Пособие от 15.04.2009
Автор: Черняк М.

Новое в правилах торговли по образцам


 

Материал помещен в архив

 

НОВОЕ В ПРАВИЛАХ ТОРГОВЛИ ПО ОБРАЗЦАМ

В связи с принятием новой редакции Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» возникла необходимость пересмотреть и внести изменения в подзаконные акты, регулирующие осуществление отдельных форм торговли.

В этой связи с 16 января 2009 г. на территории Республики Беларусь вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31, которым утверждены новые Правила осуществления розничной торговли по образцам (далее - Правила Совета Министров).

До 16 января 2009 г. торговля по образцам преимущественно регулировалась Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными приказом Минторга РБ от 16.06.1998 № 83 (далее - Правила Минторга). Следует отметить, что на данный момент на территории Республики Беларусь Правила Минторга действуют одновременно с Правилами Совета Министров. Причем большую юридическую силу имеют последние, а в части, ими не урегулированной, применяются Правила Минторга.

Проанализируем подробнее указанные документы, их взаимосвязи и взаимодействие.

В соответствии с Правилами Совета Министров розничная торговля по образцам может осуществляться двумя способами.

Во-первых, в торговом объекте. Это происходит путем демонстрации образцов товаров и (или) их описаний, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках. При этом в торговом объекте образцы товаров демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

Во-вторых, вне торгового объекта. В таком случае описания товаров могут содержаться в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлены в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин.

В этой связи важно отметить, что в Правилах Совета Министров появилось новое определение интернет-магазина. В соответствии с абзацем 4 п.2 Правил Совета Министров интернет-магазин - это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.

До этого понятие интернет-магазина было закреплено в постановлении Совета Министров РБ от 08.09.2006 № 1161 «О некоторых вопроса осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». Для целей названного постановления под интернет-магазином понимался сайт субъекта торговли, содержащий соответствующую требованиям законодательства информацию (сведения) о субъекте торговли и товарах, размещенный на сервере на территории Республики Беларусь, доменное имя которого зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет.

По мнению автора, прежнее определение значительно ограничивало свободу продавца в выборе серверов для размещения сайта, а также доменной зоны. Можно было использовать исключительно серверы, расположенные в пределах территории Республики Беларусь, и, следовательно, только национальную доменную зону. Теперь же можно будет использовать зарубежный хостинг.

Кроме того, теперь можно регистрироваться в любой доменной зоне (.ru, .com, .eu и др.) и открывать в ней интернет-магазин. Это значительно сокращает затраты потенциальных продавцов. Как известно, доменные имена за пределами национального сегмента сети Интернет стоят совсем недорого. В Республике Беларусь же за осуществление торговли через сайт с доменом .by придется уплатить единовременный платеж в размере 290 000 бел.руб., а также необходимо будет платить каждый месяц по 168 000 бел.руб. за обслуживание интернет-магазина (в случае открытия интернет-магазина в виде домена 3-го уровня на популярных национальных торговых площадках). Разница очевидна.

Однако с введением нового определения возникают и некоторые спорные моменты.

В связи с расширенным толкованием термина «интернет-магазин» последний теперь представляет собой сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара. Информация о товарах и продавце, разумеется, обязательна. А вот что касается других характеристик, то, во-первых, стоит ли рассматривать выбор и заказ в совокупности? Если говорить о необходимости обязательного наличия и того и другого, то тогда ситуация выглядит логично. Можно зайти на сайт и заказать товар. Чем не виртуальный магазин?

С другой стороны, если рассматривать выбор и заказ как самостоятельные критерии, оказывается, что, разместив на сайте рекламу с ценником, мы получаем интернет-магазин. Хотя фактически заказов никто не принимает. Товар можно приобрести только в торговом объекте по адресу, указанному на сайте. Эта ситуация интересна еще и тем, что размещение образцов товаров с ценой на сайте будет являться публичной офертой, так как содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (ст.402, п.2 ст.407, п.2 ст.464 Гражданского кодекса РБ).

Также возникает вопрос с согласованием ассортиментных перечней предполагаемой к реализации продукции с местными исполнительными и распорядительными органами и обращением в лицензирующий орган за получением лицензии на осуществление розничной торговли.

В соответствии с перечнем административных процедур, утвержденным решением Мингорисполкома от 13.03.2008 № 530, для согласования ассортиментного перечня для осуществления розничной торговли по образцам через Интернет в администрацию района по месту постановки на учет необходимо представить справку о наличии доменного имени. Однако в данный момент Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) - бывший Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ) - не выдает указанные справки. Возникает вопрос: где взять эту справку, какова ее форма и кто правомочен ее выдавать? Законодательством этот вопрос не урегулирован. А вот практика работы с местными властями уже появляется. При согласовании ассортиментных перечней, ссылаясь на решение Мингорисполкома от 13.03.2008 № 530, специалисты отделов торговли и услуг требуют с заявителя документ, подтверждающий правоотношения с провайдером (договор, справку и т.д.).

В этой ситуации проще придется владельцам сайтов с доменным именем в зоне .by, так как они смогут представить договор с регистратором - обществом с ограниченной ответственностью «Открытый Контакт» или унитарным предприятием «Надежные программы».

Что касается зарубежных организаций, предоставляющих хостинг, то вряд ли они пойдут навстречу белорусским субъектам хозяйствования и начнут представлять бумажное подтверждение возникших правоотношений.

В соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 08.12.2008 № 1888), для получения лицензии на осуществление розничной торговли через Интернет необходимо представить в лицензирующий орган только заявление с указанием доменного имени интернет-магазина - соискателя лицензии, зарегистрированного в установленном порядке. Однако на практике специалисты отдела лицензирования Мингорисполкома продолжают требовать у соискателей лицензии документ, подтверждающий принадлежность ему доменного имени, указанного в заявлении, из-за чего могут возникнуть серьезные затруднения при работе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с местными властями (отделами торговли и услуг) и лицензирующими органами.

Пунктом 2 постановления Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 (далее - постановление № 31) установлен перечень товаров (далее - Перечень), розничная торговля которыми по образцам вне торгового объекта допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров. Таким образом, если у продавца нет торгового объекта, то он не имеет права реализовывать по образцам (в т.ч. и через интернет-магазин) товары из Перечня.

В Перечень вошли следующие товары:

1) изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) пиротехнические изделия;

3) лекарственные средства;

4) оружие и патроны к нему;

5) эротическая продукция, продукция, содержащая элементы эротики, насилия и жестокости, продукция по сексуальному образованию и половому воспитанию, продукция сексуального назначения, аудиовизуальные произведения с индексами ** и ***;

6) скоропортящиеся продовольственные товары, кулинарная продукция.

Если толковать п.2 постановления № 31 буквально, то получается, что для реализации товаров по образцам из Перечня на всей территории Республики Беларусь достаточно открыть один торговый объект в любом населенном пункте.

С другой стороны, данная норма дает возможность, и даже привилегию, продавцам, имеющим торговый объект, осуществлять реализацию товаров из Перечня посредством размещения соответствующих образцов в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, Интернете и т.д.

Следовательно, с 16 января 2009 г. можно реализовывать и приобретать ювелирные изделия, петарды, лекарства и т.д. через интернет-магазин.

Однако стоит отметить, что для розничной торговли по образцам в части, не урегулированной рассматриваемыми Правилами Совета Министров, применяются Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.01.2009 № 26 (далее - Правила № 26)).

В Правилах № 26 содержится запрет на торговлю определенными группами товаров без наличия торгового объекта. В частности, розничная торговля одеждой из натурального меха и кожи, сложными товарами бытового назначения, экземплярами аудиовизуальными произведениями, компьютерными программами и фонограммами, непродовольственными товарами, бывшими в употреблении, осуществляется только в магазинах, павильонах с торговым залом, торговых центрах или иных торговых объектах.

Кроме того, в соответствии с п.798 главы 82 Правил № 26 реализация механических транспортных средств, самоходных машин, прицепов, двигателей к ним, кузовов, кабин, шасси, рам, иных транспортных средств и сельскохозяйственной техники осуществляется только в магазинах, павильонах с торговым залом. При этом демонстрация предлагаемых к продаже транспортных средств, сельскохозяйственной техники может осуществляться на специально оборудованных площадках.

На данный момент никаких требований к подобным специально оборудованным площадкам в законодательстве нет.

Не совсем понятно, зачем реализуемый подержанный автомобиль необходимо помещать на специальную площадку, которая находится в магазине или павильоне с торговым залом. Да и много ли в Беларуси подобных торговых объектов? А как быть с многочисленными стоянками под открытым небом, где располагаются автомобили для ознакомления и продажи? Тем более не понятно, для чего вводить указанное правило в отношении подержанных автомобилей. Получается, что продавцам необходимо в срочном порядке переоформлять имеющиеся у них лицензии. Причем торговлю по образцам без наличия торгового объекта необходимо приостановить немедленно. Иначе в соответствии со ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях это будет расценено как нарушение правил торговли.

В Правилах Совета Министров обязанности продавца значительно расширены по сравнению с Правилами Минторга.

Так, при торговле по образцам в торговом объекте продавец обязан довести до сведения покупателя:

- свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования). Указанные сведения должны быть размещены на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта;

- режим работы торгового объекта;

- информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке;

- информацию о месте нахождения головной организации, если продавцом является филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения такой организации;

- информацию о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, являющегося продавцом (наименование органа, осуществившего государственную регистрацию, место жительства индивидуального предпринимателя).

Что касается осуществления торговли по образцам вне торгового объекта, то вышеизложенная информация должна доводиться до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. на страницах интернет-магазина.

В соответствии с п.9 Правил Совета Министров значительно расширены обязанности продавца по информированию покупателя о свойствах и качествах реализуемых товаров. Продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях.

При реализации продукции через торговый объект информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

1) наименование товара;

2) указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);

3) сведения об основных потребительских свойствах товара. В отношении пищевых продуктов должны указываться: состав, пищевая ценность. Для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания указываются калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя;

4) сведения о том, что пищевой продукт является генетически модифицированным или в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты). Подобная информация должна быть доведена до сведения покупателя на потребительской таре, ценниках, этикетках, стикерах, постерах или другими доступными способами;

5) сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами. Данная информация должна указываться в случаях и порядке, определяемых Правительством РБ;

6) цену и условия оплаты товаров;

7) гарантийный срок, если он установлен;

8) рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики таких продуктов;

9) дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров;

10) указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения;

11) сведения о необходимых действиях покупателя по истечении срока службы (срока годности, срока хранения) товара и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;

12) наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание. Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель, то необходимо указать фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

13) сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

14) количество или комплектность товара;

15) сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;

16) необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в т.ч. ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в т.ч. сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе потребителя;

17) штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом.

При торговле по образцам вне торгового объекта продавец обязан:

во-первых, до момента заключения договора предоставить покупателю информацию, предусмотренную вышеперечисленными пп.1-13;

во-вторых, при доставке товара - информацию, предусмотренную вышеперечисленными пп.14-15.

В свою очередь продавец обязан доводить до сведения покупателя в информационных источниках, используемых для описания товаров:

- сведения о наименовании товара;

- цену и условия оплаты товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание. Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель, то необходимо указать фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

- сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара.

Эта информация должна быть доведена до покупателя в письменной форме. Иная информация до момента заключения договора может доводиться до сведения покупателя в устной форме.

Что касается товаров, фасованных и упакованных в потребительскую тару не в месте их изготовления, то кроме информации, указанной в пп.1-15, обязательно должны указываться сведения о фасовщике и упаковщике.

При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий.

Образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются с участием персонала продавца. Также образцы предлагаемых для продажи товаров должны иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики. Образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии. По требованию покупателя продавец должен ознакомить его с устройством и действием товаров.

Передача покупателю приобретенного по образцу товара может быть произведена путем его пересылки почтовым отправлением или перевозки любым видом транспорта с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.

Установка, подключение, наладка и пуск в эксплуатацию отдельных технически сложных товаров, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет на самостоятельное выполнение этих процедур покупателем, а также обязательный инструктаж о правилах пользования товарами производятся продавцом или организацией (индивидуальным предпринимателем), уполномоченной продавцом на техническое обслуживание реализуемых товаров. Стоимость этих услуг дополнительно покупателем не оплачивается. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором, но не позднее 7 календарных дней с момента доставки товара покупателю.

При передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и эксплуатационные документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, инструкция по эксплуатации).

 

15.04.2009 г.

 

Максим Черняк, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам» на основании постановлений Совета Министров РБ от 19.08.2009 № 1091 (с 6 сентября 2009 г.), от 30.03.2012 № 291 (с 10 июля 2012 г.) и от 09.07.2013 № 602 (с 13 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 11 декабря 2009 г. решение Мингорисполкома от 13.03.2008 № 530 «Об утверждении перечней административных процедур» на основании решения Мингорисполкома от 12.11.2009 № 2705 утратило силу.

В постановление Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» на основании постановлений Совета Министров РБ от 11.12.2009 № 1619 (с 23 декабря 2009 г.), от 23.02.2010 № 258 (с 3 апреля 2010 г.), от 28.04.2010 № 640 (с 18 мая 2010 г.), от 25.05.2010 № 779 (с 4 июля 2010 г.), от 30.08.2010 № 1257 (с 7 октября 2010 г.) и от 09.07.2013 № 602 (с 13 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 23 февраля 2010 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 28.12.2009 № 98-З внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2011 г. постановления Совета Министров РБ от 08.09.2006 № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» и от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратили силу.

С 11 августа 2012 г. в Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» на основании Закона РБ от 02.05.2012 № 353-З внесены изменения и дополнение.