Пособие от 21.01.2013
Автор: Радобольская Г.

О Методических рекомендациях о порядке разработки и применения укрупненных нормативов строительства объектов


 

Материал помещен в архив

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ

Методические рекомендации о порядке разработки и применения укрупненных нормативов строительства объектов утверждены приказом Минстройархитектуры РБ от 08.05.2012 № 144.

Укрупненные нормативы строительства объектов предназначены для определения сметной стоимости строительства объекта и расхода ресурсов на строительство объекта на стадиях: обоснование инвестирования в строительство, архитектурный проект и утверждаемая архитектурная часть строительного проекта, формирования цены заказчика и цены предложения подрядчика по подрядным работам при строительстве, а также для других целей в соответствии с законодательством.

Основные требования, предъявляемые к укрупненным нормативам строительства объектов

При разработке укрупненных нормативов строительства объектов учитываются следующие требования:

• обеспечение достоверного расчета необходимого расхода ресурсов в натуральном выражении;

• обеспечение сметной стоимости строительства для определения как цены заказчика, так и цены предложения подрядчика по подрядным работам;

• техническая и экономическая обоснованность укрупненных нормативов строительства объектов, выражающаяся в сбалансированности затрат и обеспечении современного уровня архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

• простота и удобство применения укрупненных нормативов строительства объектов (далее - УНСО), сокращение объема и времени составления сметной документации, формирования цены заказчика и цены предложения подрядчика.

Укрупненные нормативы строительства объектов могут быть специфическими для отдельных видов строительства, которые следует применять по своему назначению в пределах соответствующего вида строительства. При этом порядок применения укрупненных нормативов строительства объектов указывается в методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на их основе на соответствующих стадиях проектирования или, в случае необходимости, дополнительно в технических частях сборников укрупненных нормативов строительства объектов.

Классификация укрупненных нормативов строительства объектов

Укрупненные нормативы строительства объектов классифицируются по следующим основным критериям:

по области их применения - на общереспубликанские, ведомственные и производственные;

по назначению вида строительства - на объекты жилищного строительства, гражданского строительства, промышленного строительства, инженерные коммуникации и сооружения, прочие объекты строительства;

по виду инвестиционного процесса в строительстве - на возведение, ремонт, реставрацию;

по форме выражения затрат, в т.ч. уровню цен и видам нормативов расхода ресурсов - на ресурсные, стоимостные и комбинированные (ресурсные и стоимостные совместно).

При этом:

- ресурсные укрупненные нормативы строительства объектов могут в свою очередь подразделяться по видам нормативов расхода ресурсов - на нормы расхода материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах;

- стоимостные укрупненные нормативы строительства объектов могут подразделяться в зависимости от уровня цен - на среднереспубликанские в текущем уровне цен или по областям и г.Минску в текущем уровне цен на установленную дату разработки;

по степени детализации (укрупнения) - на объект в целом, на часть объекта, по видам работ и конструктивных элементов;

по типу показателя укрупненные нормативы строительства объектов могут определяться в натуральных показателях, т.е. по ресурсным укрупненным нормативам строительства объектов, и в денежном выражении, т.е. по стоимостным укрупненным нормативам строительства объектов;

по виду расчетной единицы измерения, которая в свою очередь подразделяется на детальную и на комплексную.

Комплексная расчетная единица измерения - это единица измерения, характеризующая объект в целом.

Детальная расчетная единица измерения - это единица измерения, характеризующая потребительские качества видов работ и конструктивных элементов объекта.

Укрупненные нормативы строительства объектов могут быть абсолютные, которые формируются в натуральных показателях - по ресурсным укрупненным нормативам строительства объектов, и в денежном выражении - по стоимостным укрупненным нормативам строительства объектов. Удельные укрупненные нормативы строительства объектов выражаются на расчетную единицу измерения.

Структура укрупненных нормативов строительства объектов

Структура укрупненных нормативов строительства объектов зависит от формы выражения затрат и видов затрат, включаемых в главы сводного сметного расчета стоимости строительства, а также статей и состава затрат.

Стоимостные и комбинированные укрупненные нормативы строительства объектов могут содержать затраты в целом по всем главам или по отдельным главам сводного сметного расчета стоимости строительства: затраты, предусмотренные главами 2-7, и (или) затраты, предусмотренные главами 1, 8-11 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Ресурсные укрупненные нормативы строительства объектов могут включать в себя затраты, предусмотренные главами 2-7 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Структура по статьям затрат может включать укрупненные нормативы строительства объектов на:

• строительно-монтажные работы по объекту в целом, его части и (или) по видам работ и типам конструктивных элементов;

• монтажные работы и оборудование внутренних инженерных систем, в т.ч. и подъемно-транспортного оборудования;

• монтажные работы и технологическое оборудование, мебель и инвентарь;

• прочие статьи затрат.

Структура стоимостных УНСО по составу затрат может включать в себя:

1) прямые затраты в разрезе элементов затрат: заработная плата; эксплуатация машин и механизмов, в т.ч. заработная плата машинистов; материалы, изделия, конструкции, транспортные расходы;

2) прямые затраты в разрезе элементов затрат, общехозяйственные и общепроизводственные расходы и плановая прибыль по всем видам строительных, специальных строительных и монтажных работ в зависимости от места строительства (городское строительство, включая г.Минск; строительство в сельской местности);

3) другое сочетание затрат.

Структура ресурсных УНСО по составу затрат может включать:

1) основные нормативы расхода ресурсов;

2) вспомогательные (прочие) нормативы расхода ресурсов;

3) другое сочетание затрат.

Разработка укрупненных нормативов строительства объектов

Разработка общереспубликанских и ведомственных укрупненных нормативов строительства объектов осуществляется по поручению Министерства архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры) либо по поручению республиканских органов государственного управления соответствующими организациями (далее - исполнители).

Разработка производственных УНСО осуществляется исполнителем самостоятельно.

Перечень исходных данных и номенклатура проектов по объектам, на основании которых намечается разработка укрупненных нормативов строительства объектов, подготавливается исполнителем - разработчиком общереспубликанских и ведомственных УНСО и согласовывается Минстройархитектуры, республиканским органом государственного управления.

При этом используется для разработки укрупненных нормативов строительства объектов республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры, не только собственная информация, а также информация и других государственных органов управления (министерств, ведомств, областных и Минского городского исполнительных комитетов), на основании которой готовится перечень объектов.

Проекты объектов, включенных в перечень, должны отвечать следующим требованиям:

• периоду времени, т.е. объекты должны быть возведены или запроектированы на дату разработки укрупненных нормативов строительства объектов УНСО;

• стадии проектирования, т.е. проектно-сметная документация по объектам должна соответствовать строительному проекту «С» при одно-, двух-, трехстадийном проектировании;

• виду инвестиционного процесса в строительстве, т.е. возведение, ремонт, реконструкция.

Перечни объектов, полученные у государственных органов управления, направляются исполнителю с целью формирования номенклатуры объектов-представителей, на основании которых производится разработка укрупненных нормативов строительства объектов, которые согласовываются с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры.

Исполнитель для формирования номенклатуры объектов-представителей проводит изучение, систематизацию и отбор проектов, исходя из программ развития отдельных отраслей экономики и специфических особенностей отраслей экономики. Исполнитель в соответствии с номенклатурой объектов-представителей, согласованной с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры, направляет запросы в проектные организации для получения исходной информации.

Перечень исходной информации по проектам объектов-представителей должен содержать:

• технико-экономические показатели по объекту;

• общую пояснительную записку к проекту;

• типовые планы этажей и разрезов по объекту;

• сметную документацию, в т.ч. ведомость объемов работ и расхода ресурсов, ведомость ресурсов на машинных носителях;

• другую информацию, необходимую для разработки УНСО и согласованную исполнителем с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры.

При разработке удельных укрупненных нормативов строительства объектов УНСО расчетные единицы измерения должны выбираться таким образом, чтобы определение по ним стоимости строительства не требовало сложных расчетов. Единица измерения, на которую приводится стоимость в укрупненных нормативах строительства объектов, должна наиболее достоверно отражать технологические, конструктивные, объемно-планировочные и другие существенные особенности объектов-представителей.

Разработанные нормативы оформляются в виде соответствующих сборников в разрезе их классификации и области применения.

Общереспубликанские укрупненные нормативы строительства объектов, разработанные организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, и ведомственные укрупненные нормативы строительства объектов, разработанные организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления, рассматриваются Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры и Министерстве экономики РБ.

Рекомендованные Межведомственной комиссией общереспубликанские и ведомственные укрупненные нормативы строительства объектов утверждаются Минстройархитектуры, ведомственные - соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры. Производственные укрупненные нормативы строительства объектов утверждаются в установленном в организации порядке.

 

21.01.2013

 

Галина Радобольская, специалист по сметному делу