Комментарий от 09.10.2015
Автор: Овсейко С.

Новый порядок получения иностранной безвозмездной помощи. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»


 

Материал помещен в архив

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»

Комментируемым Декретом (далее - Декрет № 5) с 4 марта 2016 г. утратит силу действующий Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 24).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2020 г. действует Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

 

Остановимся на основных изменениях, которые произойдут в связи с принятием Декрета № 5 и утвержденного им Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее - Положение № 5).

1. Прежде всего стоит отметить, что Декрет № 5 значительно превосходит по объему Декрет № 24 (75 пунктов против 9 вместе с Положением № 5). Однако Декрет № 24 имеет подзаконный нормативный правовой акт - Инструкцию о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденную постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9 (далее - Инструкция № 9), многие положения которой нашли отражение в Декрете № 5 и Положении № 5.

Однако, несмотря на объем предписаний, общая направленность Декрета № 5 более либеральная.

2. Определение иностранной безвозмездной помощи (ИБП) стало более развернутым. Если принять во внимание Инструкцию № 9, изменения не столь существенны. В частности, беспроцентные займы, а также взносы в счет финансирования некоммерческих организаций в Инструкции № 9 упоминались. Действительно новое - возможность предоставления ИБП в виде недвижимости, находящейся на территории Республики Беларусь.

Таблица

Сравнение состава иностранной безвозмездной помощи и целей ее использования, закрепленных Декретом № 24 и Декретом № 5

(жирным шрифтом выделены новые цели)

 

Декрет № 24, Инструкция № 9 Декрет № 5, Положение № 5
Иностранной безвозмездной помощью являются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь, иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями (часть первая подп.1.1 п.1 Декрета № 24) Иностранная безвозмездная помощь - денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями (абзац 3 п.2 Положения № 5)
Иностранная безвозмездная помощь используется для:
1) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ;
3) содействия охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников;
4) оказания медицинской помощи;
5) оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;
6) иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (часть первая п.4 Декрета № 24).
Инструкция № 9 дополнила перечень ИБП, получаемой физическими лицами, ИБП на личные нужды:
- строительство, приобретение или ремонт жилых помещений;
- приобретение или ремонт автомобиля;
- приобретение товаров народного потребления, продуктов питания;
- лечение, в том числе приобретение лекарственных средств;
- расходы, связанные с оздоровлением, обучением, отдыхом, ритуальными услугами;
- возврат долга;
- содержание детей или родителей;
- оплата коммунальных услуг, налогов, штрафов и т. п. (части вторая и третья п.4 Инструкции № 9)
Иностранная безвозмездная помощь и имущество, приобретенное за счет ее средств, используются для:
1) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
3) содействия охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
5) оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
6) оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
7) укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
8) развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
9) иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь:
- по согласованию с Президентом Республики Беларусь, - в отношении ИБП в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;
- без согласования с Президентом Республики Беларусь, - в отношении ИБП в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления (п.3 Положения № 5)

 

Как видим, сохранен целевой характер получения и использования ИБП. При этом в Декрете № 5 отсутствует детализация личных нужд граждан, но это объясняется тем, что контроль за использованием ИБП физическими лицами значительно ослаблен (подробнее об этом см. далее).

Цели должны указываться в плане использования ИБП и соответствовать условиям договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования ИБП (п.25 Положения № 5).

Перечень запрещенных целей (экстремистская деятельность, финансирование различных политических мероприятий) дополнен перечнем запрещенных товаров:

• пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев;

• изделия медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года и медицинской техники с остаточным сроком службы менее 5 лет (за исключением их ввоза в экстренных случаях);

• транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет;

• иные запрещенные (ограниченные) к ввозу товары (п.5 Положения № 5).

3. Сохранена регистрация ИБП в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - Департамент) (примечание 1), но теперь за ней могут не обращаться:

- физические лица, если только они не желают получить освобождение от подоходного налога (п.19 Положения № 5);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, если ИБП предоставлена в виде:

товаров (имущества) стоимостью до 500 базовых величин, полученных для использования в производственно-хозяйственной деятельности;

рекламной продукции, образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств (п.18 Положения № 5).

Регистрация иностранной безвозмездной помощи осуществляется Департаментом в течение:

• 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь цели использования ИБП и (или) ее освобождения от налогов, сборов (пошлин), - при регистрации ИБП на цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и (или) освобождении ее от налогов, сборов (пошлин);

• 10 рабочих дней, следующих за днем подачи в Департамент заявления о регистрации ИБП, - в иных случаях (п.28 Положения № 5).

4. Порядок приемки (получения) иностранной безвозмездной помощи несколько изменился.

Приемка юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ввезенных в качестве ИБП товаров (имущества) осуществляется в течение 1 месяца со дня их ввоза на территорию Республики Беларусь, а приобретенных отправителем на территории Республики Беларусь - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их предоставления.

Приемка ИБП юридическим лицом осуществляется комиссией, созданной по решению (распоряжению) руководителя юридического лица, в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа, расположенного по месту хранения ИБП (части первая и вторая п.7 Положения № 5).

Приемка ИБП индивидуальным предпринимателем осуществляется самостоятельно без участия комиссии и без присутствия представителя местного исполнительного и распорядительного органа на основании транспортных (перевозочных) и иных документов, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились (приобретались) (часть шестая п.7 Положения № 5).

Иные физические лица принимают товары (имущество), поступившие в качестве ИБП посредством международных почтовых отправлений, через отделения почтовой связи или таможенные органы в порядке, предусмотренном законодательством (п.8 Положения № 5).

Получение ИБП в виде денежных средств осуществляется путем открытия в банке благотворительного счета в иностранной валюте или белорусских рублях (часть первая п.9 Положения № 5) (примечание 2).

Наличные денежные средства, поступающие в качестве ИБП в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежат внесению на благотворительный счет в течение 3 банковских дней со дня их получения.

Денежные средства, поступающие для реализации зарегистрированных Департаментом гуманитарных программ, размещаются на благотворительных счетах, открытых юридическими лицами - получателями в ОАО «Паритетбанк» или «Сберегательный банк "Беларусбанк"», а при сроке реализации гуманитарных программ более 3 лет - также на благотворительных счетах в иных банках.

Как и ранее, перечисление (выдача) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям денежных средств с их благотворительного счета осуществляется банком при представлении ими в банк:

• копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной ИБП;

• копии согласованного с Департаментом плана целевого использования (распределения) ИБП;

• документа, подтверждающего внесение (зачисление, поступление) ИБП в виде денежных средств на благотворительный счет, на котором проставлен штамп Департамента (пп.11-13 Положения № 5).

Если ИБП предоставляется в виде недвижимости, расположенной на территории Республики Беларусь, получатели обязаны в течение 1 месяца со дня регистрации ИБП в Департаменте, но не позднее 6 месяцев со дня подписания соответствующего договора, обратиться за государственной регистрацией этого договора и основанных на нем прав, ограничений (обременений) прав в организацию по государственной регистрации.

Получатель не вправе без согласования с Департаментом:

• осуществлять сделки с недвижимым имуществом, полученным в качестве ИБП, влекущие возникновение, переход или прекращение прав, предусматривающие возможность перехода прав на него к иным лицам;

• осуществлять реконструкцию и другие действия, влекущие изменение технических характеристик недвижимого имущества.

Государственная регистрация запрета в отношении указанных действий осуществляется одновременно с государственной регистрацией возникновения, перехода права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления получателя на такое имущество (части вторая-четвертая п.58 Положения № 5).

Если ИБП предоставляется в виде транспортного средства, Департамент уведомляет об этом в течение 5 рабочих дней Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ). В случае последующего снятия с учета транспортного средства либо внесения изменений в его регистрационные документы ГАИ в течение 5 рабочих дней информирует об этом Департамент (п.59 Положения № 5).

5. Несколько изменен перечень документов, используемых для контроля за ИБП. В частности, появился новый документ - гуманитарная программа, который определяет перечень мероприятий, объединенных общей целью (целями) и единым содержанием, финансируемых частично или полностью за счет средств иностранной безвозмездной помощи. Гуманитарная программа после процедуры согласования с заинтересованными органами предоставляется в Департамент для регистрации и включения в реестр гуманитарных программ.

Гуманитарная программа составляется не во всех случаях получения ИБП: из Декрета № 5 можно сделать вывод, что она не составляется, если конечный получатель ИБП известен.

Перечислим другие документы, предусмотренные Декретом № 5:

план целевого использования (распределения) ИБП (составляется получателями);

заявление о регистрации ИБП и заявление об освобождении зарегистрированной ИБП от налогов, сборов (пошлин);

удостоверение о регистрации ИБП (выдается либо посылается по почте получателю Департаментом; с момента получения дает право на использование ИБП);

акт приемки ИБП - в нем отражаются фактическое наличие товаров (имущества), соответствие их наименований, количества, стоимости сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились (приобретались);

ведомость - документ, в соответствии с которым ИБП распределялась между физическими лицами;

заключение компетентного органа о согласовании целей использования ИБП и (или) о целесообразности ее освобождения от налогов. Выдается республиканскими органами государственного управления (если размер ИБП превышает 10 000 базовых величин), областными (Минским городским) исполкомами (если размер ИБП составляет от 5 000 до 10 000 базовых величин), рай- и горисполкомами (если размер ИБП менее 5 000 базовых величин);

отчет об использовании (распределении) ИБП. Отчет предоставляется:

- получателями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), получившими ИБП в порядке распределения согласно плану, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, а денежных средств - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению;

- исполнителями (в отношении гуманитарных программ) - не позднее 15 января года, следующего за отчетным, а по завершенным гуманитарным программам - не позднее 30 календарных дней с даты их окончания.

Данные документы имеют унифицированную форму, утвержденную Управлением делами Президента Республики Беларусь (в настоящее время - Инструкцией № 9).

6. Освобождение от налогов поставлено в зависимость от регистрации ИБП, причем касается это как физических, так и юридических лиц. Освобождение предоставляется Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Освобождается ИБП юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям от: а) таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении ИБП; б) таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров); в) налога на добавленную стоимость, г) акцизов, д) налога на прибыль, е) налога при упрощенной системе налогообложения, ж) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и з) подоходного налога с физических лиц (часть первая п.31 Положения № 5).

Однако иностранная безвозмездная помощь в виде беспроцентных займов, взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь не освобождается от указанных выше налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть третья п.31 Положения № 5).

Основание для освобождения - заключение, выдаваемое республиканскими или местными органами государственного управления (определяются в зависимости от размера ИБП в соответствии с частью второй п.33 Положения № 5) на основании заявления получателя. Заключение представляется получателями ИБП в Департамент при подаче заявления о регистрации.

Иностранная безвозмездная помощь, полученная физическими лицами, относящимися к категории малообеспеченных граждан, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных, неполных, опекунских, приемных семей или граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в размере (стоимостью) более 200 базовых величин на дату ее поступления освобождается от подоходного налога с физических лиц Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (часть первая п.34 Положения № 5).

7. При целевом использовании ИБП суммы курсовых разниц, возникающие у субъектов, получающих ИБП, при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженных в иностранной валюте, не включаются в состав внереализационных доходов или расходов, учитываемых при налогообложении (часть первая подп.2.2 п.2 Декрета № 5).

Такой порядок учета (с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы») и последующего налогообложения предусмотрен п.15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

 

Справочно

Под курсовыми разницами понимают разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, аккредитивов и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива) в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату, которой является последний календарный день месяца (п.2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69).

 

8. Еще одно новшество, вводимое Декретом № 5, - нормирование расходов, связанных с реализацией гуманитарных программ и обслуживанием ИБП:

- общехозяйственные расходы на реализацию гуманитарных программ, а также расходы на оплату труда, за исключением расходов на оплату труда лиц, непосредственно участвующих в реализации гуманитарной программы, не должны превышать 20 % от общей суммы их финансирования (п.40 Положения № 5);

- на финансирование гуманитарной программы в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, могут быть направлены средства республиканского и (или) местного бюджетов в размере не более 30 % от общей суммы ее финансирования (п.41 Положения № 5);

- не допускается использование юридическими лицами - получателями в течение календарного года более 20 % ИБП в виде денежных средств, освобожденной от налогов, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В случае нарушения данной нормы налоги подлежат уплате (взысканию) (п.57 Положения № 5).

9. Для контроля за использованием денежных средств ИБП предусмотрено, что при распределении согласно плану ИБП:

- перечисляется владельцем благотворительного счета на благотворительный счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, получивших ИБП;

- выдается владельцем благотворительного счета наличными денежными средствами физическому лицу, получившему ИБП (п.53 Положения № 5).

Распределение ИБП в виде имущества производится в соответствии с актом приема-передачи, товарно-транспортной накладной или другим первичным учетным документом, а физическим лицам - по ведомости.

Распределение ИБП малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется при предоставлении документов, подтверждающих статус указанной категории граждан (удостоверение инвалида, многодетной семьи, пенсионное удостоверение, справка о размере заработной платы и др.), копии которых остаются у юридического лица - получателя для подтверждения целевого использования ИБП (часть первая и третья п.54 Положения № 5).

10. Нецелевое использование ИБП, а равно использование на недопустимые цели либо нарушение порядка использования влекут за собой:

- административную ответственность по ст.23.23 «Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи» или ст.23.24 «Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- уплату налогов, сборов и таможенных пошлин, включая налогообложение курсовых разниц (часть первая п.52 Положения № 5, часть вторая подп.2.2 п.2 Декрета № 5).

11. Как и Декрет № 24, Декрет № 5 не распространяется на международную техническую ИБП - один из видов ИБП, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической ИБП для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Правовое регулирование оказания международной технической помощи осуществляется Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь».

 

Примечание 1. Департамент является структурным подразделением Управления делами Президента Республики Беларусь с правами юридического лица (п.1 Положения о Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.11.2001 № 660). Обычно департаменты с правами юридического лица наделяются правом принимать от собственного имени только правовые акты ненормативного характера, поэтому Инструкция № 9 утверждена постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2016 г. следует руководствоваться п.1 Положения № 660 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 19.02.2016 № 63.

 

Примечание 2. Благотворительный счет открывается банком или небанковской кредитно-финансовой организацией для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований (ст.210 Банковского кодекса Республики Беларусь).

 

09.10.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук