


Материал помещен в архив
НОВЫЙ ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ В 2010 ГОДУ
Для игорного бизнеса Республики Беларусь 2010 г. можно обозначить как весьма значимый. Одним он принес хорошие новости и, возможно, перспективы развития. Другим, наоборот, придется постепенно «сворачивать» свои игорные проекты, сдавать лицензии и искать новые сферы капиталовложения.
Однозначно можно сказать, что операторов игорного бизнеса станет меньше, а доля рынка игорного бизнеса на каждого из оставшихся операторов больше. Освободятся помещения, которые не соответствуют требованиям Указа Президента РБ от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее - Указ № 599). Возрастет спрос на недвижимость, которая подходит для организации игорных заведений по новым правилам. Лица, у которых есть 7-летний стаж работы в качестве руководителей (заместителей руководителей) игорных заведений, станут на вес золота.
Рассмотрим наиболее значительные этапы реформирования и создания нового порядка регулирования игорного бизнеса в Беларуси по результатам 2010 г.
Предыстория: полтора года неопределенности
С июня-июля 2009 г. на территории Республики Беларусь была приостановлена выдача лицензий на деятельность в сфере игорного бизнеса. Мораторий был санкционирован на самом высоком уровне. И это вполне логично, так как в соответствии с общим правилом, содержащимся в п.4 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 (далее - Положение № 9), порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса определяется исключительно Президентом РБ.
В свете событий, которые произошли в то время в России, Украине и Польше, мера казалась вполне обоснованной. Руководству нашей страны необходимо было время, чтобы определиться с политикой в области игорного бизнеса и ответить на главный вопрос: будут ли азартные игры разрешены на территории Беларуси или нет?
Положительный ответ на данный вопрос был публично озвучен Президентом РБ 9 марта 2010 г. на совещании, посвященном концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь. С одной стороны, это был зеленый свет. Однако на практике новые лицензии в Министерстве спорта и туризма РБ как не выдавались с момента введения моратория, так и не начали выдаваться после оглашения Президентом РБ данного решения.
На совещании Президент РБ обозначил 2-месячный срок для того, чтобы доработать новую концепцию организации игорного бизнеса по результатам совещания и закрепить ее в соответствующем проекте указа. Тем не менее время шло, но до конца лета 2010 г. для операторов игорного бизнеса и потенциальных зарубежных инвесторов ничего определено не было.
Несмотря на все ожидания отдельного указа, посвященного организации азартных игр, первым был принят нормативный правовой акт, регламентирующий только процедуру лицензирования игорного бизнеса.
Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утвердил Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Указ № 450, Положение № 450). Лицензированию игорного бизнеса посвящена глава 16 данного Положения.
Указ № 450 стал первым документом, который ясно дал понять, что операторам игорного бизнеса начали предъявлять серьезные требования. Тем не менее этот вариант для большинства из них оказался лучше, чем полная ликвидация игорного бизнеса.
Среди наиболее значительных нововведений, которые закреплены в Положении № 450, отметим следующие.
1. С 1 января 2011 г. компетенция в области лицензирования игорного бизнеса передается Министерству по налогам и сборам РБ (далее - МНС).
2. С 1 января 2011 г. деятельность в сфере игорного бизнеса смогут осуществлять только юридические лица. Это означает, что все индивидуальные предприниматели - лицензиаты обязаны до 1 марта 2011 г. сдать лицензии. Причем прекратить деятельность в сфере игорного бизнеса индивидуальные предприниматели были обязаны не позднее 31 декабря 2010 г.
3. Руководитель (заместитель руководителя) организации по игорному бизнесу, для которого работа у соискателя лицензии или лицензиата является основным местом работы, должен обладать стажем работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя (заместителя руководителя) юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 7 лет.
4. Помещение для организации азартных игр должно соответствовать требованиям законодательства.
5. С 1 января 2011 г. для получения лицензии необходимо предоставить согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения.
Указ № 599
Указом № 599 Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь (далее - Положение) изложено в новой редакции.
С одной стороны, Указ № 599 в некоторой части повторяет вышеупомянутые принципиальные моменты Положения № 450. С другой стороны, появились новые особенности регулирования, которые необходимо рассмотреть более подробно.
1. В развитие нормы Положения № 450 о том, что помещение для организации азартных игр должно соответствовать требованиям законодательства, п.8 Положения устанавливает следующее.
Во-первых, к помещениям игорных заведений предъявляются нижеприведенные требования:
1) игорные заведения должны располагаться только в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), занимать эти строения полностью либо их изолированные помещения;
2) для размещения залов игровых автоматов могут использоваться помещения, общая площадь которых, включая служебную зону игорного заведения, должна быть не менее 100 кв.м, а для размещения казино - не менее 250 кв.м, за исключением игорных заведений, расположенных в помещениях гостиниц и гостиничных комплексов категории «три звезды» и выше.
Игорное заведение не может размещаться:
- на объектах, не завершенных строительством, во временных постройках, под навесами и в других подобных сооружениях;
- в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), в которых расположены учреждения образования, государственные организации здравоохранения, религиозные организации;
- в зданиях жилых домов, помещениях государственных органов, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, объектов почтовой связи и электросвязи, санаторно-курортных и оздоровительных организаций и организаций культуры;
- в физкультурно-спортивных сооружениях (кроме букмекерских контор и тотализаторов).
Во-вторых, в Указе № 599 предусмотрено, что игорные заведения, размещенные на 1 января 2011 г. в местах, не соответствующих вышеуказанным требованиям, вправе осуществлять свою деятельность с соблюдением установленных законодательством требований и условий, в т.ч. лицензионных, до истечения срока действия специального разрешения (лицензии) без права его продления, но не позднее 1 июля 2012 г. Норма сформулирована неоднозначно. На рынке игорного бизнеса есть такие операторы, у которых в лицензии указаны объекты, соответствующие требованиям Положения, и такие, которые не им не соответствуют. Исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы, получается, что срок действия лицензии в целом не будет продлен. А это не рационально, да и противоречит смыслу общих норм Положения № 450, которые говорят о том, что если часть работ (услуг) лицензируемого вида деятельности не соответствует лицензионным требованиям и условиям, то лицензия приостанавливается (прекращается) только в этой несоответствующей части.
Таким образом, если даже лицензиату удается соблюсти все лицензионные требования, содержащиеся в Положении № 450, но его помещение не соответствует требованиям Положения, его бизнес (или его часть) имеет ограниченный срок существования. Из этой ситуации есть только один выход - искать новые помещения и постепенно вносить изменения и (или) дополнения в имеющуюся лицензию.
2. Установлены новые ставки налога на игорный бизнес.
Объект налогообложения |
Ставка налога по Положению № 9 (в редакции от 10.04.2008) |
Ставка налога по Указу № 599 |
Игровой стол | 1) 3 500 евро на игровой стол в г.Минске в казино, имеющем до 10 игровых столов; 2) 3 000 евро на игровой стол в областном центре, за исключением г.Минска, в казино, имеющем до 10 игровых столов; 3) 2 500 евро на игровой стол в ином населенном пункте в казино, имеющем до 10 игровых столов; 4) 4 000 евро на игровой стол в г.Минске в казино, имеющем 10 и более игровых столов; 5) 3 500 евро на игровой стол в областном центре, за исключением г.Минска, в казино, имеющем 10 и более игровых столов; 6) 3 000 евро на игровой стол в ином населенном пункте в казино, имеющем 10 и более игровых столов |
16 780 000 руб. |
Игровой автомат | 1) 100 евро на игровой автомат в г.Минске; 2) 90 евро на игровой автомат в областном центре, за исключением г.Минска |
639 000 руб. |
Касса тотализатора | 1) 1 500 евро на кассу тотализатора в г.Минске; 2) 1 400 евро на кассу тотализатора в областном центре, за исключением г.Минска; 3) 1 300 евро на кассу тотализатора в ином населенном пункте |
5 719 000 руб. |
Касса букмекерской конторы | 1) 200 евро на кассу букмекерской конторы в г.Минске; 2) 150 евро на кассу букмекерской конторы в областном центре, за исключением г.Минска; 3) 130 евро на кассу букмекерской конторы в ином населенном пункте |
1 720 000 руб. |
Как видно из сравнительной таблицы, Указ № 599 закрепляет фиксированные ставки налога на игорный бизнес без привязки к географическому месту расположения игорного заведения или количества объектов налогообложения. При этом ставки, по сравнению с Положением № 9, в редакции от 10.04.2008, являются максимальными (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора) или увеличены в разы (букмекерская контора).
3. В Указе № 599 предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, до 1 января 2011 г. обязаны разработать и утвердить по согласованию с МНС правила организации и проведения азартных игр, за исключением игр на игровых автоматах (п.5 Указа № 599). Это требование распространяется и на новых организаторов игорных заведений, которые планируют получить лицензию и начать деятельность после 1 января 2011 г. (п.4 Положения). Вызывает удивление: почему в рассматриваемом Положении отсутствует обязанность организатора азартных игр согласовать с МНС правила организации и проведения азартных игр, если в них были внесены изменения и (или) дополнения.
4. Предусмотрено, что Совет Министров РБ должен обеспечить:
- до 1 апреля 2011 г. разработку и принятие в установленном порядке нормативного правового акта, определяющего порядок ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь;
- с 1 апреля 2011 г. ведение Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, и проведение работ по включению в него игровых автоматов;
- до 1 сентября 2011 г. внесение на рассмотрение Президента РБ предложений о подключении игровых столов к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса;
- до 1 января 2012 г. разработку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию, предусмотрев ввод этой системы в эксплуатацию с 1 июля 2012 г.
5. В п.7 Указа № 599 закреплено, что Государственный комитет по стандартизации с участием Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ и победителями конкурса на лучшее инвестиционное предложение о создании в Республике Беларусь мониторингового центра в сфере игорного бизнеса должен до 1 апреля 2011 г. разработать и утвердить технические нормативные правовые акты, определяющие технические требования к игровым автоматам и экспертизе их программного обеспечения для включения в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь.
6. Министерство спорта и туризма РБ до 1 января 2011 г. должно обеспечить передачу МНС реестра специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса и иных документов, связанных с лицензированием данного вида деятельности.
Рассмотрим основные изменения в порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, закрепленные в Положении.
1. Для начала сравним термины и их определения, закрепленные в Положении с «понятийным аппаратом» Положения № 9, в редакции от 09.03.2010.
Сокращено определение основного термина - азартная игра. Однако сокращению подверглась не только форма, но и его содержание. Если Положение № 9 предусматривало, что основанное на риске соглашение о выигрыше заключается между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, то Положение закрепляет, что такое соглашение заключается между участниками азартной игры, к которым относятся исключительно физические лица. Сразу отметим, что юридические лица также исключены из состава участников в определении термина «пари».
Более объемным стало определение термина «касса букмекерской конторы», под которым теперь подразумевается не только специально оборудованное одно рабочее место, где осуществляется прием ставок в букмекерских играх и выплата выигрышей, но и:
- заключенный договор поручения, агентский или другой аналогичный договор, предусматривающий прием ставок в букмекерских играх и выплату выигрышей;
- электронный кошелек, открытый организатору букмекерской игры, на который принимаются ставки в букмекерской игре.
Дополнительно в Положении появились новые термины и их определения, которые отсутствовали в Положении № 9: букмекерская контора, выигрыш, зал игровых автоматов, игровое поле, организатор азартной игры, посетители игорного заведения, служебная зона игорного заведения, ставка в азартной игре, участник азартной игры (п.1 Положения).
2. Как и прежде, на территории Республики Беларусь разрешено осуществлять 4 вида деятельности в сфере игорного бизнеса:
1) содержание букмекерской конторы;
2) содержание зала игровых автоматов;
3) содержание казино;
4) содержание тотализатора.
Также разрешено организовывать и проводить 6 азартных игр:
1) букмекерская игра;
2) игра в карты;
3) игра в кости;
4) игра на игровых автоматах;
5) игра тотализатора;
6) цилиндрическая игра (рулетка).
3. В соответствии с п.5 Положения организация и проведение азартных игр, не предусмотренных законодательными актами, на территории Республики Беларусь запрещены.
Следует отметить, что в Положении не содержится прямых норм, закрепленных в Положении № 9 (редакция от 09.03.2010), о том, что Президент РБ имеет исключительное право определять порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, если только Президентом РБ не установлено иное.
4. Впервые в Положении появилась норма о том, что организация и проведение в Республике Беларусь азартных игр должны осуществляться только работниками организатора азартных игр (п.9).
5. Особое внимание стоит уделить освещению процедуры соответствия игорного оборудования требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.
В соответствии с п.10 Положения игровое оборудование, включенное в предусмотренный законодательством перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, и его техническое обслуживание подлежат обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - Национальная система).
6. В связи с вышеперечисленными нововведениями в области подтверждения соответствия и создания специальной компьютерной кассовой системы появились и соответствующие запреты. Так, в п.11 Положения закреплено, что запрещается:
- реализация, установка и ввод в эксплуатацию (использование) игрового оборудования, включенного в предусмотренный законодательством перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, но не прошедшего подтверждения соответствия в Национальной системе, а с 1 июля 2011 г. - игровых автоматов, не включенных в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее - Государственный реестр);
- ввод в эксплуатацию (использование) с 1 июля 2012 г. игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализатора без их подключения к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Санкция за нарушения указанных запретов более чем серьезная: прекращение действия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
7. В новом Положении предусмотрено, что ведение Государственного реестра осуществляется Государственным комитетом по стандартизации.
Впервые в Положении закреплено, что фактически заложенный средний процент денежного выигрыша игровых автоматов при их включении в Государственный реестр и последующем использовании должен быть не ниже 90 % для каждого игрового автомата (п.12).
Также предусмотрено, что испытания игровых автоматов и экспертиза их программного обеспечения в целях их включения в Государственный реестр осуществляются аккредитованными лабораториями (центрами), перечень которых утверждается Государственным комитетом по стандартизации, на основе договора с изготовителями игровых автоматов и (или) иными юридическими лицами, осуществляющими их ввоз и (или) использование (п.13). В принципе, понятно все, кроме одного, - почему нет указания на то, что и индивидуальные предприниматели имеют право заключать договор на испытания и экспертизу? Это просто упущение лиц, которые готовили документ или очередное ограничение сферы деятельности индивидуальных предпринимателей?
8. В соответствии с п.14 Положения запрещается организовывать и проводить азартные игры, если:
- правила организации и проведения азартной игры, за исключением игры на игровых автоматах, не согласованы с МНС;
- не обеспечена безопасность посетителей игорных заведений и участников азартных игр;
- азартные игры организуются и проводятся с нарушением требований, установленных Положением ;
Отдельным пунктом закреплено, что запрещается допускать в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.15).
9. Дополнен перечень действий, которые запрещается осуществлять посетителям игорных заведений (п.16). В частности, Положение запрещает посетителям использовать при проведении азартной игры технические устройства, оказывающие воздействие на случайный результат игры или позволяющие его предвидеть.
Конкретизировано правило относительно запрета находиться в игорных заведениях в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, состоянии наркотического или токсического опьянения.
Особо отметим, что Положение, как ни странно, не содержит исключений из правил, что (1) посетителям запрещается иметь при себе холодное, газовое, огнестрельное оружие независимо от наличия разрешения на право его ношения и (2) вести кино-, фото- и видеосъемку посетителей без их разрешения и разрешения специально уполномоченного должностного лица в игорном заведении. В Положении № 9 было закреплено, что исключения предусмотрены для (1) сотрудников правоохранительных органов, имеющих табельное оружие и находящихся в игорном заведении по служебной необходимости и (2) за исключением кино-, фото- и видеосъемок, осуществляемых сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Возможно, данный вопрос будет решен в другом законодательном акте, посвященном контролю игорной деятельности. Тем не менее тогда не понятно, по какой причине в новом Положении отсутствует отсылочная норма.
10. Новая обязанность посетителя игорного заведения - соблюдение правил посещения игорного заведения, установленных организатором азартной игры. Остальные обязанности остались без изменений.
В случае нарушения посетителем заведения требований Положения и (или) правил посещения игорного заведения он обязан по требованию работника организатора азартных игр немедленно покинуть заведение (п.18).
11. В п.19 Положения закреплено, что организатор азартных игр вправе запретить доступ в игорное заведение посетителю в случаях, если посетитель ранее:
- неоднократно (2 и более раза) находился в игорном заведении в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, состоянии наркотического или токсического опьянения;
- имел при себе оружие независимо от наличия разрешения на право его ношения, боеприпасы, отравляющие и взрывоопасные вещества;
- входил в служебную зону, а также на рабочие места работников организатора азартных игр;
- не соблюдал правила посещения игорного заведения, установленные организатором азартной игры; не играл строго по правилам организации и проведения азартной игры;
- вел себя некорректно, допускал нарушение общественного порядка;
- не выполнял законные требования работников организатора азартных игр.
Для того чтобы организатор азартных игр имел право запретить доступ посетителю в игорное заведение указанные факты неоднократного нарушения должны быть документально оформлены и подтверждены;
- использовал при проведении азартной игры технические устройства, оказывающие воздействие на случайный результат игры или позволяющие его предвидеть, и этот факт был документально оформлен и подтвержден.
Положением также предусмотрено, что правила посещения игорных заведений не должны содержать положений, устанавливающих дополнительные ограничения доступа посетителей в игорные заведения, помимо предусмотренных законодательными актами.
12. Не претерпел изменений перечень обязанностей организатора азартных игр в части обеспечения законности проведения азартных игр; своевременности уплаты налога на игорный бизнес; компетентности и профессионализма привлеченных к организации и проведению азартных игр работников.
Тем не менее в соответствии с Положением есть и новые обязанности организаторов игорного бизнеса:
- обеспечение выплаты выигрыша (возврат несыгравших ставок) в соответствии с правилами организации и проведения азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения - в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (несыгравших ставок);
- проверка документов посетителя, подтверждающих наступление 18-летнего возраста, - при наличии сомнений в возрасте;
- обеспечение личной безопасности посетителей игорного заведения, охраны игорного заведения, в т.ч. его оборудования, с применением:
а) технических средств систем ручной тревожной сигнализации, контроль за которыми осуществляется подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ в рабочее время игорных заведений;
б) технических средств систем охранной сигнализации, с использованием которых подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ круглосуточно осуществляется охрана хранилищ (сейфовых комнат) игорных заведений (при наличии этих хранилищ или комнат), а в нерабочее время игорных заведений - охрана зданий (помещений) игорных заведений (кроме букмекерских контор и тотализаторов);
в) телевизионных систем видеонаблюдения высокого разрешения, обеспечивающих скорость записи не менее 5 кадров в секунду и длительность хранения записи не менее 30 суток (кроме букмекерских контор и тотализаторов).
13. Как и прежде, организатор азартных игр выплачивает денежный выигрыш только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность.
14. Нововведением стала норма, содержащаяся в п.22 Положения, которая закрепляет, что при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса прием ставок в азартных играх наличными денежными средствами и (или) с использованием банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь производится в порядке, установленном для приема наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием банковских пластиковых карточек при реализации товаров (работ, услуг).
С одной стороны норма носит довольно прогрессивный характер - в части упоминания банковских пластиковых карточек. Тем не менее указанная норма носит диспозитивный характер и это право организатора азартных игр - принимать ставки с использованием банковских пластиковых карточек или нет.
С другой стороны, не совсем понятно, почему указаны только «наличные денежные средства», тогда как в определении термина «ставка в азартной игре» используется более объемная по смыслу формулировка «денежные средства либо их эквивалент (фишки, жетоны, электронные деньги, иное)».
Выводы и перспективы
В свете происходящих негативных событий в экономике Беларуси решение сохранить игорный бизнес является вполне рациональным. Как показала практика, услуги игорных заведений, от залов игровых автоматов на периферии до шикарных клубов закрытого типа в столице, имеют постоянный спрос среди населения. А это сулит государству значительные поступления в виде налогов.
Так как игорный бизнес зачастую ассоциируется с криминальными структурами и «отмыванием денег», то понятно, что законодатель, разрешив его существование на территории Беларуси, ужесточил требования к организаторам азартных игр и правила осуществления игорной деятельности.
В результате лицензиатов станет меньше. Места тех, кто покинет рынок, займут те, кто будет в состоянии соответствовать новым требованиям. Субъектов меньше - контролировать проще. Тем более с предстоящим введением глобальной системы мониторинга игорных заведений.
Однако в перспективе видны и некоторые проблемные ситуации.
Во-первых, с 1 января 2011 г. необходимо предоставить в МНС согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения для получения лицензии. Необходима нормативно урегулированная процедура получения подобных согласий во избежание различного подхода к согласованию размещения игорных заведений в разных частях Беларуси и злоупотребления властью на местах.
Во-вторых, пока не ясно, что ожидает рынок игрового оборудования, которое в данный момент обращается на территории Беларуси. Вполне вероятна ситуация, когда самые крупные производители и (или) поставщики могут попытаться пролоббировать технические нормативные правовые акты, требования которых будут допускать сертификацию или возможность подключения к новой системе мониторинга только их оборудования. Следовательно, организаторам азартных игр придется обновить игровое оборудование.
В-третьих, не совсем понятно, как стоит относиться к тому факту, что из состава участников азартных игр исключены юридические лица. Если в соответствии с Положением № 9 юридическое лицо имело право быть стороной, которая делает ставку в азартной игре, то Положение не предусматривает данного права. Однако прямого запрета в Положении нет.
В-четвертых, не ясно как быть тем лицензиатам, у которых имеются в наличии игорные заведения, часть из которых соответствует требованиям Положения, а часть - нет, если срок действия их лицензии заканчивается 31 июня 2012 г. Стоит ли им вносить изменения в лицензию как можно быстрее или подождать срока для продления лицензии и исключить несоответствующие объекты из перечня, содержащегося в ней.
В-пятых, нет уверенности, что в подп.2.2 п.2 Указа № 599, который помечен «для служебного пользования», не содержится каких-либо дополнительных указаний для МНС или иных контролирующих органов в части их действий по отношению к игорным заведениям.
В-шестых, до сих пор остается загадкой, по какой причине на территории Беларуси не разрешены он-лайн казино. Скорее всего, законодатель еще не «созрел» для легализации таких электронных сетевых развлечений и стремится любыми способами оградить несовершеннолетних от доступа к азартным играм в национальном сегменте сети Интернет.
15.02.2011 г.
Максим Черняк, начальник отдела административных процедур общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
От редакции: В Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании указов Президента РБ от 06.06.2011 № 228, от 30.08.2011 № 383 (с 7 декабря 2011 г.), от 14.06.2012 № 265, от 21.06.2012 № 284, от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.), от 07.10.2013 № 456 и от 16.04.2013 № 196 (с 19 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса» на основании указов Президента РБ от 11.07.2012 № 312 и от 24.09.2012 № 416 внесены изменения.
В Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9, на основании Указа Президента РБ от 24.09.2012 № 416 внесены изменения и дополнения.