Пособие от 26.02.2013
Автор: Голубь И.

Новшества в вопросах формирования стоимости объектов строительства


 

Материал помещен в архив

 

НОВШЕСТВА В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Проведение подрядных торгов

В строительной отрасли на протяжении нескольких лет внедряют в практику применение неизменных договорных (контрактных) цен на весь период строительства. Неизменные договорные (контрактные) цены - преимущество более конкурентоспособных подрядчиков.

В целях дальнейшего развития конкуренции в строительстве, обеспечения снижения его стоимости Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) предусмотрено проведение подрядных торгов. Если иное не предусмотрено Президентом РБ, проведение подрядных торгов обязательно при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых за счет:

• внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;

• иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более (часть первая п.1 Указа № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

В отношении объектов, по которым установлено обязательное проведение подрядных торгов, постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 утверждено Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов (далее - Положение № 235).

Механизмы ценообразования, применяемые с 1 января 2012 года

С 1 января 2012 г. ценообразование в строительстве в отношении объектов строительства, на которые сметная документация и (или) архитектурно-планировочное задание на проектирование получено после 1 января 2012 г., регулируют Указ Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361) и постановление Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее - постановление № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 85 внесены изменения и дополнения в Положение № 1553, в частности, название изложено в новой редакции: «Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов».

 

Постановлением № 1553 утверждено Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству) (далее - Положение о неизменной цене), которое, как следует из части первой п.1, распространяется на объекты строительства, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (далее - объекты, финансируемые из бюджета).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. в Положение о неизменной цене на основании постановления Совета Министров РБ от 10.11.2014 № 1061 внесены изменения и дополнения. Подробнее см. Комментарий.

 

Таким образом, Положение о неизменной цене определяет механизм ценообразования при строительстве объектов, финансируемых из бюджета, независимо от их стоимости. По объектам, финансируемым из иных источников, решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены, в т.ч. о применении Положения о неизменной цене, принимает заказчик (застройщик) (часть вторая п.1 Положения о неизменной цене).

С 1 января 2012 г. по новым объектам независимо от источников их финансирования Указом № 361 фактически отменяется базисно-индексный метод определения цены предложения подрядчика. Так, на основании подп.1.1 п.1 Указа № 361 сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РБ, и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 Указа № 361 в редакции Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26.

Методы определения цены предложения подрядчика

Пунктом 7 Положения о неизменной цене предусмотрены следующие методы определения цены предложения подрядчика:

• ресурсный - путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве;

• путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства РБ;

• путем сочетания названных выше методов.

Ресурсный метод определен также подп.6.2 п.6 Положения № 235. Но в Положении о неизменной цене этот метод дополнен применением показателя «прогнозный индекс цен в строительстве». Министерство архитектуры и строительства РБ на основании установленных Министерством экономики РБ среднегодовых прогнозных индексов цен в строительстве в соответствии с решением Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Минэкономики (протокол от 23.05.2012 № 6) доводит до сведения субъектов предпринимательской деятельности прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам.

Базисно-индексный метод разрешено применять (до окончания нормативного срока строительства) по объектам, начатым строительством, и (или) сметная документация по которым разработана, и (или) архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено до 1 января 2012 г. (далее - объекты, начатые строительством до 2012 г.). Подпунктом 6.1 п.6 Положения № 235 базисно-индексный метод определен как метод, при котором к базисной сметной стоимости подрядных работ применяются индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат (ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных и других по видам работ), рассчитываемые подрядчиком самостоятельно или утверждаемые ежемесячно в установленном порядке республиканскими органами государственного управления.

Нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении

Постановлением № 1553 утверждено также Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - Положение о натуральных нормативах), которым определяется порядок утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов и составлении сметной документации на строительство объектов. Согласно п.4 Положения о натуральных нормативах при составлении сметной документации и определении сметной стоимости объектов строительства применяют общереспубликанские, ведомственные и производственные нормативы расхода ресурсов. Общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов являются обязательными только для объектов, финансируемых (полностью или частично) из бюджета (часть первая п.7 Положения о натуральных нормативах). В случае отсутствия таких нормативов могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов (часть третья п.7 Положения о натуральных нормативах).

По объектам, финансируемым из иных источников, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации (часть вторая п.7 Положения о натуральных нормативах).

В случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании 3-стороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.

По объектам, начатым строительством до 2012 г., решение о выборе метода расчета принимает разработчик проектно-сметной документации или организация, осуществляющая расчет стоимости строительства в текущих ценах, с учетом особенностей проектируемого объекта и наличия исходной информации по ценам и тарифам (часть вторая п.2.2 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2007 № 444 (далее - Методические указания № 444)).

Особенности определения сметной стоимости строительства

С 1 января 2012 г. вступили в силу утвержденные постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51 Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - Инструкция № 51) и Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Данные Инструкции обязательны для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета.

Приказом Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 450 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Методических указаний по их применению» с 1 января 2012 г. введены в действие нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на следующие виды работ: строительные конструкции и работы; монтаж оборудования; ремонт объектов; реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям; пусконаладочные работы.

С 1 апреля 2012 г. приказом Минстройархитектуры РБ от 15.03.2012 № 84 введены в действие укрупненные нормативы стоимости строительства объектов и Методические рекомендации по определению сметной стоимости строительства на основе объектов-аналогов и укрупненных нормативов стоимости строительства.

Сметная стоимость объектов, начатых строительством до 2012 г. и финансируемых из бюджета, определяется на основании Методических указаний № 444 и Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее - Инструкция № 25).

Определение сметной стоимости строительства в текущем уровне цен при разработке проектно-сметной документации на стадии «Архитектурный проект» или «Строительный проект» производится на основании сметной стоимости строительства, рассчитанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. в соответствии с Инструкцией № 25 (п.2.1 Методических указаний № 444). Сметная стоимость строительства в базисном уровне цен определяется на основании смет объектов-аналогов, укрупненных сметных нормативов стоимости, ресурсно-сметных норм и других нормативов, утверждаемых органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (п.5 Инструкции № 25).

Сметная стоимость строительства объекта на дату начала разработки сметной документации определяется на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы на дату начала разработки сметной документации согласно мониторингу и (или) укрупненных нормативов стоимости единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.

Определения термина «сметная стоимость строительства» в Инструкции № 25 и Инструкции № 51 несколько отличаются. Так, в Инструкции № 25 сметная стоимость строительства - это стоимость стройки в целом, отдельных объектов, видов работ и затрат, определенная в сметной документации. В Инструкции № 51 сметная стоимость строительства - это стоимость объекта строительства в целом, зданий и сооружений, их частей, инженерных и транспортных коммуникаций, пусковых комплексов, очередей строительства, их частей, видов работ, определенная в сметной документации. Такое различие связано с тем, что термин «стройка» исключен из Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в котором приводится определение термина «объект строительства» - одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы. С изменениями терминологии связаны изменения форм первичной документации.

Состав сметной документации

Объекты строительства и их части определяет разработчик проектной документации.

Для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая:

• из локальных смет (локальных сметных расчетов);

• объектных смет (объектных сметных расчетов);

• сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства);

• сводки средств;

• ведомости объемов работ и расходов ресурсов;

• ведомости ресурсов;

• информационного блока данных;

• ведомости сметной стоимости строительства зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс.

Сметная стоимость строительства, а также объекты и части объектов строительства содержатся в сводном сметном расчете.

Случаи корректировки неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объекта

Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации. Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики РБ. На основании сметной документации формируется неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству) (части первая и вторая подп.1.1 п.1 Указа № 361).

На основании п.8 Положения о неизменной цене цена подрядных работ (строительства объекта) определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, и является неизменной до завершения строительства, за исключением корректировок в случаях изменения (п.10 Положения о неизменной цене):

• по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;

• стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);

• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

• индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета РБ за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены более чем на 2 процентных пункта;

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

В сравнении со случаями корректировок договорной (контрактной) цены, перечисленными в части первой п.11 Положения № 235, приведенный выше перечень дополнительно содержит 2 последних абзаца.

Кроме того, частью второй п.11 Положения № 235 предусмотрено, что корректировка договорной (контрактной) цены, формируемой с применением укрупненных нормативов стоимости строительства объектов, в связи с изменением стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с учтенной в договорной (контрактной) цене не производится. В Положении о неизменной цене такое ограничение отсутствует.

Как и ранее, превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика (п.20 Положения № 235 и часть третья подп.1.1 п.1 Указа № 361). При этом с 1 января 2012 г. при снижении фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства (часть четвертая подп.1.1 п.1 Указа № 361).

С целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета, в т.ч. порядка формирования сметной стоимости строительства, Минстройархитектуры РБ приняло постановление от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства», согласно подп.1.1 п.1 которого завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

• стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;

• не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;

• фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Подпунктом 1.2 п.1 названного постановления установлены контрольные мероприятия, проводимые при установлении завышения стоимости строительства.

 

26.02.2013

 

Инна Голубь, аудитор