


Материал помещен в архив
НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТНПА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РЕКЛАМА, СЕРТИФИКАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, РЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ).
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательской деятельности»
Декрет № 7, принятие которого анонсировалось уже давно, по содержанию и всестороннему охвату можно сравнить с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской деятельности и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Вместе с тем если директива - это НПА программного характера, который должен реализовываться путем принятия других НПА, то Декрет - документ прямого действия, к тому же с абсолютным приоритетом в юридической силе.
Общие принципы
Декрет № 7 - объемный документ, состоит из основного текста и нескольких приложений, среди которых:
• Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• Общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Начинается Декрет № 7 с декларации принципов взаимодействия государства и бизнеса. Некоторые из них перекликаются с недавно принятым Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»
Собственно, вокруг этих идей и построены нормы Декрета № 7.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности
Одно из приложений к Декрету № 7 содержит Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее - Перечень). В Перечень включены:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания;
4) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок в регулярном сообщении, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
5) оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
6) оказание туристических услуг;
7) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии));
8) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии));
9) производство текстильных материалов, швейных изделий;
10) производство одежды;
11) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
12) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
13) выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство и рыбоводство;
14) производство пищевой продукции (за исключением алкогольной);
15) производство тары и упаковки;
16) производство мебели;
17) производство строительных материалов и изделий;
18) оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
19) деятельность по оказанию психологической помощи.
Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в Перечень, уведомляет об этом местный исполком посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг (примечание 1).
В Декрете № 7 не раскрывается значение термина «субъекты хозяйствования», но можно предположить, что оно совпадает с приведенным в Декрете Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»
![]() |
Справочно Между тем в соответствии с недавно принятыми указами Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» и от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» некоторые из перечисленных в Декрете № 7 видов деятельности (например, под цифрами 13 и 18) осуществляют физические лица - ремесленники или плательщики единого налога.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц регулируются главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З). Перечень объектов налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, приводится в п.3 ст.337 названного Кодекса. С 7 ноября 2019 г. Указ № 337 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении». |
В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством. Информация о полученных уведомлениях (за исключением полученных с использованием единого портала электронных услуг) в течение 3 рабочих дней размещается исполкомами на их официальных интернет-сайтах.
![]() |
Обратите внимание! Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур. |
Вместе с тем сейчас ситуация выглядит по-другому. Например, Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь"» запрещает деятельность в данной сфере без включения в реестр и получения соответствующего свидетельства.
Отдельные особенности предусмотрены для деятельности по производству пищевой продукции: субъект хозяйствования, направивший уведомление о ее осуществлении, обязан в течение месяца со дня направления обратиться за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям Декрета № 7 (часть вторая подп.3.2. п.3 Декрета № 7). На сегодня требования и порядок проведения такой экспертизы установлены в ст.16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в Перечне продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2020 г. ст.16 Закона № 340-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 217-З. Комментарий см. здесь. |
Впрочем, Декрет № 7 предусматривает, что законодательными актами или в соответствии с ними может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности (часть четвертая подп.3.2 п.3). Получается, что он отменяет лицензирование, но не обязательно отменяет последующее включение в реестр и другие административные процедуры. Однако окончательный вывод можно будет сделать после появления новой редакции перечней административных процедур, который для субъектов хозяйствования теперь будет утверждать Президент, а не Совет Министров.
Но в Перечне к лицензируемым относятся только два вида деятельности:
• предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок в регулярном сообщении, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
• деятельность по оказанию психологической помощи.
Количество видов деятельности, для которых предусмотрена процедура включения в реестр, больше:
• предоставление бытовых услуг;
• предоставление услуг общественного питания;
• оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
• оказание туристических услуг;
• розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии)).
Для других устанавливались различные технические требования для осуществления деятельности (см. далее).
Для видов деятельности, не включенных в «уведомительный» перечень до начала деятельности, может потребоваться получение лицензии, включение информации об этом субъекте либо принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, а также осуществление иных административных процедур (подп.3.4 п.3 Декрета № 7).
Применение ТНПА
Количество ТНПА последнее время стремительно увеличивается (одних только ГОСТов на официальном сайте www.tnpa.by насчитывается почти 89 тысяч записей), кроме того, они не всегда есть в бесплатном онлайн-доступе и их приходится покупать у организаций-разработчиков. Поэтому данная проблема со временем превратилась в серьезный сдерживающий фактор развития бизнеса. Согласно подп.3.6 п.3 Декрета № 7 ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат:
1) обязательной юридической экспертизе в Национальном центре правовой информации на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне НПА, не являющихся техническими;
2) включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию на www.pravo.by, а также размещению на иных информационных интернет-ресурсах.
До этого в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» на сайте www.tnpa.by Национального фонда ТНПА размещалась только информация о таких ТНПА, но не их тексты. Можно сказать, теперь ТНПА уравнены со всеми другими НПА.
Технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках Евразийского экономического союза, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (подп.3.7 п.3 Декрета № 7). Технические регламенты должны содержать только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции либо к продукции и процессам, связанным с ее жизненным циклом.
Иные технические требования к продукции, процессам, связанным с жизненным циклом продукции, включая технические описания процессов ее производства, технические требования к методикам (методам) контроля, проведению испытаний и исследований, выполнению измерений, могут включаться в ГОСТы Республики Беларусь или ТКП.
![]() |
Обратите внимание! Подпункт 3.9 п.3 Декрета № 7 предусматривает, что ТКП и ГОСТы обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах (то есть в законах, декретах и указах), ТР, иных НПА (примечание 2), а также если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. |
Одновременно Декрет № 7 устанавливает, что НПА и ТНПА СССР и БССР, регулирующие порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными для применения (соблюдения) на территории Республики Беларусь (за исключением устанавливающих требования к обеспечению безопасности в сфере атомной энергии). До этого Закон Республики Беларусь от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» предусматривал возможность субсидиарного применения актов законодательства СССР.
![]() |
Справочно Технические регламенты обладают наибольшей юридической силой среди других ТНПА и обязательны к применению. Они принимаются только в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие ТР в иных целях не допускается (п.1 ст.18 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» |
Подтверждение соответствия продукции
Обязательное подтверждение соответствия может быть предусмотрено только ТНПА Республики Беларусь, ТС и ЕАЭС либо введено Президентом Республики Беларусь или в порядке, им определяемом, в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. Иные формы обязательной оценки соответствия (примечание 3) могут быть предусмотрены только ТР ТС или ЕАЭС (подп.4.3 п.4 Декрета № 7).
![]() |
Справочно В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20.07.2016 № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» при отсутствии введенных в действие (вступивших в силу) ТР Республики Беларусь или ЕАЭС (ТС) в отношении объекта оценки соответствия техническим требованиям и в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования Совет Министров Республики Беларусь вправе вводить обязательное подтверждение соответствия в отношении такого объекта путем включения его в Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849. |
Также субъекты хозяйствования вправе использовать для оценки соответствия и получения разрешительных документов протоколы испытаний и иные документы об испытаниях, выданные испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, независимо от их ведомственной подчиненности (подп.5.9 п.5 Декрета № 7).
![]() |
Справочно В настоящее время согласно ст.38 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» схемой подтверждения соответствия или НПА могут быть предусмотрены случаи, когда испытания проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) с соответствующей областью аккредитации. |
Возможность осуществления деятельности без печатей
Согласно подп.3.11 п.3 Декрета № 7 субъекты хозяйствования вправе не использовать печати. То есть речь идет не об «отмене печатей»
1) в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (пп.62, 130 и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. п.62 Инструкции № 4 изложен в новой редакции, а п.130 Инструкции № 4 исключен на основании постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 июля 2018 г. № 154. |
2) в финансовом законодательстве (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов», в том числе ТТН-1 и ТН-2, приходный и расходный кассовые ордеры, акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акты о передаче не завершенного строительством объекта, а также затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры);
3) в банковском законодательстве (ст.233 Банковского кодекса Республики Беларусь; пп.21, 28, 52, 60, 63, 75-76 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107; пп.21, 48, 55, 57-58 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185; п.7 и другие пункты Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. взамен Инструкций № 107 и № 185 действует Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Правления Нацбанка от 20.12.2023 № 472. С 29 ноября 2022 г. Инструкция № 66 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка от 12.09.2022 № 339. |
Кроме того, разрешение не использовать печать касается только субъектов хозяйствования, но не госорганов.
Рекламная деятельность
Смягчены требования к размещению наружной рекламы, ранее установленные Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее - постановление № 1497).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Положением о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утв. постановлением Совмина от 07.07.2021 № 395. |
Теперь субъект хозяйствования вправе не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы (абзац 2 подп.4.6 п.4 Декрета № 7).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2021 г. следует руководствоваться подп.4.6 п.4 Декрета № 7 с учетом изменений, внесенных Декретом от 06.07.2021 № 3. Комментарий см. здесь. |
Субъекты хозяйствования будут получать разрешение на размещение средства наружной рекламы по принципу «одно окно». Срок рассмотрения заявления и принятия по нему решения не может превышать 15 рабочих дней, а в случае, если требуется разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям, - 30 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления о продлении действия разрешения и его переоформлении не может превышать 5 рабочих дней (абзац 3 подп.4.6 п.4 Декрета № 7).
Отказ может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или суд.
Кроме того, субъекты хозяйствования теперь размещают наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с исполкомами, а также иными государственными органами (абзац 4 подп.4.6 п.4 Декрета № 7), как того требует Положение о порядке размещения (распространения) и согласования наружной рекламы, рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах, утвержденное постановлением № 1497.
Также теперь разрешено проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях в объектах общественного питания, осуществлять бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме не более 5 л одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания (абзац 5 подп.4.6 п.4 Декрета № 7). Иное сегодня предусмотрено законами Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться п.2 ст.17 Закона № 225-З в ред. Закона от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь. С 21 января 2022 г. подп.1.17 п.1 ст.11 Закона № 429-З изложен в новой редакции Законом от 15.07.2021 № 119-З: в Республике Беларусь запрещается натуральная оплата труда алкогольными напитками. |
Изменения в области налогообложения
Декрет № 7 провозгласил (подп.5.1 п.5) односторонний мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) сроком до 2020 года. Правда, с оговоркой, что исключение составляют случаи, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также индексации в связи с инфляцией.
Впервые введен срок давности по налоговым обязательствам (аналог исковой давности в гражданском праве), который составляет 5 лет. Об установлении такого срока можно было предполагать уже исходя из Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376, который ограничил проверяемый период налоговых проверок 5 годами. Теперь речь идет и о том, что взыскание обязательных платежей не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Впрочем, есть некоторые исключения: например, представление уточненных деклараций прерывает срок давности (подп.5.4 п.5 Декрета № 7).
![]() |
Справочно Ранее действовал 3-летний срок давности по возврату плательщику или зачету излишне уплаченных налогов (п.4 ст.61 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). Теперь, наоборот, этот срок упраздняется (подп.5.5 п.5 Декрета № 7).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. подп.5.5 п.5 Декрета № 7 утратил силу Декретом Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4. |
С 2018 года возвращается возможность перехода интернет-магазинов на упрощенную систему налогообложения (независимо от положений подп.5.1.2 и абзаца 3 подп.5.1.4 п.5, абзаца 3 части первой п.6, п.7 ст.286 НК).
Размер пени (п.4 ст.52 НК) за просрочку уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уменьшается в 2 раза, если пени, начисленные на такие суммы, уплачиваются до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таких платежей либо в течение последующих до истечения 10 рабочих дней.
Субсидиарная ответственность
Собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц (подп.5.6 п.5 Декрета № 7).
![]() |
Справочно Декрет № 7 фактически воспроизвел норму п.3 ст.52 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. следует руководствоваться ч.2 п.3 ст.52 ГК в ред. Закона от 13.12.2022 № 227-З: «Собственник имущества юридического лица, признанного банкротом, его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого юридического лица при недостаточности у него имущества только в случае, когда банкротство юридического лица было вызвано виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами». Комментарии см. здесь. |
Таким образом, по мнению автора, новая формулировка исключает как бездействие, так и неосторожность.
![]() |
Справочно См. также п.9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности». |
Административная ответственность руководителя
Среди многочисленных льгот согласно п.6 Декрета № 7 введен новый состав административной ответственности: непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 БВ.
Статья размытая, единственный объективный критерий - вред, но вред не имуществу, а «интересам», другие критерии (например, неисполнение должностных обязанностей, нарушение законодательства, отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности, неисполнение указаний проверяющих и т. п.) отсутствуют.
То есть можно оштрафовать руководителя за то, что «плохо работает», без дальнейшей конкретизации. Впрочем, не нужно забывать, что ранее принятый Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» позволяет исполкому в подобной ситуации даже уволить руководителя или другое должностное лицо частной организации. Право составлять протоколы об административном правонарушении в данном случае предоставлено должностным лицам, перечисленным в ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) (перечень включает 75 органов), а рассматривать дела - районному (городскому) суду.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.3.30 ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
Упрощение процедуры трудоустройства некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Субъекты хозяйствования получили право использовать труд иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, если они являются победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмечены наградами в сфере их профессиональной деятельности, без получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства (подп.5.7 п.5 Декрета № 7).
![]() |
Справочно В настоящее время Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» предусматривает получение 2 видов разрешений, выдаваемых Министерством внутренних дел: 1) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемое нанимателю, для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек (ст.26); 2) специальное разрешение выдается нанимателю в отношении каждого работника-иностранца (ст.29).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2023 г. следует руководствоваться ст.28 Закона № 225-З в ред. Закона от 30.12.2022 № 233-З.
Подробнее см. в постановлении Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 «О порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства». |
Порядок разработки технических условий
Субъекты хозяйствования получили право при разработке технических условий на собственную продукцию (работы, услуги):
1) самостоятельно определять срок действия технических условий.
![]() |
Справочно В настоящее время согласно п.3 ст.26 Закона № 262-З срок действия технических условий меньше либо равен 5 годам.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться п.3 ст.26 Закона № 262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З (далее - Закон № 278-З): «Срок действия технических условий определяется юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, разработавшими эти технические условия». Комментарий см. здесь; |
2) не согласовывать их с государственными органами (подп.5.8 п.5 Декрета № 7) .
Требования подп.5.8 п.5 Декрета № 7 не распространяются на разработку технических условий (изменений в них) на продукцию (работы, услуги), содержащих сведения, составляющие государственные секреты, либо служебную информацию ограниченного распространения.
![]() |
Справочно Технические условия - это ТНПА, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или ИП и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля (ст.1 Закона № 262-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться подп.1.29 п.1 ст.1 Закона № 262-З с учетом изменений, внесенных Законом № 278-З: «технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля;». Комментарий см. здесь. |
Регистрация объектов недвижимости
Эксплуатирующие организации обязаны в течение 3 месяцев с даты приемки в эксплуатацию объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в качестве объектов недвижимого имущества, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и их благоустройства, принять их безвозмездно в государственную собственность и обратиться за государственной регистрацией в отношении этих объектов (на основании только акта о передаче затрат и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации) (часть первая подп.5.8 п.5 Декрета № 7).
Затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, дольщиком при возведении (возмещении возведения) таких объектов, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли заказчика, застройщика, дольщика, в том числе путем переноса убытков на будущие периоды. Аналогично включается в состав внереализационных расходов для целей налогообложения стоимость безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг, переданных товаров) при реконструкции, ремонте (возмещении реконструкции, ремонта) таких объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности государства.
Новыми являются нормы, касающиеся реконструкции и ремонта, ранее аналогичные нормы предусматривались Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры», а также подп.4.15 п.4 ст.128 и подп.3.2612 п.3 ст.129 НК.
Изменение назначения объектов недвижимого имущества
В соответствии с подп.5.11 п.5 Декрета № 7 принятие решения о возможности изменения назначения объектов недвижимого имущества, принадлежащих субъектам хозяйствования, без проведения строительно-монтажных работ, а также решения об изменении целевого назначения земельных участков, на которых такие объекты расположены, осуществляется исполкомами по заявлению субъекта хозяйствования в рамках выполнения одной административной процедуры.
При этом субъекты хозяйствования вправе обратиться за изменением назначения объектов недвижимого имущества, принадлежащих им на основании гражданско-правового договора, только при условии получения письменного согласия собственников таких объектов.
Срок осуществления данной административной процедуры не должен превышать 15 календарных дней с даты подачи заявления субъекта хозяйствования.
![]() |
Справочно Под объектами недвижимого имущества понимаются принадлежащие субъектам хозяйствования на праве собственности, ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения (за исключением жилых помещений) (подстрочное примечание 31 к подп.5.11 п.5 Декрета № 7). |
Расширение возможностей использования помещений
Согласно подп.5.12 п.5 Декрета № 7 субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества:
1) не соответствующие требованиям к их проектированию и строительству, предусмотренным ТНПА, если на дату ввода в эксплуатацию такие объекты недвижимого имущества соответствовали заявленным требованиям;
2) по назначению, отличному от назначения, указанного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (без проведения реконструкции), если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования.
![]() |
Справочно Назначение объекта недвижимости определяется записью в регистрационной книге в соответствии с Единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (подп.3.1 п.3 ст.24 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33 «Об утверждении единой классификации назначения объектов недвижимого имущества»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июня 2022 г. постановлением Госкомимущества от 02.03.2022 № 7 внесены изменения в постановление № 33, в частности, в его название: «О единой классификации назначения объектов недвижимого имущества». |
При этом в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных п.9 ст.21 Жилищного кодекса Республики Беларусь: пунктов приема посуды; бань, саун, химчисток и прачечных (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг белья в смену); АТС общей площадью более100 м2, предназначенных для телефонизации жилых домов; похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг; дискотек; ФОКов общей площадью более 150 м2; пунктов временного содержания животных, приютов и гостиниц для животных.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.9 ст.21 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. |
Впрочем, возможен перевод одноквартирных жилых домов в нежилые с соответствующей государственной регистрацией.
Вступление Декрета № 7 в силу
Декрет № 7 вступает в силу с разной «скоростью», но большинство норм - через 3 месяца после официального опубликования (то есть с 26 февраля 2018 г.). Декрет № 7 содержит поручения по разработке целого комплекса новых, а также изменения действующих НПА: от смягчения уголовного законодательства в экономической сфере до сокращения перечня объектов обязательного подтверждения соответствия.
Примечание 1. Единый портал электронных услуг - подсистема общегосударственной автоматизированной информационной системы, предназначенная для обеспечения электронного взаимодействия государственных органов и организаций с иными организациями, а также с гражданами, в том числе являющаяся единой точкой подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме (п.7 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»; см. также Положение об общегосударственной автоматизированной информационной системе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2011 № 1074.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2019 № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе». С 28 марта 2020 г. постановление № 1074 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2020 № 159. |
Примечание 2. Ранее Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» среди «иных» НПА упоминал только принятые Советом Министров.
Примечание 3. Это сертификация, декларирование соответствия, испытания (ст.12 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»).
08.12.2017
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук