



Новые правила осуществления деятельности для организаторов культурно-зрелищных мероприятий с 6 сентября 2025 года.
Комментарий к постановлению Совмина от 22.08.2025 № 454 «О реестре организаторов культурно-зрелищных мероприятий»
С 2022 года деятельность по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий (КЗМ) усложнилась. И связано это, в первую очередь, с созданием реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий (далее - реестр) и необходимостью лиц, которые намерены осуществлять данную деятельность, включаться в него.
![]() |
Справочно Включение организатора культурно-зрелищного мероприятия в реестр осложнялось выполнением требований, которые были определены п.6 Положения о порядке формирования и ведения реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий, утв. постановлением Совмина от 22.06.2022 № 401. Для многих организаторов КЗМ такие требования были трудновыполнимы: • деятельность по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий должна быть основным видом деятельности для организатора; • организатор, учредитель (учредители), руководитель организатора (для юридического лица, иностранной организации) и (или) специалист, работающий у организатора, должны иметь опыт предпринимательской деятельности или стаж работы не менее 3 лет, связанные с организацией и проведением культурно-зрелищных мероприятий, соответствующих критериям, предусмотренным в ч.2 п.6 Положения № 401; • культурно-зрелищные мероприятия должны соответствовать следующим критериям: эстетическая ценность исполняемых произведений, художественная целостность и композиционная завершенность мероприятия, его художественное оформление, исполнительское мастерство участников. |
С 06.09.2025 действует Положение о порядке формирования и ведения реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий, утв. постановлением № 454, которое больше не содержит требований, предъявляемых к организаторам КЗМ и проводимым ими мероприятиям.
В материале рассмотрены:
Изменения в требованиях к заявлению о включении в реестр
Заявление о включении в реестр должно содержать информацию о мероприятиях, проведенных юридическим лицом (его руководителем, учредителем (учредителями), работниками) (видео-, аудиозаписи, сценарии, иные материалы), и их соответствии требованиям КоК (абз.5 ч.2 п.5 Положения № 454).
Республиканская экспертная комиссия при рассмотрении представленных заявителем документов (сведений) принимает во внимание опыт юридического лица, ходатайствующего о включении в реестр (его руководителя, учредителя (учредителей), работников), в организации и проведении мероприятий (п.10 Положения № 454).
Таким образом, несмотря на то что одно из самых проблемных требований о необходимом трехлетнем опыте, связанном с организацией и проведением культурно-зрелищных мероприятий, упразднено, сведения о ранее проведенных мероприятиях будут учитываться при рассмотрении заявлений. Как будут учитываться данные сведения и по каким критериям, покажет только практика.
Изменены случаи, когда требования по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий, определенные постановлением № 454, не распространяются на организаторов мероприятий с участием белорусских исполнителей (п.3 постановления № 454).
Как указано выше, изменены требования к заявлению о включении в реестр и перечень прилагаемых к нему документов, а также Минкультуры утверждена новая форма заявления и размещена на сайте.
Заявление о включении в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий (с 6 сентября 2025 г.).
Заявление о включении в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий
(дата представления) |
Министерство культуры Республики Беларусь |
Прошу включить в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий:
1. Полное наименование организатора | |
2. Регистрационный номер юридического лица в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо учетный номер плательщика | |
3. Сведения о руководителе юридического лица: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) | |
4. Сведения о документах, удостоверяющих личность руководителя юридического лица, его работников, непосредственно участвующих в организации и проведении мероприятий, учредителя (учредителей) (для юридических лиц частной формы собственности (вид документа, его серия (при наличии) и номер, дата выдачи, наименование (код) органа, выдавшего документ) | |
название документа, его серия и номер (при наличии) | |
дата выдачи | |
наименование органа, выдавшего документ | |
5. Место нахождения юридического лица | |
почтовый индекс | |
область | |
населенный пункт | |
улица и иное | |
номер дома | |
вид и номер помещения | |
дополнительные сведения, уточняющие место нахождения юридического лица (при необходимости) | |
6. Номера контактных телефонов, доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адрес электронной почты организатора (при наличии) | |
контактный телефон | |
интернет-сайт | |
электронная почта | |
7. Вид (виды) деятельности, которым вправе заниматься организатор культурно-зрелищных мероприятий* | |
8. Информация о мероприятиях, проведенных юридическим лицом (его руководителем, учредителем (учредителями), работниками (видео, аудиозаписи, сценарии, иные материалы), и их соответствии требованиям Кодэкса Рэспублiкi Беларусь аб культуры |
Прилагаю копию Устава.
Достоверность указанных сведений подтверждаю.
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
_______________________
* Вид (виды) деятельности, которым вправе заниматься организатор культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с абзацами четвертым-седьмым части первой пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, утвердившего Положение о порядке формирования и ведения реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий.
Заявление о включении в реестр должно содержать:
• сведения, предусмотренные в абз.2, 7-9, 11 и 12 ч.1 п.5 ст.14 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»;
• сведения о документах, удостоверяющих личность руководителя юридического лица, его работников, непосредственно участвующих в организации и проведении мероприятий, учредителя (учредителей) (для юридических лиц частной формы собственности) (вид документа, его серия (при наличии) и номер, дата выдачи, наименование (код) органа, выдавшего документ);
• вид (виды) деятельности, в связи с занятием которым организатор мероприятий подлежит включению в реестр;
• информацию о мероприятиях, проведенных юридическим лицом (его руководителем, учредителем (учредителями), работниками) (видео-, аудиозаписи, сценарии, иные материалы), и их соответствии требованиям КоК.
К заявлению прилагается копия устава юридического лица.
Разделение видов деятельности при организации и проведении КЗМ
Организатор КЗМ при организации и проведении КЗМ вправе осуществлять один или нескольких видов деятельности, а именно:
• организация и проведение мероприятий с участием белорусских и (или) зарубежных исполнителей на территории Республики Беларусь;
• организация и проведение мероприятий с участием белорусских и (или) зарубежных исполнителей на территории одной из областей, г. Минска;
• организация и проведение мероприятий с участием белорусских исполнителей на территории Республики Беларусь;
• организация и проведение спектаклей с участием белорусских и (или) зарубежных исполнителей на территории Республики Беларусь (абз.4-7 ч.1 п.2 постановления № 454).
Осуществляемый вид (виды) деятельности будут указываться непосредственно в реестре и выписке из него.
Организаторы КЗМ обязаны иметь выписки из реестра, выданные в установленном порядке Минкультуры, а в случае исключения их из реестра сдать выписки не позднее 3 рабочих дней после получения от Минкультуры уведомлений о принятых решениях об исключении организаторов мероприятий из реестра.
![]() |
Обратите внимание! Ранее такого разделения на осуществляемые виды деятельности не было, и организатор КЗМ, включенный в реестр, имел право организовывать и проводить мероприятия на территории всей Республики Беларусь с участием белорусских и (или) зарубежных исполнителей. |
Можно предположить, что Республиканская экспертная комиссия по формированию и ведению реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий при рассмотрении представленной заявителем информации о проведенных мероприятиях в заявлении на включении в реестр будет оценивать, соответствует ли данный опыт организации (уровень мероприятий, их масштаб, территориальность, привлечение зарубежных исполнителей) заявляемому виду деятельности.
Определение перечня обязанностей для организаторов КЗМ
Организаторы мероприятий (п.4 постановления № 454) |
Обязаны: - иметь выписки из реестра, выданные в установленном порядке Минкультуры, за исключением случаев, когда включение в реестр не требуется; - получать в порядке, установленном законодательством, удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, когда получение удостоверений не требуется; - обеспечивать утверждение программ (сценариев) мероприятий и их реализацию в ходе проведения этих мероприятий; - обеспечивать реализацию входных билетов и печатной продукции, содержащей информацию о мероприятиях, если их реализация (распространение) предусмотрена; - обеспечивать присутствие своих представителей на сценических площадках, в мобильных сценических комплексах, помещениях и (или) на открытых площадках в период проведения мероприятий; - обеспечивать проведение мероприятий на высоком художественном уровне с учетом требований КоК; - обеспечивать заключение договоров для организации и проведения мероприятий с учетом особенностей, установленных в п.5 постановления № 454; - не допускать сотрудничества* с лицами, в отношении которых принимались решения о запрете, ограничении или приостановлении культурной деятельности в соответствии со ст.81 КоК; - расторгнуть договоры на оказание услуг по организации и проведению мероприятий в случае исключения их из реестра, за исключением случаев, когда включение в реестр не требуется; - в случае исключения их из реестра сдать выписки из реестра в Минкультуры не позднее 3 рабочих дней после получения от Минкультуры уведомлений о принятых решениях об исключении организаторов мероприятий из реестра, за исключением случаев, когда включение в реестр не требуется; - исполнять иные требования, установленные постановлением № 454. * Под сотрудничеством понимаются действия организатора мероприятий по организации и проведению мероприятий путем заключения соответствующих договоров с юридическими лицами и гражданами в целях приобретения (получения) товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, необходимых для организации и проведения мероприятий | |
Несоблюдение организаторами мероприятий обязанностей, установленных в абз.2-9, 12 п.4 постановления № 454, - основание для их исключения из реестра.
![]() |
Обратите внимание! Организатор КЗМ обязан обеспечить присутствие своих представителей на сценических площадках, в мобильных сценических комплексах, помещениях и (или) на открытых площадках в период проведения мероприятий (абз.6 п.4 постановления № 454). |
Такая обязанность и ранее озвучивалась Минкультуры, однако законодательно определена только в постановлении № 454.
Организатор КЗМ при организации и проведении, например, нескольких мероприятий в один день обязан обеспечить, чтобы его работники и (или) лица, оказывающие услуги по гражданско-правому договору, присутствовали на всех мероприятиях, организатором которых является это юрлицо.
Порядок заключения договоров в сфере организации и проведения КЗМ
Постановление № 454 кардинально изменило порядок заключения договоров в сфере организации и проведения КЗМ.
Все договорные отношения при организации и проведении КЗМ можно условно разделись на заключаемые непосредственно с исполнителями (лицами, которые «исполняют» культурно-зрелищную часть мероприятия: ведущие, исполнители-вокалисты, кавер-бэнды, аниматоры и др.) и иными подрядчиками, обеспечивающими техническую, визуальную часть мероприятия, не относящуюся к культурно-зрелищной. Такое разделение негласно существует с 2022 года, когда произошли существенные изменения в сфере организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий и появился реестр.
Все договоры подлежат заключению непосредственно организаторами КЗМ (подп.5.1-5.3 п.5 постановления № 454).
Организатор КЗМ напрямую заключает договоры | ||||||||||
|
|
| ||||||||
с исполнителями (подп.5.1 п.5 постановления № 454): - непосредственно с исполнителями (например, заключив гражданско-правой договор); - с юрлицами, работниками которых являются исполнители; - с лицами, представляющими интересы исполнителей на основании официальных документов |
с иными лицами, участвующими в организации и проведении мероприятий (подп.5.2 п.5 постановления № 454) (перечень открытый и будет подлежать толкованию) - подрядчиками, участвующими в организации и проведении мероприятий и оказывающими услуги: - по предоставлению и художественному оформлению площадок; - предоставлению оборудования; - организации питания; - транспортному, медицинскому обслуживанию, обеспечению безопасности лиц, участвующих в организации и проведении мероприятий, зрителей; - рекламе, реализации входных билетов и печатной продукции, содержащей информацию о мероприятиях; - иные услуги, связанные с организацией и проведением мероприятий, осуществлением расчетов по заключенным договорам |
с арендодателями (ссудодателями при безвозмездном предоставлении) (подп.5.3 п.5 постановления № 454). Обязательным условием данных договоров является цель использования объекта, предоставляемого в аренду или ссуду, - для организации и проведения мероприятий организаторами мероприятий, за исключением случаев, когда включение в реестр не требуется. Неотъемлемой частью договоров являются выписки из реестра, прилагаемые к договорам |
Следует особо отметить установленный организаторам запрет в части привлечения к организации и проведению мероприятий лиц, только способствующих, но непосредственно не оказывающих услуги, необходимые организатору КЗМ.
Поскольку перечень иных лиц, участвующих в организации и проведении мероприятий, открытый, как и перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), организаторам КЗМ необходимо ответственно относиться ко всем договорным отношениям, возникающим при организации и проведении мероприятий.
Ранее на практике заказчики были вправе и часто самостоятельно инициировали полное или частичное заключение договоров непосредственно с лицами, определенными в подп.5.2-5.3 п.5 постановления № 454.
![]() |
Обратите внимание! С 6 сентября 2025 г. организатор КЗМ обязан все вышеуказанные договоры заключать самостоятельно и осуществлять расчеты по ним. Несоблюдение установленных требований является основанием для исключения организатора КЗМ из реестра согласно п.12 Положения № 454. |
Увеличение срока внесения в реестр
Увеличены сроки осуществления административной процедуры «Включение организатора культурно-зрелищного мероприятия в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий», предусмотренной подп.11.10.3 Перечня № 548, и административной процедуры «Исключение организатора культурно-зрелищного мероприятия из реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий», предусмотренной подп.11.10.4 Перечня № 548.
Теперь сроки составляют 30 рабочих дней (п.7 постановления № 454) вместо ранее действовавших 30 календарных и 15 календарных соответственно.
Основания исключения организаторов КЗМ из реестра
Изменены основания исключения организаторов КЗМ из реестра. Перечень оснований сокращен в связи с исключением требований, предъявляемых к организаторам КЗМ и проводимым ими мероприятиям (п.12 Положения № 454).
Определение состава Республиканской экспертной комиссии по формированию и ведению реестра
В приложении 2 к Положению № 454 определен состав Республиканской экспертной комиссии по формированию и ведению реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий.