Комментарий от 20.07.2016
Автор: Бондарик Б.

Новая форма государственной статистической отчетности в Белгосстрах. Комментарий к постановлению Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 78


СОДЕРЖАНИЕ

 

Категории страхователей, которые представляют отчеты

Основания, при наличии которых страхователь может не представлять отчет за отчетный период

Реорганизация

Порядок определения средней численности застрахованных

Представление отчетности в виде электронного документа

Деноминация в отчетности

Сумма начисленных страховых взносов за квартал и с начала года

Иные изменения

 

Материал помещен в архив

 

НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В БЕЛГОССТРАХ.
Комментарий к постановлению Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 78

Со 2 августа 2016 г., то есть начиная с отчетов за январь-июль 2016 г., подлежит применению новая форма государственной статистической отчетности 1-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и указания по ее заполнению, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 78 (далее - отчет, Указания).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2018 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2017 № 538, которым утверждены новые форма отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Положение о порядке составления и представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Рассмотрим наиболее значимые изменения и дополнения, которые были реализованы в новой форме отчетности и в Указаниях.

Категории страхователей, которые представляют отчеты

Установлено, что к страхователям относятся не все, а только зарегистрированные в Белгосстрахе юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, представительства иностранных организаций. При этом не имеет значения, предоставляли или нет указанные лица работу гражданам.

Данное уточнение влияет на возможность применения к страхователю штрафов, предусмотренных Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение о страховой деятельности). Наиболее актуально это для различных общественных организаций (садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и т. п.), которые не проходят регистрацию по принципу одного окна и часто не знают, что должны самостоятельно стать на учет в Белгосстрахе.

Так, если в нарушение законодательства лицо не прошло регистрацию в качестве страхователя, то при выявлении Белгосстрахом (страховщиком) такого факта он применяет к страхователю штраф за это нарушение, предусмотренный частью первой п.274 Положения о страховой деятельности. При этом, поскольку страховщику не представлены страхователем отчеты за период уклонения от регистрации, то формально страховщик вправе применить также штраф за непредставление отчетов, предусмотренный частью первой п.275 Положения о страховой деятельности. Указанные нарушения образуют самостоятельные составы правонарушений, однако очевидно, что не прошедший регистрацию у страховщика страхователь даже не предполагает, что никто не освобождал его от обязанности представлять страховщику отчетность. Таким образом, имеется определенная причинно-следственная связь между непрохождением регистрации и непредставлением вследствие этого отчетности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2018 г. следует руководствоваться частью первой п.275 Положения о страховой деятельности с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 20.01.2017 № 20.

 

Внесенные уточнения позволят не применять к страхователю, нарушившему срок регистрации у страховщика, штрафа за непредставление отчетности за период уклонения от регистрации. Но это не избавит страхователя от штрафа за нарушение срока регистрации.

Также уточняется, что индивидуальные предприниматели будут относиться к страхователям и, соответственно, обязаны будут представлять отчеты, если в отчетном периоде у них работали по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам физические лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тем самым будут урегулированы вопросы, когда индивидуальный предприниматель в отчетном периоде имел наемных работников, но на момент представления отчета таких работников у него уже не было. Индивидуальный предприниматель в этом случае все равно обязан будет представить отчет.

Основания, при наличии которых страхователь может не представлять отчет за отчетный период

Ранее отчет мог не представляться страхователями, у которых в отчетном периоде отсутствовали выплаты для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вместе с тем нередки случаи, когда в отчетном периоде страхователи не начисляли выплаты в пользу застрахованных лиц, но перечисляли страховщику различного рода денежные средства (погашали просроченную задолженность за предыдущие отчетные периоды, уплачивали штрафы или пени). При этом они не обязаны были представлять страховщику отчет, тем самым усложняя учет таких средств у страховщика.

В связи с этим внесены изменения, согласно которым отчеты, за исключением отчета при ликвидации или реорганизации (предусмотренного в части первой п.4 Указаний), могут не представлять страхователи, которые в отчетном периоде не предоставляли работу лицам, подлежащим обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не уплачивали страховые взносы, штрафы и пени, а также не расходовали средства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые выплаты (пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка).

Таким образом, если в отчетном периоде страхователь предоставлял работу гражданам, даже если по каким-либо причинам не начислял страховые взносы, он обязан представить страховщику отчет. Это относится и к тем ситуациям, когда страхователи не оформили должным образом трудовые отношения, фактически имевшие место (например, в нарушение законодательства не оформлен в письменном виде трудовой договор с председателем садоводческого товарищества или гаражного кооператива).

Отчет при ликвидации должен быть представлен в любом случае, даже если он будет «нулевой». За его непредставление или несвоевременное представление будет применяться соответствующий штраф.

Реорганизация

Ранее отчеты в связи с реорганизацией не представляли только те юридические лица, в отношении которых принято решение о реорганизации в форме преобразования, когда меняется только организационно-правовая форма юридического лица (например, ООО становится УП).

При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому или выделения одного лица из другого они оба обязаны были представить отчет. Вместе с тем отчет при реорганизации необходим для проведения в установленный срок проверки страхователя и снятия его с регистрационного учета. При реорганизации в форме присоединения, выделения остаются юридические лица, которые продолжают свою деятельность и не снимаются с регистрационного учета. В этой связи истребование у них отчета нецелесообразно. Поэтому со 2 августа 2016 г. юридическим лицам, которые не прекращают свою деятельность в результате реорганизации, представлять отчеты в связи с реорганизацией не нужно. Им следует представлять только годовые отчеты.

Кроме того, введены нормы по вопросам отражения в отчете показателей правопреемником реорганизованного страхователя или ликвидированного либо лишенного права на уплату страховых взносов обособленного подразделения (далее - реорганизованный страхователь).

Начисленные реорганизованным страхователем страховые взносы за период деятельности, не подтвержденный его отчетами, отражаются страхователем-правопреемником по строке 10, то есть показываются как доначисленные (излишне начисленные) самостоятельно страхователем страховые взносы. Таким образом, определено: должен или не должен правопреемник отражать начисленные страховые взносы реорганизованным лицом до фактического прекращения им деятельности.

Аналогично должна быть отражена правопреемником сумма перечисленных реорганизованным страхователем средств за период его деятельности, не подтвержденный его отчетами, а также сумма возвращенных средств.

По строке «Задолженность по платежам страхователя, возникшая в связи с правопреемством» излишне уплаченные реорганизованным страхователем средства показываются его правопреемником со знаком минус.

Порядок определения средней численности застрахованных

При определении средней численности застрахованных за месяц и за отчетный период полученные в результате деления числа округляются до целого числа по правилам математики. Если полученное в результате деления число больше 0, но меньше 1, то в качестве средней численности застрахованных используется 1.

 

Справочно

Под месяцами работы в отчетном периоде страхователя - индивидуального предпринимателя понимаются месяцы отчетного периода, в которых у него работали по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам физические лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Представление отчетности в виде электронного документа

Уменьшена средняя численность застрахованных, при которой отчетность представляется только в виде электронного документа, с 50 до 15.

Необходимо отметить, что аналогичное требование действует с 1 июля 2016 г. в отношении представления налоговых деклараций (расчетов). Так, Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З внесены изменения в ст.63 Налогового кодекса Республики Беларусь. В частности, установлено, что плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным формам в виде электронного документа.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.40 вышеназванного Кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Стоит также заметить, что для представления налоговых деклараций (расчетов) и отчетов в Белгосстрах используются одни и те же ключи проверки электронной цифровой подписи.

Деноминация в отчетности

С 1 июля 2016 г. в Республике Беларусь проводится деноминация официальной денежной единицы - белорусского рубля. В связи с этим данные в разделе II необходимо указывать в рублях и копейках с двумя знаками после запятой для указания в них копеек.

В отчете за период январь-июнь 2016 г. и предшествующие периоды (например, за 2015 год) данные необходимо указывать в неденоминированных белорусских рублях. При этом отчет подается по старой форме.

Сумма начисленных страховых взносов за квартал и с начала года

Сумма начисленных страховых взносов за квартал определяется путем умножения общей суммы выплат всех видов, начисленных в пользу застрахованных, за соответствующий квартал на страховой тариф с учетом установленной льготы и (или) скидки (надбавки).

Таким образом, не допускается расчет страховых взносов помесячно и их сложение за все месяцы квартала для отражения в графе, соответствующей кварталу. Должна быть изначально определена облагаемая база за квартал, и далее уже к ней должен быть применен страховой тариф.

Сумма начисленных страховых взносов в графе «С начала года» определяется путем суммирования показателей за все кварталы отчетного года.

Иные изменения

Исключена из раздела I строка 02 «из нее инвалидов и пенсионеров» в связи с отсутствием надобности в получении страховщиком информации о количестве инвалидов и пенсионеров, работающих у страхователя.

Предусмотрено установление единого страхового тарифа в размере 0,1 % для бюджетных организаций как применительно к выплатам в пользу застрахованных, осуществляемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и к выплатам, осуществляемым за счет внебюджетных средств. Данная норма вступила в силу с 1 января 2016 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 01.06.2015 № 221).

В связи с этим из раздела II отчета исключены за ненадобностью строки 06, 07, 09, 10, относящиеся к разделению средств бюджетных организаций на бюджетные и внебюджетные.

Также в целях упрощения заполнения формы отчетности исключены строки с промежуточными расчетными данными: 26, 31, 34, 40.

Уточнено, что в отчете показываются начисленные, а не осуществленные страхователем страховые выплаты (пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу). То есть страховая выплата должна быть отражена страхователем в том квартале, в котором она им начислена как страховая выплата по данным его бухгалтерского учета.

Для соответствия данных, указанных в бухгалтерском учете, и данных, отражаемых в отчете, предусмотрено, что излишне начисленные суммы пособий и (или) доплат отражаются по строкам 14 и 15. До вступления в силу новой формы отчетности и Указаний они отражались по строке «Доначислено (излишне начислено) самостоятельно страхователем страховых взносов», что затрудняло учет этих выплат у страховщика.

Кроме того, из строк «Перечислено средств» и «Возвращено Белгосстрахом средств» выделяются строки для отдельного отражения данных по страховым взносам, штрафам и пеням.

Для облегчения процесса расчета показателей указаны формулы, по которым рассчитываются задолженность, просроченная задолженность по страховым взносам, задолженность по штрафам и пеням.

 

20.07.2016

 

Борис Бондарик, начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах»