Комментарий от 09.03.2017
Автор: Овсейко С.

Новая редакция Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды технических нормативных правовых актов в сфере технического нормирования и стандартизации

Технические регламенты

Государственные стандарты

Технические кодексы установившейся практики

Общегосударственные классификаторы

Технические условия

Стандарты организаций

 

Материал помещен в архив

  

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ТЕХНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ».
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З

30 июля 2017 г. вступит в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З (далее - Закон № 436-З), которым будут внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 № 262-З (далее - Закон № 262-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Законом № 262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З.

 

Хоть название и осталось прежним, однако сам Закон № 262-З изложен в новой редакции.

Проанализируем нормы Закона № 262-З в редакции Закона № 436-З.

 

Справочно

С 30 июля 2017 г. вступит в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» и утратит силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Комментарий см. здесь.

Виды технических нормативных правовых актов в сфере технического нормирования и стандартизации

Под «техническим нормированием» понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований (примечание 1) к объектам технического нормирования, основным результатом которой является разработка технических регламентов Республики Беларусь (далее - технический регламент Республики Беларусь, ТР РБ) и технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - технический регламент Евразийского экономического союза, ТР ЕАЭС) (подп.1.32 п.1 ст.1 Закона № 262-З).

Стандарт - документ, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к объектам стандартизации (подп.1.24 ст.1 Закона № 262-З).

Стандарты могут быть: государственными (СТБ, ранее ГОСТ), международными (приняты международной организацией по стандартизации), региональными (приняты региональной организацией по стандартизации), межгосударственными (региональные стандарты, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств), стандартами организаций.

Стандартизация - деятельность по установлению технических требований к объектам стандартизации в целях их многократного и добровольного (как правило) применения в отношении постоянно повторяющихся существующих или потенциальных задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, связанной с объектами стандартизации, и основным результатом которой является разработка технических кодексов установившейся практики, общегосударственных классификаторов, стандартов, технических условий (подп.1.25 п.1 ст.1 Закона № 262-З).

По сравнению с действующей редакцией Закона № 262-З изменений в определениях немного, однако количество терминов значительно увеличилось.

Так, введен термин «технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации» (примечание 2): технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций (подп.1.27 п.1 ст.1 Закона № 262-З).

Виды технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

Вид ТНПА Статья 1 Закона № 262-З в действующей редакции Статья 1 Закона № 262-З в редакции Закона № 436-З
Технический регламент Республики Беларусь (ТР РБ) Технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг Технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе технического нормирования, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров) и содержащий обязательные для соблюдения технические требования к объектам технического нормирования
Технический кодекс установившейся практики (ТКП) Нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг Технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный республиканским органом государственного управления или Национальным банком Республики Беларусь и содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или к выполнению работ, оказанию услуг
Государственный стандарт (СТБ) Стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь Стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь и утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт)
Общегосударственный классификатор (ОКРБ)
-
Технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации и содержащий обязательные для соблюдения технические требования, направленные на распределение технико-экономической и социальной информации в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими классификационными группировками)
Технические условия (ТУ) Технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля Технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля
Стандарт организации Стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь (далее - индивидуальный предприниматель), и содержащий технические требования к объектам стандартизации, действие которых распространяется только на юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя, утвердивших этот стандарт

Технические регламенты

Технические регламенты обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими ТНПА. Они делятся на ТР РБ и ТР ЕАЭС, но в обоих случаях они принимаются только в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п.1 ст.18 Закона № 262-З; ст.51 и приложение 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Технический регламент Республики Беларусь должен содержать технические требования к объектам технического нормирования и к их идентификации, правила выпуска продукции в обращение. В нем могут содержаться требования к терминологии, упаковке, формы оценки соответствия техническим требованиям ТР РБ объектов технического нормирования, правила маркировки продукции знаком соответствия ТР РБ и т. п. Он может устанавливать технические требования непосредственно либо путем ссылок на ТКП и СТБ. Разрабатываются ТР РБ по остаточному принципу, то есть в отношении продукции, которая включена в Единый перечень продукции (примечание 3), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС и в отношении которой не приняты ТР ЕАЭС.

Как и ранее, сроки введения в действие технических регламентов Республики Беларусь устанавливаются с учетом времени, необходимого для реализации мероприятий по обеспечению соблюдения их требований, но не ранее чем через 6 месяцев. Сейчас появилась возможность сократить этот срок до 3 месяцев в экстренных случаях, если разработка и утверждение проводятся без публичного обсуждения (п.17 ст.18 Закона № 262-З).

Технические регламенты Евразийского экономического союза применяются и выполняются в Республике Беларусь непосредственно и без изъятий, причем одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, видов или особенностей гражданско-правовых договоров и иных сделок в отношении продукции (пп.1, 3 ст.19 Закона № 262-З).

При производстве в Республике Беларусь продукции, предназначенной для реализации на экспорт за пределы таможенной территории ЕАЭС, если условиями внешнеторгового договора определены иные технические требования, чем те, которые установлены ТР РБ или ТР ЕАЭС, применяются условия такого договора (п.5 ст.19 Закона № 262-З).

В настоящее время государственный информационный ресурс - Национальный фонд технических нормативных правовых актов (www.tnpa.by) содержит 99 записей в рубрике технических регламентов Таможенного союза и 19 технических регламентов Республики Беларусь. Впрочем, самих технических регламентов несколько меньше: к техническим регламентам Таможенного союза и Евразийского экономического союза отдельно даны приложения (действующих технических регламентов пока 35, а действующих ТР РБ только 7).

Государственные стандарты

Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, при выполнении работ, оказании услуг, при испытаниях, исследованиях и измерениях, отборе образцов, а также в отношении терминологии, символики, упаковки, маркировки или этикеток и при их нанесении, функционировании (эксплуатации, использовании) иных объектов стандартизации. Их применение является добровольным, за исключением следующих случаев:

• когда в ТР РБ дана ссылка на СТБ;

• если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении СТБ, использовав его обозначение в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом;

• в военной сфере.

Разрабатываются СТБ, как правило, техническими комитетами по стандартизации или любыми иными заинтересованными субъектами, а утверждаются Госстандартом.

При их разработке учитываются современные достижения науки и техники, в качестве основы могут использоваться международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, прогрессивные стандарты иностранных государств и т. п.

В зависимости от объекта стандартизации СТБ могут содержать:

1) технические требования:

- к объектам стандартизации;

- к правилам приемки продукции, работ, услуг, методикам (методам) контроля, проведения испытаний и исследований, выполнения измерений;

- к технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- к технической, технологической и иной документации;

- к качеству и безопасности продукции, работ и услуг, рациональному использованию ресурсов (ресурсосбережению);

- к охране окружающей среды;

- к энергоэффективности;

- к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

2) метрологические и другие общие технические, технологические и организационно-методические требования.

Новым стало недопущение включения в ТКП и СТБ требований, касающихся осуществления административных процедур (примечание 4).

Как и ранее, ТКП и СТБ подлежат государственной регистрации, срок введения в действие - не ранее 60 дней со дня размещения информации об их государственной регистрации на официальном сайте Госстандарта.

Технические кодексы установившейся практики

Технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, а также при выполнении работ, оказании услуг, за исключением трех случаев, когда обязательность применения установлена:

1) в законодательном акте Республики Беларусь, ТР РБ или ином НПА Совета Министров путем ссылки на данный ТКП;

2) самим субъектом технического нормирования и стандартизации, который добровольно заявил о соблюдении (соответствии) ТКП в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе и т. п.;

3) управленческим решением субъекта для подчиненных ему либо входящих в его состав (систему) иных организаций.

Разрабатываются ТКП, как правило, в целях реализации требований ТР РБ на основании результатов установившейся практики. Разработкой занимаются республиканские органы государственного управления, Национальный банк Республики Беларусь либо по их поручению. По своей юридической силе они не только уступают ТР, но и не должны противоречить СТБ (п.4 ст.20 Закона № 262-З). В п.1 ст.24 Закона № 262-З названы случаи, когда применением на добровольной основе ТКП обеспечивается соблюдение требований ТР РБ.

Общегосударственные классификаторы

Общегосударственные классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании (формировании) государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, а также при межведомственном информационном взаимодействии (например, ОКЭД).

Общегосударственные классификаторы являются обязательными для соблюдения и применяются в пределах определенной ими сферы применения при создании (формировании), использовании государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, а также в иных случаях, установленных актами законодательства Республики Беларусь.

Технические условия

Технические условия, в отличие от названых ТНПА, разрабатываются и утверждаются не государственными органами, а непосредственно юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями на продукцию, предназначенную для реализации иным юридическим или физическим лицам, либо на выполняемые работы, оказываемые услуги.

Необходимость разработки ТУ определяется ими самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами или НПА Совета Министров, когда разработка ТУ обязательна.

Срок действия ТУ определяется производителем самостоятельно, но не должен превышать 5 лет со дня введения их в действие. Они подлежат государственной регистрации не позднее 6 месяцев со дня их утверждения. Вводятся в действие разработчиками не ранее государственной регистрации. Ими же определяется обязательность (добровольность) соблюдения требований таких ТУ.

В качестве самообязывания рассматривается обозначение ТУ на маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе и т. п.

Стандарты организаций

Стандарты организаций, как и ТУ, разрабатываются и утверждаются юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, определяющими их обязательность (добровольность). Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, на выполняемые работы, оказываемые услуги.

Как и ранее, предусмотрена обязанность государственной регистрации ТНПА в Госстандарте. Кроме того, государственные органы обязаны представлять тексты постановлений об утверждении ТНПА и краткие сведения о них (без приложения самих ТНПА) в Госстандарт для включения в Национальный фонд ТНПА (примечание 5) и их государственной регистрации, а также в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 октября 2017 г. согласно п.2 Правил № 16 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773) тексты и информация о ТНПА размещены в соответствии с законодательными актами в обязательном порядке на официальном сайте Национального фонда в глобальной компьютерной сети Интернет в свободном и безвозмездном доступе.

 

По-прежнему не все ТНПА распространяются бесплатно (в том числе на указанном сайте), существует возможность их возмездного предоставления разработчиками и другими государственными органами (п.7 ст.31 Закона № 262-З).

Сегодня эти вопросы регламентирует Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов», которым установлена обязанность государственных органов, утверждающих ТНПА, публиковать на своих сайтах и по решению этих государственных органов также в своих печатных изданиях:

• программы (планы) разработки ТНПА;

• постоянно актуализируемые перечни действующих ТНПА, утверждение которых входит в их компетенцию;

• тексты постановлений (приказов) об утверждении ТНПА, о внесении в них изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, тексты утвержденных ТР, ТКП, СТБ, на которые даны ссылки в ТР, а также тексты ТНПА, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации.

Среди других новелл отметим появление в Законе № 262-З нового субъекта отношений - Национального института по стандартизации в области технического нормирования и стандартизации, государственной организации, подчиненной Госстандарту, на которую возложено проведение научных исследований в области методологии технического нормирования и стандартизации, другие функции в области технического нормирования и стандартизации (ст.11 Закона № 262-З).

 

Примечание 1. Неоднократно встречающийся термин «технические требования» означает количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер.

Примечание 2. Понятие ТНПА, виды ТНПА перечислены в ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», их там значительно больше, чем в Законе № 262-З, поскольку последний регулирует только сферу технического нормирования и стандартизации. Например, не используются в сфере технического нормирования такие ТНПА, как квалификационные справочники, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, формы государственных статистических наблюдений и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Понятие ТНПА определено в ст.24 Закона № 130-З.

 

Примечание 3. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526.

Примечание 4. Административная процедура - действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности (п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»). То есть это управленческий акт в отличие от бизнес-процессов, регламентируемых ТКП.

Примечание 5. Положение о Национальном фонде технических нормативных правовых актов и Правила пользования Национальным фондом технических нормативных правовых актов утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.01.2008 № 16 (далее - Правила № 16).

 

09.03.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук