Пособие от 15.10.2010
Автор: Черняк М.

Новации в сфере правового регулирования игорного бизнеса


 

Материал помещен в архив

 

НОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Летом 2009 г. была приостановлена выдача лицензий на игорный бизнес. С точки зрения политики государства этот шаг вполне объясним. На фоне запрета игорного бизнеса в странах - соседях Республики Беларусь руководство нашей страны решило взять тайм-аут и определиться с позицией.

Тем не менее, если с политикой государства определились в начале 2010 г., то с ее нормативным закреплением до сих пор ничего не ясно.

В настоящей статье автор рассмотрит некоторые аспекты игорного бизнеса, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Текущая практика Министерства спорта и туризма Республики Беларусь в сфере лицензирования

Несмотря на мораторий Президента РБ, практика отдела лицензирования Министерства спорта и туризма РБ (далее - Минспорта РБ) свидетельствует о том, что некоторые процедуры с лицензиями все-таки можно осуществлять.

Основываясь на нашем опыте, отметим, что лицензиаты в данный момент могут:

- продлевать срок действия лицензии;

- вносить в лицензию изменения в связи со сменой юридического адреса и,

- закрыв одно игорное заведение, открыть аналогичное по другому адресу.

Перечисленные случаи, как правило, не расцениваются Минспорта РБ как «развитие игорного бизнеса», хотя это может вызвать некоторое недоумение. Например, лицензиат мог закрыть зал игровых автоматов площадью 15 кв.м, который расположен на периферии, а открыть его уже на площади размером 150 кв.м в г.Минске на многолюдной улице. Налицо развитие бизнеса. Тем не менее такие прецеденты имели место.

Далее остановимся подробнее на ситуации с нормативной регламентацией игорного бизнеса.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - первый шаг, ужесточающий правила лицензирования игорного бизнеса

На совещании 9 марта 2010 г., посвященном концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь, Президент РБ официально заявил, что игорный бизнес в Беларуси не будут упразднять, а также поручил доработать проект Указа о развитии игорного бизнеса в Республике Беларусь в течение 2 месяцев. Однако данный Указ до настоящего времени находится на рассмотрении у Президента РБ.

Вместе с тем 1 сентября 2010 г. был подписан Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450), который вступает в силу с 1 января 2011 г. В главе 16 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение), содержатся некоторые новые правила лицензирования игорного бизнеса. Обратим внимание, что согласно Указу № 450 лицензиаты обязаны до 1 марта 2011 г. привести организацию их бизнеса в соответствие с новыми требованиями и письменно уведомить об этом лицензирующий орган. В обратном случае деятельность будет считаться незаконной.

Рассмотрим наиболее значимые из нововведений.

1. С 1 января 2011 г. компетенция в области лицензирования игорного бизнеса передается Министерству по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ). Это означает, что МНС РБ до 1 января 2011 г. должно впервые в своей истории сформировать отдел лицензирования, назначить коллегию по лицензионным вопросам и как минимум направить специалистов отдела для обмена опытом в Минспорта РБ. Министерство спорта и туризма РБ, в свою очередь, обязано передать МНС РБ весь архив скопившихся практически за 10 лет документов, дела, находящиеся на рассмотрении, а также электронный реестр лицензий.

2. С 1 января 2011 г. деятельность в сфере игорного бизнеса смогут осуществлять только юридические лица. Это означает, что всем индивидуальным предпринимателям - лицензиатам придется до 1 марта 2011 г. сдать лицензии и прекратить такую деятельность.

3. Серьезно изменились требования к руководителю или заместителю руководителя организации по игорному бизнесу. Положение предусматривает обязательное наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя (соискателя лицензии или лицензиата) является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 7 лет. В данный момент лицензионными требованиями предусмотрено обязательное наличие для руководителя (заместителя руководителя) юридического лица, для которого работа в этой организации является основной с установленной нормальной продолжительностью рабочего времени, или индивидуального предпринимателя стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя (заместителя руководителя) юридического лица (за исключением работы по совместительству) или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, не менее 3 лет.

Новое требование послужит основанием для закрытия большинства действующих игорных заведений. С учетом того факта, что игорный бизнес в Республике Беларусь осуществляется уже на протяжении 10 лет, на рынке страны останутся только наиболее крупные организации данного вида деятельности, которые либо уже имеют в штате таких специалистов, либо просто перекупят их.

4. В Положении содержится норма о том, что помещение для организации азартных игр должно соответствовать требованиям законодательства. С одной стороны, эта норма дала отличную основу для последующих нормативных правовых актов, которые будут содержать полный перечень требований к помещениям (минимальный метраж зала, регламентация площади для игрового оборудования и т.д.). С другой стороны, уже сейчас можно сослаться на норму ст.65 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в соответствии с которой все игорные заведения должны открываться только в помещениях с функциональным (целевым) назначением - «помещение для организации азартных игр» (код 4 02 24). Такое требование еще больше сократит количество игорных заведений, оставшихся после решения вопроса с руководителем (заместителем руководителя). Остальные с разрешения органов управления и самоуправления должны буду пройти процедуру реконструкции, которая займет как минимум полгода.

5. С 1 января 2011 г. для получения лицензии необходимо будет представить согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения. Пока не известно, как эти органы будут на практике осуществлять такие полномочия. Тем не менее можно утверждать, что трудностей при выполнении данной процедуры будет немало.

Выводы и перспективы

На сегодняшний день можно с уверенностью предположить, что с 1 марта 2011 г. количество операторов игорного бизнеса в Республике Беларусь значительно сократится. Это связано в первую очередь с требованиями к стажу руководителей (заместителей руководителей).

Вскоре самые крупные игорные заведения и сети Республики Беларусь смогут без особого труда арендовать оставленные прежними хозяевами-лицензиатами помещения залов игровых автоматов и казино.

Возможно также, что часть юридических лиц, преимущественно обществ, которые будут соответствовать новым лицензионным требованиям и условиям, будут проданы иностранным компаниям - обладателям известных игорных брендов.

Также, по мнению автора, в ближайшее время стоит ожидать дополнительных нормативных правовых актов, детально регламентирующих требования к юридическим лицам - соискателям лицензии и лицензиатам, а также к помещениям для азартных игр. Это предположение подтверждается как вышеприведенными доводами, так и содержанием п.158 Положения, из которого следует, что лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь с учетом ограничений, установленных законодательными актами. Таким образом, требование о 7-летнем стаже руководителя или его заместителя - это еще далеко не все, с чем придется столкнуться белорусским юридическим лицам, планирующим работать в сфере игорного бизнеса.

   

15.10.2010 г.

 

Максим Черняк, начальник отдела административных процедур общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»