


Материал помещен в архив
НОВШЕСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 326 «О создании и деятельности холдинга по производству алкогольной продукции»
Комментируемым Указом (далее - Указ № 326) создан холдинг по производству алкогольной продукции. В состав холдинга вошли 7 открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Беларусь. Управляющей компанией холдинга определено открытое акционерное общество (ОАО) «МИНСК КРИСТАЛЛ».
Указом № 326 решен ряд вопросов организационного характера.
В частности, на создание холдинга по производству алкогольной продукции не требуется получение согласия антимонопольного органа. Закреплено, что на его создание не распространяются требования, предусмотренные в п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (подп.2.1 п.2 Указа № 326).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. Комментарий см. здесь. С 22 июня 2023 г. следует руководствоваться подп.2.1-2.3 п.2 Указа № 326 с изменениями, внесенными Указом от 22.06.2023 № 178. На суть материала изменения не повлияли. |
Находящиеся в собственности Республики Беларусь акции входящих в состав холдинга открытых акционерных обществ необходимо было внести до 1 сентября 2015 г. в виде неденежного вклада в уставный фонд его управляющей компании - ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» (п.1 Указа № 326).
Для эффективного функционирования холдинга входящим в его состав организациям предоставлен ряд преференций.
Ограничения по производству и обороту алкогольной продукции
В отношении участников алкогольного холдинга снят ряд ограничений на производство и оборот алкогольной продукции, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З).
Так, организациям, входящим в состав холдинга, предоставлено право на производство коньяков, бренди и коньячных напитков независимо от наличия в их уставных фондах доли государства (подп.2.2 п.2 Указа № 326). Право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические лица Республики Беларусь или негосударственные юридические лица Республики Беларусь с долей государства в уставном фонде свыше 30 %, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть вторая п.1 ст.5 Закона № 429-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 ст.5 Закона № 429-З в ред. Закона от 15.07.2021 № 119-З. Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические лица Республики Беларусь или юридические лица Республики Беларусь, более 30 % акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. |
Между организациями, входящими в состав холдинга, разрешено совершение сделок мены и прекращение обязательств зачетом алкогольной продукции, в том числе спирта этилового, получаемого из пищевого сырья, на потребительскую упаковку, укупорочные средства, этикетку, контрэтикетку и кольеретку, транспортную упаковку, поддоны плоские для формирования транспортных пакетов (подп.2.6 п.2 Указа № 326). В то время как, по общему правилу, вышеуказанные сделки запрещены (часть вторая п.1 ст.25 Закона № 429-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. п.1 ст.25 Закона № 429-З изложен в новой редакции Законом № 119-З. Комментарий см. здесь. |
Лицензирование оптовой торговли
Для участников алкогольного холдинга предусмотрены льготные условия при получении специальных разрешений (лицензий) на право оптовой торговли алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом. А именно входящие в холдинг организации имеют право на получение соответствующего специального разрешения (лицензии) без учета требований к наличию периода осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории Республики Беларусь и доли государства в уставных фондах организаций, входящих в состав холдинга (подп.2.3 п.2 Указа № 326).
Так, оптовая торговля алкогольными напитками осуществляется только юридическими лицами Республики Беларусь, что вытекает из п.369 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
При этом одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю соответствующего специального разрешения (лицензии), для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом является период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет, для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией - не менее 3 лет (абзац 4 подп.370.1 и абзац 4 подп.370.2 п.370 Положения № 450).
Для входящих в алкогольный холдинг организаций расширены преференции, предоставленные организациям алкогольной и пивоваренной отраслей Указом Президента Республики Беларусь от 08.10.2014 № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей» по уплате акцизов (далее - Указ № 471).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2019 г. Указ № 471 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении». |
Так, с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. организациям Республики Беларусь, производящим алкогольную продукцию и (или) пиво, для целей исчисления и уплаты сумм акцизов в бюджет предоставлено право выбора на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров - по мере их отгрузки либо по мере их оплаты (часть первая п.1 Указа № 471). При этом в случае реализации права на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров (подп.2.1 п.2 Указа № 471). Для организаций, входящих в холдинг, этот срок продлен до 90 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров (подп.2.4 п.2 Указа № 326).
На организации, входящие в состав алкогольного холдинга, распространена налоговая преференция по налогу на прибыль, связанная с передачей имущества между участниками холдинга (подп.2.5 п.2 Указа № 326). Имущество, кроме ценных бумаг и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, безвозмездно полученное управляющей компанией холдинга - резидентом Республики Беларусь от дочерних компаний холдинга, дочерними компаниями холдинга - резидентами Республики Беларусь от управляющей компании холдинга и от иных дочерних компаний холдинга, при исчислении налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении (часть тринадцатая п.12 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь. С 10 апреля 2022 г. подп.2.4 п.2 Указа № 326 исключен, подп.2.5 п.2 Указа № 326 изложен в новой редакции Указом № 385. |
Регулирование цен на алкогольную продукцию
На алкогольную продукцию, производимую организациями, входящими в состав холдинга, и реализуемую между ними, в том числе на спирт этиловый, получаемый из пищевого сырья, не распространяется государственное регулирование цен. При этом определено, что реализация алкогольной продукции между этими организациями осуществляется по цене не ниже себестоимости (подп.2.7 п.2 Указа № 326).
20.10.2015
Яна Глинская, экономист