


Материал помещен в архив
НОРМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ДОМОВ
С 1 января 2016 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.12.2015 № 317 утвержден и введен в действие ТКП 45-1.03-303-2015 «Нормы продолжительности строительства жилых домов».
Жилой дом - здание, в котором более половины площади пола занято жилыми помещениями (п.3.1 ТКП 45-1.03-303-2015).
Нормы продолжительности строительства жилых домов устанавливает ТКП 45-1.03-303-2015.
![]() |
Справочно Ранее для определения максимально допустимой продолжительности строительства подрядным способом жилых домов на территории Республики Беларусь при разработке проектной документации применялась Инструкция о порядке определения продолжительности строительства жилых домов, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2007 № 7 (утратило силу с 14 января 2016 г.). Основные положения для определения максимально допустимой продолжительности нового строительства предприятий, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, их очередей и пусковых комплексов при разработке проектной документации были установлены ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223266/320716) (утратил силу с 14 января 2016 г.). |
Датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 августа 2018 г. датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда, согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (абзац 1 п.4.3 раздела 4 ТКП 45-1.03-122-2015 в редакции приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.07.2018 № 152). |
![]() |
Справочно Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151 (далее - Положение № 151).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений. Комментарий см. здесь. |
Выдачу разрешений и их регистрацию осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
До начала строительства объекта (кроме объектов, на строительство которых не требуется получения разрешения) заказчик в строительной деятельности должен передать заверенную им копию разрешения подрядчику в строительной деятельности. Подрядчик имеет право приступать к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него заверенной заказчиком копии разрешения (пп.3, 4 Положения № 151).
Для получения разрешения заказчик, застройщик в строительной деятельности представляет в орган государственного строительного надзора следующие документы и сведения:
Если заказчик, застройщик - гражданин | Нормативное обоснование | Если заказчик, застройщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель | Нормативное обоснование |
1) заявление; 2) согласованная проектная документация на строительство (реконструкцию) объекта |
Пункт 9.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 | 1) заявление; 2) копии: - решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта (за исключением объектов самовольного строительства); - положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной); - приказа (распоряжения) об утверждении проектной документации; - договора строительного подряда в случае заключения такого договора; - платежного поручения, подтверждающего перечисление целевых отчислений от стоимости строительно-монтажных работ по объекту строительства (возведения, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта); - решения местного исполнительного и распорядительного органа о продолжении строительства самовольной постройки - в случае самовольного строительства; - заключения о техническом состоянии законсервированного объекта - по объектам строительства после консервации |
Пункт 3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2018 г. п.3.12 Перечня № 158 исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. С 2 января 2020 г. п.9.2 Перечня № 200 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2019 № 492. |
Форма заявления для получения разрешения установлена в приложении 1 к Положению № 151.
Форма разрешения на производство строительно-монтажных работ установлена в приложении 2 к Положению № 151.
Нормативная продолжительность строительства жилых домов определяется исходя из норм продолжительности строительства с учетом конкретных условий строительства и требований, установленных ТКП 45-1.03-122-2015 и ТКП 45-1.03-303-2015 (п.4.1 ТКП 45-1.03-303-2015).
Нормативная продолжительность строительства жилых домов определяется исходя из норм продолжительности строительства для следующих объектов:
Объекты | Приложения к ТКП 45-1.03-303-2015 |
Малоэтажные и четырехэтажные жилые дома | Приложение А (обязательное) |
Жилые дома из конструкций крупнопанельного и объемно-блочного домостроения | Приложение Б (обязательное) |
Жилые дома из стеновых кладочных изделий | Приложение В (обязательное) |
Жилые дома монолитных и каркасных систем | Приложение Г (обязательное) |
Жилые дома серии 1.020 и системы КВ | Приложение Д (обязательное) |
Нормы охватывают период:
• выполнения внутриплощадочных подготовительных работ, состав которых установлен проектом организации строительства в соответствии с требованиями ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/242245/339866).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 марта 2021 г. ТКП 45-1.03-161-2009 отменен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.03.2021 № 18. С 29 марта 2021 г. действуют СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2020 № 73; |
• до даты ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.
Датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.
Объекты, по которым сроки утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию истекли, считаются непринятыми, и по ним приемочные комиссии назначаются повторно (п.8 вышеуказанного Положения).
Технический кодекс установившейся практики 45-1.03-303-2015 устанавливает нормы продолжительности строительства жилых домов, подготовительного периода, возведения подземной и надземной частей здания, отделки (п.4.5 ТКП 45-1.03-303-2015).
Продолжительность строительства жилых домов зависит от:
• этажности здания;
• показателя общей площади;
• конструктивной схемы здания;
• характеристики здания (наличия или отсутствия подвала, технического подполья, технического чердака, встроенных или пристроенных нежилых помещений);
• условий производства работ.
![]() |
Обратите внимание! При строительстве жилых домов с индивидуальной отделкой квартир по заказам населения норму продолжительности периода отделки дома допускается увеличивать на 50 %. Общая продолжительность строительства при этом увеличивается на соответствующее значение, но не более чем на 1 месяц. |
Для улучшения ритмичности ввода в эксплуатацию жилых домов, организации необходимого задела и переходящего фронта работ при поточной застройке ТКП 45-1.03-303-2015 допускает предусматривать технологический перерыв на срок не более 3 месяца между окончанием работ нулевого цикла и возведением надземной части.
При этом продолжительность строительства до технологического перерыва и после него в сумме не должна превышать нормативную продолжительность строительства, определенную ТКП 45-1.03-303-2015 (п.4.21 ТКП 45-1.03-303-2015).
![]() |
Справочно Пример заполнения акта установления технологического перерыва см. здесь. Пример заполнения акта о возобновлении работ после технологического перерыва см. здесь. |
23.06.2016
Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»