


Материал помещен в архив
О МАГИСТРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ
Магистратура и Болонский процесс
Магистратура получила закрепление в образовательной системе Республики Беларусь почти 20 лет назад на заре становления ее как самостоятельного государства, когда в соответствии со ст.32 Закона РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» в структуру высшего образования были включены такие ступени как бакалавриат и магистратура.
Однако фактически институт магистратуры «заработал» лишь на рубеже прошлого и нынешнего веков после окончания переходного периода от советской к существующей в настоящее время системе высшего образования, сочетающей в себе элементы советской системы высшего образования и европейской системы высшего образования, основанной на:
1) Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165) от 11.04.1997 (г.Лиссабон);
2) Совместной декларации европейских министров образования от 19.06.1999 (г.Болонья) (далее - Болонская декларация).
Республиканский совет ректоров высших учебных заведений в своем решении от 10.06.2009 № 2 «Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь» отметил, что страна включилась в процесс формирования общеевропейского образовательного пространства и процессы совершенствования высшего образования, осуществляемые в Республике Беларусь, в части основополагающих целей и устремлений созвучны идеям, провозглашенным Болонской декларацией.
Несмотря на возможность возникновения некоторых негативных последствий (проблемы сохранения национальных интересов при продвижении и интеграции в общее образовательное пространство, выбор оптимальных, сбалансированных решений; сохранение качества образования на первой ступени, определение оптимальных дифференцированных сроков обучения; вероятность интенсивного оттока квалифицированных специалистов из республики в другие государства; увеличение финансовых затрат, связанных с осуществлением процедур международной аккредитации высших учебных заведений и созданием необходимых институтов сотрудничества), ректоры посчитали целесообразным присоединение Республики Беларусь к реализации целей и задач, указанных в Болонской декларации.
Эти подходы нашли отражение в Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 01.07.2011 № 893.
Так, в п.14 мероприятий названной Государственной программы (приложение 3) в целях реализации ее положений предусматривается проведение в 2011-2013 гг. подготовки к вступлению Республики Беларусь в Болонский процесс, разработка нормативных правовых актов по внедрению модульно-рейтинговой системы обучения, осуществление перехода к кредитно-рейтинговой системе.
Магистратура как II ступень высшего образования
В настоящее время институт магистратуры регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании), а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно законодательству магистратура - II ступень высшего образования, во время которого осуществляется углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
Лица, обучающиеся в магистратуре, именуются магистрантами и имеют статус студентов, обучающихся на II ступени высшего образования.
Прием в магистратуру осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения высшего образования II ступени, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2012 № 110 (далее - постановление № 110).
Действие указанных правил распространяется на учреждения высшего образования независимо от их формы собственности и подчиненности, реализующие образовательную программу высшего образования II ступени, а также на лиц, поступающих в указанные учреждения образования для получения высшего образования II ступени в очной, заочной (в т.ч. дистанционной) формах получения образования.
Конкурс на прием в магистратуру
В конкурсе на прием в магистратуру могут принимать участие лица, получившие высшее образование I ступени, подтвержденное соответствующим документом об образовании.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют право участвовать в конкурсе на прием в магистратуру в государственных учреждениях высшего образования за счет средств республиканского бюджета, если получать образование на данной ступени образования за счет средств республиканского бюджета они будут впервые, либо в государственных или частных учреждениях высшего образования на платной основе - за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или собственных средств гражданина.
Участвовать в конкурсе на получение высшего образования II ступени в государственных или частных учреждениях высшего образования на вышеуказанных условиях вправе иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Эти же лица имеют право поступать в государственные или частные учреждения высшего образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, могут поступать в учреждения высшего образования для получения высшего образования II ступени:
• в соответствии с международными договорами Республики Беларусь за счет средств бюджета или на платной основе;
• по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего образования Республики Беларусь на платной основе;
• по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком обучения в объемах, достаточных для освоения содержания образовательной программы высшего образования II ступени, на платной основе.
Два вида образовательных программ
На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа двух видов:
1) образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра;
2) образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.
Учреждения высшего образования, которые наделены правом на подготовку магистров
Из предусмотренных в законодательстве об образовании учреждений высшего образования правом на подготовку магистров наделены только следующие учреждения высшего образования, прошедшие государственную аккредитацию:
1) классический университет - учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по разным профилям образования, направлениям образования, образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по разным профилям образования, направлениям образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующим профилям образования, направлениям образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов), образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
2) профильный университет (академия, консерватория) - учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одному или нескольким профилям образования, образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одному или нескольким профилям образования, образовательные программы послевузовского образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующему профилю (профилям) образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
3) институт - учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям) одного или нескольких профилей образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по одной или нескольким специальностям одного или нескольких профилей образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.
В институтах, находящихся в подчинении Национальной академии наук Беларуси, реализация образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, не является обязательной.
На официальном сайте Министерства образования РБ (далее - Минобразования РБ), содержащем списки 46 государственных и 10 негосударственных учреждений высшего образования, не указаны те из них, которые наделены правом подготовки магистров (http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=18461).
Анализ сайтов этих учреждений высшего образования показывает, что на данный момент 41 государственное учреждение высшего образования и 4 негосударственных информируют о наличии у них магистратур (более 78 % от числа всех учреждений высшего образования республики), в которых в зависимости от учреждения образования реализуется образовательная программа высшего образования II ступени либо по одной, либо по нескольким специальностям, число которых в некоторых учреждениях высшего образования доходит до 30.
Иерархия видов учебных программ, на базе которых осуществляется подготовка магистров
Подготовка магистров осуществляется на базе нескольких видов учебных программ, иерархия которых выглядит следующим образом.
Главная - это типовая учебная программа по соответствующей учебной дисциплине, на базе которой по соответствующей учебной дисциплине формируются учебные программы названных выше видов учреждений высшего образования.
Допускается использование экспериментальных учебных программ по учебным дисциплинам.
Наконец, предусмотрено принятие программ-минимумов кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и программ-минимумов кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам.
В программах-минимумах кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине и программах-минимумах кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине определяются цели и задачи изучения соответствующей общеобразовательной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности магистранта, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Указанные программы-минимумы кандидатского экзамена (кандидатского зачета) по общеобразовательным дисциплинам - технические нормативные правовые акты. Они разрабатываются и утверждаются Минобразования РБ.
На основе названных учебных программ, а также учебного плана учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности, специализации) готовится индивидуальный план работы магистранта, в котором предусматриваются мероприятия по освоению образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго вида и устанавливаются перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включающий программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научно-исследовательской работы, формы и сроки отчетности.
Индивидуальные планы работы магистрантов разрабатываются учреждениями высшего образования и утверждаются их руководителями.
Аттестация магистрантов
Деятельность магистранта по освоению содержания образовательных программ подвергается контролю. Контроль осуществляется в виде текущей и итоговой аттестации.
Формы текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени первого вида:
• зачет (дифференцированный зачет);
• экзамен по учебной дисциплине;
• кандидатский зачет (дифференцированный зачет) по общеобразовательной дисциплине;
• кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине.
Перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские экзамены и кандидатский зачет, устанавливается Высшей аттестационной комиссией РБ.
Этот перечень невелик (перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские экзамены и кандидатский зачет (дифференцированный зачет) (приложение к постановлению Высшей аттестационной комиссии РБ от 29.02.2012 № 1) и включает 3 общеобразовательные дисциплины:
1) иностранный язык - кандидатский экзамен;
2) философию и методологию науки - кандидатский экзамен;
3) основы информационных технологий - кандидатский зачет (дифференцированный зачет).
Формы текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени второго вида:
• зачет (дифференцированный зачет);
• экзамен по учебной дисциплине.
Результаты текущей аттестации магистрантов оцениваются так, как это принято в системе высшего образования, а именно: отметками в баллах по 10-балльной шкале либо отметками «зачтено» или «не зачтено». Положительными считаются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено».
Итоговая аттестация магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов проводится в форме защиты магистерской диссертации (п.6 ст.215 Кодекса об образовании).
Требования к магистерской диссертации
Кодекс об образовании не определяет требования, предъявляемые к структуре, форме, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации, и не содержит отсылочной нормы, в которой бы указывался государственный орган, обязанный установить соответствующие требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
В самом общем виде эти требования были изложены в Положении о второй ступени высшего образования (магистратуре), утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 18.01.2008 № 68 (далее - Положение, Постановление № 68 соответственно). Согласно п.19 Положения магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, направленным на формирование методологических представлений и методических навыков обучающегося в избранной области деятельности (научно-исследовательская, научно-педагогическая, инновационная) и содержащим аналитический обзор по теме, соответствующей специальности и отрасли науки, по которым планируется обучение в аспирантуре (адъюнктуре).
Однако постановлением № 110 с 14 февраля 2012 г. признаны утратившими силу и Постановление № 68, и Положение.
Представляется, что до момента урегулирования в нормативном порядке вопроса о структуре, содержании, объеме и порядке защиты магистерской диссертации могут использоваться вышеприведенные требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
На уровне Минобразования РБ в 2011 г. предприняты меры по утверждению макета образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры) (далее - Стандарт). Стандарт разработан в государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» и содержит подп.9.2 «Требования к магистерской диссертации».
Согласно названному документу требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации определяются учреждением высшего образования на основе Стандарта и Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования.
При подготовке магистерской диссертации магистрант должен продемонстрировать, опираясь на полученные знания и сформированные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, умение решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, способность интегрировать научные знания, научно аргументировать свою точку зрения.
Стандарт устанавливает различные требования к магистерской диссертации в зависимости от вида образовательной программы высшего образования II ступени.
Так, магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической или экспериментальной задачи в определенной отрасли науки.
Она должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. При этом научно-исследовательская часть должна составлять не менее 50 % объема диссертации.
Магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической, экспериментальной или прикладной задачи, связанной с определенным направлением деятельности.
Так же как и магистерская диссертация первого вида образовательной программы высшего образования II ступени, магистерская диссертация, завершающая второй вид образовательной программы высшего образования II ступени, должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. Однако ее научно-исследовательская часть должна составлять не менее 70 % объема диссертации.
Результаты итоговой аттестации магистрантов оцениваются отметками «защитил(а)» с отметкой в баллах по 10-балльной шкале или «не защитил(а)». Положительной считается отметка «защитил(а)» с отметкой не ниже 4 баллов.
Магистрантам, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по ее результатам отметки «защитил(а)» с отметкой ниже 4 баллов или «не защитил(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы государственной экзаменационной комиссии, но не ранее чем через 10 месяцев в течение 2 лет после отчисления из учреждения высшего образования, если они осваивали содержание образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов.
Студенты, успешно завершившие курс подготовки и освоившие содержание образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго видов, получают диплом магистра. Вместе с дипломом магистра выдаются приложения к ним в виде выписки итоговых отметок (выписки из зачетно-экзаменационных ведомостей), которые без соответствующего документа об образовании недействительны.
Магистратура как ступень в получении ученой степени
Магистратура - ступень для дальнейшего повышения образования и получения в установленном порядке ученой степени. Диплом магистра дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
Следует отметить, что до недавнего времени существовали ограничения на использование материалов магистерской диссертации в кандидатской диссертации.
Так, предусматривалось, что соискателем ученой степени кандидата наук могли использоваться материалы его магистерской диссертации, если они были необходимы для полноты изложения представляемой кандидатской диссертации. Однако при этом используемые материалы магистерской диссертации не должны были включаться и в положения, выносимые на защиту, и в выводы кандидатской диссертации, а объем этих материалов не должен был составлять более 1/5 объема основной части кандидатской диссертации (п.25 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 17.11.2004 № 560). Данное достаточно спорное положение, закрепленное в указанном нормативном правовом акте, просуществовало недолго. Указом Президента РБ от 17.11.2009 № 556 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560» приведенное ограничение было полностью исключено из названного нормативного правового акта
Как следствие, результаты исследования, отраженные в магистерской диссертации, могут без каких-либо ограничений использоваться в кандидатской диссертации вчерашнего магистра, а ныне соискателя ученой степени кандидата наук.
Заключение
Магистратура узаконена в Республике Беларусь как самостоятельный институт, II ступень высшего образования.
Вопросы, связанные с поступлением в магистратуру, подготовкой магистров, включая их аттестацию, закреплены в различных нормативных правовых актах. Магистратура получила соответствующее развитие в сфере образовательных практик большинства учреждений высшего образования страны. Подготовка магистров должна осуществляться на основе существующего нормативного материала, общего для всех специальностей, но с обязательным учетом специфики объекта и предмета исследования.
10.04.2012 г.
Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент