Справочная информация от 30.06.2008
Автор: Прохожая В.

Нормирование расходов при налогообложении прибыли


 

Материал помещен в архив

 

НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ

Общие положения

Состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, и порядок их отражения (признания) определен ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее - Закон).

Затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете, и определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.

К затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении, не относятся расходы, не связанные с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), затраты, указанные в п.7 ст.3 Закона, а также иные расходы, установленные Президентом РБ и (или) законодательством.

Например, при определении состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо учитывать особенности состава затрат, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 11.09.2006 № 1178 «Об утверждении особенностей состава затрат в отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности».

Указанным постановлением утверждены особенности состава затрат для:

организаций, осуществляющих строительные, монтажные и другие работы подрядным или хозяйственным способом;

организаций жилищно-коммунального хозяйства;

организаций, входящих в оборонный сектор экономики;

организаций лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

организаций связи;

организаций электроэнергетики;

организаций газового хозяйства;

газотранспортных организаций;

организаций нефтедобывающей промышленности;

организаций горнодобывающей промышленности;

органов и подразделений внутренних дел, органов и учреждений, республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел;

органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям;

организаций, осуществляющих деятельность железнодорожного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность;

организаций, осуществляющих деятельность водного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность;

организаций, осуществляющих деятельность воздушного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность;

организаций, осуществляющих деятельность прочего сухопутного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность.

При определении состава затрат по производству и реализации необходимо иметь в виду, что ряд затрат включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах установленных нормативов.

Наряду с этим некоторые из таких затрат в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300, включаются в себестоимость в фактической их сумме без нормирования.

Следует обратить внимание и на тот факт, что с 1 января 2008 г. из Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» исключен подп.1.1.1 п.1 ст.2. Согласно указанному подпункту до 1 января 2008 г. объектом обложения НДС признавались обороты по передаче внутри организации для собственных нужд произведенных и приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых не учитывалась при налогообложении прибыли. Иными словами, до 1 января 2008 г. при списании части нормируемых расходов в состав затрат, неучитываемых при налогообложении прибыли, от стоимости этой части затрат необходимо было исчислить НДС. В 2008 г. указанные суммы налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Раздел 1. Материальные затраты

В соответствии с п.2 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» к материальным затратам (за вычетом стоимости возвратных отходов) относятся такие нормируемые расходы, как:

расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг);

расходы на приобретение топлива, воды и энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемых на технологические цели, выработку (в т.ч. самим плательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством (см. также подп.2.3.5 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300).

Рассмотрим, какими документами по названным расходам устанавливаются нормы и определяется порядок их применения.

В соответствии с подп.2.1 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, затраты, включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) и учитываемые при ценообразовании, рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке.

Стоимость топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) включается в затраты в пределах лимитов, доводимых до организаций в установленном законодательством порядке. Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии определен постановлением Совета Министров РБ от 16.10.1998 № 1582. При расчете норм следует также руководствоваться Положением о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 19.11.2002 № 9. Нормы расхода ТЭР должны обозначаться в единицах, используемых в статистической отчетности формы 11-сн, утвержденной постановлением Минстата РБ от 19.10.2007 № 329.

В соответствии с Информационным письмом Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору РБ от 18.01.2001 № 07-11/5 «О нормировании ТЭР для предприятий, не производящих продукцию (работы и услуги производственного характера)» (далее - письмо) предприятия, организации и учреждения (вне зависимости от форм собственности и объема потребления энергоресурсов), не производящие продукцию (работы или услуги производственного характера), т.е. использующие топливно-энергетические ресурсы только на обогрев зданий, горячее водоснабжение, работу оргтехники, освещение и т.д., также должны иметь утвержденные в установленном порядке нормы расхода (предельные уровни потребления) ТЭР. Для таких организаций по электроэнергии утверждаются предельные уровни потребления, по теплоэнергии - нормы расхода на обогрев зданий и горячее водоснабжение.

Согласно п.1 письма, к предприятиям, не производящим продукцию (работы или услуги производственного характера), относятся:

учебные заведения (школы, школы-интернаты, техникумы, училища, институты, университеты, академии и т.д.);

лечебные учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, санатории и т.д.);

детские учреждения (детские сады и ясли, детские дома, детские оздоровительные лагеря и т.д.);

торговые предприятия (организации) (магазины, ларьки, киоски и т.д.);

предприятия общественного питания (рестораны, столовые, кафе, буфеты и т.д.);

дома для престарелых и инвалидов, дома отдыха;

коммунальные учреждения (гостиницы, дома, общежития для приезжих и т.д.), рабочие и студенческие общежития;

спортивные объекты (стадионы, дворцы спорта, бассейны и т.д.);

учреждения и организации культуры (кинотеатры, дома культуры и т.д.);

предприятия и организации службы быта, выполняющие непроизводственные виды услуг;

воинские части, не занимающиеся выпуском продукции;

банки;

научно-исследовательские и проектные организации;

другие предприятия, организации и учреждения, не занимающиеся выпуском продукции (работ или услуг производственного характера).

Для арендаторов, не выпускающих продукцию (работы и услуги производственного характера) и не являющихся абонентами энергоснабжающих организаций, нормы расхода (предельные уровни потребления ТЭР) определяются договором между арендатором и арендодателем. При этом для арендаторов, имеющих отдельный приборный учет расхода ТЭР, нормы расхода (предельные уровни потребления) ТЭР определяются на основании показателей потребления ТЭР за предшествующий период с учетом планируемых изменений в энергопотреблении (увеличение, уменьшение площадей, изменение состава оргтехники и др.) и приведения фактических климатических условий предшествующего периода к нормативным. Для арендаторов, не имеющих отдельного приборного учета расхода ТЭР, нормы расхода (предельные уровни потребления) ТЭР устанавливаются пропорционально занимаемой площади, числу работающих или расчетным методом.

При утверждении норм расхода ТЭР предприятия (организации, учреждения), сдающие в аренду здания (помещения), должны учитывать следующее:

- расход теплоэнергии арендаторами-субабонентами на обогрев зданий (помещений) и горячее водоснабжение включается в нормы расхода арендодателя;

- в нормы расхода на продукцию арендодателя потребление электроэнергии арендаторами-субабонентами не включается;

- потребление электроэнергии арендаторами-субабонентами включается в предельные уровни потребления арендодателя.

Арендаторы, выпускающие продукцию (работы, услуги), а также арендаторы, не выпускающие продукцию (работы, услуги), но являющиеся абонентами энергоснабжающих организаций, разрабатывают и утверждают нормы расхода (предельные уровни потребления) ТЭР в установленном порядке.

При эксплуатации транспортных средств списание топлива на себестоимость и в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, производится по фактическому расходу, но в пределах установленных норм расхода топлива. Расход топлива сверх установленных норм списывается либо за счет виновных лиц, либо за счет прибыли, остающейся после налогообложения.

Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования утверждаются Минтрансом РБ. Инструкция о порядке применения данных норм утверждена постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28.

В случае отсутствия утвержденной нормы расхода топлива на определенный вид транспортного средства организация должна обратиться за ее разработкой в БелНИИТ «Транстехника». Обращение за разработкой норм осуществляется согласно Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8.

При контроле за соблюдением норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей следует руководствоваться:

приказом Минторга РБ от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»;

Нормами технологических потерь нефтепродуктов при зачистке резервуаров, утвержденными приказом Минэкономики РБ от 11.10.1999 № 99 и согласованными с концерном «Белнефтехим». Указанные нормы распространяются на предприятия по обеспечению нефтепродуктами, нефтебазы, склады топлива и автозаправочные станции;

нормами естественной убыли масла растительного (утверждены постановлением Комитета по материальным резервам при Совете Министров РБ от 06.07.2004 № 17);

Инструкцией о порядке применения норм естественной убыли мяса при хранении в холодильнике подчиненной Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь организации, обеспечивающей сохранность государственного материального резерва, утвержденной постановлением Комитета по материальным резервам при Совете Министров РБ от 13.10.2003 № 29;

Временными предельными нормами естественной убыли (производственной траты) лекарственных средств на аптечных складах, утвержденными приказом Минздрава РБ от 27.02.1998 № 62;

приказом Минсельхозпрода РБ от 23.09.1992 № 142, которым утверждены нормы расхода сырья при производстве твердых сычужных сыров, сыров для плавления, нормы естественной убыли сыров в период созревания и по стадиям созревания, нормы предельно допустимых потерь молочной сыворотки при отпуске хозяйствам - сдатчикам молока, предприятиям хлебопекарной промышленности и других отраслей.

Проверка налоговыми органами соблюдения организациями норм естественной убыли производится согласно Методическому пособию по проверке полноты и своевременности оприходования, учета и реализации готовой продукции и соблюдения норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации материальных ценностей, направленному в адрес инспекций МНС письмом ГНК РБ от 24.09.2001 № 7-5.1-12/5576.

Раздел 2. Расходы на оплату труда

Представим информацию по нормированию расходов на оплату труда в виде следующей таблицы.

 

Подпункт ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII

«О налогах на доходы
и прибыль»

Документ, устанавливающий нормативы, определяющий порядок и размеры выплат

Подпункт Основных положений

по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

в налоговом учете

при ценообразовании

в бухгалтерском учете

3.1

Суммы заработной платы за фактически выполненную работу, начисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с применяемыми организацией формами и системами оплаты труда

2.7.1.1

Постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (далее - постановление № 1651)

В затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями независимо от формы собственности кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями, включаются выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам (с учетом выполнения норм труда не более чем на 200 %), исчисленным исходя из тарифной ставки 1-го разряда, не превышающей ее предельного размера, установленного согласно пп.1 и 2 постановления № 1651, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников РБ (далее - ЕТС).

В целях бухгалтерского учета данные затраты не нормируются

При этом в указанные затраты включается сумма выплат стимулирующего и компенсирующего характера, а также повышения тарифных ставок, должностных окладов и расценок (с учетом фактического выполнения норм труда) в установленных законодательством размерах, рассчитанная исходя из тарифной ставки
1-го разряда, действующей в организации

 

Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее - Положение № 1003).

Положение № 1003 определяет условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее - руководители) в зависимости
от результатов финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с п.4 Положения № 1003 тарифные оклады руководителей устанавливаются на основе тарифных коэффициентов ЕТС и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации. При этом для тарификации генерального конструктора - руководителя применяется тарифный коэффициент, соответствующий максимальному тарифному разряду ЕТС.

По решению собственника имущества руководителям убыточных организаций при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния и руководителям организаций, проводящим мероприятия по реконструкции и освоению новейших технологий и новых производств, могут устанавливаться на период не более 2 лет должностные оклады (без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера) в размере, не превышающем 3,5 среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующей отрасли (подотрасли) экономики республики (виду экономической деятельности) за квартал, предшествующий отчетному кварталу, а для руководителей организаций, имеющих приоритетное значение в развитии отрасли экономики республики, - по согласованию с Премьер-министром РБ или заместителем Премьер-министра РБ в размере, не превышающем 4,5 среднемесячной заработной платы.

Тарифные оклады руководителей, исчисленные согласно части первой п.4 Положения № 1003, по решению собственника имущества либо органа, уполномоченного заключить контракт (далее - орган, заключивший контракт), повышаются:

при заключении, изменении, продлении либо заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта не более чем на 50 % в соответствии с абзацем третьим подп.2.5 п.2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

по итогам работы за квартал:

за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг), исчисленный нарастающим итогом с начала года, в размере до 3 % включительно, но не более чем на 15 % тарифного оклада;

за выполнение других установленных в контракте показателей до 30 % тарифного оклада включительно при условии соблюдения установленного норматива запасов готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства.

Повышение тарифных окладов руководителей по итогам работы за квартал производится за выполнение каждого установленного в контракте показателя в отдельности. При этом максимальный размер повышения не может превышать 95 % тарифного оклада.

При невыполнении всех установленных показателей руководителю восстанавливается тарифный оклад с учетом его повышения, предусмотренного абзацем 2 части первой п.5 Положения № 1003.

Суммы повышений, предусмотренные п.5 Положения № 1003, суммируются с тарифным окладом, образуя должностной оклад руководителя

3.3

Выплаты по системам премирования работников и надбавки в размерах, предусмотренных законодательством, в т.ч. за экономию сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов, за разработку и реализацию мер по охране труда, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, в т.ч.:

2.7.1.3

- выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты.

При этом следует иметь в виду, что исходя из подп.1.5 п.1 Декрета Президента РБ от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты свыше 30 % заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Кроме того, согласно п.7 Положения № 1003 максимальный размер премии руководителя по результатам финансово-хозяйственной деятельности не может превышать 60 % должностного оклада.

Собственником имущества либо органом, заключившим контракт, может быть установлено премирование руководителей убыточных организаций в зависимости от снижения убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за каждый процентный пункт снижения в размере до 5 % (включительно), но не более 30 % должностного оклада

- надбавки за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели, выплачиваемые руководителям, специалистам и служащим организаций

Пунктом 5 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» предусмотрено, что общая сумма средств, направляемых на выплату надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели, выплачиваемых руководителям, специалистам и служащим организаций, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 30 % суммы должностных окладов этих категорий работников

В целях бухгалтерского учета не нормируются

Согласно п.6 Положения № 1003 руководителям могут устанавливаться надбавки за:

сложность и напряженность работы в размере до 50 % (включительно) должностного оклада;

продолжительность непрерывной работы (стаж работы) в размере до 20 % (включительно) должностного оклада.

Руководителям эффективно работающих организаций, присоединивших убыточные организации, имеющие предоставленную в соответствии с законодательством отсрочку по налогам и иным платежам в бюджет, могут устанавливаться по итогам работы за квартал надбавки за увеличение объемов управленческого труда в размере, не превышающем 30 % тарифного оклада с учетом его повышения, предусмотренного абзацем 2 части первой п.5 Положения № 1003.

Вновь назначенным руководителям организаций, имеющих предоставленную в соответствии с законодательством отсрочку либо рассрочку по налогам и иным платежам в бюджет, могут устанавливаться по итогам работы за квартал надбавки за высокие достижения в труде в размере, не превышающем 20 % тарифного оклада с учетом его повышения, предусмотренного абзацем 2 части первой п.5 Положения № 1003.

Обязательными условиями начисления и выплаты надбавок, установленных в соответствии с частями второй и третьей п.6 Положения № 1003, являются улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации по итогам работы за квартал по сравнению с кварталом, предшествующим отчетному, своевременная уплата текущих платежей в бюджет и соблюдение графиков погашения задолженности по налогам и иным платежам в бюджет, по которым предоставлена отсрочка либо рассрочка

- премии за экономию топливно-энергетических ресурсов

На основании п.1 постановления Совета Министров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов»:

В целях бухгалтерского учета включаются в затраты в полном размере

работникам коммерческих организаций может выплачиваться премия за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (далее - премия) по итогам работы за квартал;

без ограничения

общая сумма средств, направляемых на выплату премии работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе,
при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов;

 

максимальный размер премии конкретному работнику не может превышать 50 % его тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в отчетном квартале;

 

условия премирования руководителей коммерческих организаций определяются в контрактах, заключаемых с ними собственником имущества либо уполномоченным им органом, а условия премирования других работников предусматриваются в положениях, разрабатываемых в этих организациях.

 

При этом обязательным условием начисления и выплаты премии является обеспечение выполнения коммерческими организациями показателей, характеризующих экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов

 

3.9

Надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждений за выслугу лет, стаж работы) в соответствии с законодательством

2.7.19

В соответствии с п.6 постановления Совета Министров РБ от 16.06.1998 № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики» размер надбавок за продолжительность непрерывной работы (вознаграждений за выслугу лет, стаж работы), выплачиваемых рабочим, руководителям, специалистам, служащим хозрасчетных предприятий и организаций всех форм собственности и включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должен превышать 20 % тарифной ставки (должностного оклада)

В целях бухгалтерского учета данные затраты не нормируются

3.4

Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, включая надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, в т.ч.:

2.7.1.4

- доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

При этом следует руководствоваться:

Положением о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253;

Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее - Инструкция № 35).

Размер доплат зависит от класса условий труда и приведен в приложении 8 к Инструкции № 35

Классы условий труда

Процент от тарифной ставки
1-го разряда за 1 час работы в условиях труда, соответствующих классу

1-й класс (оптимальные условия труда)

0

2-й класс (допустимые условия труда)

0

3-й класс (вредные условия труда):

 

3.1 (1-й степени)

0,10

3.2 (2-й степени)

0,14

3.3 (3-й степени)

0,20

3.4 (4-й степени)

0,25

4-й класс (опасные условия труда)

0,31

- доплаты за работу в ночное время

Статьей 70 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) предусмотрено, что за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - Правительством РБ или уполномоченным им органом. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 % времени приходится на ночное время.

Согласно постановлению Минэкономики РБ, Минтруда РБ и Минфина РБ от 24.05.2000 № 105/77/54 «О размерах доплат за работу в ночное время, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы в размере, предусмотренном ст.70 ТК, но не превышающем 40 % часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы (для трактористов-машинистов на период посевной и уборочной кампаний, определяемый нанимателем, - не превышающем 100 % часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Наниматель самостоятельно на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора устанавливает конкретный размер и вид доплаты

- надбавки за подвижной и разъездной характер работ

Размер данных надбавок определяется на основании постановления Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763 «Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)».

В целях бухгалтерского учета учитываются в сумме фактических выплат

Порядок включения в акты приемки выполненных работ средств на возмещение затрат, связанных с подвижным и разъездным характером работ, изложен в письме Минстройархитектуры РБ от 25.01.2000 № 04-2/4-680 «О прочих затратах».

 

Надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) к заработной плате работников устанавливаются в следующих размерах:

 

40 % от нормы суточных, установленных нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь, иностранных государств, если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства;

 

50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках, если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

 

Время пребывания на территории иностранных государств определяется по отметкам пограничных служб в маршрутных листах о времени пересечения границы, а при их отсутствии - по отметкам о времени отправления (прибытия) с (на) пограничной(ую) станции(ю).

 

Расходы на выплату указанных надбавок производятся за счет средств заказчика. При отсутствии заказчика эти расходы включаются в затраты по производству продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

 

Если вне места производства работ работнику не предоставляется бесплатное жилье и если он не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства, расходы по найму жилого помещения возмещаются по нормам, установленным нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках.

 

Расходы по проезду работников в другую местность в связи с исполнением трудовых обязанностей вне места работы компенсируются в порядке, установленном нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, если наниматель не предоставляет им транспорт

 

3.11

 

Расходы, связанные с подготовкой и (или) переподготовкой кадров

2.7.1.17;

2.2.11.2;

2.2.11.3

При осуществлении данных расходов необходимо учитывать нормы следующих документов:

Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2008 № 379;

Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101 (далее - Положение № 101).

В Положении № 101 гарантии для работников определены в зависимости от формы и вида обучения.

За работниками, направленными нанимателем на:

переподготовку, повышение квалификации и стажировку в очной (дневной) форме обучения, на весь период прохождения ими обучения сохраняется средняя заработная плата по месту работы;

переподготовку в заочной форме обучения, сохраняется средняя заработная плата по месту работы на время нахождения их на сессии.

В случае направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществляется выплата заработной платы из расчета тарифной ставки рабочего 1-го разряда, установленной в организации.

Работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт, нанимателем осуществляется выплата суточных по установленным нормам командировочных расходов в течение первого месяца обучения, на протяжении остального периода обучения - стипендия в размере 0,5 тарифного оклада (ставки) в месяц.

Работникам из числа руководящих работников и специалистов, направленным на переподготовку в заочной форме обучения в другой населенный пункт, в период их нахождения на сессиях за счет средств нанимателя выплачиваются суточные до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в течение каждого учебного года пропорционально продолжительности обучения.

Для целей Положения № 101 учебный год составляет 12 месяцев с даты начала обучения.

При наличии у работников, направленных на обучение в другой населенный пункт, возможности ежедневно возвращаться к месту жительства выплата суточных по согласованию с работником осуществляется нанимателем по нормам командировочных расходов, установленным для однодневных командировок, осуществляемых в пределах Республики Беларусь.

Работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, предоставляется общежитие учреждения образования.

Оплата жилого помещения в общежитии, коммунальных услуг осуществляется нанимателем, направляющим работника на обучение, в размере фактических затрат при наличии подтверждающих документов в оригинале.

При невозможности предоставления общежития работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, оплата расходов на наем жилого помещения осуществляется за счет средств нанимателя в порядке и размерах, установленных для возмещения расходов на наем жилого помещения при служебных командировках.

Работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, за счет средств нанимателя оплачивается проезд к месту обучения и обратно на основании вызова учреждения образования при:

профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, стажировке в очной (дневной) форме обучения - один раз в течение всего периода обучения;

переподготовке в заочной форме обучения - не более двух раз в течение учебного года

Раздел 3. Прочие виды затрат

Информацию данного раздела представим в виде следующей таблицы.

 

Подпункт ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII
«О налогах на доходы и прибыль»
Документ, устанавливающий нормативы, определяющий порядок и размеры выплат
Подпункт Основных положений
по составу затрат, включае-мых в себестои-мость продук-ции (работ, услуг)
в налоговом учете
при ценообразовании
в бухгалтерском учете
4-2.35
Расходы на командировки
2.2.10.3
Напоминаем, что к расходам на командировки относятся также расходы, связанные с оформлением заграничных паспортов и других выездных документов, уплатой государственной пошлины, сборов иностранных представительств, а также комиссионных при обмене чеков в банке на иностранную валюту.
При отражении в учете командировочных расходов необходимо руководствоваться следующими документами:
Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55;
Нормами оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, утвержденными постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7;
Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35.
Нормы возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь устанавливаются Минфином РБ. В настоящее время действую нормы, утвержденные постановлением Минфина РБ от 21.12.2007 № 197
Учитываются в пределах норм, установленных законодательством. Командировочные расходы сверх установленных норм при налогообложении прибыли не учитываются на основании подп.7.7-1 п.7 ст.3 Закона
Порядок учета при ценообразовании законодательно не установлен
Включаются в затраты, связанные с производ-ственной деятельностью
4-2.34
Затраты на содержание служебного легкового автотранспорта
2.2.10.1
При отражении в учете названных затрат следует руководствоваться:
постановлением Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового транспорта» (далее - постановление № 638);
постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных автомобилей» (далее - постановление № 851);
разъяснением Минэкономики РБ и Минфина РБ от 05.09.2001 № 13-13/4898/15-9/700 (далее - разъяснение)
Согласно постановлению № 638 юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм.
В себестоимость включаются в сумме фактических расходов без нормирования
При этом к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта (кроме специального) исходя из разъяснения относятся:
стоимость горюче-смазочных материалов;
расходы на проведение всех видов ремонта;
расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства.
В соответствии с постановлением № 851 юридические лица, в т.ч. имеющие обособленные подразделения, с учетом специфики производственного процесса, выполнения работ, оказания услуг определяют количество специальных легковых автомобилей с лимитом пробега не более 2 000 км в месяц, затраты по которым включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.
К расходам на содержание специального легкового транспорта согласно постановлению № 851 относится стоимость горюче-смазочных материалов
4-2.11
Расходы на обучение кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования
2.10.6
Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» (далее - Указ № 398) определено, что нормы расходов, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, на подготовку кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, не должны превышать 2 % затрат на оплату труда работников этих организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный период, если иное не установлено Президентом РБ.
Порядок учета расходов на подготовку кадров при ценообразовании в законо-дательстве не определен
Не нормируются
Для расчета норматива расходов на подготовку кадров следует принимать фонд оплаты труда, отраженный в бухгалтерском учете, поскольку Указ № 398 не предусматривает каких-либо ограничений по затратам на оплату труда для целей нормирования расходов на подготовку кадров.
При этом учитывается фонд оплаты труда только работников, состоящих в штате организации
Учет расходов на подготовку кадров в учебных заведениях потребительской кооперации определен Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 257 «Об отчислениях на содержание учреждений образования потребительской кооперации и подготовку кадров для данной отрасли» (далее - Указ № 257).
Пунктом 1 Указа № 257 установлено, что отчисления на содержание учреждений образования потребительской кооперации, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, по перечню согласно приложению 1 к Указу № 257 и на подготовку кадров для этой отрасли в учреждениях образования республики производятся организациями потребительской кооперации Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ по нормативам, приведенным в приложении 2 к Указу № 257, относятся на себестоимость и включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
Перечень учреждений образования потребительской кооперации, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, включает в себя:
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации;
Барановичский технологический колледж;
Гомельский торгово-экономический колледж;
Гродненский торговый колледж;
Минский торговый колледж;
Молодечненский торгово-экономический колледж;
Полоцкий торгово-технологический колледж;
кооперативное профессионально-техническое училище Могилевского облпотребсоюза.
Указом № 257 установлены следующие нормативы отчислений на содержание учреждений образования потребительской кооперации и на подготовку кадров для данной отрасли в учреждениях образования республики
Выручка от:
реализации продукции, товаров (работ, услуг):
 
в розничной торговле и общественном питании (без учета налога с продаж товаров в розничной торговле)
0,3
в оптовой торговле
0,1
полученных в результате заготовительной деятельности
0,15
реализации произведенной продукции по отпускным ценам и оказанных на рынках услуг
1,0
выполнения подрядными организациями строительно-монтажных работ, реализации продукции звероводства, осуществления транспортных, проектно-конструкторских, информационно-вычислительных и других работ (услуг)
0,5
4-2.12
Расходы на консультационные и информационные услуги
2.10.7
Согласно Указу № 398 при налогообложении нормирование расходов на консультационные и информационные услуги осуществляется по совокупности с расходами на рекламу и маркетинговые услуги
Порядок учета расходов в целях ценообразования законодательно не определен
Для целей бухгалтерского учета расходы не нормируются
4-2.12
Расходы на проведение обязательного аудита
2.10.7
Перечень субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту, приведен в ст.3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности».
В целях бухгалтерского учета расходы на проведение обязательного аудита не нормируются
Указом Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» утверждены Нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита, которые выглядят следующим образом:
1. Сумма страховых взносов, полученных страховыми организациями в проверяемом году (примечание 1) по договорам страхования (сострахования) и рискам, принятым в перестрахование:
Расходы на оплату обязательного аудита, включаемые в затраты на оказание страховых услуг, учитываемые при ценообразовании, а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в год:
до 100 млн.руб.;
200 тыс.руб. +
+ 0,1 % от суммы страховых взносов по договорам страхования (сострахования) и рискам, принятым в перестрахование, превышающей 50 млн.руб.;
100 млн.руб. и свыше
250 тыс.руб. +
+ 0,05 % от суммы страховых взносов по договорам страхования (сострахования) и рискам, принятым в перестрахование, превышающей 100 млн.руб.
2. Годовой доход банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в проверяемом году (примечание 1) с учетом НДС:
Расходы на оплату обязательного аудита, включаемые в затраты на оказание банковских услуг, учитываемые при ценообразовании, а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в год:
доходы, отраженные на балансовых счетах 8-го класса
не более 0,5 % от годового дохода с учетом НДС
3. Объем выручки (примечание 2) от реализации продукции, товаров (работ, услуг) иных организаций и индивидуальных предпринимателей в проверяемом году (примечание 1) с учетом НДС:
Расходы на оплату обязательного аудита, включаемые в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и при налогообложении, в год:
до 50 млн.руб.;
0,8 % от объема выручки с учетом НДС;
от 50 млн.руб.
до 100 млн.руб.;
400 тыс.руб. +
+ 0,4 % от объема выручки, превышающей 50 млн.руб., с учетом НДС;
100 млн.руб. и свыше
600 тыс.руб. +
+ 0,2 % от объема выручки, превышающей 100 млн.руб., с учетом НДС
4-2.13
Расходы на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль
2.10.7
Согласно п.1-1 Указа Президента РБ от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» расходы организаций и индивидуальных предпринимателей на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль, включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и при налогообложении, в пределах установленных норм расходов на проведение обязательного аудита
В целях бухгалтерского учета не нормируются
4-2.14
Отчисления на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль
Отчисления производятся юридическими лицами государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, подчиненными министерствам, иным республиканским органам государственного управления или входящими в состав государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, в размере не более 0,1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и относятся на себестоимость товаров (работ, услуг).
Конкретный размер и порядок направления названных отчислений устанавливаются министерством, иным республиканским органом государственного управления, государственной организацией, подчиненной Правительству РБ, при которых созданы такие организации, по согласованию с Минфином РБ
4-2.19
Расходы на рекламу и маркетинговые услуги
2.10.11
В соответствии с Указом № 398 нормирование расходов на рекламу и маркетинговые услуги осуществляется по совокупности с расходами на консультационные и информационные услуги.
В целях ценообразования учет расходов на рекламу законодательно не определен
Для целей бухгалтерского учета не нормируются
К расходам на рекламу в целях налогообложения относятся
в т.ч. расходы по приобретению и (или) созданию рекламных стендов, муляжей, щитов, указателей, учитываемых в бухгалтерском учете организации в качестве основных средств или другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
Порядок включения в состав затрат на рекламу расходов на приобретение или сооружение стендов, муляжей, щитов, указателей и т.п. разъяснен письмом МНС РБ от 16.07.2007 № 2-1-8/566.
Согласно названному письму, если рекламный щит, указатель, стенд и т.п. в бухгалтерском учете признан объектом основных средств, то в составе расходов на рекламу учитываются амортизационные отчисления по этому объекту основных средств.
Если рекламный щит, стенд, указатель и т.п. в бухгалтерском учете признан малоценным инвентарем, то на затраты относится износ этого малоценного инвентаря, начисляемый в соответствии с постановлением Минфина РБ
от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств».
Сумма амортизации по объекту основных средств и сумма начисленного износа по малоценным предметам учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов в пределах норм на рекламу, утвержденных Указом № 398.
При эксплуатации объекта основных средств, являющегося рекламным, будут возникать определенные расходы, к примеру, на ремонт.
Данные расходы по обслуживанию рекламного объекта также должны учитываться в составе расходов на рекламу
Нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, утверждены Указом № 398 и являются следующими
Размер выручки, полученной от реализации
товаров (работ, услуг), или валового дохода за отчетный период
Нормы расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги (общая сумма)
1. Организации и индивидуальные предприниматели (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий; основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок, в части норм расходов на рекламу; при размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 % в части норм расходов на рекламу; а также государственных телерадиовещательных организаций в части норм расходов на маркетинговые, консультационные и информационные услуги)
До 3 330 млн.руб. включительно
7,5 % от размера выручки (дохода)
Свыше 3 330 млн.руб. до 33 300 млн.руб. включительно
250 млн.руб. +
+ 3,75 % от размера выручки (дохода), превышающего 3 330 млн.руб.
Свыше 33 300 млн.руб.




























1 374 млн.руб. +
+ 1,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн.руб.
2. Организации и индивидуальные предприниматели:
2.1. Осуществляющие туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий
До 3 330 млн.руб. включительно
22,5 % от размера выручки (дохода)
Свыше 3 330 млн.руб. до 33 300 млн.руб. включительно
750 млн.руб. +
+ 11,25 % от размера выручки (дохода), превышающего 3 330 млн.руб.
Свыше 33 300 млн.руб.
4 122 млн.руб. +
+ 4,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн.руб.
2.2. Основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок
Фактически полученная сумма
В размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на рекламу)
2.3. При размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 %
3. Государственные телерадиовещательные организации
В размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на маркетин-говые, консультационные и информационные услуги)
4-2.27
Представительские расходы
2.10.19
Согласно Указу № 398 расходы на представительские цели по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц (в т.ч. по оплате гостиницы, питания, культурного и бытового обслуживания, услуг переводчика и транспортных услуг) установлены по совокупности с расходами на организацию проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний и учитываются при налогообложении прибыли в размерах до 0,2 % затрат на оплату труда работников организации за отчетный период. Для расчета норматива учитываются затраты на оплату труда, отраженные в бухгалтерском учете
Порядок учета в целях ценообразования законодательством не определен
В размере фактических расходов
4-2.43
Страховые взносы по видам обязательного страхования, а также по перечню видов добровольного страхования
2.2.17;
2.2.18
Исходя из п.4 Положения о  страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530) в Республике Беларусь осуществляются следующие виды обязательного страхования:
обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;
обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;
обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;
обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;
обязательное страхование гражданской ответственности антикризисных управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обязательное государственное страхование (предусмотренное в законодательстве обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета);
иные виды обязательного страхования, определенные в актах Президента РБ или законах.
Пунктом 122 Положения № 530 установлено, что в Республике Беларусь заключаются в письменной форме следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
договор внутреннего страхования;
договор пограничного страхования;
договор страхования «Зеленая карта».
На территории Республики Беларусь действуют договоры страхования «Зеленая карта», заключенные со страховыми организациями государств - членов системы «Зеленая карта», с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро по транспортному страхованию заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Согласно Указу Президента РБ от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов» страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии и договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения), заключенным организациями-страхователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, включаются этими организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
Порядок учета страховых взносов в целях ценообразования законодательно не определен
Сумма данных страховых взносов не может превышать:
по договорам добровольного страхования жизни - 4 % фонда заработной платы организации-страхователя
по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии - 8 % фонда заработной платы организации-страхователя
по договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения) - 3 % фонда заработной платы организации-страхователя
Сумма таких страховых взносов определяется с учетом размера ежемесячных страховых взносов за одного работника, который:
по договору добровольного страхования жизни не может превышать 1 базовой величины
по договору добровольного страхования дополнительной пенсии - 2 базовых величин
по договору добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договор заключен на срок не менее 1 года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения) - 2 базовых величин
Пунктом 1 Указа Президента РБ от 19.05.2008 № 280 установлено, что организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы в их фактическом размере по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни:
1) от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу (по договорам, заключенным организациями-страхователями, осуществляющими международные перевозки автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом, со страховыми организациями, если застрахованными являются физические лица, работающие в этих организациях-страхователях по трудовым договорам (контрактам) и направленные в служебную командировку за границу);
2) имущества юридического лица, участвующего в процессе производства продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств, воздушных судов, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания;
3) грузов;
4) гражданской ответственности перевозчика, гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами;
5) гражданской ответственности владельцев воздушных судов;
6) гражданской ответственности судовладельцев;
7) морское страхование;
8) страхование экспортных рисков с поддержкой государства, предусмотренное Положением о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».
Страховые взносы по добровольному страхованию грузов, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, гражданской ответственности судовладельцев включаются организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в случае отсутствия у организации-страхователя договора морского страхования, объектом которого являются данные виды страхования

  

Примечание 1. Под проверяемым годом в случае проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается год, за который проводится такой аудит, в других случаях - год, в котором проводится обязательный аудит.

Примечание 2. Организации общественного питания, торговые и снабженческо-сбытовые организации при определении расходов на обязательный аудит используют показатель валового дохода от реализации товаров (продукции собственного производства) с учетом НДС в части, приходящейся на валовой доход.

 

30.06.2008 г.

 

Валентина Прохожая, экономист

 

От редакции: С 26 января 2009 г. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные Минэкономики РБ от 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ от 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ от 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом РБ от 30.01.1998 № 03-02-07/300, на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ, Белстата и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 209/160/28/150 утратили силу.

С 1 января 2010 г. законы РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» и от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратили силу.

С 20 мая 2010 г. постановление Совета Министров РБ от 11.09.2006 № 1178 «Об утверждении особенностей состава затрат в отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 12.05.2010 № 702 утратило силу.

С 17 июля 2008 г. постановление Комитета по материальным резервам при Совете Министров РБ от 13.10.2003 № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм естественной убыли мяса при хранении в холодильнике подчиненной Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь организации, обеспечивающей сохранность государственного материального резерва» на основании постановления МЧС РБ от 09.07.2008 № 68 утратило силу.

С 12 сентября 2008 г. в п.1 постановления Совета Министров РБ от 16.10.1998 № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» на основании постановления Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1294 внесены изменения и дополнения.

С 14 сентября 2008 г. постановление Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 утратило силу.

С 1 марта 2009 г. постановление Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» на основании постановления Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 утратило силу.

В постановление Минстата РБ от 19.10.2007 № 329 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии» и указаний по ее заполнению» на основании постановлений Белстата от 14.10.2008 № 275 (с 19 января 2009 г.), от 30.10.2009 № 252 (с 1 января 2010 г.) и от 29.07.2010 № 158 (с 17 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101 «Об утверждении Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 15.10.2008 № 1527 (с 1 сентября 2008 г.), от 20.08.2009 № 1092 (с 1 сентября 2009 г.) и от 15.07.2011 № 956 внесены дополнения и изменения.

С 1 января 2009 г. в постановление Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» на основании постановления Совета Министров РБ от 12.01.2009 № 25 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. подп.1.5 п.1 Декрета Президента РБ от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» на основании Декрета Президента РБ от 23.01.2009 № 2 утратил силу.

С 28 января 2009 г. п.5 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» на основании постановления Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 103 утратил силу.

С 28 января 2009 г. п.6 постановления Совета Министров РБ от 16.06.1998 № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики» на основании постановления Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 103 утратил силу.

В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 13.01.2009 № 7 (с 17 февраля 2009 г.), от 30.12.2010 № 184 (с 24 февраля 2011 г.) и от 30.06.2011 № 61 (с 28 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2010 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 31.12.2009 № 114-З внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности» на основании постановлений Совета Министров РБ от 06.03.2009 № 288 (с 1 апреля 2009 г.), от 18.03.2010 № 385 (с 27 марта 2010 г.), от 06.09.2010 № 1285 (с 1 сентября 2010 г.), от 08.02.2011 № 159 (с 18 февраля 2011 г.) и от 15.07.2011 № 956 внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» на основании постановлений Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1245 (с 29 августа 2008 г.), от 28.01.2009 № 103 (с 28 января 2009 г.), от 06.09.2010 № 1285 (с 1 сентября 2010 г.) и от 15.07.2011 № 956 внесены дополнения и изменения.

С 27 ноября 2010 г. постановление Минэкономики РБ, Минтруда РБ и Минфина РБ от 24.05.2000 № 105/77/54 «О размерах доплат за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 утратило силу.

С 1 сентября 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 12.03.2008 № 379 «Об утверждении Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 утратило силу.

С 26 ноября 2008 г. в Указ Президента РБ от 18.04.2006 № 257 «Об отчислениях на содержание учреждений образования потребительской кооперации и подготовку кадров для данной отрасли» на основании Указа Президента РБ от 18.11.2008 № 621 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» на основании Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 53 утратил силу.

С 1 января 2009 г. в ст.3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» на основании Закона РБ от 08.07.2008 № 369-З внесены изменения и дополнения.

В постановление Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу» на основании постановлений Минфина РБ от 10.11.2008 № 166, от 30.04.2010 № 56 (с 27 мая 2010 г.) и от 16.08.2011 № 78 (с 26 августа 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 20 мая 2010 г. постановление Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» на основании постановления Совета Министров РБ от 12.05.2010 № 702 утратило силу.

С 20 мая 2010 г. в постановление Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» на основании постановления Совета Министров РБ от 12.05.2010 № 702 внесены изменения и дополнения.

С 1 сентября 2010 г. постановление Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 «Об утверждении Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 утратило силу.

Со 2 октября 2010 г. Указ Президента РБ от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 22.06.2010 № 325 утратил силу.

С 1 ноября 2010 г. Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на представительские цели» на основании Указа Президента РБ от 27.09.2010 № 495 утратил силу.

С 27 января 2011 г. постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте» на основании постановления Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 утратило силу.

С 23 февраля 2011 г. постановление Минфина РБ от 21.12.2007 № 197 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» на основании постановления Минфина РБ от 24.01.2011 № 2 утратило силу.

В Указ Президента РБ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» на основании указов Президента РБ от 26.06.2008 № 354, от 12.05.2009 № 241, от 21.08.2009 № 431 (с 28 августа 2009 г.), от 16.11.2009 № 552 (с 25 ноября 2009 г.) и от 03.01.2011 № 3 (с 12 апреля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.