Комментарий от 10.10.2023
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

НК-2024: планируемые изменения в налогообложении. Комментарий к проекту Закона об изменении НК


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслейИП

НК-2024: планируемые изменения в налогообложении.
Комментарий к проекту Закона об изменении НК

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

10.10.2023

6 октября 2023 г. на Национальном правовом интернет-портале опубликован законопроект «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

Ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2024 г.

 

Рассмотрели основные планируемые изменения по налогам:

 

Налог Планируемые изменения
НДС 1. ИП не будут признаваться плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси, за исключением случаев излишнего предъявления НДС в ЭСЧФ и ПУД согласно п.7 ст.129 НК (абз.6 п.47 и п.48 ст.1 законопроекта).
То есть после вступления в силу указанных изменений ИП будет запрещено применять НДС.
2. При электронной дистанционной продаже товаров местом их реализации не признается территория Беларуси, если документы (информация), указанные в ч.2 подп.1.3 п.1 ст.116 НК, подтверждают доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Беларуси (абз.7 п.50 ст.1 законопроекта).
3. Корректируется норма, касающаяся освобождения от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.52 ст.1 законопроекта).
4. Меняются подходы к определению налоговой базы НДС, в частности при реализации товаров ниже цены их приобретения и транспортных средств ниже контрактной или остаточной стоимости (п.53 ст.1 законопроекта).
5. Уточняется порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг):
- он будет распространяться на предъявляемые к возмещению обороты при аренде (лизинге), которые не являются объектами обложения НДС;
- днем выполнения работы (оказания услуги) по разовым работам (услугам) планируется признавать указанные в ПУД день завершения, выполнения работы (оказания услуги) или последний день периода выполнения работы (оказания услуги) либо наиболее раннюю из дат, отраженную в ПУД, если день завершения или период выполнения работы (оказания услуги) в ПУД не указаны (п.54 ст.1 законопроекта).
6. Установлены сроки создания и направления на Портал ЭСЧФ при приобретении у иностранных организаций, иностранных ИП, состоящих на учете в налоговом органе Беларуси, товаров при электронной дистанционной продаже, по которым белорусский покупатель имеет право на налоговый вычет сумм НДС.
По аналогии с иностранными организациями иностранные ИП, состоящие на учете в налоговом органе Беларуси, которые оказывают е-услуги для физлиц, не будут создавать ЭСЧФ при реализации таких услуг (п.61 ст.1 законопроекта).
7. Изменены подходы к порядку применения налоговых вычетов:
- налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п.63 ст.1 законопроекта);
- вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Беларуси (п.63 ст.1 законопроекта);
- при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, если перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Беларуси и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС (п.64 ст.1 законопроекта).
8. Определен срок возврата плательщику из бюджета суммы, разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС после вынесения решения при назначении проверки и (или) ее проведении. Он производится не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату (п.64 ст.1 законопроекта).
9. Вводятся обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг (товаров при их электронной дистанционной продаже) представления по установленной форме в виде электронного документа в срок, установленный для представления налоговой декларации (расчета) по НДС, сведений о таких поставщиках услуг (товаров) покупателям Республики Беларусь, их оборотах по реализации (пп.68 и 69 ст.1 законопроекта)
Налог на прибыль 1. Установлена ставка налога на прибыль в размере 25 % в течение всего налогового периода для белорусских организаций, у которых в текущем налоговом периоде налоговая база данного налога превысила 25 млн руб. (абз.3 п.85 ст.1 законопроекта).
2. С 5 до 10 % увеличена ставка по прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Правительством (абз.4 п.85 ст.1 законопроекта).
3. Установлена ставка налога на прибыль, полученную от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста. Она составляет 5 % (абз.6 п.85 ст.1 законопроекта).
4. Организациям предоставлено право не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024-2026 гг., в отношении которых проведена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости госимущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий (абз.8 п.79 ст.1 законопроекта).
5. Дополнен перечень внереализационных расходов юрлиц расходами, понесенными ими в связи с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (п.80 ст.1 законопроекта)
Подоходный налог 1. Введен новый вид стандартного налогового вычета для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) - 620 руб. в месяц. Он предоставляется в течение установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства (абз.9-13 п.95 ст.1 законопроекта).
2. Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (п.95 ст.1 законопроекта).
3. До 3 167 руб. увеличен предел дохода за квартал для применения стандартного налогового вычета на себя ИП, не имеющим основного места работы (службы, учебы). Одновременно увеличена сумма такого вычета (п.95 ст.1 законопроекта).
4. Не предоставляется имущественный налоговый вычет на расходы по приобретению оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при строительстве жилья, осуществляемом без привлечения застройщика или подрядчика (п.97 ст.1 законопроекта).
5. Установлена ставка налога 25 % на доходы физлица в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по ГПД, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности) в совокупности, которые превышают 200 тыс. руб. за календарный год. Исчисление такого налога из суммы превышения осуществляет налоговый орган на основании декларации, представленной физлицом за отчетный год. Льготы и вычеты к данной сумме не применяются (п.100 ст.1 законопроекта).
6. Установлена ставка налога 30 % в течение всего налогового периода на доходы ИП от предпринимательской деятельности, превышающие 500 тыс. руб. с нарастающим итогом с начала календарного года (п.100 ст.1 законопроекта)
Единый налог Изменены ставки единого налога с ИП и иных физлиц. Они будут применяться при исчислении налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г.
Налог на профдоход 1. Исключены из объектов обложения налогом на профдоход доходы, полученные от:
- сдачи в субаренду имущества, расположенного на территории Беларуси;
- выполнения физлицами работ (оказания услуг) по ГПД, в которых заказчиками работ (услуг) являются их наниматели или лица, бывшие их нанимателями менее 3 лет назад (п.167 ст.1 законопроекта).
2. Дополнен перечень оснований прекращения применения налога на профдоход по инициативе налогового органа еще одним основанием - наличие фактов, свидетельствующих, что доступ к информационному обмену при применении плательщиком особого режима налогообложения имеют неуполномоченные лица. В данном случае применение профдохода прекращается со дня обнаружения налоговым органом таких фактов (п.168 ст.1 законопроекта)
Транспортный налог 1. Меняются ставки транспортного налога как для физлиц, так и для юрлиц (п.178 ст.1 законопроекта).
2. Транспортный налог по транспортным средствам повышенной комфортности не старше 3 лет будет исчисляться по ставкам, увеличенным в 10 раз (абз.3 п.141 ст.1 законопроекта).
3. Плательщиком транспортного налога в отношении транспортных средств, переданных в сублизинг, будет сублизингополучатель (п.138 ст.1 законопроекта).
4. Плательщики-организации при исчислении и уплате авансовых платежей будут не вправе применять льготы по транспортному налогу (абз.5 п.141 ст.1 законопроекта).
5. Вводится предварительное заполнение налоговыми органами налоговых деклараций (расчетов) по транспортному налогу для плательщиков-организаций (абз.5 п.141 ст.1 законопроекта).
6. На 1 октября перенесен предельный срок вручения физлицам извещений о сумме подлежащего уплате транспортного налога (абз.12 п.141 ст.1 законопроекта).
7. На 10 января перенесен срок представления в налоговый орган организациями-лизингодателями сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019.
Устанавливаются обязанности организаций-сублизингодателей представлять в налоговые органы сведения о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга:
- заключенным до 21.01.2019, если такие транспортные средства не выкуплены в собственность сублизингополучателей;
- заключенным до 21.01.2019, если транспортное средство выкуплено сублизингополучателем в собственность, но не зарегистрировано после выкупа в ГАИ за собственником;
- заключенным после 21.01.2019 (п.143 ст.1 законопроекта)
Сбор за размещение (распространение) рекламы 1. Закреплено право физлиц, в том числе ИП, представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет (места жительства) расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы (абз.5 п.7 ст.1 законопроекта).
2. Меняются подходы к исчислению средней численности работников (инвалидов) для определения того, является ли организация, использующая труд инвалидов, плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы или нет (п.144 ст.1 законопроекта)
Акцизы Меняются ставки акцизов по подакцизным товарам, установленным приложением 1 к НК (п.178 ст.1 законопроекта)
Осуществление предпринимательской деятельности ИП ИП, у которых общий объем выручки превысит 500 тыс. руб., смогут продолжить деятельность в статусе ИП только до окончания календарного года, в котором образовалось такое превышение. Далее их деятельность в таком статусе запрещена. Для продолжения осуществления предпринимательской деятельности необходимо зарегистрировать коммерческую организацию (ст.3 законопроекта)