Комментарий от 07.09.2016
Автор: Галич В.

Новый порядок заключения инвестиционных договоров. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Порядок заключения инвестиционных договоров

Процедура конкурсного отбора

Некоторые аспекты расторжения инвестиционных договоров

Порядок освобождения от возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени) или уплаты соответствующих платежей

 

Материал помещен в архив

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563

Общие положения

19 июля 2016 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее - постановление № 563). Несмотря на свое название, нормы постановления № 563 направлены, скорее, не на реализацию Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10), а на создание условий для применения на практике Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (далее - Декрет № 8), который вступил в силу с 15 мая 2016 г. Поэтому в данном материале анализируются в большей степени те нововведения постановления № 563, которые связаны с принятием Декрета № 8.

Постановлением № 563 утверждены:

1) Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке заключения инвестиционных договоров;

2) Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - Положение о конкурсе);

3) Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

4) Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

5) Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - Положение о льготах).

Положения, касающиеся конкурса по выбору инвестора и порядка возмещения сумм льгот и преференций, появились во исполнение норм Декрета № 8.

Порядок заключения инвестиционных договоров

Как и ранее, инвестор для заключения инвестиционного договора обращается в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь (далее - государственный орган), областной (Минский городской) исполнительный комитет (далее - исполком) с заявлением.

В заявлении о заключении инвестиционного договора указывается информация:

о месте размещения и площади земельного участка, включенного в перечень участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами (далее - перечень участков для реализации инвестиционных проектов), - в случае, если инвестор (инвесторы) и (или) организация претендуют на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;

• об имеющемся опыте (при его наличии) реализации инвестором (инвесторами) и (или) организацией инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, осуществления инвестиций на основе концессий на территории Республики Беларусь и в иных странах (часть третья п.3 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров).

 

Обратите внимание!

Ранее обязательность указания таких сведений отсутствовала.

 

Необходимость указания места размещения и площади участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, связана с тем, что Декрет № 8 ограничил предоставление участков без аукциона, и такую возможность получают инвесторы лишь в отношении участков, которые находятся в перечне участков для реализации инвестиционных проектов. Если инвестор обращается за участком, который отсутствует в перечне участков для реализации инвестиционных проектов, заявление о заключении инвестиционного договора с прилагаемыми к нему документами в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации возвращается инвестору (инвесторам) (п.5 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров).

Необходимость указания имеющегося у инвестора опыта реализации инвестиционных проектов обусловлена, прежде всего, практикой заключения инвестиционных договоров в прошлом, когда псевдоинвесторы получали участки, не имея ни опыта, ни команды, ни финансовых возможностей реализации заявленных проектов. При этом государство со своей стороны было связано обязательствами в рамках инвестиционного договора, и для передачи участка другому инвестору нужно было проходить длинную процедуру, часто с обращением в суд. Многочисленные инвестиционные договоры были расторгнуты в связи с тем, что государственный орган, исполком не взяли на себя труд проверить, с кем ведут переговоры и перед кем берут на себя обязательства.

В целях проверки финансовых возможностей инвестора в постановлении № 563 содержится условие к заявлению о заключении инвестиционного договора: к нему должны прилагаться оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями:

• копии (без нотариального засвидетельствования) аудиторского заключения (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь), или заключения по результатам проведения финансового Due Diligence, или аудиторского заключения международного стандарта ISA 700 с переводом на белорусский или русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами) за 2 года, предшествующих дате регистрации заявления о заключении инвестиционного договора, а для инвестора (инвесторов), с даты создания которого прошло менее 2 лет, - за период деятельности, содержащих оценку финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;

• выписка банка об остатке денежных средств на банковском счете;

• письма банков и (или) иные документы (при их наличии), подтверждающие намерения кредиторов (банков), других лиц предоставить средства для реализации инвестиционного проекта в форме кредитов, займов, ссуд с указанием ориентировочных сумм предоставляемых средств и условий их предоставления.

 

Справочно

Ранее информацию о финансовом состоянии требовалось представлять лишь в случае, если проектом инвестиционного договора предусматривалось предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, в том числе Декретом № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь.

Процедура конкурсного отбора

Декретом № 8 предусмотрена процедура конкурсного отбора инвестора при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестиционного проекта на одном и том же земельном участке (подп.1.3 п.1 Декрета № 10).

В случае если в течение 30 календарных дней с даты регистрации в государственном органе, исполкоме заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, в такой государственный орган, исполком поступили иные заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление этого же земельного участка, в таком государственном органе, исполкоме проводится конкурс по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора в порядке, установленном Положением о конкурсе (п.7 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров).

Положение о конкурсе содержит процедурные нормы о проведении конкурса. Так, конкурс проводится конкурсной комиссией (п.3 Положения о конкурсе). Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих, при равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии (п.13 Положения о конкурсе).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 января 2023 г. следует руководствоваться п.3 Положения о конкурсе в ред. постановления Совмина от 13.01.2023 № 32.

 

Конкурсная комиссия создается в государственном органе, исполкоме в составе не менее 7 человек. В состав конкурсной комиссии помимо представителей государственного органа, исполкома могут входить представители иных государственных органов, депутаты соответствующих местных Советов депутатов. Персональный состав конкурсной комиссии, регламент работы конкурсной комиссии определяются государственным органом, исполкомом. Секретарь конкурсной комиссии назначается из числа членов конкурсной комиссии при определении ее персонального состава. Секретарь конкурсной комиссии должен являться работником государственного органа, исполкома, в которых создается конкурсная комиссия (п.5 Положения о конкурсе).

Требования к инвесторам установлены в части второй п.15 Положения о конкурсе.

До проведения конкурса проводится предварительное заседание конкурсной комиссии, на котором конкурсная комиссия проверяет соответствие инвесторов требованиям, указанным в части второй п.15 Положения о конкурсе, исходя из поданных документов в соответствии с Положением о порядке заключения инвестиционных договоров (часть первая п.15 Положения о конкурсе). По результатам комиссия допускает или не допускает инвестора к конкурсу. Критерии и методику оценки конкурсных предложений, дополнительные сведения, необходимые для конкурсного предложения, определяет государственный орган, исполком (п.17 Положения о конкурсе).

Пунктом 27 Положения о конкурсе установлены основные критерии для оценки предложений инвесторов.

Если конкурсная комиссия определяет победителя конкурса, соответствующий государственный орган, исполком проводят необходимые процедуры по заключению инвестиционного договора (п.30 Положения о конкурсе).

Если для участия в конкурсе прошел регистрацию только один участник, рассмотрение заявления о заключении инвестиционного договора с таким участником конкурса осуществляется государственным органом, исполкомом без проведения конкурса в порядке, установленном Положением о порядке заключения инвестиционных договоров (п.32 Положения о конкурсе).

В случае если в течение 30 календарных дней с даты регистрации в государственном органе, исполкоме заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, в такой государственный орган, исполком не поступили иные заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление этого же земельного участка, государственный орган, исполком приступают к рассмотрению заявления о заключении инвестиционного договора в порядке, установленном Положением о порядке заключения инвестиционных договоров, без проведения конкурса по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора (п.6 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров).

Сроки рассмотрения заявления о заключении инвестиционного договора:

30 календарных дней - если инвестор не претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;

60 дней - если инвестор претендует на земельный участок.

Указанные сроки могут быть продлены один раз, но не более чем на 30 календарных дней, в случае возникновения необходимости дополнительной проработки условий инвестиционного договора и (или) условий реализации инвестиционного проекта (часть вторая п.8 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров).

Некоторые аспекты расторжения инвестиционных договоров

Главы 4 и 5 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров посвящены внесению изменений в инвестиционный договор и его прекращению и не содержат значительных новелл, корректировки носят в основном технический характер.

 

Обратите внимание!

Действия государственного органа, исполкома прописаны для каждого из оснований расторжения инвестиционного договора.

 

При расторжении инвестиционного договора инвестору направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично под подпись требование о возмещении Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, уплате неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором, если иное не установлено частью первой подп.6.1 п.6 Декрета № 10.

При истечении срока действия инвестиционного договора соответствующий государственный орган, исполком расторгают договор в случае отсутствия обращения инвестора о продлении инвестиционного договора. Если же заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении сроков инвестиционного договора подано, государственный орган, исполком осуществляют рассмотрение такого заявления в порядке, установленном Положением о порядке заключения инвестиционных договоров.

Интерес представляет также порядок расторжения инвестиционного договора в связи с исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестиционному договору. Если ранее факт исполнения инвестиционного договора мог и не подтверждаться, что вносило правовую неопределенность в деятельность инвестора и его контрагентов, то сейчас по результатам обращения с приложением документов, подтверждающих исполнение инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестиционному договору, можно получить решение государственного органа, исполкома о прекращении инвестиционного договора или уведомление о нецелесообразности прекращения (инициирования принятия решения о прекращении) инвестиционного договора по соответствующему основанию.

Обращение инвестора с заявлением о прекращении инвестиционного договора в связи с его исполнением исходя из толкования нормы, содержащейся в п.27 Положения о порядке заключения инвестиционных договоров, - обязанность инвестора.

Порядок освобождения от возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени) или уплаты соответствующих платежей

Чтобы получить освобождение от возмещения, рассрочку (отсрочку), необходимо обратиться с заявлением в течение 20 рабочих дней с даты направления соответствующим государственным органом, исполкомом инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект (далее - организация), письменного требования о возмещении сумм льгот и (или) преференций, уплате неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором (часть первая п.5 Положения о льготах).

При этом к заявлению прилагаются:

• документы, характеризующие степень готовности объекта, предусмотренного инвестиционным договором;

• сведения об объеме и характеристике выполненных работ в рамках реализации инвестиционного проекта;

• документы, подтверждающие объем вложенных инвестиций;

• информация и документы, подтверждающие выполнение иных условий инвестиционного договора;

• перечень использованных инвестором (инвесторами) и (или) организацией льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора, с указанием их сумм в разрезе каждой из льгот и (или) преференций с разбивкой по годам;

• иные документы (по усмотрению инвестора (инвесторов) и (или) организации, обосновывающие необходимость освобождения инвестора (инвесторов) и (или) организации от возмещения (предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения) Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций и (или) освобождения инвестора (инвесторов) и (или) организации от уплаты (предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты) неустойки (штрафа, пени) (п.6 Положения о льготах).

Очевидно, что сведения, содержащиеся в таких документах, будут основой для принятия решения. В то же время процедура и критерии принятия решения в законодательстве отсутствуют, что означает возможность и необходимость индивидуального подхода к каждому проекту.

Вопросы неприменения мер ответственности в виде уплаты неустойки или ее рассрочки (отсрочки) решаются по общему правилу государственным органом, исполкомом, заключившими инвестиционный договор от имени Республики Беларусь, а вопросы освобождения от возмещения преференций и льгот, о рассрочке (отсрочке) возмещения - Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (п.7 Декрета № 10). Поэтому положительное решение по льготам и преференциям будет прерогативой, скорее, отдельных знаковых проектов, чем стандартной процедурой.

В соответствии с п.2 Положения о льготах возмещение Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, уплата неустойки (штрафа, пени) осуществляются инвестором (инвесторами) и (или) организацией в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору, и при наступлении одного из следующих обстоятельств:

• инвестор не обратился в порядке и сроки, установленные Положением о льготах, с заявлением о полном или частичном освобождении от возмещения (предоставлении рассрочки (отсрочки) возмещения) Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций и (или) об освобождении от уплаты (предоставлении рассрочки (отсрочки) уплаты) неустойки (штрафа, пени);

• заявитель обратился в порядке и сроки, установленные Положением о льготах, с заявлением и по результатам рассмотрения такого заявления не принято положительное решение.

Порядок получения государственным органом, исполкомом информации о фактическом размере льгот, которыми воспользовался инвестор, установлен п.3 Положения о льготах.

Возмещение сумм льгот и (или) преференций, уплата неустойки (штрафа, пени) осуществляются путем перечисления денежных средств на счет государственного органа, исполкома, принявших решение о прекращении (расторжении) инвестиционного договора, или государственного органа, исполкома, уполномоченных постановлением Совета Министров Республики Беларусь на принятие необходимых мер, связанных с прекращением (расторжением) инвестиционного договора.

Если суммы льгот, преференций не возмещены и санкции не уплачены в установленные сроки, государственный орган, исполком должны принять меры по взысканию в судебном порядке соответствующих сумм (п.18 Положения о льготах).

 

07.09.2016

 

Валентин Галич, партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания "ВЕРДИКТ"», директор закрытого акционерного общества «СБ-Глобал»