


Материал помещен в архив
НОРМЫ СПОРТИВНОГО ПРАВА: ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Одной из особенностей спортивного права как комплексной правовой отрасли является дуализм его норм. Одни из них (внутренние нормы) регулируют сугубо отношения между самими участниками соревнований, а также участниками и организаторами, к которым могут быть отнесены правила соревнований, правила судейства, стандарты этичного поведения («fair play»); другие (внешние нормы) регулируют финансово-хозяйственную деятельность субъектов спортивного права, их юридический статус, контрактные отношения, отношения за рамками спортивных площадок и т.п.
Правила проведения соревнований
В Беларуси спортивные соревнования делятся на:
1) официальные - проводятся в соответствии с республиканскими и местными календарными планами проведения официальных спортивных соревнований. Официальные чемпионаты, розыгрыши кубков Республики Беларусь по видам спорта могут проводить национальные федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, а также Министерство спорта и туризма РБ (далее - Минспорта РБ), иные государственные органы в соответствии с их компетенцией либо уполномоченные ими организации;
2) неофициальные - проводятся в соответствии с решениями лиц, их организовавших.
В течение календарного года, как правило, могут быть проведены один официальный чемпионат Республики Беларусь по виду спорта, одни официальные соревнования на кубок Республики Беларусь среди спортсменов каждого пола, за исключением видов спорта, где соревнования проводятся в помещении и на открытом воздухе, в течение календарного года могут проводиться один зимний и один летний официальные чемпионаты Республики Беларусь (ст.28 Закона РБ от 18.06.1993 № 2445-XII «О физической культуре и спорте» (далее - Закон)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2014 г. вступил в силу новый Закон РБ от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте». |
В соответствии с п.4 ст.27 Закона спортивные соревнования проводятся в соответствии с положениями о проведении (регламентами проведения) соревнований по виду спорта, утверждаемыми лицами, проводящими соревнования. Примерное положение о проведении спортивного соревнования утверждено постановлением Минспорта РБ от 29.12.2004 № 12 (далее - Примерное положение № 12). В положении о проведении (регламенте проведения) спортивного соревнования должны отражаться в качестве обязательных условий: место, сроки и программа спортивного соревнования, требования к спортсменам, принимающим участие в его проведении, условия его финансирования. Субъекты спортивного соревнования обязаны знать и соблюдать положение о проведении (регламент проведения) спортивного соревнования, правила соревнований по видам спорта, проявлять уважение к соперникам, судьям и зрителям (пп.5, 15 Примерного положения № 12) (примечание 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2014 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 19.09.2014 № 902, которым утверждено Положение о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, формирования состава участников спортивных мероприятий, их направления на спортивные мероприятия и материального обеспечения. |
Помимо положения (регламента) Примерное положение № 12 выделяет еще правила соревнований, регулирующие отношения между субъектами спортивного соревнования, возникающие в процессе его проведения, по конкретному виду спорта. Они принимаются национальными федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта исходя из его характера и специфики по согласованию с Минспорта РБ (п.14 Примерного положения № 12).
При организации и проведении спортивных мероприятий необходимо учитывать запреты, установленные на размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков (в т.ч. пива и слабоалкогольных) в зданиях (помещениях, сооружениях) организаций физической культуры, спорта (ст.17 и 18 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»), а также на розничную торговлю табачными изделиями и курение на спортивных сооружениях (пп.31, 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента РБ от 17.12.2002 № 28).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. Декрет № 28 на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. Комментарии и разъяснение см. здесь. (141798) |
Судейство
Согласно ст.30 Закона контроль за соблюдением правил спортивных соревнований, определение победителей и фиксирование спортивных результатов осуществляют судьи по спорту. Порядок организации судейства спортивных соревнований, в т.ч. международных, определяют лица, проводящие соревнования. К судейству официальных спортивных соревнований Республики Беларусь допускаются судьи по спорту, прошедшие специальную подготовку в организациях физической культуры и спорта в порядке, утверждаемом Минспорта РБ. Правовой статус судей по спорту определяется Положением о судьях по спорту, утвержденным постановлением Минспорта РБ от 05.03.2008 № 7. Им, в частности, предусмотрено, что судья должен являться гражданином Республики Беларусь (п.3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 декабря 2014 г. следует руководствоваться Положением о судьях по спорту, утвержденным постановлением Минспорта РБ от 06.10.2014 № 62. |
Примерное положение № 12 предусматривает образование при проведении спортивных соревнований судейской коллегии, состоящей из судей по спорту, осуществляющих судейство спортивных соревнований в конкретных видах программы. В своей деятельности судейская коллегия руководствуется правилами соревнований по видам спорта.
В составе судейской коллегии создается мандатная комиссия. На мандатную комиссию возлагаются функции по приему необходимых для оформления участия в спортивном соревновании документов. Ответственность за правомерность допуска спортсмена (команд спортсменов) к участию в спортивном соревновании несет мандатная комиссия (пп.12 и 13 Примерного положения № 12).
В случае нарушения правил соревнований по виду спорта или судейских ошибок, повлекших существенные изменения в определении личных, командных и общекомандных мест, а также в случаях неправильного допуска спортсменов (команд спортсменов) к спортивным соревнованиям руководитель (представитель) команды спортсменов может опротестовать результаты спортивного соревнования. В этом случае в течение не более одного часа после окончания спортивного соревнования руководитель (представитель) команды спортсменов подает протест в письменной форме главному судье спортивного соревнования, который фиксирует время окончания спортивного соревнования и время подачи протеста. Одновременно с протестом руководитель (представитель) команды вносит денежный взнос в размере, определяемом положением о проведении (регламентом проведения) спортивного соревнования (кроме протестов, связанных с техническими ошибками главной судейской коллегии при подсчете результатов). В случае удовлетворения протеста указанный взнос возвращается. Протесты рассматриваются судейской коллегией спортивного соревнования (пп.45-48 Примерного положения № 12).
Правила fair play
Кодекс спортивной чести («fair play») - это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие участники соревнований. Основные правила: не стремиться к победе любой ценой; сохранять честь и благородство на спортивной площадке; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление слабости; необходимо строго соблюдать регламент и правила соревнований, не допускать мошенничества, запрещенных приемов, грубости, не использовать запрещенные препараты и т.д. Международное движение «Fair play» существует с 1964 г., его координирует Международный комитет fair play - общественное объединение, получившее признание Международного олимпийского комитета (далее - МОК) и ЮНЕСКО.
Одним из основных направлений в рамках fair play является борьба с допингом.
Согласно ст.34 Закона не допускается использование спортсменами методов, веществ, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством Республики Беларусь и (или) решениями МОК, иных соответствующих международных организаций. Список запрещенных веществ и методов ежегодно публикуется Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).
![]() |
Справочно Список запрещенных веществ и методов 2011 г. см. здесь. |
Допинговый контроль - взятие и исследование биопроб спортсменов в целях выявления наличия в их организме запрещенных к применению веществ либо установления использования ими запрещенных методов подготовки к соревнованиям. К допинговому контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства в порядке и на условиях, предусмотренных Медицинским кодексом Международного олимпийского комитета (далее - Медицинский кодекс), Всемирным антидопинговым кодексом, иными решениями соответствующих международных организаций.
Спортсмены, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, лица, виновные в применении их спортсменами, а также спортсмены, отказавшиеся от допингового контроля, подлежат лишению права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь в порядке, определяемом Инструкцией о порядке лишения права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь спортсменов, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, и лиц, виновных в применении их спортсменами, а также спортсменов, отказавшихся от допингового контроля, утвержденной постановлением Минспорта РБ от 29.12.2004 № 13, а также несут ответственность в соответствии с законодательством (примечание 2). Спортивные результаты, достигнутые с использованием методов, веществ, могут быть признаны недействительными лицами, проводящими соревнования.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 ноября 2014 г. вместо Инструкции № 13 действует Положение об антидопинговых правилах Республики Беларусь, утвержденное постановлением Минспорта РБ от 11.07.2014 № 22. |
Для борьбы с допингом было принято постановление Совета Министров РБ от 27.06.2005 № 698 «О создании учреждения «Национальное антидопинговое агентство», Минспорта РБ приказом от 07.09.2005 № 684 утвердило его устав.
На международном уровне приняты 2 конвенции, в которых участвует и Беларусь:
• Конвенция против применения допинга (Страсбург, 16 ноября 1989 г.);
• Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.).
Существует также Медицинский кодекс.
Среди других источников права в контексте «fair play» можно назвать Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей (Страсбург, 19 августа 1985 г.). Статья 253 Уголовного кодекса РБ предусматривает уголовную ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований.
С принятием УЕФА 27 мая 2010 г. Правил лицензирования клубов и финансового fair play, вступивших в силу с 1 июня 2010 г., появилось также понятие «финансовый fair play». Данный документ регламентирует требования к клубам, участвующим в соревнованиях под эгидой УЕФА, касательно раскрытия финансовой информации, оформлению контрактов с игроками, материальной обеспеченности, наличия молодежных команд, профессионального штата (от служащего по связям с общественностью до психотерапевта) и т.п.
Финансово-хозяйственная деятельность
Для спортивных организаций характерно смешанное финансирование - частично бюджетное, частично самофинансирование.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Указ Президента РБ от 03.11.2011 № 497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее - Указ № 497), который содержит перечень организаций физической культуры и спорта, которым оказывается поддержка (приложение 1) (в этот перечень, в частности, входят Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, республиканские федерации (союзы, ассоциации) по олимпийским видам спорта, клубы по игровым видам спорта, участвующим в чемпионате Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств, и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2013 г. действует Указ Президента РБ от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта». |
Меры поддержки согласно Указу № 497
1. Предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этом случае спонсоры вправе:
• включать суммы соответствующей помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (примечание 3);
• не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за счет спонсоров (примечание 4).
Клубы, получающие спонсорскую помощь, вправе самостоятельно устанавливать условия оплаты труда только при достижении высоких спортивных результатов, уровень которых определяется Минспортом РБ.
2. Субсидии (примечание 5) местных исполнительных и распорядительных органов. Однако полученные таким образом средства не могут превышать 40 % от соответствующих нормативов для бюджетных организаций, а расходы спортивных организаций в этом случае ограничены Перечнем видов расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта (приложение 2 к Указу № 497).
3. Предоставление права спортивным организациям, созданным в форме некоммерческих организаций (общественных объединений, ассоциаций, союзов), осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них:
• деятельность в области спорта;
• туристическая деятельность;
• оптовая и розничная торговля;
• рекламная деятельность;
• сдача внаем собственного недвижимого имущества;
• прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;
• деятельность прочего сухопутного транспорта, не подчиняющегося расписанию;
• услуги автомобильных стоянок.
Кроме того, всем спортивным организациям (вне зависимости от организационно-правовой формы) п.7 Указа № 497 предоставляет право:
а) размещать во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь денежные средства, полученные от спонсоров;
б) передавать, в т.ч. на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований, продавать билеты на проводимые ими либо с их участием спортивные соревнования.
4. Налоговые льготы (п.12 Указа № 497), согласно которым освобождаются:
1) от обложения налогом на прибыль суммы прибыли, полученной спортивными организациями от размещения рекламы. Однако обязательными условиями применения данной налоговой льготы являются:
• направление на развитие детско-юношеского спорта, инфраструктуры соответствующих видов спорта, включая строительство (реконструкцию, ремонт) физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним, не менее 25 % средств, полученных клубами по игровым видам спорта от спонсоров;
• представление ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета об исполнении сметы расходов клубов по игровым видам спорта местным исполнительным и распорядительным органам, оказывающим им поддержку.
При соблюдении данных условий дополнительно валовая прибыль спортивных организаций уменьшается на сумму прибыли, использованной ими на цели, определенные в п.4 Указа № 497;
2) от подоходного налога с физических лиц вознаграждения (призы), выплачиваемые спортивными организациями победителям и призерам спортивных соревнований - спортсменам-инструкторам и стажерам спортсменов-инструкторов, тренерам, тренерам-преподавателям, принимавшим участие в подготовке этих спортсменов, спортивных организаций, специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ - училищ олимпийского резерва, в размере до 100 % их годовой заработной платы по основному месту работы, а также доплаты на питание сверх установленных норм во время учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований;
3) от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь спортивными организациями (за исключением клубов по игровым видам спорта, не участвующих в европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, проводимых соответствующими международными спортивными федерациями по игровым видам спорта) спортивной одежды и обуви общего и специального назначения, спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения, в т.ч. швертботов и их частей, спортивного оружия и боеприпасов к нему, спортивных лошадей, транспортных средств для перевозки лошадей для национальных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ - училищ олимпийского резерва по соответствующим видам спорта, собственных нужд, а также для проведения на территории Республики Беларусь международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков мира и Европы).
Любые меры поддержки, предусмотренные Указом № 497, применяются при соблюдении целей использования, перечисленных в п.4 этого Указа. Эти цели различаются, в частности:
• для республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, торгово-производственного частного унитарного предприятия «Белорусский клуб биатлона», которые вправе использовать поддержку для оплаты расходов, перечисленных в приложении 3 к Указу № 497;
• клубов по игровым видам спорта, которые обязаны ее использовать в соответствии со сметами, согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами:
а) для реализации своих уставных целей (задач). При этом расходы на заработную плату и начисления на заработную плату работников клубов по игровым видам спорта исчисляются с учетом условий оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, установленных Советом Министров РБ (примечание 6);
б) на развитие соответствующих видов спорта, в т.ч. инфраструктуры клубов по игровым видам спорта, включая строительство (реконструкцию, ремонт) физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним, оснащение их специализированным оборудованием, а также детско-юношеского спорта, включая расходы на обеспечение функционирования детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, включенных в структуру этих клубов в виде обособленного структурного подразделения.
При этом предусмотренные сметой средства, работы, услуги и имущество, в т.ч. имущественные права, полученные спортивными организациями в качестве спонсорской помощи, субсидий и налоговых льгот в соответствии с Указом № 497, не могут использоваться спортивными организациями на цели, расходы на которые предусмотрены за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Продажа прав на трансляции
Важным источником доходов от спорта является продажа прав на трансляции (смежных прав в юридической квалификации). В Беларуси согласно п.5 ст.27 Закона все права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований принадлежат лицам, проводящим соревнования, если иное не установлено договором между лицами, проводящими соревнования, и участниками (организациями, представляющими от своего имени спортсмена (команды спортсменов), или спортсменом при отсутствии такой организации) или положением о проведении (регламентом проведения) спортивного соревнования.
Устав УЕФА (ст.14) достаточно подробно регламентирует вопросы прав на трансляции. Согласно Уставу УЕФА его ассоциации-члены, присоединенные к ним клубы и организации являются владельцами исключительных прав на выдачу разрешения на трансляции, передачи или воспроизведение по радио и телевидению, а также на распространение любым аудиовизуальным или радиофоническим методом в прямой трансляции, в записи, полностью или частично мероприятий, проводимых в пределах Европейского континента. Если трансляция, передача или воспроизведение предназначены для третьей страны, владелец прав, определенный в § 1 Устава УЕФА, может выдать разрешение только после получения согласия от ассоциации страны, принимающей сигнал. Это касается как прямых трансляций, так и в записи, полностью или частичных, а также возможных повторных передач. Финансовым условием, касающимся трансляции, является следующее: владелец прав договаривается с производителем сигнала о сумме компенсации за право полной или частичной трансляции матча. Эта сумма определяется в соответствии со значимостью матча и числом стран, которые дадут согласие на трансляцию, или в случае, когда в получении согласия нет необходимости, числом стран, на которые будет передаваться изображение, а также в зависимости от того, идет ли речь о полной трансляции или частичной, прямой или в записи.
Трудовые отношения
Согласно ст.319 Трудового кодекса РБ особенности условий труда спортсменов - членов клубных и некоторых других команд регулируются Правительством РБ или уполномоченным им органом с учетом норм, установленных данным кодексом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. ст.319 Трудового кодекса РБ изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. Расширен перечень работников, регулирование труда которых подпадает под действие ст.319, а труд работников организаций физической культуры и спорта, в т. ч. спортсменов и тренеров, будет регулироваться с учетом норм, установленных главой 261 названного Кодекса. Комментарий см. здесь. |
Постановление Совета Министров РБ от 06.08.2010 № 1172 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» уполномочило Минспорта РБ на регулирование особенностей условий труда спортсменов - членов клубных и некоторых других команд. Постановлением Минспорта РБ от 31.01.2000 № 1/9 утверждено Положение о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 января 2015 г. действует новое постановление Минспорта РБ и Минтруда РБ от 28.11.2014 № 73/102, которым утверждена Инструкция о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта. |
Особенность трудовых отношений
Одной из особенностей трудовых отношений в области спорта является то, что согласно п.3 ст.32 Закона для работы по совместительству спортсменам и тренерам, занимающимся профессиональным спортом, требуется согласие нанимателя по месту основной работы.
Профессиональное пенсионное страхование
Спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом (по перечню видов спорта), подлежат особому профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с Законом РБ от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании».
Согласно подп.1.9 п.1 ст.11 данного Закона № 322-З право на досрочную профессиональную пенсию имеют застрахованные спортсмены из числа:
• отдельных категорий спортсменов, являвшихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (по перечню спортивных достижений), - при профессиональном стаже не менее 5 лет и стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин - раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;
• других спортсменов - при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет - раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
Ограничение прав
В спорте широко распространена система ограничения прав спортсменов в рамках трудовых отношений (с точки зрения смены команды, контрактов с легионерами, размер зарплат (примечание 7) и т.д.) и регулирования рынка рабочей силы. Это рассматривается как характерная и вынужденная черта спортивного бизнеса, без которой он разрушится. За рубежом такие ограничения неоднократно рассматривались на предмет законности высшими судебными инстанциями (например, в США - на предмет нарушения профессиональными лигами антимонопольного законодательства), но чаще всего (за исключением, в частности, дела бельгийского футболиста Ж.-М.Босмана (примечание 8)) законность таких ограничений трудовых прав спортсменов подтверждалась. Также в отдельных игровых видах спорта (лигах) действует система лицензирования профессиональных спортсменов, внесения их в официальный реестр, регистрации контрактов, которые к тому же могут заключаться только по типовой форме, международных трансферных сертификатов на переход из клуба одной национальной ассоциации в клуб другой и некоторые другие ограничения.
Особенности трудовых контрактов
Особенностью трудовых контрактов со спортсменами является возможность аренды игроков (правда, не во всех странах, видах спорта и лигах). Речь идет, естественно, не об аренде по Гражданскому кодексу РБ (далее - ГК) (предметом которой могут быть только непотребляемые вещи), а о двустороннем соглашении между клубами, по которому спортсмен на определенный период времени передается новому клубу. Возможность досрочного отзыва игрока либо, напротив, пролонгации аренды определяется в самом договоре аренды. В футболе аренда игрока рассматривается как разновидность трансфера с выдачей международных трансферных сертификатов.
В некоторых лигах (например, английской футбольной) практикуются условные контракты, которые позволяют игроку выступать за один клуб, пока другой не захочет подписать его. В таком случае игрок должен быть отпущен, даже если клубы не договорятся о размере компенсации. Условный контракт принимает форму обычного, когда стороны согласуют размер вознаграждения и другие стимулы для игрока.
Помимо трудовых контрактов и договоров аренды в сфере трудовых отношений со спортсменами могут использоваться и другие договоры, например, договор на предсезонную подготовку или трансферный контракт (договор о переходе игрока). Также в некоторых лигах заключаются коллективные договоры, которые регулируют вопросы взаимоотношений между лигой, командами и игроками, начиная от выплаты суточных и заканчивая запретом забастовки и т.п. Причем стандартный контракт игрока Национальной хоккейной лиги (далее - НХЛ) предусматривает, что контракт между игроком и клубом становится частью коллективного соглашения между НХЛ и Ассоциацией игроков. Любое положение контракта, противоречащее коллективному соглашению, недействительно.
В целом система личного найма в спорте несколько выходит за пределы обычного трудового договора, нуждаясь зачастую в элементах гражданско-правового регулирования (примечание 9). Так, в Северной Америке действует так называемая система резервирования, состоящая из 5 элементов:
1) отбор игроков в команды («драфт»);
2) удержание их в команде;
3) контроль над игроками;
4) решение спорных вопросов между владельцами команд и спортсменами;
5) купля-продажа игроков.
В других странах, за исключением драфта (предварительного резервирования игрока за какой-то командой, причем в последствии такое право на заключение контракта с игроком может свободно продаваться или обмениваться), имеющего за пределами США и Канады ограниченное применение (драфт, например, используется также в Континентальной хоккейной лиге), остальные 4 элемента данной системы также имеют достаточно широкое распространение.
Ниже приводятся основные условия контрактов спортсменов, используемые в Северной Америке в НХЛ, Профессиональной футбольной лиге (американский футбол) (ПФЛ) и НБА.
Таблица | ||
Сравнительная характеристика условий контрактов Национальной хоккейной лиги, Профессиональной футбольной лиги и Национальной баскетбольной ассоциации | ||
Стандартный контракт игрока НХЛ | Контракт игрока ПФЛ | Стандартный контракт игрока НБА |
Выплата зарплаты - 2 раза в месяц. Если игрок не занят весь сезон - оплата пропорционально | Если игрок ранее не был зафиксирован ни в одном из клубов ПФЛ, он получает 100 % годового заработка в виде равных еженедельных или 2-недельных платежей в течение сезона. Если же был зафиксирован, то 10 % по истечении доигрового сезона, остальные 90 % в виде равных еженедельных или 2-недельных платежей начиная с первой игры сезона | Выплата зарплаты в виде 12 выплат 2 раза в неделю. Если клуб не выходит в плей-офф, досрочная выплата всех выплат |
За нарушение правил, установленных клубом, - штраф, удерживаемый из вознаграждения, или дисквалификация. Копии правил, нарушенных игроком, должны регистрироваться в НХЛ и Ассоциации игроков |
- |
За нарушение правил, установленных клубом, и прочее неподобающее поведение на игрока налагаются штрафы или дисквалификация. Однако такие решения клуба могут быть обжалованы |
Расходы на лечение игрока оплачивает клуб, если нетрудоспособность игрока не вызвана поведением, противоречащим контрактными правилами. Если по мнению врача клуба игрок находится в плохой физической форме (по причине иной, нежели травма) и поэтому не может показывать качественную игру, клуб имеет право оставить игрока без компенсации. В случае травмы за игроком сохраняется средний заработок по контракту | В случае травмы во время выполнения услуг по контракту игрок продолжает получать зарплату до конца сезона | Расходы, связанные с непосредственным лечением травмы, являющейся прямым результатом участия в баскетбольном матче, оплачивает клуб плюс денежная компенсация. Зарплата выплачивается до конца сезона, 50 % - в следующий год |
Игрок в период действия контракта имеет право выступать только за клуб и не имеет права заниматься другими видами спорта без письменного согласия клуба | Без письменного предварительного согласия клуба игрок не может играть в американский футбол или заниматься другим видом спорта, имеющим отношение к футболу, который может повлечь риск травмы | Игрок не вправе выступать в других травмоопасных видах спорта, но может в нетравмоопасных по перечню |
Игрок предоставляет клубу право разрешать любые фото-, кино- и электронные изображения игрока в спортивной форме, в т.ч. в целях рекламы телетрансляций и т.д. | Игрок дает согласие клубу на использование в рекламно-пропагандистских целях своего имени и изображения, если такая деятельность не ставит целью передачу игроком прав на рекламу коммерческих товаров | Игрок признает собственностью клуба и НБА право на фотосъемку, а также согласен давать интервью в определенное время. Игрок обязуется не давать согласие на публичные выступления, снимки, публикацию статей, выпуск промышленных товаров без письменного согласия клуба |
Игрок не вправе участвовать в ставках на результаты и принимать деньги за попытку повлиять на результаты | Если игрок берет взятку, делает ставку на игру ПФЛ и т.п., Комиссионер Лиги имеет право оштрафовать игрока | За ставки на результаты матчей НБА - дисквалификация или лишение права работы в любой команде НБА |
Клуб имеет право продать, обменять, передать данный контракт любому другому клубу, а игрок обязуется принять такое решение. В случае отказа - дисквалификация | Клуб вправе переуступить данный контракт другому клубу | Клуб вправе продавать, обменивать, перепоручать или передавать контракт любому другому профессиональному клубу, а игрок обязуется их признавать. В этом случае расходы на переезд оплачивает новый клуб |
Если клуб не платит зарплату, игрок может уведомить об этом НХЛ и Ассоциацию игроков. Если после этого клуб в течение 14 дней не ликвидировал задолженность, контракт считается прекращенным |
- |
В случае неисполнения клубом платежных обязательств игрок обязан передать спор на решение третейского суда после уведомления НБА в соответствии с коллективным договором НБА. Если решение третейского суда не исполняется, игрок вправе расторгнуть контракт |
- |
Контракт может быть приостановлен в случае ухода игрока из профессионального футбола или в армию |
- |
- |
В случае продления контракта по инициативе клуба он сохраняет на 1 год все предыдущие условия, при этом сумма компенсации увеличивается на 110 % |
- |
Клуб вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт по истечении игрового сезона и до начала следующего (до 1 июля) с выплатой ежемесячно минимальной годовой суммы не менее 50 тыс.долл. США, которая должна быть полностью выплачена за период, равный 2-кратному количеству лет, оставшихся до истечения контракта: а) если игроку 26 лет и более, он имеет право на 2/3 общей фиксированной суммы контракта; б) если меньше 26 лет - 1/3. По желанию игрока ежемесячные платежи могут быть заменены единовременной выплатой |
Клуб вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если игрок халатно относится к поддержанию спортивной формы и тренировочному распорядку. В случае если игрок не способен исполнять свои обязанности ввиду спортивной травмы, при расторжении контракта ему выплачивается компенсация | |
Споры между клубом и игроком (за исключением споров о компенсации) рассматриваются в течение 1 года после возникновения Комиссией лиги | Любой спор между игроком и клубом рассматривается арбитражным судом по правилам разрешения трудовых конфликтов | Данный контракт подлежит утверждению Комиссаром НБА, который может его отклонить в течение 10 дней после получения его копии |
Переход игрока
Переходы игроков из клуба в клуб - одна из самых важных и сложных сторон спортивных контрактов. В отличие от обычных трудовых договоров контракт спортсмена зачастую не расторгается досрочно, а происходит передача прав и обязанностей по прежнему контракту новому клубу. При переходе игрока из клуба в клуб возможны 3 варианта урегулирования отношений между ними:
1) новый клуб «покупает» игрока, у которого имеется действующий контракт с прежним клубом, причем в одних лигах (например, североамериканских) согласие игрока на переход даже не требуется, в других (английской футбольной Премьер-лиге) - необходимо;
2) по истечении контракта игрок приобретает статус свободного агента и может свободно без компенсаций переходить в новый клуб;
3) по истечении контракта игрок может свободно поменять команду, но с компенсацией новым клубом прежнему.
Возможны и другие модификации этих способов (например, игрок может сам выкупить свой контракт).
Кроме того, имеются важные различия в переходах между клубами внутри национальной федерации и клубами разных федераций. В последнем случае Принципы ФИФА для международных трансферов (п.2.1) предусматривают возможность одностороннего расторжения контракта без уважительных причин, но с выплатой компенсации для игрока после первых 2 или 3 лет. Они же ограничивают предельный минимальный (1 год) и максимальный (5 лет) сроки контракта. Особенностью трудовых контрактов в футболе является и то, что контрактодержателем на стороне нанимателя не обязательно может быть футбольный клуб, им может быть, например, инвестиционный фонд или даже физическое лицо.
![]() |
К сведению Рассмотрим систему, существующую в английской Премьер-лиге, где действует специальный кодекс (FA Code of Practice and Notes on Contract), регламентирующий: а) правила удержания игроков клубами; б) правила перехода. Согласно ему после окончания контракта игрок может перейти в новый клуб, который при этом должен выплатить прежнему компенсацию, размер которой не должен препятствовать переходу. В 3 случаях компенсация не уплачивается: • если клуб объявит, что отпускает игрока без компенсации; • если клуб не сделал игроку нового предложения; • если условия нового предложения менее выгодны, чем предыдущего. Предложение игроку клуб может сделать до 3-й субботы мая. Игрок должен иметь по меньшей мере месяц для ответа. В любом случае до 30 июня игрок должен определиться с клубом (прежним или новым). Если новый контракт не заключен, клуб может предложить условный контракт (пока не поступит новое предложение) или продолжать платить ему зарплату без права игрока выступать за этот клуб. В последнем случае клуб будет сохранять право на компенсацию. Для перехода игроков из клуба в клуб существует 2 «трансферных окна», когда клуб может зарегистрировать нового игрока или перерегистрировать уже зарегистрированного: 1) начиная с последнего дня сезона до 31 августа; 2) с 31 декабря по 31 января. |
Система перехода и удержания игроков, похожая на английскую футбольную, существует в Беларуси в открытом чемпионате Беларуси по хоккею.
Примечание 1. Помимо организационных моментов, связанных с проведением футбольных матчей, в Регламенте по проведению соревнований ФИФА (утвержден Конгрессом ФИФА в 1996 г.) урегулированы некоторые финансовые вопросы. Так, отчисления для ФИФА с каждого международного матча категории А составляют 2 % от валовой выручки (от продажи билетов, прав на рекламу, теле- и радиотрансляций, кино- и видеосъемку и т.д.). Единственными вычетами из валовой выручки могут являться налоги и расходы на аренду стадиона, но сумма этих вычетов не должна превышать 30 % от валовой выручки. Отчисления ФИФА от матчей на территории какой-либо одной конфедерации между входящими в нее командами стран делятся: 1 % - ФИФА, 1 % - конфедерации (см.: Алексеев С.В., Олимпийское право. // - М., 2010. - С.342).
Примечание 2. В зарубежных профессиональных лигах действуют еще более жесткие правила. Так, стандартный контракт игрока Национальной баскетбольной ассоциации (далее - НБА) предусматривает, что в случае применения игроком запрещенных препаратов следует немедленное расторжение контракта без компенсации.
Примечание 3. Указанная льгота, установленная подп.1.1 п.1 Указа № 497, по сути, поглощает налоговую льготу, установленную подп.1.2 п.1 ст.140 Налогового кодекса РБ, согласно которому от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права. Льгота, установленная данным кодексом, продолжает действовать только в части случаев, не подпадающих под действие льгот, установленных Указом № 497.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.181 Налогового кодекса РБ в редакции Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З. |
Примечание 4. Пункт 2 Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» разрешает использование безвозмездной спонсорской помощи для целей поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта и т.п., но специально не предусматривает такой льготы при заключении договора. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779, предусматривает указание таких товаров (работ, услуг) в приложении 1 к договору.
Примечание 5. Согласно подп.1.52 ст.2 Бюджетного кодекса РБ субсидия - это бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на текущие цели на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (подп.1.52 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 342-З). |
Примечание 6. См. постановление Совета Министров РБ от 04.11.2011 № 1479 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, получающим поддержку».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 мая 2013 г. вместо постановления № 1479 действует постановление Совета Министров РБ от 16.05.2013 № 383 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, получающих поддержку». |
Примечание 7. Например, Генеральная ассамблея ведущих футбольных клубов Европы приняла решение, что с 2005 г. отчисления на зарплату не должны превышать 70 % финансового оборота клуба. Еще более жесткие ограничения установлены в хоккее.
Примечание 8. «Дело Босмана» является одним из самых громких дел в истории мирового футбола. Его результатом стало решение о беспрепятственном переходе футболистов по окончанию контракта из одной команды в другую. Оно перевернуло всю трансфертную политику клубов.
Примечание 9. Особенно очевидно это в случаях, когда договор (в частности, трансферный контракт), с одной стороны, регулирует имущественные отношения между самими клубами (гражданско-правовые отношения), с другой, является основанием для возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений со спортсменом. Отсюда смешанная природа такого договора о переходе игрока, с выделением в нем гражданско-правового блока и вопросов, регулируемых трудовым правом. При этом следует учитывать возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к трудовым отношениям (часть пятая п.1 ст.1 ГК).
15.05.2012 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, член Арбитражного комитета Федерации хоккея Республики Беларусь