь |
![]() |
Справочно Таможенная процедура таможенного склада - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (п.1 ст.155 ТК ЕАЭС). Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (п.1 ст.142 ТК ЕАЭС). |
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет
В проекте НК-2024 предусмотрены особенности уплаты сумм НДС для республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД, для чего ст.135 НК дополняется п.4, которым предусмотрено, что если у таких организаций общая сумма налоговых вычетов согласно декларации по НДС не превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то полученная положительная разница является суммой НДС:
• освобождаемой от уплаты в бюджет в части, приходящейся на обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) ими, с направлением высвобождаемых денежных средств на компенсацию затрат на приобретение (создание) основных средств и запасов;
• подлежащей уплате в бюджет в остальной части. При этом применительно к указанной части зачет и возврат в порядке, установленном ст.137 НК, не допускается. Вычет по товарам, при реализации которых применяется ставка НДС 0 %, осуществляется в пределах суммы НДС, исчисленной из оборотов по реализации.
При нецелевом использовании высвобождаемых денежных средств неуплаченные суммы НДС взыскиваются в бюджет.
Возврат НДС
С 2024 года в случае назначения в соответствии с законодательными актами проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения возврат плательщику из бюджета суммы, оставшейся после проведенных в соответствии с п.4 ст.137 НК зачетов, производится не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату.
Подпункт 51 п.5 ст.137 проекта НК-2024 дополнен ч.2.
Подача сведений о белорусских продавцах иностранными посредниками
С 2025 года иностранные посредники в расчетах между белорусскими поставщиками и белорусскими покупателями услуг в электронной форме и товаров при электронной дистанционной продаже будут подавать сведения в налоговые органы о таких поставщиках и их оборотах по реализации.
Сведения будут подаваться по установленной форме в виде электронного документа в срок, установленный для представления налоговой декларации (расчета) по НДС (ч.2 п.10 ст.141, ч.2 п.10 ст.1411 проекта НК-2024).