Пособие от 12.12.2013
Автор: Володина О.

Нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от данного налога уполномоченного экономического оператора с применением полного вычета «входного» налога на добавленную стоимость: есть различия


 

Материал помещен в архив

 

НУЛЕВАЯ СТАВКА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДАННОГО НАЛОГА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛНОГО ВЫЧЕТА «ВХОДНОГО» НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕСТЬ РАЗЛИЧИЯ

Ситуация

Организация «А» является владельцем склада временного хранения на территории Республики Беларусь, в связи с чем включена в реестр владельцев складов временного хранения и обладает статусом уполномоченного экономического оператора.

При ввозе товаров из Евросоюза организация «А» освобождается от уплаты ввозного НДС, взимаемого таможенными органами, на основании Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее - Указ № 358). Далее организация «А» заключает договоры с российскими покупателями и реализует им импортированный товар. Также организация «А» (поклажедатель) заключила долгосрочный договор хранения с организацией «В» (хранитель) - резидентом Российской Федерации. Согласно данному договору поклажедатель передает товар хранителю на хранение за определенное вознаграждение. Таким образом, организация «А» осуществляет реализацию импортированного товара по двум вариантам:

вариант 1:

1) ввозит из Евросоюза товар по договору купли-продажи;

2) заключает договор с российским покупателем;

3) вывозит товар на склад хранения в Российской Федерации;

4) российскому покупателю с данного российского склада отгружается этот товар;

вариант 2:

1) ввозит из Евросоюза товар по договору купли-продажи;

2) вывозит товар на склад хранения в Российскую Федерацию;

3) ищет в Российской Федерации покупателя на этот товар и заключает с ним договор на его реализацию;

4) отгружает с российского склада этот товар покупателю.

При отгрузке товаров российским покупателям организация «А» применила нулевую ставку НДС по обоим вариантам реализации товара.

В ходе проверки налоговыми и таможенными органами организации «А» была снята нулевая ставка и доначислен «ввозной» НДС.

Вправе ли организация «А» в рассматриваемой ситуации:

1) применить нулевую ставку НДС?

2) применить льготу по «ввозному» НДС?

Правомерны ли действия налоговых и таможенных органов?

Товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора, освобождаются от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами

С 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г. товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, освобождаются от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами (п.1 Указа № 358).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2013 г. Указом Президента РБ от 03.12.2013 № 533 срок действия льготы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров для последующего экспорта продлен на неопределенное время (п.1 Указа № 358 в редакции Указа № 533).

 

Условием такого освобождения является экспорт лицом - владельцем склада товаров, ввозимых им в Республику Беларусь, с применением ставки НДС в размере 0 %.

Выполнение данного условия подтверждается Министерством по налогам и сборам РБ (далее - МНС) путем направления Государственному таможенному комитету РБ (далее - ГТК) реестра сведений о применении ставки НДС в размере 0 % по экспорту товаров.

Реестр сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, заполняется лицом - владельцем склада и представляется в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в электронном виде и на бумажном носителе в налоговый орган по месту его постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, в которой в соответствии с законодательством отражены обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость. Порядок применения новых налоговых деклараций определен в п.4 постановления № 42.

 

Налоговый орган по месту постановки на учет лица - владельца склада в течение 5 рабочих дней со дня поступления реестра сверяет сведения, указанные лицом - владельцем склада в реестре, на соответствие сведениям, содержащимся в представленных им документах и налоговой декларации (расчете) по НДС.

В случае установления налоговым органом по месту постановки на учет лица - владельца склада необоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в отношении всех либо части товаров, сведения о которых были указаны в реестре, направленном в ГТК, МНС представляет соответствующее уведомление в ГТК.

Если лицом - владельцем склада не подтверждено применение ставки НДС в размере 0 % по экспорту товаров, суммы «ввозного» НДС взыскиваются таможенными органами с взиманием пеней в соответствии с законодательством (абзац 7 п.1 Указа № 358).

Организация «А» вправе применить нулевую ставку налога на добавленную стоимость, если договор с российским покупателем заключен до вывоза товара на склад временного хранения в Российскую Федерацию

Ставка НДС установлена в размере 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп.1.1.1 п.1 ст.102 Налогового кодекса РБ, далее - НК).

Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), является наличие у плательщика следующих документов:

• договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров; договора (контракта) финансового лизинга, предусматривающего переход права собственности на товары (предметы лизинга) к лизингополучателю; договора (контракта), предусматривающего предоставление займа в виде вещей; договора (контракта) на изготовление товаров (за исключением производства товаров из давальческого сырья (материалов));

• транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена Таможенного союза. При вывозе на территорию государства - члена Таможенного союза товаров с целью временного хранения, участия в выставках-ярмарках по договорам, заключенным плательщиком с покупателями до вывоза товаров с территории Республики Беларусь, требуется наличие у плательщика также транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров покупателям;

• заявления о ввозе товаров (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость) (п.7 ст.102 НК).

Для сбора документов организации предоставляется 180 дней.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если организация «А» реализует товар по варианту 1, т.е. вывозит товар на склад в Российскую Федерацию после заключения договора с покупателем, то нулевая ставка (соответственно и полный вычет сумм НДС, приходящихся на оборот по нулевой ставке) в данном случае применяется правомерно. Правомерно в данном случае и освобождение от НДС, взимаемого таможенными органами.

Если договор с российским покупателем заключен после вывоза товара на склад временного хранения в Российскую Федерацию, организация «А» вправе применить освобождение от налога на добавленную стоимость и полный вычет данного налога

Вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, отгруженным покупателям - иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения, с выставок-ярмарок на территории государств - членов Таможенного союза, если такие товары были вывезены с территории Республики Беларусь в целях их последующей реализации (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь), договоры заключены плательщиком с покупателями - иностранными организациями и (или) физическими лицами после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.

Условием осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость в полном объеме по указанным товарам является наличие у плательщика:

• договора, предусматривающего хранение товаров на территории государства - члена Таможенного союза и (или) участие товаров в выставках-ярмарках, проводимых на территории государства - члена Таможенного союза, и заключенного плательщиком с иностранной организацией или иностранным физическим лицом (налогоплательщиками государства - члена Таможенного союза), оказывающими услугу по хранению товаров и (или) услугу по организации участия плательщика в выставке-ярмарке;

• транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена Таможенного союза;

• договора плательщика с покупателем - иностранной организацией и (или) физическим лицом, на основании которого реализуется товар плательщика, отгружаемый с мест хранения на территории государства - члена Таможенного союза или с выставки-ярмарки, проводимой на территории государства - члена Таможенного союза;

• документов, подтверждающих отпуск (отгрузку) товаров плательщика покупателю - иностранной организации и (или) физическому лицу с мест хранения на территории государства - члена Таможенного союза или с выставки-ярмарки, проводимой на территории государства - члена Таможенного союза;

• товарной накладной, выписанной плательщиком в адрес покупателя - иностранной организации и (или) физического лица;

• заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателем, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов.

Для подтверждения обоснованности осуществления вычета сумм НДС в полном объеме по реализации указанных товаров плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки его на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС заявление о ввозе товаров и реестр документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Республики Беларусь и их реализацию с мест хранения, с выставок-ярмарок на территории государств - членов Таможенного союза. Форма и порядок заполнения указанного реестра, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по НДС, утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Документальное подтверждение обоснованности осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость в полном объеме по указанным товарам производится в течение 180 календарных дней с даты отпуска (отгрузки) товаров покупателю - иностранной организации и (или) физическому лицу с мест хранения на территории государства - члена Таможенного союза или с выставки-ярмарки, проводимой на территории государства - члена Таможенного союза (подп.23.7 п.23 ст.107 НК).

При наличии всех подтверждающих документов оборот по реализации товаров с мест хранения на территории Российской Федерации, в случаях, когда договор с покупателем заключен после вывоза товара на территорию Российской Федерации, отражается в строке 7 налоговой декларации по НДС. В этой строке отражается налоговая база по операциям по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (освобождаемых от НДС), но вычет сумм «входного» НДС по которым производится в полном объеме.

Если в течение 180 дней необходимые документы не будут собраны, то данный оборот необходимо отразить в строке 9 налоговой декларации по НДС, в которой указывается налоговая база по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.

 

Справочно

Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (ст.32 НК).

 

Если организация «А» работает по варианту 2, т.е. вывозит импортированный из Евросоюза товар на склад хранения в Российскую Федерацию до заключения договора с покупателем, то в этом случае нулевая ставка НДС не применяется. Однако организация «А» вправе воспользоваться своим правом на освобождение от НДС и полный вычет сумм «входного» НДС.

По таким товарам таможенные органы обязаны взыскать, а организация «А» уплатить «ввозной» НДС.

Таким образом, применение нулевой ставки НДС и применение освобождения от НДС с полным вычетом «входного» НДС при реализации товаров с мест временного хранения представляют собой совершенно разные понятия.

Действия налоговых и таможенных органов правомерны частично

Исходя из сказанного выше:

• организация «А» по всем отгрузкам товара в Российскую Федерацию применяла нулевую ставку НДС, что не является в полном объеме правомерным;

• действия налоговых и таможенных органов также правомерны только частично.

При отгрузке товаров российским покупателям со склада временного хранения в Российской Федерации, если договор с этим покупателем был заключен до вывоза товара в Российскую Федерацию на склад хранения (реализация по варианту 1), применяется:

• нулевая ставка НДС;

• полный вычет сумм НДС, приходящихся на оборот по нулевой ставке.

Поскольку нулевая ставка применена правомерно, то согласно Указу № 358 организация имела право применять освобождение по «ввозному» НДС как уполномоченный экономический оператор.

Таким образом, в части товаров, реализованных по варианту 1, налоговые и таможенные органы применили санкции неправомерно: сняли нулевую ставку и взыскали «ввозной» НДС.

В ситуации, когда договор с российским покупателем организация заключила после вывоза товара на склад временного хранения в Российскую Федерацию (реализация товаров по варианту 2), налоговыми и таможенными органами правомерно снята нулевая ставка и доначислен «ввозной» НДС с учетом пени и принятия мер административной ответственности.

Однако при реализации товаров по варианту 2 организация «А» при наличии всех необходимых вышеперечисленных документов вправе применить освобождение от НДС по реализации, а также применить полный вычет «входного» НДС.

По сути, те суммы «ввозного» НДС, которые доначислили таможенные органы, могут быть приняты организацией «А» к вычету в полном объеме согласно нормам подп.23.7 п.23 ст.107 НК или возвращены из бюджета.

 

12.12.2013

 

Ольга Володина, экономист