Пособие от 27.07.2012
Автор: Александров Д.

О функционировании единого таможенного пространства


 

Материал помещен в архив

 

О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

В 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). Регламентированные им общие условия таможенного регулирования в рамках таможенного союза предполагают наличие единой таможенной территории, включающей территории государств - членов таможенного союза (Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан), находящиеся за их пределами искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, на которые распространяется исключительная юрисдикция этих государств и пределы которой признаются таможенной границей таможенного союза (ст.2 ТК ТС). Несмотря на то что с 5 июля 2010 г. Россия и Беларусь фактически объединили свои таможенные территории, нормативное закрепление создания единого таможенного пространства на территории всех 3 государств, функционирование которого было предусмотрено заключенным 6 октября 2007 г. Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, пока не завершено.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2015 г. в состав единой таможенной территории Таможенного союза, помимо  перечисленных территорий, входит Республика Армения (п.1 ст.2 ТК ТС, в редакции Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 10.10.2014).

С 12 августа 2015 г. в состав единой таможенной территории Таможенного союза, помимо перечисленных территорий, входит Кыргызская Республика (п.1 ст.2 ТК ТС, в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 08.05.2015).

 

В преддверии вступления в действие ТК ТС и в течение некоторого времени после Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС) неоднократно разъясняла порядок функционирования режима таможенного контроля на внутренних границах таможенного союза (письма ФТС от 29.06.2010 № 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования таможенного союза», от 30.06.2010 № 01-11/32337 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую государственную границу», от 09.07.2010 № 01-11/33801 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле товаров, перемещаемых через российско-белорусскую государственную границу»). Этот процесс «стирания» границ на карте таможенного союза дал сбой после обсуждения в Комиссии таможенного союза поднятых Беларусью и Казахстаном проблемных вопросов, касающихся санитарно-эпидемиологического надзора и транспортного контроля на белорусско-российской государственной границе, применения Единого таможенного тарифа при перемещении товаров через казахстанско-российскую государственную границу.

В результате обсуждения этих вопросов Комиссия таможенного союза 17 августа 2010 г. приняла решение № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза» (далее - решение КТС № 335), в котором учла информацию России об отмене с 18 августа 2010 г. вышеупомянутых и некоторых других разъяснений ФТС по вопросам таможенного декларирования и таможенного контроля на внутренних границах таможенного союза (см. письмо ФТС от 18.08.2010 № 01-11/40136 «О направлении информации») и предусмотрела продолжение таможенного декларирования и таможенного контроля на внутренних границах государств - членов таможенного союза в отношении отдельных видов товаров, часть из которых была определена в принятом на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории от 05.07.2010 (далее - Протокол от 05.07.2010).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Протокол от 05.07.2010 утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

К этой категории товаров, перемещаемых через внутренние границы государств - членов таможенного союза, были отнесены товары 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные» (в т.ч. уголь, торф, газы) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), вывозимые с территории России в другие государства - члены таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2012 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

 

С учетом решения КТС № 335 ФТС в письме от 27.08.2010 № 01-11/42036 (признано утратившим силу с 1 июля 2011 г. на основании приказа ФТС от 20.05.2011 № 1021 (далее - приказ ФТС № 221)) разъяснила некоторые вопросы совершенствования таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в государства - члены таможенного союза в рамках взаимной торговли. Согласно этому письму в целях обеспечения Протокола от 05.07.2010 таможенным органам России указывалось на необходимость осуществления проверки товаров и транспортных средств как при ввозе их в Россию, так и при вывозе с ее территории. Также обращено внимание на необходимость таможенного декларирования следующих товаров:

• вывозимых из России в государства - члены таможенного союза (если они включены в 27-ю товарную группу ТН ВЭД ТС или если к этим товарам применяются ставки вывозных таможенных пошлин в отношении названных государств);

• ввозимых в Россию из государств - членов таможенного союза (если в отношении таких товаров Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза; если для таких товаров российское законодательство установило специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры);

• ввозимых в Россию (если к таким товарам в зависимости от страны их происхождения и условий ввоза применяются более высокие таможенные пошлины, чем при выпуске их в Беларуси и Казахстане).

При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую государственную границу, предписывалось производить контроль соблюдения запретов и ограничений, весовой контроль в рамках транспортного контроля, а при выявлении административных правонарушений обеспечить привлечение лиц, перемещающих товары, к ответственности.

Как показала практика применения актов таможенного законодательства таможенного союза, многие субъекты хозяйствования стран - участниц таможенного союза в своей деятельности полагались на оперативную реализацию их государствами идей интеграции и создания единого экономического и таможенного пространства, исключающего таможенный контроль в его пределах. Однако некоторые из них после принятия решения КТС № 335 попали в поле зрения таможенных органов, продолживших осуществление контроля за достоверным декларированием количества вывозимых из России товаров, включенных в 27-ю товарную группу ТН ВЭД ТС.

 

Ситуация

Российская организация в январе 2011 г. представила таможенному органу временные таможенные декларации на вывоз в Казахстан товара, отнесенного к 27-й товарной группе ТН ВЭД ТС. Организацией был избран регламентированный ст.214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) порядок временного таможенного декларирования вывозимых товаров, точное количество и таможенную стоимость которых изначально сложно определить.

После вывоза товара и получения точных сведений о его количестве декларант подал полные таможенные декларации, в которых фактически вывезенное количество товара превышало количество, указанное во временных декларациях. Таможенный орган усмотрел в этом признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил на организацию административный протокол и по результатам его рассмотрения вынес постановление о наложении административного взыскания.

Организация не согласилась с данным постановлением и оспорила его в суде, указав на отсутствие объективной стороны вмененного ей административного правонарушения, поскольку в соответствии с решением КТС № 335 таможенное декларирование товаров 27-й товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории России в Казахстан, сохранено лишь для целей ведения статистики взаимной торговли.

Ссылаясь на ст.203 и 214 Федерального закона № 311-ФЗ, организация отметила, что обязательному декларированию подлежат только те товары, которые пересекают таможенную границу таможенного союза. При этом превышение количества товара, заявленного во временной таможенной декларации, не допускается опять же при убытии товара с территории таможенного союза, но не с территории одной страны - участницы таможенного союза на территорию другой страны - участницы таможенного союза, т.е. в рамках единой таможенной территории, формирование которой декларировано в межгосударственных соглашениях ЕврАзЭС.

В обоснование своих доводов о неправомерности постановления о наложении административного взыскания организация указывала, что с изданием приказа ФТС № 1021 была отменена обязанность таможенного декларирования в отношении товаров, вывозимых в Казахстан.

Таможня не согласилась с этими доводами, указав, что решением КТС № 335 таможенное декларирование товаров 27-й товарной группы ТН ВЭД ТС сохраняется, в связи с чем организация, не продекларировав подлежащий декларированию товар в объеме, превышающем указанный во временной таможенной декларации, нарушила нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Суд оставил жалобу организации без удовлетворения, дав следующую оценку объективной стороне административного правонарушения.

В соответствии со ст.366 ТК ТС данный кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза. Согласно ст.2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы таможенной территории таможенного союза являются его таможенной границей. К таможенному законодательству таможенного союза ТК ТС относит в т.ч. решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в нем.

В соответствии со вступившим в силу с 29 декабря 2010 г. Федеральным законом № 311-ФЗ товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории таможенного союза, подлежат таможенному декларированию. Таким образом, согласно названному закону и ТК ТС таможенное декларирование товаров, перемещаемых внутри территории таможенного союза, отменено. Вместе с тем решением КТС № 335 для целей ведения статистики взаимной торговли было сохранено таможенное декларирование товаров 27-й товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых из России в другие государства - члены таможенного союза. Сохранение таможенного декларирования этой группы товаров вне зависимости от целей такого декларирования, по мнению суда, означает необходимость соблюдения декларантом правил, установленных ТК ТС и законодательством стран - участниц таможенного союза. Таможенный кодекс ТС под таможенным декларированием понимает заявление декларантом таможенному органу достоверных сведений о товарах. Соответственно, сохранение таможенного декларирования отдельных групп товаров при их перемещении внутри территории таможенного союза, по мнению суда, обязывало декларанта соблюдать установленные таможенным законодательством требования и условия. Избрание декларантом порядка временного декларирования суд счел обстоятельством, обязывавшим декларанта соблюдать правила, установленные Федеральным законом № 311-ФЗ, согласно ст.214 которого убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации, не допускается.

 

Основываясь на этом примере, нельзя не высказать предположение о том, что в создавшейся ситуации субъект хозяйствования, рассчитывавший на реальное функционирование единого таможенного пространства, может попытаться проверить в судебном порядке решение КТС № 335 на предмет его соответствия межгосударственным соглашениям ЕврАзЭС, декларировавшим интеграцию во благо развития взаимной торговли. Вместе с тем признание этого решения не соответствующим международным актам, по мнению автора, представляется сомнительным.

Приводя некоторые виды контроля на государственной границе Российской Федерации с ее двумя партнерами по Единому экономическому пространству (ЕЭП), российский законодатель не мог не учитывать Протокол от 05.07.2010.

В Указе от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» Президент РФ, сославшись в т.ч. на истечение сроков изъятия из режима функционирования единой таможенной территории, установленных Протоколом от 05.07.2010, поручил Правительству РФ обеспечить выполнение мероприятий по переносу таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границы на внешнюю границу таможенного союза и отменить с 1 июня 2011 г. эти виды контроля на государственной границе России с Беларусью и Казахстаном.

Во исполнение названного Указа Правительство РФ своим постановлением от 01.07.2011 № 529 предписало соответствующим государственным службам не осуществлять с 1 июля 2011 г. названные виды контроля на государственной границе. Наряду с этим предусмотренное решением КТС № 335 изъятие из режима таможенного декларирования Правительством РФ было сохранено. Согласно п.4 названного постановления при вывозе из России в другие государства - члены таможенного союза товаров, классифицируемых в 27-й товарной группе ТН ВЭД ТС, таможенное декларирование таких товаров должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и Федеральным законом № 311-ФЗ, как если бы эти товары вывозились из России за пределы единой таможенной территории таможенного союза.

Таким образом, согласованные Межгосударственным Советом ЕврАзЭС изъятия продолжают оставаться актуальными для стран - участниц ЕЭП и решение КТС № 335, принятое во исполнение Протокола от 05.07.2010, вряд ли можно считать противоречащим международным соглашениям.

Представляется, что полная ликвидация таможенного контроля на внутренних границах таможенного союза произойдет после принятия Межгосударственным Советом ЕврАзЭС соответствующего акта, констатирующего завершение объединения таможенных территорий без каких-либо изъятий. Этот решительный шаг прекратит продолжающееся декларирование некоторых товаров на внутренних границах стран - участниц таможенного союза и окончательно убедит субъектов хозяйствования в создании реального единого таможенного пространства.

 

27.07.2012 г.

 

Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь