


Материал помещен в архив
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Транспортно-экспедиционная деятельность - это вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (ст.1 Закона РБ от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 124-З)).
Статья 1 Закона РБ от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности» относит транспортно-экспедиционную деятельность к разновидности транспортной деятельности, общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» (утвержден постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65) рассматривает ее в качестве составляющей подкласса 63400 «Организация перевозок грузов» секции I «Транспорт и связь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Госстандарта РБ от 28.01.2016 № 8. С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 05.12.2011 № 85. |
Общие положения
После вступления в силу Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» разница между деятельностью в области транспорта и транспортно-экспедиционной деятельностью стала достаточно существенной. Деятельность в области автомобильного транспорта остается лицензируемым видом деятельности (глава 12 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного названным Указом). Транспортно-экспедиционная деятельность больше не лицензируется.
![]() |
Справочно Ранее транспортно-экспедиционная деятельность подлежала лицензированию (п.46 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17). |
В настоящее время лицензирование в отдельных случаях заменено техническим нормированием. В частности, с 1 января 2011 г. действует государственный стандарт СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» (утвержден постановлением Госстандарта РБ от 28.04.2010 № 18).
![]() |
Справочно С текстом названного СТБ можно ознакомиться по адресу в сети Интернет: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/249306/346954. |
Перечень транспортно-экспедиционных услуг приведен в ст.8 Закона № 124-З.
Потребность в услугах экспедитора обусловлена более рациональным использованием в таких случаях транспортных средств (например, загрузка в обе стороны, более полное использование грузовых мест несколькими грузоотправителями), а также потребностью в смешанных перевозках. Законодательством прямо установлено, что смешанная перевозка грузов осуществляется по договору транспортной экспедиции (п.2 ст.742 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), ст.84 Кодекса торгового мореплавания РБ (далее - КТМ), ст.91 Кодекса внутреннего водного транспорта РБ, п.269 Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 26.01.2005 № 3).
![]() |
Справочно Смешанная перевозка означает перевозку грузов, пассажиров и багажа по меньшей мере 2 видами транспорта (п.1 ст.742 ГК). |
Между тем экспедиторские компании могут иметь и собственный подвижной состав, т.е. выступать в некоторых случаях перевозчиками (на основании соответствующей лицензии), а не организаторами перевозки. Поэтому ст.6 Закона № 124-З гласит, что транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров. При этом участники транспортно-экспедиционной деятельности, как правило, свободны в выборе договора и определении его условий.
Договор транспортной экспедиции
В юридической литературе выделяют следующие разновидности договора транспортной экспедиции:
1) договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю;
2) договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) на железнодорожные станции, в порты (пристани) и аэропорты;
3) договор об отдельных транспортно-экспедиторских операциях и услугах;
4) договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.
Первый договор как бы «поглощает» перевозку груза, являющуюся одним из элементов обязательства экспедитора, второй - носит по отношению к договору перевозки вспомогательный характер и призван обслуживать отдельные стадии перевозочного процесса: этап доставки груза перевозчику, а также от перевозчика получателю. Третий касается лишь отдельных операций, четвертый - договор организационного типа, рассчитанный на длительное сотрудничество (примечание 1).
Договор транспортной экспедиции может использоваться на всех (за исключением трубопроводного) видах транспорта: автомобильном, железнодорожном (примечание 2), воздушном, морском и внутреннем водном. По своей природе транспортно-экспедиционная деятельность относится к услугам, однако ввиду прямого указания п.2 ст.733 ГК к ним применяются не нормы главы 39 «Возмездное оказание услуг», а специальные положения главы 41 «Транспортная экспедиция», правила которой распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п.2 ст.755 ГК).
![]() |
Справочно Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.2 ст.30 Налогового кодекса РБ). |
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (часть первая ст.755 ГК).
![]() |
Справочно Форма примерного договора транспортной экспедиции утверждена постановлением Минтранса РБ от 06.10.2000 № 23.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2017 г. постановление № 23 на основании постановления Минтранса РБ от 24.03.2017 № 9 утратило силу. |
В ГК не регламентировано, от чьего имени экспедитор организует перевозку и выполнение иных услуг. Это может быть модель договора поручения (от имени клиента) либо договора комиссии (от собственного имени).
![]() |
Справочно В отдельных нормативных правовых актах транспортного законодательства данные нормы уточняются. Так, п.14 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 31.03.2008 № 40, предусматривает, что кроме грузополучателя или грузоотправителя заявление о переадресовке груза может быть подано другим физическим лицом или организацией, оказывающей транспортно-экспедиционные услуги, по доверенности грузополучателя, грузоотправителя с приложением подлинной квитанции о приеме груза. Пункт 138 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1196, гласит, что передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков, вытекающих из перевозки грузов железнодорожным транспортом, не допускается, за исключением случаев передачи такого права в т.ч. организации, осуществляющей транспортно-экспедиционную либо страховую деятельность или их законным представителям. Аналогичные требования прописаны в ст.121 Воздушного кодекса РБ, ст.310 КТМ, п.110 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2015 г. следует руководствоваться Уставом № 1196 в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.07.2015 № 586. Норма п.138 перенесена в п.138 новой редакции названного Устава. С 23 февраля 2016 г. следует руководствоваться п.14 Правил № 40 в редакции постановления Минтранса РБ от 13.07.2015 № 33. С 15 марта 2018 г. следует руководствоваться п.110 Правил № 970 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2018 № 187. |
В то же время исходя из ст.18 Закона № 124-З в отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени (соответственно, права и обязанности по таким договорам возникают непосредственно у экспедитора), кроме случаев, когда в договоре транспортной экспедиции содержится указание на полномочия экспедитора действовать от имени клиента либо когда клиентом ему выдана доверенность. При этом экспедитор обязан передать клиенту оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязанности на третье лицо (перевозчика, другого экспедитора и т.д.) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст.758 ГК).
В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, приобретает права и обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Он может предусматривать как разовое поручение, так и быть долгосрочным. Статья 17 Закона № 124-З предусматривает выдачу клиентом экспедитору поручения на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг, которое также может быть разовым либо долгосрочным.
![]() |
Обратите внимание! Такое поручение может выдаваться и при отсутствии между сторонами заключенного договора транспортной экспедиции. В таком случае оно должно быть акцептовано экспедитором и при получении клиентом подтверждения о принятии к исполнению такого поручения договор транспортной экспедиции считается заключенным. |
Детализированные нормы ГК и Закона № 124-З, регламентирующие транспортно-экспедиционную деятельность, прописаны в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766 (далее - Правила № 1766).
В качестве клиентов экспедитора могут выступать не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. В последнем случае договор транспортной экспедиции для личных и семейных нужд (далее в материале не рассматривается) подтверждается составлением заказа-поручения.
Дополнительные услуги должны быть прямо указаны в договоре транспортной экспедиции. В частности:
1) в случаях, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор вправе за счет клиента заключать со страховой организацией договоры добровольного страхования грузов в соответствии с законодательством (п.13 Правил № 1766);
2) таможенное оформление груза производится или обеспечивается клиентом, и только если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, оно может производиться или обеспечиваться экспедитором (п.14 Правил № 1766);
3) экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, может осуществлять расчеты с участниками транспортно-экспедиционной деятельности, уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, возлагаемых на клиента (п.18 Правил № 1766);
4) на условиях, определенных договором транспортной экспедиции, экспедитор может давать консультации и (или) оказывать информационные услуги (п.19 Правил № 1766).
Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции детально регламентированы ст.21-25 Закона № 124-З, а также пп.32-34 Правил № 1766. Среди них обращает на себя внимание право удержания (ст.340 ГК), принадлежащее экспедитору в отношении груза в части возмещения расходов (примечание 3) и выплаты вознаграждения (часть первая ст.24 Закона № 124-З).
В качестве исключения из общих правил допускается односторонний отказ любой из сторон от исполнения договора транспортной экспедиции с предварительным предупреждением об этом другой стороны и возмещением убытков (ст.759 ГК).
Подробно также урегулированы вопросы ответственности сторон. При этом соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательными актами Республики Беларусь (часть вторая ст.26 Закона № 124-З).
Как и в случае договора перевозки, имеются 2 основных случая ответственности экспедитора перед клиентом.
1. Ответственность за несохранность груза (ст.27 Закона № 124-З).
![]() |
Справочно При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с международными договорами (конвенциями). Основные из них: • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956; • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951; • Конвенция о морской перевозке грузов от 31.03.1978 и альтернативная ей Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924; • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.1929. |
2. Ответственность за нарушение сроков (ст.28 Закона № 124-З).
В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым соответствующий перевозчик отвечает перед экспедитором (часть вторая ст.756 ГК, часть третья ст.26 Закона № 124-З).
Экспедитор может застраховать свою ответственность в качестве такого вида добровольного страхования, как страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора (подп.4.2 п.4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. вышеназванное Положение на основании Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165 изложено в новой редакции. Аналогичная норма содержится в подп.4.2.2 п.4 нового Положения. |
Ответственность клиента перед экспедитором наступает реже и касается неисполнения или ненадлежащего исполнения первым своей обязанности по представлению информации (например, об опасных свойствах груза и т.п.) (ст.29 Закона № 124-З). На практике в договор транспортной экспедиции часто включается также условие о неустойке (штрафе либо пене) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) клиентом обязательств по загрузке (выгрузке) транспортного средства: опоздание, сверхнормативный простой, срыв загрузки (выгрузки) и т.п.
До предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом), обязательно предъявление к экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
![]() |
Справочно Это правило для договора транспортной экспедиции действовало еще до внесения в 2011 г. изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ, введших предварительный претензионный порядок рассмотрения споров по всем хозяйственным договорам. |
Сроки предъявления претензии к экспедитору определены в п.38 Правил № 1766.
![]() |
Справочно Дополнительные аналитические материалы по претензионному порядку см. в разделе 1 подборки «Рассмотрение споров в хозяйственных, третейских и арбитражных судах». |
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в 10 месяцев (ст.31 Закона № 124-З).
![]() |
Справочно Дополнительные материалы по договору транспортной экспедиции см. в разделе 22 подборки «Виды хозяйственных договоров». |
Особенности в сфере внешнеэкономической деятельности
Законодательством предусмотрены и меры протекционистского характера (п.1 Указа Президента РБ от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг»). В частности, заключение договоров транспортной экспедиции осуществляется на основании конкурса (тендера), проводимого в установленном порядке, если иное не установлено Президентом РБ. Исключение из этого правила - в подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами».
Отдельные особенности для транспортной экспедиции предусмотрены валютным законодательством. В частности, разрешено не зачислять на счета экспортеров в Республике Беларусь денежные средства, полученные представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемые для этих целей (абзац 6 подп.1.8 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
Предусмотрена возможность использования иностранной валюты между 2 резидентами - субъектами валютных операций при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь (подп.25.1 п.25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2015 г. следует руководствоваться п.25 Правил № 72 в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 515. |
Предусмотрены и льготы по обязательной продаже. Не осуществляется обязательная продажа валюты по выручке в иностранной валюте, поступающей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области авиации, транспортно-экспедиционную деятельность, перевозку пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, и направляемой ими в течение 30 дней со дня поступления на счет для оплаты расходов на транспортировку, страхование и экспедирование пассажиров и грузов, а также на уплату налогов и сборов в иностранной валюте, связанных с транспортировкой пассажиров и грузов (подп.4.3 п.4 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента РБ от 31.07.2018 № 301). |
![]() |
Справочно Перечень затрат в иностранной валюте, относящихся на расходы по транспортировке, страхованию и экспедированию грузов и пассажиров, а также на уплату налогов и сборов в иностранной валюте, связанных с транспортировкой грузов и пассажиров, утвержден постановлением Минтранса РБ от 23.07.2007 № 44.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2018 г. перечень № 44 изложен в новой редакции на основании постановления Минтранса РБ от 26.01.2018 № 4. |
Предусмотрено, что субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с субъектами валютных операций - резидентами, в оплату обязательств экспедитора перед международным перевозчиком, исполняемых путем передачи нерезидентом наличной иностранной валюты за пределами Республики Беларусь (подп.19.2 п.19 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1).
Работники юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, получившие наличную иностранную валюту за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты по договорам транспортной экспедиции, заключенным между экспедитором и нерезидентом, обязаны представить отчет об израсходованных суммах наличной иностранной валюты и сдать неизрасходованную сумму валюты в кассу юридического лица, индивидуальному предпринимателю в срок не позднее 3 рабочих дней (работники подразделений, расположенных в населенных пунктах вне места нахождения юридического лица, представляющие отчет в бухгалтерскую службу юридического лица, - не позднее 5 рабочих дней) (п.41 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2013 № 185).
Исключение из общего запрета на проведение авансовых платежей по импорту для транспортно-экспедиционных организаций изложено в абзаце 3 письма Нацбанка РБ от 18.12.2008 № 53-21/1802 «Разрешение на проведение транспортными и экспедиционными предприятиями авансовых платежей по внешнеторговым операциям».
При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, могут быть использованы формы транспортно-экспедиционных документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент, расписка экспедитора и др.), рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности (п.8 Правил № 1766). Речь идет прежде всего о Международной Федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Балтийском и международном морском совете (БИМКО), а также Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
Примечание 1. Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Кн.4. - М., 2007. - С.705-712.
Примечание 2. Часть первая ст.18 Закона РБ от 06.01.1999 № 237-З «О железнодорожном транспорте» прямо упоминает договор транспортной экспедиции (наряду с договорами перевозки и др.) среди договоров, на основании которых осуществляется предоставление транспортных работ и услуг железнодорожным транспортом общего пользования.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июля 2015 г. Закон № 237-З на основании Закона РБ от 31.12.2014 № 227-З изложен в новой редакции. |
Примечание 3. Расходы экспедитора могут состоять из оплаты стоимости перевозки (когда договор с перевозчиком заключает экспедитор), пошлин, налогов, сборов, страховых взносов и т.п.
02.10.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук