


Материал помещен в архив
О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ ПОДТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЙ
![]() |
Ситуация Организация использует в своем технологическом цикле действующие вещества пестицидов. Для каждого из данных веществ имеются утвержденные в РУП «Научно-практический центр гигиены» методики определения в объектах окружающей среды и растительных материалах. Должна ли организация как производитель средств защиты растений разрабатывать методики определения действующих веществ пестицидов в объектах окружающей среды и растительных материалах, а также доказывать их пригодность в процессе проведения метрологической экспертизы? |
В связи с введением в действие ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т (далее - ЭкоНиП):
1) необходимо применять при осуществлении контроля за соблюдением требований ЭкоНиП:
- методики выполнения измерений, прошедшие процедуру метрологического подтверждения пригодности методик выполнения измерений;
- методики выполнения измерений, включенные в технические нормативные правовые акты (далее - методики), и включенные в реестр технических нормативных правовых актов и методик выполнения измерений в области охраны окружающей среды (далее - реестр) (п.1.3);
2) при наличии в технологическом процессе природопользователя специфических загрязняющих веществ и показателей качества, поступление которых возможно в окружающую среду, не включенных в перечень показателей качества и загрязняющих веществ, подлежащих контролю инструментальными методами согласно приложению К к ЭкоНиП, и не обеспеченных соответствующей методической базой для их определения в объектах окружающей среды, природопользователь обеспечивает разработку и внесение методики по определению данных веществ и показателей в реестр, так как вещества пестицидов, находящиеся в хозяйственном обороте организации, не включены в приложение K к ЭкоНиП (п.12.3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2023 г. следует руководствоваться ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды от 29.04.2023 № 4-Т. |
Сфера действия ЭкоНиП
Экологические нормы и правила устанавливают требования к экологической безопасности при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на окружающую среду, включая:
• требования к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации различных объектов;
• требования к охране земель (почв) при снятии, сохранении и использовании плодородного слоя почвы;
• требования по охране земель при размещении и эксплуатации внутрихозяйственных карьеров;
• требования по охране земель (почв) при рекультивации нарушенных земель;
• требования по установлению нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод;
• требования к показателям качества и концентрации загрязняющих веществ в подземных водах в местах расположения источников вредного воздействия на подземные воды;
• требования к ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;
• требования в области охраны атмосферного воздуха;
• требования в области обращения с отходами производства;
• требования к проведению аналитического (лабораторного) контроля и локального мониторинга окружающей среды;
• периодичность отбора проб и проведения измерений в зависимости от объекта контроля и его характеристик при осуществлении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды природопользователями;
• периодичность отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, определяемая при подготовке территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заявок на проведение аналитического контроля;
• требования к расчету массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, и иных показателей для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде (п.1.1).
Что является загрязняющим веществом
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»:
• загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, поступление которых в окружающую среду вызывает ее загрязнение;
• загрязнение окружающей среды - поступление в компоненты природной среды, нахождение и (или) возникновение в них в результате вредного воздействия на окружающую среду вещества, физических факторов (энергия, шум, излучение и иные факторы), микроорганизмов, свойства, местоположение или количество которых приводят к отрицательным изменениям физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, в том числе к превышению нормативов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, отнесение того или иного вещества к загрязняющему зависит от того, вызывает оно или нет отрицательные изменения окружающей среды при поступлении. Для этих веществ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) в компонентах окружающей среды (атмосферном воздухе, почве, воде) и нормативы допустимых выбросов и сбросов.
Загрязняющее вещество может попасть в окружающую среду различными способами:
1) посредством выброса в атмосферный воздух. Для обеспечения инвентаризации, нормирования, получения разрешения, учета, аналитического контроля и тому подобного необходимо соотнести вещество с позицией СТБ 17.08.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.01.2009 № 3;
2) посредством сброса в составе сточных вод при осуществлении специального водопользования при сбросе в поверхностный водный объект или в подземные воды. В данном случае следует придерживаться требований Инструкции о порядке установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.05.2017 № 16, - пестициды будут классифицированы как специфические загрязняющие вещества, для них будут установлены нормативы допустимых сбросов;
3) при применении для обработки полей;
4) в случаях аварийного загрязнения окружающей среды.
Таким образом, если на указанные пестициды (или их компоненты) установлены ПДК либо получены разрешения на выбросы (специальное водопользование), то поступление их в окружающую среду возможно.
Об аккредитации методик
Вопросы аккредитации методик упомянуты в Законе Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства средств измерений»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 ноября 2020 г. Закон № 3848-XII изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 254-З. Следует руководствоваться ст.19 новой редакции Закона № 3848-XII. |
Сфера законодательной метрологии определена в ст.16 Закона № 3848-XII и распространяется на измерения, выполняемые при:
• осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
• определении налоговой базы;
• осуществлении таможенных и банковских операций;
• обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
• проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
• обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной, ядерной и радиационной безопасности;
• осуществлении геодезической и картографической деятельности;
• осуществлении гидрометеорологической деятельности;
• оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
• проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
• проведении экспертиз;
• обеспечении обороны и безопасности государства;
• обеспечении охраны окружающей среды;
• обеспечении охраны труда;
• осуществлении государственного метрологического надзора;
• осуществлении метрологического контроля;
• осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
• проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
• производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
• регистрации международных и национальных спортивных рекордов.
Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.
Таким образом, измерения в области охраны окружающей среды, также как и в области защиты жизни и здоровья человека, относятся к законодательной метрологии и должны выполняться по правилам, установленным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений осуществляется в соответствии с требованиями главы 6 Инструкции о порядке осуществления метрологического контроля, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.03.2007 № 16, и ТКП 8.006-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений. Правила проведения работ»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июня 2021 г. следует руководствоваться Правилами осуществления метрологической оценки в виде работ по государственной поверке средств измерений, утв. постановлением Госстандарта от 21.04.2021 № 40. С 1 августа 2021 г. ТКП 8.006-2011 отменен постановлением Госстандарта от 01.07.2021 № 73. |
23.05.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»