Пособие от 29.10.2010
Автор: Четверикова Е.

Новое в лицензировании розницы: в чем разница?


 

Материал помещен в архив

 

НОВОЕ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РОЗНИЦЫ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450) отменено лицензирование розничной торговли, за исключением розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Указанная отмена анонсировалась государственными органами еще около 2 лет назад, и субъекты хозяйствования, желавшие в этот промежуток времени начать осуществление розничной торговли, часто не спешили обращаться в лицензирующий орган в ожидании, что лицензии будут отменены. Такой живой интерес к этому вопросу со стороны всего предпринимательского сообщества можно объяснить и значительной долей (по данным средств массовой информации - около 65 %) лицензий на розничную торговлю в объеме всех лицензий, выдаваемых в Республике Беларусь.

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом № 450 (далее - Положение о лицензировании отдельных видов деятельности), содержит нормы, регулирующие порядок получения, внесения изменений и дополнений, продления, приостановления, прекращения и аннулирования всех видов лицензий. Непосредственно розничной торговле алкогольными напитками и (или) табачными изделиями посвящена глава 40 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Указ № 450 вступает в силу с 1 января 2011 г., поэтому еще есть время проанализировать его содержание и определить, какие действия необходимо совершить для начала (или продолжения) осуществления розничной торговли. Возникает вопрос: так ли просто с 1 января 2011 г. будет заниматься розничной торговлей и означает ли отмена лицензирования отмену тех требований, соблюдение которых проверялось при принятии решения о выдаче лицензии?

Режим свободной торговли?

Чтобы понять, что действительно упростилось для субъектов хозяйствования в результате отмены лицензирования розничной торговли, следует напомнить, в чем заключается процедура лицензирования по действующему законодательству.

Итак, что же необходимо сделать в настоящее время (до вступления в силу Указа № 450), чтобы получить лицензию на право осуществления розничной торговли? В соответствии с п.9 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221, в заявлении, подаваемом в лицензирующий орган, среди прочих должны быть указаны сведения:

- о согласованном в установленном порядке режиме работы торгового объекта и ассортиментном перечне товаров;

- о торговых объектах общественного питания, принадлежащих соискателю лицензии, с указанием в т.ч. наценочной категории;

- о доменном имени интернет-магазина соискателя лицензии и регистрации такого интернет-магазина в установленном порядке в Торговом реестре Республики Беларусь;

- о наличии договора на проведение лабораторного контроля качества продукции собственного производства (при отсутствии собственной лаборатории).

Таким образом, для получения лицензии на право осуществления розничной торговли и в настоящее время не требуется представления в лицензирующий орган большого пакета документов. Почему же в таком случае предпринимательское сообщество так ждало отмены лицензирования розничной торговли? Почему на практике до заветного момента получения лицензии проходит достаточно много времени? В чем сложность, которая делает процесс получения лицензии таким длительным?

Причина кроется в тех процедурах, которые необходимо пройти до обращения в лицензирующий орган, чтобы иметь возможность достоверно указать в заявлении вышеперечисленные сведения. В зависимости от формы торговли, режима торговли, места нахождения торгового объекта это могут быть следующие процедуры:

- согласование режима работы и ассортиментного перечня товаров с местными исполнительными и распорядительными органами;

- присвоение наценочной категории торговому объекту общественного питания;

- регистрация интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

- обеспечение условий проведения лабораторного контроля качества продукции собственного производства.

Правовые основания совершения таких действий содержатся в различных нормативных правовых актах.

Режим работы. Так, например, режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами согласно абзацу 12 ст.41 Закона РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», ст.6 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле», ст.9 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и п.3 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее - Правила).

 

 

От редакции: С 22 июля 2014 г. Закон № 231-З утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Установлению режима работы посвящена ст.20 нового Закона.

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703.

 

В данный момент в отличие от действовавших ранее норм декларируется фактически заявительный принцип согласования режима работы торговых объектов: в соответствии с Рекомендациями о порядке согласования режима работы розничного торгового объекта, торгового объекта общественного питания, утвержденными приказом Минторга РБ от 04.08.2009 № 115, для согласования режима работы достаточно лишь заявления, срок осуществления согласования - всего 3 рабочих дня и согласование действительно бессрочно.

Однако, если обратиться к нормативным правовым актам отдельных местных исполнительных и распорядительных органов, можно обнаружить, что вышеуказанные нормы так и остались рекомендациями. Так, в г.Минске с 1 сентября 2010 г. действует решение Мингорисполкома от 22.07.2010 № 1725 «О некоторых вопросах утверждения и согласования режима работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в городе Минске и признании утратившим силу решения Минского городского исполнительного комитета от 13 января 2005 г. № 53», которым установлено, что для согласования режима работы юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, как правило, представляют следующие документы:

- заявление с указанием предполагаемого режима работы;

- копию документа, подтверждающего нахождение здания (сооружения) или помещения, в которых предполагается осуществлять либо осуществляется деятельность, во владении (технический паспорт, регистрационное удостоверение, для рынков дополнительно план экспликации рынка) или пользовании (договор аренды, субаренды, безвозмездного пользования, финансового лизинга) заявителя.

Заявление с приложением документов рассматривается в 15-дневный (а не в 3-дневный) срок со дня его представления. Обращает на себя внимание тот факт, что срок действия согласования режима работы может быть прекращен по инициативе Минского городского исполнительного комитета на основании информации правоохранительных органов, обращений граждан в случае, если осуществление деятельности по согласованному режиму работы влечет нарушение общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

Между тем недостаточно только заявления для согласования режима работы и на территории Минской области. Решение Миноблисполкома от 23.11.2007 № 1385 «Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых Минским областным исполнительным комитетом и подчиненными органами и организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - решение Миноблисполкома № 1385) предусматривает, что при работе торговых объектов в ночное время (после 23.00) режим работы согласовывается с территориальными органами внутренних дел. Однако сам процесс согласования с исполнительным комитетом занимает всего 3 дня.

Ассортиментный перечень. Согласно п.5 Правил ассортиментный перечень товаров, продукции собственного производства согласовывается с местным исполнительным и распорядительным органом. Это положение распространяется практически на все торговые объекты (исключение составляют торговые объекты, в которых осуществляется комиссионная торговля, торговля предметами залога, а также летние (сезонные) кафе). Нет необходимости в составлении и, соответственно, согласовании ассортиментных перечней при осуществлении форм торговли вне торгового объекта (торговля по образцам, торговля с использованием автоматов, разносная торговля, выездная торговля, торговля на ярмарке, торговля на аукционах, иные формы, не запрещенные законодательством). Впрочем процедура согласования ассортиментного перечня товаров, продукции собственного производства в настоящее время также декларируется предельно просто: в соответствии с Рекомендациями о порядке согласования ассортиментного перечня товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментного перечня товаров, продукции собственного производства торгового объекта, утвержденными приказом Минторга РБ от 04.08.2009 № 115, для согласования ассортиментного перечня также достаточно заявления, а срок осуществления данной административной процедуры также составляет 3 рабочих дня.

Для Минской области исходя из вышеуказанного решения Миноблисполкома № 1385 ассортимент предлагаемых к продаже продовольственных товаров, продукции собственного производства предварительно согласовывается с территориальным органом государственного санитарного надзора.

Наценочная категория. Как следует из п.5 Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей, утвержденной постановлением Минторга РБ от 08.01.2004 № 1, при отнесении торгового объекта общественного питания к наценочной категории не ниже второй субъект хозяйствования должен обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о присвоении такой наценочной категории.

 

 

От редакции: С 10 декабря 2010 г. действует постановление Минторга РБ от 04.10.2010 № 26 «Об утверждении Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания».

 

Интернет-магазины. Для субъектов хозяйствования, желающих осуществлять розничную торговлю через интернет-магазины, п.1 постановления Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» определено, что такую торговлю можно осуществлять лишь через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь.

 

 

От редакции: Со 2 января 2015 г. взамен постановления № 649 действует постановление Совета Министров РБ от 23.12.2014 № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г.Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

 

Лабораторный контроль. Требования о проведении торговыми объектами общественного питания лабораторного контроля качества продукции собственного производства установлены ст.9 Закона РБ от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Такой контроль может осуществляться собственной лабораторией качества или лабораторией качества по гражданско-правовому договору.

Кроме прохождения вышеуказанных процедур, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать требования и других нормативных правовых актов, среди которых и нормы пожарной безопасности, санитарные правила (например, Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций торговли, общественного питания, баз и складов, утвержденные Приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 № 11, Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 17.07.2009 № 82, Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 17.07.2009 № 85, Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к торговым объектам общественного питания», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 17.07.2009 № 84). Ранее предусматривалась необходимость получения заключений органов пожарного и санитарного надзора для согласования размещения торговых объектов. В настоящее время получение таких заключений (согласований) для открытия торгового объекта не предусмотрено. Однако невыполнение нормативных предписаний, устанавливающих требования к торговым объектам, независимо от того, лицензируется ли розничная торговля, является нарушением законодательства.

 

 

От редакции: С 22 октября 2012 г. действует постановление Минздрава РБ от 28.09.2012 № 151 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 82».
С 6 сентября 2012 г. действует постановление Минздрава РБ от 15.08.2012 № 128 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания» и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 84 и от 1 сентября 2010 г. № 118».

С 19 сентября 2012 г. действует постановление Минздрава РБ от 28.08.2012 № 132 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 85».

С 1 июля 2014 г. приказ № 11 на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 13.06.2014 № 120 утратил силу. Следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь (ППБ Беларуси 01-2014), утвержденными постановлением МЧС РБ от 14.03.2014 № 3.

 

Кроме того, отмена лицензирования розничной торговли не означает отмену ответственности за нарушения законодательства в этой сфере. Среди карательных норм, обеспечивающих исполнение вышеуказанных требований, - ст.12.17 («Нарушение правил торговли и оказания услуг населению»), 16.8 («Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов»), 23.56 («Нарушение законодательства о пожарной безопасности») Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями

Оборот алкогольных напитков и табачных изделий всегда находился под жестким контролем государства. Розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется при условии наличия специальных разрешений (лицензий) в соответствии со ст.3 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З) и п.2 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента РБ от 17.12.2002 № 28 (далее - Декрет № 28).

Во исполнение указанных правовых норм лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями сохранено. Именно так в данный момент называется лицензируемый вид деятельности, предусмотренный п.34 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450; далее - Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, Указ № 450). Однако если ранее алкогольные напитки и табачные изделия были объединены в одну составляющую (с таким же названием, как у самого лицензируемого вида деятельности сейчас), то Указ № 450 разделил их и предусмотрел, что данный вид деятельности составляют следующие работы и услуги:

- розничная торговля алкогольными напитками;

- розничная торговля табачными изделиями.

Напомним, что алкогольными напитками в соответствии со ст.2 Закона № 429-З являются водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более.

Табачными изделиями согласно п.11 Декрета № 28 признаются продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли.

Правом на получение лицензии обладают юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь. При этом индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив.

Что касается перечня лицензионных требований и условий, то он претерпел значительное сокращение. Положение о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221 (далее - Положение № 1221), предусматривает 3 лицензионных требования и условия, предъявляемых к соискателю лицензии, и 8 особых требований и условий осуществления лицензируемой деятельности. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает только 2 лицензионных требования и условия, предъявляемых к лицензиатам, которые одновременно являются особыми требованиями и условиями:

- осуществление лицензируемой деятельности на торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания (за исключением развозной торговли, летних, сезонных кафе), местонахождение которых указано в лицензии, а при отсутствии у лицензиата торгового объекта - с соблюдением указанной в лицензии формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;

- осуществление розничной торговли алкогольными напитками в розлив на торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, если о предоставлении такого права указано в лицензии.

Отметим, что исключение отдельных требований и условий из перечня лицензионных не означает, что лицензиатам не нужно такие требования и условия соблюдать, поскольку они содержатся в других нормативных правовых актах.

Лицензии выдаются, как и ранее, Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими исполнительными комитетами по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя. Срок же действия лицензии с 1 января 2011 г. будет составлять 10 лет (а не 5 лет, как предусматривалось Положением № 1221), что сокращает частоту обращений в лицензирующий орган за продлением лицензии.

Для получения лицензии после 1 января 2011 г. необходимо будет представить в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для юридического лица Республики Беларусь - наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в т.ч. филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, для каждого обособленного подразделения, в т.ч. филиала;

- для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, - фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);

- для иностранной организации - наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

- лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;

- наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии;

- сведений о торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании (наименование (при его наличии), местонахождение, площадь торгового зала);

- сведений о форме торговли (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов);

- сведений о намерении осуществлять продажу алкогольных напитков в розлив.

В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны;

2) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (для соискателя лицензии - иностранной организации);

4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.

Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется (при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий).

Между тем документ об уплате государственной пошлины предъявляется в оригинале. Напомним, что в силу абзаца 1 п.4 ст.251 Особенной части Налогового кодекса РБ факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации РБ. При необходимости по просьбе соискателя лицензии квитанция ему возвращается. В лицензирующем органе остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица лицензирующего органа с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета соискателя лицензии подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой банка о его исполнении.

Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте соискателями лицензии, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, исходя из размера базовой величины, установленной на день уплаты, и официального курса, установленного Нацбанком РБ на день уплаты.

Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по г.Минску, которая направляется в лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

Государственная пошлина за выдачу специального разрешения (лицензии) в настоящее время взимается по ставке 8 базовых величин (280 000 руб.).

Пункт 22 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает, что заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих (а не календарных, как декларировалось многими средствами массовой информации, сообщавшими новость о подписании Указа № 450) дней со дня приема документов. Данный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней. Данные сроки по действующему законодательству составляют 1 месяц и 15 календарных дней соответственно.

О принятом по результатам рассмотрения заявления решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения. При этом Положение о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривает конкретного срока, в течение которого лицензирующий орган обязан выдать лицензию (ее бланк). Отсутствие такого указания может создать предпосылки для дальнейшего злоупотребления некоторыми лицензирующими органами, которые, требуя представить не предусмотренные законодательством документы, не выдают субъектам хозяйствования лицензии, о выдаче которых уже принято решение, до момента предоставления таких дополнительных документов.

С 16 до 5 пунктов сокращен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Положительными являются не только указанные количественные показатели такого сокращения, но и качественные: исключены нарушения, не являющиеся специфическими именно для розничной торговли (например, связанные с качеством товаров или с порядком ценообразования), а также пункт «нарушения, предусмотренные в законодательных актах», который всегда располагал к двоякому толкованию: могут ли это быть любые нарушения, предусмотренные законодательными актами, или же только те из них, которые прямо названы грубыми.

К грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в соответствии с п.413 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности относятся:

- торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);

- торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков и изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;

- торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков, изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

- осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;

- наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия 2 раза и более в течение календарного года.

Совершение таких нарушений согласно пп.82, 84 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности влечет прекращение действия лицензии по решению лицензирующего органа. При этом прекращение действия лицензии по такому основанию не следует путать с аннулированием (по действующему законодательству (п.30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17) в такой ситуации имеет место именно аннулирование лицензии) лицензии, случаи которого указаны в п.88 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Существенная разница заключается в последствиях: прекращение действия лицензии происходит со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения, аннулирование же - со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

Общественное питание

Указ № 450 не предусматривает лицензирование общественного питания как самостоятельной составляющей. Однако, если осуществление данного вида деятельности для конкретного субъекта хозяйствования сопряжено с реализацией алкогольных напитков или табачных изделий, необходимо будет получить специальное разрешение (лицензию) на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с указанием соответствующих составляющих.

Кроме того, независимо от намерения реализовывать алкогольные напитки и (или) табачные изделия субъекты хозяйствования, планирующие осуществлять деятельность в сфере общественного питания, должны соблюдать иные требования, рассмотренные в предыдущем разделе настоящей статьи.

Что делать?

В таблице приведены действия, которые необходимо осуществить тем субъектам хозяйствования, которые имеют в настоящее время специальные разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли или планируют начать осуществлять розничную торговлю в ближайшем будущем.

 

Категория субъектов хозяйствования
Действия, необходимые к выполнению
Имеющие в настоящее время специальные разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли и не планирующие осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями Сдать в лицензирующий орган оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) до 1 марта 2011 г.
Имеющие в настоящее время специальные разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли и планирующие продолжать осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями

Обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, указанных в п.408 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, и представить информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующий орган в срок до 1 марта 2011 г.

Данные об осуществлении деятельности, не связанной с розничной торговлей алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, исключить из лицензий при последующем внесении в них изменений и (или) дополнений, продлении срока их действия

Имеющие в настоящее время специальные разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий), срок которых истекает в период с 8 сентября 2010 г. до 1 января 2011 г. Самостоятельно определить: продлевать или не продлевать срок действия таких лицензий (разумеется, из соображений экономии времени и денежных средств целесообразней не продлевать срок их действия)
Не имеющие в настоящее время специальных разрешений (лицензий) на право осуществления розничной торговли, но желающие заниматься розничной торговлей (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) Самостоятельно определить: получить лицензию сейчас (до 1 января 2011 г.) или подождать и после 1 января 2011 г. начать осуществлять данный вид деятельности без лицензии. Экономически целесообразнее выбрать второй вариант. Однако каждый субъект хозяйствования должен обдумать, с одной стороны, срок и затраты на получение лицензии и затраты на содержание помещения, персонала в период ожидания - с другой. Вторая чаша весов в определенных ситуациях легко может перевесить, особенно когда в организации хорошо проработана маркетинговая политика, и даже за небольшой период осуществления деятельности в 2010 г. можно будет получить значительную выручку
Не имеющие в настоящее время специальных разрешений (лицензий) на право осуществления розничной торговли, но желающие заниматься розничной торговлей алкогольными напитками и (или) табачными изделиями Заниматься получением лицензии уже сейчас, поскольку сокращение с 1 января 2011 г. перечня лицензионных требований и условий не означает сокращения требований законодательства к порядку осуществления розничной торговли

Розничная торговля нефтепродуктами

Указом № 450 предусмотрено также лицензирование розничной торговли отдельными видами товаров как составляющих других лицензируемых видов деятельности. Среди таких товаров - ветеринарные препараты, изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни, наркотические средства, психотропные вещества, лекарственные средства и нефтепродукты. В данной статье в качестве примера прокомментируем произошедшие изменения в части таких составляющих лицензируемый вид деятельности «оптовая и розничная торговля нефтепродуктами» работ и слуг, как розничная торговля нефтепродуктами. С 1 января 2011 г. лицензирование этого вида деятельности будет регулироваться главой 35 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

В первую очередь отметим, что изменения коснулись и самого определения розничной торговли нефтепродуктами. Действующее в настоящее время Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1375 (далее - Положение № 1375), проводит разграничение между оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами аналогично разграничению договоров поставки и розничной купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом РБ - исходя из цели приобретения товара. Использование в предпринимательской деятельности признается действующим законодательством целью приобретения нефтепродуктов в оптовой торговле, а личное, семейное, домашнее потребление - в розничной торговле. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности разграничивает оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами по иным признакам: по видам нефтепродуктов, месту реализации и косвенно - по цели приобретения.

Так, оптовой торговлей нефтепродуктами признается торговля нефтепродуктами (автомобильными бензинами всех марок, дизельным топливом (за исключением топлива, вырабатываемого в соответствии с государственными программами по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь, утверждаемыми в установленном порядке), реактивным топливом, осветительным керосином, печным топливом, мазутом, нефтебитумом), осуществляемая со складов хранения нефтепродуктов в целях последующего использования нефтепродуктов покупателями для собственного потребления либо в предпринимательской деятельности.

Розничной же торговлей нефтепродуктами признается торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизельное топливо), осуществляемая только через топливораздаточные колонки автозаправочных станций в серийно установленные организацией-изготовителем топливные баки транспортных средств, металлические канистры.

Лицензирование розничной торговли нефтепродуктами осуществляется Белорусским государственным концерном по нефти и химии (далее - концерн «Белнефтехим»).

Правом на получение лицензии обладают юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, не претерпели изменений. Ими являются:

- наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или условиях аренды автозаправочных станций, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

- наличие документов, подтверждающих проведение диагностирования (поверки) и полного технического освидетельствования основного оборудования автозаправочных станций в сроки, установленные законодательством.

Следовательно, для получения лицензии и подтверждения соответствия лицензионным требованиям и условиям соискатель лицензии дополнительно к документам, указанным в подп.15.1-15.4 п.15 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, представляет:

- копии документов, подтверждающих наличие автозаправочной станции (свидетельства о государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды, а для автозаправочных станций, вводимых в эксплуатацию и приобретаемых по договору купли-продажи, - соответственно акта ввода в эксплуатацию, договора купли-продажи с последующим представлением (не позднее 7 месяцев со дня обращения в концерн «Белнефтехим» с заявлением о выдаче лицензии) свидетельства о государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления);

- заключение о соответствии автозаправочной станции требованиям правил технической эксплуатации, выдаваемое по форме и в порядке, устанавливаемых концерном «Белнефтехим».

Представленные документы рассматриваются концерном «Белнефтехим» в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов для рассмотрения. Срок действия лицензии на розничную торговлю нефтепродуктами увеличен с 5 до 10 лет.

Кроме того, несколько изменен перечень грубых (влекущих прекращение действия, а ранее - аннулирование лицензии) нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Из него также исключен крайне неопределенный пункт «нарушения, предусмотренные законодательными актами». Однако к грубым нарушениям с 1 января 2011 г. будут относиться отдельные нарушения налогового законодательства, а именно:

- наличие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в течение 3 месяцев подряд (на основании информации налоговых и (или) таможенных органов);

- непредставление в установленных законодательством случаях налоговых деклараций (расчетов) в течение 3 месяцев подряд (на основании информации компетентных органов).

Также грубыми нарушениями по-прежнему будут считаться:

- торговля нефтепродуктами, не соответствующими требованиям технических нормативных правовых актов;

- осуществление торговли нефтепродуктами с автозаправочных станций, не указанных в лицензии;

- нарушения при осуществлении лицензируемой деятельности требований санитарной, экологической и противопожарной безопасности, ставшие причиной аварии или непосредственно создающие угрозу ее возникновения (согласно заключению соответствующих республиканских органов государственного управления).

Отдельно отметим, что в главе 35 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности не нашел своего отражения п.15 Положения № 1375, который устанавливает случаи и периодичность проведения концерном «Белнефтехим» проверок соблюдения лицензионных требований и условий. Данный вопрос регулируется Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Заключение

Таким образом, правовое регулирование лицензирования розничной торговли претерпело значительные изменения, свидетельствующие в определенной мере о либерализации порядка осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере. Однако государственное регулирование указанной сферы не упразднено: продолжают действовать нормы, подробно регламентирующие требования к торговым объектам и к самому процессу осуществления розничной торговли, нарушение которых по-прежнему будет влечь за собой ответственность. Кроме того, возможно введение иных механизмов государственного регулирования и контроля, среди которых необходимость получения свидетельства о регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь.

 

29.10.2010 г.

 

Евгения Четверикова, заместитель директора, руководитель отдела налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии», магистр юридических наук

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании указов Президента РБ от 21.06.2012 № 284, от 27.12.2012 № 567 (с 30 марта 2013 г.) и от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.