Пособие от 30.09.2009
Автор: Латышев И., Ляховский Н.

Новый порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ СЧЕТОВ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановлением Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - Постановление № 40), вступившим в силу 18 мая 2009 г., введен новый порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь.

Постановление № 40 значительно упростило процедуру открытия счетов по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным постановлением Правления Нацбанка РБ от 20.06.2007 № 127 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов и о внесении изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72» (далее - Инструкция № 127).

Сфера действия документа

Согласно п.2 Постановления № 40 термин «субъекты хозяйствования» используется в значении, указанном в Декрете Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1). Так, под субъектами хозяйствования для целей Декрета № 1 понимаются юридические и физические лица, перечисленные в подп.1.1 и 1.2 п.1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение № 1):

- создаваемые (реорганизуемые) юридические лица:

хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в т.ч. сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коммерческие организации);

ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (далее - некоммерческие организации);

- индивидуальные предприниматели.

Следует обратить внимание на то, что положения Декрета № 1 распространялись исключительно на открытие текущих (расчетных) счетов, а нормы Постановления № 40 в соответствии с его п.5 распространяются на открытие любых банковских счетов.

Согласно подп.1.1 п.1 Постановления № 40 открытие в Республике Беларусь банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Национальным банком РБ текущих (расчетных) счетов, субсчетов и специальных счетов, благотворительных, временных, корреспондентских счетов, карт-счетов (далее - банковские счета) осуществляется в порядке, определенном настоящим постановлением, и с учетом требований законодательства. Следовательно, понятие «банковские счета», употребляемое в Постановлении № 40, включает в себя все виды счетов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При этом отметим, однозначно трактовать термин «иные юридические лица», употребляемый в п.5 Постановления № 40, нельзя. К сожалению, из контекста не ясно, относятся ли к таковым представительства иностранных организаций.

Согласно п.2 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929 (далее - Положение № 929), представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции. Также указанным пунктом установлено, что представительство организации не является юридическим лицом.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. взамен Положения № 929 принято Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189.

 

Более того, так как на практике договор банковского счета заключается именно с представительством иностранной организации, то и владельцем счета в рассматриваемом случае является представительство.

Тем не менее согласно п.2 Постановления № 40 термины «нерезиденты», «резиденты», применяемые в данном документе, используются в значении, указанном в ст.1 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, представительства иностранных организаций являются нерезидентами по смыслу Декрета № 1 и Постановления № 40. Оба этих документа оперируют исключительно понятием «субъект хозяйствования», что порождает определенные проблемы при правоприменении, - в частности, вопросы, нужно ли применять к представительствам иностранных организаций нормы Постановления № 40 и какие документы для открытия счетов субъекты хозяйствования должны представлять в банк. На практике нормы данного постановления применяются, но в немного видоизмененном виде, в отличие от юридических лиц - резидентов.

Документы, необходимые для открытия счетов

В соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1 юридические лица и ИП для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию следующие документы:

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для ИП;

- карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица (далее - банковская карточка), ИП, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, ИП в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются. Более того, истребование иных документов запрещается.

На практике возникают вопросы по поводу представления в банк документов, подтверждающих полномочия директора и бухгалтера или иного лица, имеющего право подписи, для доказательства подлинности подписи соответствующих должностных лиц на карточке. Требование банков о представлении таких документов уместно, поскольку в данном случае представляются не дополнительные документы для открытия счетов, а документы, подтверждающие полномочия должностных лиц юридического лица.

Как правило, документами, подтверждающими полномочия директора, являются приказ директора о вступлении в должность, контракт (если это не учредитель и директор в одном лице, что довольно распространено в частных предприятиях) и протокол общего собрания участников хозяйственного общества об избрании директора. В случае если директор и учредитель являются одним лицом, то такими документами могут быть решение учредителя о назначении директора и приказ директора о вступлении в должность.

Что касается бухгалтера и (или) иного лица, имеющего право подписи, то документами, подтверждающими их полномочия, выступают приказ о назначении на должность или приказ о предоставлении права подписи, а также трудовые договоры или контракты.

Еще одним нововведением Постановления № 40 является то, что теперь нет необходимости получать какие-либо документы из инспекции Министерства по налогам и сборам (далее - ИМНС) для представления их в банк (ранее требовались дубликат учетного номера плательщика (далее - УНП) и справка о внесении сведений о директоре и бухгалтере в государственный реестр), из территориального органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), из Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах). Причем справки из ФСЗН и Белгосстраха банки требовали долгое время, в т.ч. и после принятия Декрета № 1. Необходимость их представления отпала относительно недавно, ведь до этого нормы Декрета № 1 и Инструкции № 127 применялись параллельно.

Так, первоначально постановлением МНС РБ от 27.02.2009 № 17 были внесены изменения в постановление МНС РБ от 31.12.2003 № 127 и был упразднен такой документ, как дубликат извещения о присвоении учетного номера плательщика.

Затем согласно постановлению Совета Министров РБ от 24.11.2007 № 1604 «Об административных процедурах, совершаемых Министерством труда и социальной защиты в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в редакции от 18.03.2009, вступившей в силу 12 мая 2009 г., такая справка, как справка о постановке на учет в ФСЗН, была также упразднена.

При этом справка о постановке на учет в Белгосстрахе не отменена до настоящего времени и может быть выдана, однако после того, как Инструкция № 127 утратила силу, у банков нет оснований требовать представления этого документа для открытия счета.

24 марта 2009 г. издано письмо Нацбанка РБ № 11-19/130 «О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1», в котором содержалось достаточно либеральное толкование положений Декрета № 1. Данное письмо применяли в работе не все банки в силу того, что обязательной юридической силы оно не имело и расценивалось как рекомендательное.

Однако при этом ряд положений письма в измененном виде был принят в Постановлении № 40.

В частности, в соответствии с частью второй указанного письма банкам при осуществлении такой банковской операции, как открытие и ведение счетов клиентам, необходимо придерживаться нижеперечисленных подходов.

Нормы подп.2.3 и 2.4 п.2 Декрета № 1 следует применять не только в отношении создаваемых (реорганизуемых) после вступления в силу Декрета № 1 субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, но и в отношении созданных ранее, до вступления в силу Декрета № 1.

При этом пакет документов, необходимых для переоформления текущего (расчетного) счета субъектов хозяйствования, аналогичен пакету документов для его открытия, поскольку переоформление требует обновления представленных при открытии счета документов.

Кроме того, с учетом нормы части второй подп.2.3 п.2 Декрета № 1 карточка с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования по банковским счетам (не только по текущим (расчетным), но и по иным банковским счетам) должна быть засвидетельствована уполномоченным сотрудником банка (как при открытии, так и при ведении банковского счета).

При этом часть вторая подп.2.3 п.2 Декрета № 1 подразумевает обязанность банка засвидетельствовать подлинность подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования по банковским счетам, и не исключает право владельца счета (по его усмотрению) на обращение за совершением указанных действий в органы, уполномоченные совершать нотариальные действия (в таком случае банк не вправе отказать в принятии карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлинность которых свидетельствована нотариально).

Что касается документов, необходимых для открытия счетов нерезидентам, то их перечень в Постановлении № 40 отсутствует.

Банки по аналогии с утратившей силу Инструкцией № 127 и общим смыслом Постановления № 40 и Декрета № 1 для открытия счетов представительствам нерезидентов требуют от них представления следующих документов:

- копию выписки из торгового регистра страны учреждения нерезидента или иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления об открытии банковского счета);

- копии устава и (или) учредительного договора, на основании которых они действуют (это касается нерезидентов - юридических лиц);

- доверенность на главу представительства согласно требованиям, предъявляемым к выписке и уставу;

- копию положения и копию разрешения на открытие представительства.

При этом было бы логично упразднить представление разрешения на открытие представительства для открытия счета по аналогии с юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь (для того, чтобы открыть счет, резиденты свидетельство о государственной регистрации не предъявляют). А поскольку факт регистрации уже подтвержден, в т.ч. и регистрационный номер и дата регистрации уже содержатся в другом документе (для резидентов - устав, для представительств иностранных организаций - Положение о представительстве), то происходит дублирование, представление одних и тех же данных, но в разных документах. Возможно, в своих локальных нормативных актах банки это учтут.

К документам, представляемым нерезидентами, предъявляются следующие требования. Так, владельцы счетов - как резиденты, так и нерезиденты - представляют в банки документы и (или) их копии на одном из государственных языков Республики Беларусь. Представляемые в банки владельцами счетов - нерезидентами документы и (или) их копии, выданные, составленные и (или) удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств, принимаются банками при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

Представляемые в банки владельцами счетов - нерезидентами документы и (или) их копии, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться надлежащим образом засвидетельствованным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.

Для нерезидентов фактически не отменяется необходимость нотариального заверения копий документов иностранной организации.

Так, к примеру, представительство иностранной организации не может заверять документы самой иностранной организации своей печатью и подписью своего должностного лица (при этом в случае, когда данные документы представляются для постановки на учет в налоговый орган, заверения копий субъектом хозяйствования не требуется, так как в данном случае представляются не только копии документов, но и оригиналы для сверки и подлинность копий удостоверяет уполномоченный сотрудник ИМНС, а не сам субъект хозяйствования).

Рассмотрим подробно следующий момент: в соответствии с п.24 Положения № 1 регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, ФСЗН, регистрацию в Белгосстрахе.

Таким образом, субъект хозяйствования считается поставленным на учет во всех вышеперечисленных органах лишь по истечении указанного 5-дневного срока.

Согласно ст.13.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или ИП без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации решения органа Комитета государственного контроля РБ, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц, в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица, - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 130 до 200 базовых величин.

Нередко вновь зарегистрированные организации обращаются за открытием счета либо в день государственной регистрации, либо на следующий день, при этом на учете ни в ИМНС, ни в других органах они еще фактически не состоят (хотя УНП и совпадает с регистрационным номером, который ставится на уставе). Открывая счет таким организациям, банки нарушают данную статью КоАП (не стоит забывать, что декрет выше по юридической силе).

Чтобы избежать ответственности в рассматриваемой ситуации некоторые банки поступают следующим образом: в заявлении об открытии счета либо в отдельном документе добавляют формулировку «субъект хозяйствования состоит на учете в… налоговой инспекции и… Фонде социальной защиты населения». Подписывая данный документ, организация подтверждает, что состоит на учете в данных органах, хотя на момент подписания это не соответствует действительности. Таким образом банки снимают с себя ответственность, возлагая ее на субъекта хозяйствования.

Более того, согласно подп.2.4 п.2 Декрета № 1 банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение 1 рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, ИП обязаны направить соответствующему налоговому органу сообщение об их открытии, в т.ч. в электронном виде. Таким образом, если субъект хозяйствования неверно сообщит банку сведения о налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, банк нарушит указанный пункт Декрета № 1. Ответственность в данном случае может быть переложена на субъект хозяйствования, так как недостоверные сведения в банк заявлены им.

Также необходимо помнить, что в соответствии с подп.1.9.1 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (далее - НК) плательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии текущего (расчетного) или иного счета в банке в срок не позднее 5 рабочих дней со дня открытия счета. Ранее это происходило посредством возврата дубликатов УНП, сейчас плательщик должен составить уведомительное письмо в свободной форме с указанием открытых счетов, даты их открытия, названия банка и его кода. Статьей 13.3 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение сроков уведомления об открытии счета.

Следовательно, в ИМНС дважды сообщаются сведения об открытых счетах, вначале банком, а затем субъектом хозяйствования.

По нашему мнению, субъектов хозяйствования надлежит освободить от данной обязанности, для чего внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати

Рассмотрим вопрос о порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати, так как в Постановлении № 40 этому моменту уделено меньше внимания по сравнению с предыдущим актом законодательства, регулирующим порядок открытия счетов.

Так, в соответствии с п.7 Постановления № 40 для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (далее - карточка с образцами подписей и оттиска печати). Следовательно, лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей, являются исключительно должностные лица юридического лица - резидента. При этом владельцем счета выступает непосредственно юридическое лицо (исключая случаи открытия временного счета для формирования уставного фонда физическим лицом).

В соответствии со ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК):

должность - это служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

работник - это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора;

уполномоченное должностное лицо нанимателя - руководитель (его заместители) организации, мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Таким образом, законодательством, учредительными документами и трудовым договором определяются, кто имеет право распоряжаться финансовыми средствами организации и, следовательно, обладает правом подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Из вышеизложенного следует, что правом подписи не могут обладать лица, не являющиеся работниками организации, т.е. не состоящие в трудовых отношениях с организацией. Поэтому лица, работающие по гражданско-правовому договору, права подписи на карточке не имеют. Учредители также не являются должностными лицами организации и, следовательно, не могут распоряжаться средствами на счете.

Таким образом, лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати, как правило, являются директор, заместитель директора (на основании соответствующего приказа о предоставлении права подписи на карточке), бухгалтер и иные лица, которым приказом директора предоставлено такое право и это соответствует их должностным обязанностям.

При этом для подтверждения полномочий должностного лица субъекта хозяйствования достаточно предъявить должным образом оформленный контракт либо трудовой договор.

В соответствии со ст.25 ТК началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами, ТК. Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее 3 дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий.

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что надобности представлять приказы о вступлении в должность директора или назначения на должность бухгалтера нет, так как это, по сути, дублирование документов, содержащих одну и ту же информацию. Более того, приказы являются документами, регулирующими взаимоотношения только внутри организации. При этом подписи должностных лиц присутствуют на обоих документах.

Однако представление только приказов без представления трудовых договоров (контрактов) также фактически подтверждает наличие трудовых отношений между работником и нанимателем, так как наличие оформленного приказа подтверждает предварительное заключение трудового договора исходя из вышеназванной нормы ТК.

Согласно п.93 постановления Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.

Что касается тех лиц, которые имеют право подписи на банковской карточке у организаций-нерезидентов, здесь также имеются особенности. Так, должностными лицами в представительстве иностранной организации являются глава представительства, действующий на основании доверенности, бухгалтер и иное уполномоченное лицо, имеющее право подписи.

Открытие счетов иностранной организацией, не имеющей представительства в Республике Беларусь

В соответствии с подп.2.2 п.2 ст.66 НК иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому иностранной организацией, иностранным банком, открывающими счет в банке Республики Беларусь (за исключением центрального (национального) банка иностранного государства и иностранных банков, включенных в международный справочник «Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information), открывающих вкладные (депозитные) и (или) корреспондентские счета), в налоговый орган по месту нахождения банка, в котором предполагается открыть счет, до открытия счета. К заявлению прилагаются доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на открытие счета, совершение иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

Таким образом, иностранная организация имеет право открывать счет в белорусском банке и без открытия представительства.

Согласно части второй п.11 Положения № 929 деятельность организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена, за исключением:

осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подп.«б» п.3 ст.7 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль», либо проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в т.ч. концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ.

При этом законодательно нигде не определено, кто в данном случае имеет право подписи на карточке у юридического лица - нерезидента. Следовательно, правом подписи будет обладать любое физическое лицо, у которого есть соответствующая доверенность и которому предоставлены необходимые полномочия.

Ситуация открытия счета иностранной организацией, не имеющей представительства в Республике Беларусь, не гипотетична. К примеру, иностранная организация желает создать обычное частное предприятие в Республике Беларусь (т.е. без статуса с иностранными инвестициями, где вклад иностранного инвестора не должен быть менее 20 000 долл. США). Для этого иностранная организация должна открыть временный счет для формирования уставного фонда. Более того, согласно части четвертой ст.114 Гражданского кодекса РБ до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия. При этом внести деньги на временный счет иностранной организацией без открытия счета в Республике Беларусь фактически невозможно, так как временный счет открывается на физическое лицо, или же иностранной организации необходимо открывать счет на территории Республики Беларусь и становиться на учет в ИМНС, что тоже довольно сложно.

Не является выходом в такой ситуации и возможность выдать доверенность на физическое лицо от имени юридического лица, так как временный счет будет открываться на физическое лицо, на которое выдана доверенность.

Из рассматриваемой ситуации есть несколько выходов, например создать общество с ограниченной ответственностью и после реорганизовать его в частное предприятие. При этом один из участников общества должен быть непременно физическим лицом, так как именно на него будет открываться временный счет и именно он в соответствии протоколом собрания учредителей хозяйственного общества будет уполномочен на открытие счета и на внесение денег в качестве вклада в уставный фонд как за себя, так и за иностранное юридическое лицо. После чего физическое лицо должно продать свою долю иностранной организации, что повлечет за собой реорганизацию в форме преобразования в частное предприятие, так как в обществе останется всего лишь один участник.

Заключение

По нашему мнению, существенным упущением Постановления № 40 является то, что оно не регулирует процедуру переоформления счетов субъектов хозяйствования.

Постановление № 40 не содержит перечня документов, необходимых для переоформления текущего (расчетного) счета субъектов хозяйствования. Однако поскольку данное переоформление требует обновления представленных при открытии счета документов, то можно предположить, что пакет документов, представляемых для этого, аналогичен перечню для открытия счета.

Нет в новом Постановлении № 40 и положений, касающихся детального регулирования оформления и ведения карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица.

Тем не менее любопытен п.13 Постановления № 40, который предписывает банкам:

- в 3-месячный срок со дня вступления в силу Постановления № 40 принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований Постановления № 40 и иных актов законодательства;

- обеспечить заключение договоров банковского счета с учетом требований Постановления № 40 и иных актов законодательства в соответствии с принятыми локальными нормативными правовыми актами.

Из анализа данного пункта следует, что по прошествии обозначенного времени все вопросы, связанные с открытием, закрытием и переоформлением банковских счетов, будут регулироваться локальными нормативными правовыми актами банков.

Напомним, что в соответствии со ст.1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» локальный нормативный правовой акт - это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Таким образом, локальный нормативный правовой акт банка не может противоречить действующему законодательству, а это значит, что затребовать большее количество документов, например для открытия счетов, банки не вправе.

Пока нельзя однозначно сказать, станет ли следствием принятия соответствующих локальных нормативных правовых актов банков большая либерализация и упрощение ряда процедур либо же это послужит разобщенности в действиях банков.

В заключение необходимо отметить, что Постановление № 40 регулирует исключительно порядок открытия счетов, а вопросы закрытия счетов и их переоформления ничем не урегулированы, так как Инструкция № 127, ранее регулировавшая данные вопросы, утратила силу.

 

30.09.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
Николай Ляховский, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 29.12.2009 № 72-З (с 1 января 2010 г.), от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 12 июля 2011 г. в ст.323 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 30.12.2010 № 225-З внесены изменения.

С 15 июля 2010 г. в Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З внесены изменения и дополнения.

C 9 февраля 2011 г. постановления МНС РБ от 31.12.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь» и от 27.02.2009 № 17 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь» на основании постановления МНС РБ от 31.12.2010 № 96 утратили силу.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 24.11.2007 № 1604 «Об административных процедурах, совершаемых Министерством труда и социальной защиты в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 22 января 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.10.2012 № 539 утратило силу.