


Материал помещен в архив


НОРМИРУЕМЫЕ ЗАТРАТЫ: НОВАЦИИ-2019
Производственная необходимость затрат по-прежнему должна быть обоснована
Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и (или) законодательством (п.1 ст.169 НК).
Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.3 ст.169 НК).
Экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев (п.4 ст.169 НК):
• фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
• работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;
• работы выполнены, услуги оказаны плательщику организацией, являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях. Данное ограничение не распространяется на акционерные общества.
Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли
С 2019 года в затраты, учитываемые при налогообложении, включаются (часть вторая п.1 ст.169 НК):
• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• нормируемые затраты.
![]() |
Справочно В соответствии с предыдущими редакциями НК для целей налогообложения нормировались только командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы, суммы недостач, потерь и (или) порчи имущества, по которым имелись нормы естественной убыли, а также затраты по контролируемой задолженности (подп.1.6, 1.7 и 1.9 п.1 ст.131 НК в редакции 2018 года). |
Виды нормируемых затрат
К нормируемым затратам относятся следующие виды затрат:
1) командировочные расходы (расходы на служебные командировки) (подп.1.1 п.1 ст.171 НК; постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16.06.2016 № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках»; приложение 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2001 № 7; п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2006 № 721; п.12 Положения о порядке формирования и направления спортивных делегаций Республики Беларусь за границу для участия в спортивно-массовых мероприятиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 901).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2019 г. постановления № 7 и № 48 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27.09.2019 № 52 утратили силу. В связи с чем следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках». Комментарии см. здесь. С 1 января 2021 г. в названные в материале подп.1.1, 1.6 п.1, подп.2.1, 2.2, 2.7 п.2 ст.171, подп.2.1 и 2.3 п.2 ст.172 НК внесены изменения, часть вторая подп.1.2 п.1 ст.171 НК исключена Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З. С 24 марта 2021 г. абзац 1 п.1 постановления № 721 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2021 № 142. С 1 июля 2023 г. следует руководствоваться п.13 Положения № 901 в ред. постановления Совмина от 28.06.2023 № 418. |
![]() |
Справочно Нормы возмещения командировочных расходов см. здесь; |
2) затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов. При отсутствии норм расхода топлива для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. При этом нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства (подп.1.2 п.1 ст.171 НК; Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141; Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2023 г. Положение № 216 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 23.12.2022 № 900; |
3) потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, а при их отсутствии - в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным (подп.1.3 п.1 ст.171 НК; приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О Нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 декабря 2021 г. действует постановление МАРТ от 01.10.2021 № 66 «Об установлении норм товарных потерь». Комментарий см. здесь; |
4) расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (подп.1.4 п.1 ст.171 НК, часть первая подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», далее - постановление № 597);
5) затраты по контролируемой задолженности (подп.1.5 п.1 ст.171 НК).
Сумма контролируемой задолженности определяется как совокупность сумм задолженностей перед учредителем (участником) белорусской организации, владеющим на последний день соответствующего налогового периода прямо и (или) косвенно не менее чем 20 % акций (паев, долей в уставном фонде) этой организации (далее - учредитель (участник)), и иным ее взаимозависимым лицом, взаимозависимым лицом учредителя (участника) белорусской организации и иным лицом, которому учредитель (участник) белорусской организации или его взаимозависимое лицо гарантировали (обязались) погасить задолженность белорусской организации по работам (услугам) (подп.2.1 п.2 ст.172 НК) по следующим видам работ (услуг):
• заемным средствам по кредитам, займам (за исключением коммерческих займов) без учета суммы задолженности по процентам по ним;
• инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим услугам, посредническим услугам, услугам по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности;
• неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, включая возмещение убытков, за нарушение договорных обязательств (подп.2.3 п.2 ст.172 НК).
При этом сумма контролируемой задолженности (часть вторая подп.2.3 п.2 ст.172 НК):
• включает суммы стоимостных показателей каждой хозяйственной операции, в результате которой возникает задолженность, а также суммы задолженности, не погашенной на начало соответствующего налогового периода;
• включает суммы курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств в иностранной валюте, по сумме контролируемой задолженности;
6) для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, - затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь (подп.1.6 п.1 ст.171 НК);
7) прочие затраты (п.2 ст.171 НК).
Что относится к прочим нормируемым затратам
В состав прочих нормируемых расходов включены в том числе расходы, которые раньше не учитывались при налогообложении прибыли:
• выплаты работникам вознаграждений по итогам работы за год (абзац 2 подп.2.1 п.2 ст.171 НК);
• единовременные пособия лицам, уходящим на пенсию (абзац 3 подп.2.1 п.2 ст.171 НК);
• доплаты, компенсации, пособия, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер (абзац 4 подп.2.1 п.2 ст.171 НК);
• доплаты, компенсации, пособия, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии (абзац 5 подп.2.1 п.2 ст.171 НК);
• единовременные выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление (абзац 6 подп.2.1 п.2 ст.171 НК).
![]() |
Справочно Ранее такие выплаты, установленные законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, учитывались при налогообложении прибыли в полном размере (подп.1.73 п.1 ст.131 НК в редакции 2018 года). |
К данным выплатам относится в том числе материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размерах, установленных подп.7.1 п.7 постановления № 597, подп.5.4 п.5 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, в том числе управлений этого Департамента по областям, по г. Минску и Минской области, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2016 № 500.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. взамен Положения № 500 действует Положение об условиях оплаты труда работников Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 445; |
• оплата дополнительных отпусков (денежная компенсация за неиспользованные дни), обязанность предоставления которых установлена законодательством (абзац 7 подп.2.1 п.2 ст.171 НК);
• расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (подп.2.2 п.2 ст.171 НК);
• расходы на проведение официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков по случаю государственных праздников (подп.2.3 п.2 ст.171 НК);
• вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством (подп.2.4 п.2 ст.171 НК);
• представительские расходы (подп.2.5 п.2 ст.171 НК);
• затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования (подп.2.6 п.2 ст.171 НК);
• компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер (ст.99 Трудового кодекса Республики Беларусь, Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70), а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства (подп.2.7 п.2 ст.171 НК);
• членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации (подп.2.8 п.2 ст.171 НК);
• проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам (подп.2.9 п.2 ст.171 НК).
Норматив для нормируемых прочих затрат - не более 1 % от выручки
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом НДС.
![]() |
Справочно Для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст.176 НК, за вычетом доходов, относящихся к внереализационным доходам, кроме сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества (п.3 ст.171 НК). |
22.01.2019
Татьяна Городецкая, экономист