


Материал помещен в архив


НК-2024: изменения по подоходному налогу.
Комментарий к проекту Закона об изменении НК
Министерство финансов подготовило проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Проект размещен на сайте Национального правового интернет-портала.
Ожидается, что Закон вступит в силу с 1 января 2024 г.
На основании проекта мы рассмотрели изменения, которые коснутся исчисления и уплаты подоходного налога с физлиц. Разделы комментария:
Доходы, освобождаемые от подоходного налога
Проектом Закона предусмотрено расширение перечня доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц (ст.196 НК).
К их числу предлагается отнести доходы, полученные плательщиками от передачи арендного жилья на безвозмездной основе военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, проходящим службу в Минобороны, МВД, центральном аппарате СК, центральном аппарате ГКСЭ, МЧС, КГБ, Госпогранкомитете, Службе безопасности Президента, ОАЦ, КГК, а также в иных госорганах и организациях, входящих в их систему (структуру) или подчиненных им, за исключением военнослужащих срочной военной службы, курсантов учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, СК, ГКСЭ, органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - военнослужащий), либо членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в связи с исполнением (осуществлением) служебных обязанностей либо обязанностей военной службы (за исключением гибели (смерти) в результате своих противоправных действий) и являвшегося нанимателем арендного жилья, а также членам семьи военнослужащего, имеющим право на предоставление такого жилья в соответствии с ч.1 подп.1.9 п.1 Указа от 03.04.2008 № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей, прокурорских работников и должностных лиц таможенных органов».
Также проектом Закона предлагается со 186 до 208 руб. увеличить предельный размер льготы, установленной ч.2 подп.2.19 п.2 ст.196 НК, согласно которой объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками в виде стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий (кроме рекламных игр), если имеются сведения о получателях таких товаров (работ, услуг).
Проектом Закона с 1 января 2024 г. предусмотрено увеличение размеров сумм, в пределах которых могут быть предоставлены установленные ст.208 НК льготы по подоходному налогу:
Вид дохода | Размер льготы, руб. | |
проект 2024 года | 2023 год | |
От подоходного налога освобождаются доходы: |
||
полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности: | ||
в результате дарения; |
10 431 |
9 338 |
в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (п.22 ст.208 НК) |
в сумме от всех источников в течение налогового периода | |
не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп.12, 14, 29 и 30 ст.208 НК), полученные от: | ||
организаций и ИП, нотариусов, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе полученные пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП (за исключением доходов, указанных в п.24 ст.208 НК); |
3 151 |
2 821 |
иных организаций и ИП, нотариусов, за исключением доходов, указанных в п.38 ст.208 НК (п.23 ст.208 НК) |
208 |
186 |
от каждого источника в течение налогового периода | ||
в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих ИП, а также от профсоюзных организаций членами таких организаций (п.24 ст.208 НК) |
5 395 |
4 830 |
от каждого источника в течение налогового периода | ||
в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, пожертвований, полученных инвалидами, детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п.29 ст.208 НК) |
20 843 |
18 660 |
в сумме от всех источников в течение налогового периода | ||
не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в п.24 ст.208 НК), получаемые от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп.14, 29 и 30 ст.208 НК) (абз.2 ч.1 п.38 ст.208 НК) |
1 340 |
1 200 |
в денежной и натуральной формах от каждой профсоюзной организации, объединения профсоюзов в течение налогового периода |
Одновременно проектом Закона предусмотрено, что установленное п.42 ст.208 НК освобождение от подоходного налога доходов от сдачи организациям или ИП вторичного сырья по перечню, установленному постановлением Совмина от 12.05.2010 № 702, не будет распространяться на такие доходы, полученные ИП.
Определение налоговой базы
Проектом Закона изменяется порядок определения налоговой базы подоходного налога в отношении доходов при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом.
Так, с 1 января 2024 г. для указанных доходов налоговая база подоходного налога будет определяться без применения налоговых льгот и вычетов, предусмотренных ст.208-212 НК.
Налоговые вычеты
Стандартные налоговые вычеты
Проектом Закона предусмотрено увеличение с 1 января 2024 г. размеров стандартных налоговых вычетов.
Условия предоставления налогового вычета | Размер налогового вычета, рублей в месяц | |
проект 2024 года | 2023 год | |
Установленный подп.1.1 п.1 ст.209 НК |
174 |
156 |
Размер подлежащего налогообложению дохода, при получении которого может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.209 НК |
1 054 |
944 |
На ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп.1.2 п.1 ст.209 НК) |
51 |
46 |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, а также лицу, имеющему двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов (подп.1.2 п.1 ст.209 НК) |
97 |
87 |
Лицам относящимся к двум и более категориям, указанным в подп.1.2 п.1 ст.209 НК |
97 |
87 |
Для категории плательщиков, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.209 НК |
246 |
220 |
К лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп.1.3 п.1 ст.209 НК |
246 |
220 |
Также проект Закона с 1 января 2024 г. предусматривает возможность получения стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими), получившими:
1) высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенными в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
2) высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.
Этот стандартный налоговый вычет будет предоставляться молодому специалисту, молодому рабочему (служащему):
• в течение установленного законодательством срока обязательной:
- работы у нанимателя по распределению (перераспределению), по трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у таких нанимателей;
- военной службы после получения высшего, научно-ориентированного, среднего специального или профессионально-технического образования по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций;
• на основании следующих документов:
- копии документа о высшем, научно-ориентированном, среднем специальном, профессионально-техническом образовании Республики Беларусь;
- свидетельства о направлении на работу - для лиц, которым место работы (военной службы) предоставляется путем распределения (перераспределения), трудоустройства в счет брони, направления (перенаправления) на работу.
Согласно проекту Закона ИП и нотариусы, не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), вправе применять стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.209 НК, в размере 174 руб., но только при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных ст.205 НК, не превысит в соответствующем календарном квартале 3 167 руб. (в 2023 году размер такого дохода не должен был превышать 2 835 руб.).
Имущественные и социальные налоговые вычеты
Проектом Закона предусматривается изменение порядка предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.211 НК.
Так, из состава расходов, учитываемых при применении указанного налогового вычета, предлагается исключить расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физлицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика.
Также согласно проекту Закона ИП и нотариусам с 1 января 2024 г. будет предоставлено право применять социальные налоговые вычеты, установленные ст.210 НК, и имущественный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.211 НК, независимо от наличия у них места основной работы (службы, учебы). Данными вычетами они смогут воспользоваться при исчислении подоходного налога с доходов, полученных соответственно от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, при подаче налоговой декларации (расчета) за налоговый период в порядке, определенном ст.217 НК.
Напомним, что в настоящее время ИП и нотариусы, имеющие основное место работы, не вправе применять указанные социальные и имущественные налоговые вычеты в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Ставки налога
Проектом Закона предусмотрено увеличение ставки налога:
• с 20 до 30 % в отношении доходов, получаемых ИП, нотариусами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, у которых в текущем налоговом периоде такие доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 руб. При этом ставка в размере 30 % будет применяться ко всем доходам, полученным с начала календарного года, в котором образовалось превышение.
Кроме того, ИП, у которых совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысит 500 000 руб., смогут продолжить деятельность в статусе ИП только до окончания календарного года, в котором образовалось такое превышение. По истечении календарного года предпринимательская деятельность гражданина в статусе ИП будет запрещена (ст.3 проекта Закона). Он сможет продолжить деятельность в форме юрлица;
• с 13 до 25 % в отношении совокупности доходов, полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, с суммы, превысившей за налоговый период 200 000 руб.
Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % с суммы превышения указанных доходов будет осуществляться:
• налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета), которую физлицо обязано будет представить в порядке, установленном ст.219 НК;
• без применения налоговых льгот и вычетов, установленных ст.208-212 НК.
При этом налоговые агенты, выплачивающие в течение календарного года вышеуказанные доходы, в том числе в отношении суммы, превысившей 200 000 руб., при исчислении подоходного налога применяют налоговую ставку, установленную п.1 ст.214 НК, в размере 13 % с предоставлением налоговых льгот и вычетов, установленных ст.208-212 НК.
Обязанности налоговых агентов
1. Для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением доходов в денежной форме, с которых налоговым агентом неправомерно не удержан и не перечислен в бюджет подоходный налог и при невозможности определения конкретного дня месяца, в котором фактически получены такие доходы, проектом Закона предусматривается внесение необходимых изменений в ст.213 и 216 НК.
Так, согласно проекту Закона при установлении контролирующим органом факта получения таких доходов:
• датой их фактического получения будет последний день месяца, в котором они фактически получены плательщиком;
• перечисление в бюджет сумм исчисленного и удержанного с таких доходов подоходного налога должно быть произведено налоговыми агентами не позднее первого дня месяца, следующего за месяцем их фактического получения плательщиком.
2. В соответствии с ч.2 п.6 ст.85 НК все налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах физлиц.
Согласно п.7 приложения к Положению о представлении сведений о доходах физических лиц, утв. постановлением Совмина от 07.04.2021 № 201, сведения представляют налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.
Налоговыми агентами представляются сведения о доходах физических лиц, признаваемых объектами налогообложения, облагаемых по различным ставкам подоходного налога, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога (п.7 приложения к Положению № 201), за исключением:
• перечисленных в абз.2-15 ч.2 п.6 ст.85 и в п.2 ст.196 НК;
• выплата которых согласно законодательству производится без идентификации получателя дохода;
• представляемых в соответствии с приложениями 1-8 к постановлению МНС от 15.11.2021 № 35.
Проектом Закона предусматривается расширение перечня доходов, в отношении которых сведения представлять не требуется:
• о доходах, выдаваемых в натуральной форме и освобождаемых от подоходного налога в соответствии с абз.3 ч.1 п.23 ст.208 НК.
![]() |
Справочно К указанным доходам относятся не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп.12, 14, 29 и 30 ст.208 НК), полученные не по месту основной работы (службы, учебы) от организаций, ИП, нотариусов, за исключением доходов, указанных в п.38 ст.208 НК, в размере, не превышающем 186 руб. (с 1 января 2024 г. - 208 руб.), от каждого источника в течение налогового периода; |
• о призах и (или) подарках, полученных в натуральной форме победителями, призерами, участниками районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, освобождаемых от подоходного налога в соответствии с п.281 ст.208 НК.
Декларирование доходов физлицами
1. Согласно ч.1 п.2 ст.218 НК плательщики, не признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, до начала реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) с указанием предполагаемого дохода, определяемого исходя из общей стоимости реализуемых товаров, иного имущества, выполняемых работ (оказываемых услуг), общей суммы платежей согласно договору аренды или иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь.
При прекращении извлечения доходов налоговым органом производится расчет подоходного налога исходя из фактически полученных доходов на основании налоговой декларации (расчета), представляемой указанными плательщиками в течение 5 рабочих дней со дня прекращения извлечения ими доходов (п.3 ст.218 НК).
Согласно проекту Закона такие плательщики вправе будут не представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу после прекращения извлечения доходов исходя из фактически полученных доходов при условии, если размер фактически полученных ими доходов соответствует размеру предполагаемого дохода, отраженному в налоговой декларации (расчете), представленной в налоговый орган до начала извлечения доходов, и плательщики не претендуют на получение имущественного налогового вычета, установленного подп.1.2 п.1 ст.211 НК.
2. Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в течение налогового периода доходы, которые подлежат налогообложению налоговыми органами, обязаны не позднее 31 марта года представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц в порядке, установленном ст.222 НК (п.2 ст.219, п.1 ст.222 НК).
Согласно внесенным в ч.1 п.2 ст.219 НК изменениям обязанность по представлению указанной налоговой декларации будет распространяться также на плательщиков, получивших доходы:
• в отношении которых неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные НК;
• подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога с физических лиц, установленной п.1 ст.214 НК (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за налоговый период превысили в совокупности 200 000 руб.
При этом предусматривается, что подоходный налог, удержанный у плательщика и перечисленный в бюджет налоговым агентом или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется указанное превышение, подлежит зачету.
Одновременно проектом Закона также предусматривается освобождение от обязанности представлять налоговую декларацию в отношении доходов, полученных от представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, находящихся на территории Республики Беларусь, которые удержали с этих доходов подоходный налог и перечислили его в бюджет.
При этом проект Закона наделяет указанные представительства и органы соответствующим правом исполнять обязанности налоговых агентов по удержанию подоходного налога и перечислению его в бюджет (необходимые дополнения вносятся в п.1 ст.216 НК).
3. В целях устранения двойного налогообложения доходов, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, и подтверждения факта уплаты подоходного налога с таких доходов в Республике Беларусь проектом Закона предусмотрена возможность получения справки об уплате (удержании) подоходного налога в Республике Беларусь физлицами, признаваемыми резидентами Республики Беларусь.
Это вызвано тем, что на практике возникают ситуации, когда в течение календарного года плательщик не является налоговым резидентом ни одного государства, в том числе Республики Беларусь, но при этом в силу норм п.5 ст.17 НК он признается налоговым резидентом Республики Беларусь, так как в календарном году, за который определяется его налоговое резидентство, он имеет гражданство Республики Беларусь или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство). В таких обстоятельствах в отношении доходов, полученных им от источников за пределами Республики Беларусь, он является плательщиком подоходного налога на территории Республики Беларусь.
В настоящее время такую справку согласно п.6 ст.224 НК налоговые органы выдают только физлицам, не признаваемым резидентами Республики Беларусь, уплатившим подоходный налог в Республике Беларусь с доходов, полученных из источников в Республике Беларусь.