Пособие от 09.04.2014
Автор: Белокопытов В., Филиппенков В.

О некоторых направлениях совершенствования законодательства о строительстве в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные модели (схемы) правонарушений, совершаемых в ходе осуществления строительной деятельности

Предложения по совершенствованию законодательства о строительной сфере и механизмов по снижению ее коррупциогенности

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14.01.2014 № 26 «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Основные модели (схемы) правонарушений, совершаемых в ходе осуществления строительной деятельности

Одна из острых проблем строительной отрасли - коррупция.

Большинство правонарушений и преступлений связано с коррупционными проявлениями, использованием предпринимательских лжеструктур с целью ухода от налогов и обналичивания денежных средств, мошенничеством и хищениями, завышением объемов и стоимости проектных и строительных работ, используемых оборудования и материалов, незаконной предпринимательской деятельностью, нарушением требований технических нормативных актов в области строительства, нецелевым использованием средств граждан, строящих жилье.

Анализ преступлений, регистрируемых по ст.430-432 Уголовного кодекса РБ (далее - УК), свидетельствует, что в основном они связаны с фактами взяточничества за заключение договоров строительного подряда, предоставление дополнительных объемов работ, льготных условий строительства, благоприятное решение вопросов об увеличении стоимости строительных работ, выделение участков под строительство объектов, подписание актов контрольных обмеров, своевременное финансирование, аренду помещений, перепланировку квартир, решение жилищных и других бытовых вопросов, а также оказание субъектам предпринимательской деятельности услуг производственного характера.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2021 г. следует руководствоваться ст.430-432 УК с изменениями, внесенными Законом от 06.01.2021 № 85-З. Комментарий см. здесь.

 

Пример 1

Уголовное дело, возбужденное по части второй ст.431 УК в отношении Д., который совместно с гражданами С. и Д. подстрекал Х. к даче взятки должностным лицам государственного производственного объединения «Минскстрой» за решение вопроса о заключении договора по созданию объекта долевого строительства трехкомнатной квартиры в г.Минске и получил от последнего 4 000 долл. США.

 

Распространена практика использования строительными организациями в качестве субподрядчиков лжепредпринимательских структур, которые строительные работы не выполняют, а помогают руководителям подрядных организаций в сокрытии доходов, завышении объемов выполненных строительных работ, легализации материальных ресурсов, приобретенных за наличный расчет, а также в обналичивании денежных средств.

Не единичны факты, когда должностные лица берут взятки за благоприятное решение вопросов заключения договоров подряда, подписания актов выполненных, а точнее, невыполненных работ.

 

Пример 2

Бывший генеральный директор акционерного общества «Монолит Град» систематически получал взятки от управляющего общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Анлиса» за благоприятное заключение договора субподряда. В настоящее время он арестован.

В суд направлено дело в отношении директора коммунального предприятия «УКС-Контакт», который в начале этого года получил взятку от директора ООО «Белмаркет» за заключение договора на поставку электротехнической продукции. Бывший директор управления капитального строительства (УКС) Лоевского района за взятку подписал акты приемки и справки стоимости работ (невыполненных), из-за чего подрядчик получил незаработанное. Это причинило ущерб бюджету Лоевского района в особо крупном размере, возбуждено уголовное дело.

Руководители, злоупотребляя свои служебным положением, списывают со счетов предприятий финансовые средства на собственные нужды. Так, руководитель УКС Барановичского районного исполнительного комитета систематически оплачивала за счет предприятия свои отпуска в Объединенных Арабских Эмиратах и европейских странах.

Расследуется уголовное дело по части третьей ст.430 УК в отношении П., который, работая в должности директора учреждения, из корыстных побуждений принял от директора ООО Б. денежные средства на общую сумму не менее 15 000 долл. США за благоприятное решение вопросов по заключению договоров строительного подряда с ООО по капитальному ремонту и модернизации капитальных строений, кровли здания склада и по прокладке теплосетей, прилегающих к складу и административному зданию учреждения, а также по подписанию актов сдачи-приемки и справок стоимости фактически невыполненных строительных работ.

 

Изучение фабул уголовных дел показывает, что распространению взяточничества способствовала практика преимущественно единоличного решения должностными лицами строительных организаций производственно-технологических, кадровых, финансово-хозяйственных и иного характера вопросов.

Представляется, что снижению уровня коррупциогенности могло бы способствовать более широкое распространение коллегиального порядка принятия решений по вопросам осуществления строительной деятельности, повышение прозрачности подрядных торгов, дисциплины финансовых и организационных отношений, информирование трудовых коллективов, заказчиков и общественности о выборе деловых партнеров, заключении договоров на строительство, ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство объектов, приобретение материалов, использование механизмов.

Анализ дел свидетельствует, что преступления, связанные с хищениями денежных средств в строительной отрасли, совершаются, как правило, путем составления фиктивных актов на выполненные работы, а также незаконной выплаты должностным лицам премий и денежных средств на командировочные расходы.

Получило распространение хищение руководителями организаций и их структурных подразделений строительных материалов и других материальных ресурсов, при этом размер похищенного имущества нередко оценивается сотнями миллионов рублей. Установлены факты хищений в особо крупных размерах в промышленности строительных материалов, где руководители и другие должностные лица незаконно перечисляли денежные средства на расчетные счета лжепредпринимательских структур.

 

Пример 3

В 2014 г. возбуждено уголовное дело по части первой ст.210 УК в отношении О., старшего прораба предприятия, который, злоупотребляя служебными полномочиями, со строительного объекта совершил хищение 4,8 т бетона, чем причинил материальный ущерб предприятию на сумму 1,2 млн.руб.

 

Распространены случаи причинения строительным организациям ущерба незаконными действиями должностных лиц, которые, желая избавить себя от материальных затрат при производстве строительных и ремонтных работ, привлекали в рабочее время подчиненных работников для осуществления безвозмездных работ на объектах недвижимости, принадлежащих им на праве частной собственности, используя при этом без оплаты строительную технику и другие механизмы.

Выявлены многочисленные факты нецелевого использования руководителями строительных организаций средств граждан, строящих жилье.

 

Пример 4

В досудебном производстве находятся уголовные дела в отношении Х., который, являясь председателем кооператива, с умыслом хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями перевел со специального счета, открытого для аккумулирования денежных средств дольщиков, и расчетного (текущего) счета кооператива в качестве оплаты товаров, услуг и иных нужд, не связанных со строительными нуждами, в т.ч. для выплаты заработной платы и займов себе и другим работникам указанного кооператива, не менее 750 млн.руб., принадлежащих дольщикам, что повлекло причинение потерпевшим вреда в особо крупном размере.

Он же, используя чековую книжку кооператива, необоснованно получил с его расчетного счета 11,9 млн.руб. по чекам, принадлежащим дольщикам, совершив путем злоупотребления служебными полномочиями повторно хищение денежных средств в крупном размере.

Расследуется также уголовное дело по части третьей ст.424 УК в отношении Р., директора закрытого акционерного общества. Желая получить прибыль от строящегося жилого дома в комплексе с многоярусной автостоянкой и освобождения общества от платежей, производимых за счет собственных денежных средств, она совершила действия, выразившиеся в израсходовании аккумулированных на специальном счете общества денежных средств участников долевого строительства в размере 247,3 млн.руб. на цели, непосредственно не связанные со строительством жилого дома, причинив дольщикам ущерб в особо крупном размере.

 

Высок уровень коррупции в системе дорожного строительства, где выявлены многочисленные факты легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, руководителями и другими должностными лицами дорожно-строительных организаций. Преступные группы похищали строительные материалы и сбывали их по подложным документам сторонним организациям, а поступающие в виде платежей в адрес подставных фирм денежные средства обналичивали и присваивали.

Подобные факты коррупционной деятельности выявлены в ремонтно-строительных организациях, руководители которых заключали фиктивные договора с лжепредпринимательскими структурами на поставку строительных материалов. При этом материальные ресурсы фактически в ремонтно-строительные организации не поступали, а перечисленные на расчетные счета лжепредпринимательских структур денежные средства присваивались. Кроме того, должностными лицами ремонтно-строительных организаций одновременно похищались горюче-смазочные материалы путем внесения в путевые листы заведомо ложных сведений об осуществленных транспортом этих организаций грузоперевозках и якобы израсходованных горюче-смазочных материалах.

Имеют место факты взяточничества со стороны руководителей ремонтно-строительных организаций за признание возглавляемых организаций победителями в проводимых переговорах по выбору подрядной организации для выполнения строительных работ.

Установлены случаи злоупотребления служебными полномочиями со стороны руководителей комиссий по проведению подрядных торгов, когда в нарушение установленной процедуры, без обеспечения единства требований, конкуренции и создания равных конкурсных условий, в фиктивных переговорах определялась подрядная организация на выполнение строительно-монтажных работ.

 

Пример 5

В 2014 г. возбуждено уголовное дело по части 3 ст.424 УК в отношении Р., который, работая генеральным директором коммунального жилищного унитарного предприятия (далее - КЖУП), в нарушение пп.7, 10 Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 04.11.1999 № 339, заключил с директором частного унитарного предприятия П. договоры на проектирование и выполнение строительных работ по благоустройству объектов без проведения процедуры переговоров и наличия необходимой проектно-сметной документации, перечислив на расчетный счет подрядчика денежные средства в сумме 116,2 млн.руб., причинив КЖУП материальный ущерб в особо крупном размере.

 

Значительное увеличение стоимости строительных материалов за последние годы в Республике Беларусь также способствовало росту числа преступных деяний, связанных с хищением.

Распространены факты хищений должностными лицами строительных организаций материальных ресурсов путем завышения объемов выполненных работ и незаконного списания строительных материалов. При этом ущерб причиняли нередко в особо крупном размере. Продолжают фиксироваться случаи нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на осуществление строительных работ. При проведении подрядных торгов их победитель часто определяется без указания в конкурсной документации стоимости необходимого к монтажу оборудования, что способствует увеличению стоимости строительства объекта и наносит ущерб государственному бюджету.

 

Пример 6

Директор предприятия З. в ходе выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и модернизации жилого дома, финансируемых за счет бюджетных средств, желая избежать негативных последствий для предприятия в виде дополнительных материальных затрат за срыв срока выполнения строительных работ, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, за использованные не по назначению полученные целевые авансы и применение более низкого коэффициента по возмещению понесенных расходов, завысил в актах объемы выполненных работ на 136,9 млн.руб., из которых 88,7 млн.руб. были перечислены на счет предприятия, что повлекло причинение ущерба в крупном размере. В отношении него возбуждено уголовное дело по части второй ст.424 УК.

 

Значительное распространение коррупционных и других преступлений в строительстве во многом обусловлено недостаточным уровнем контроля за законностью совершаемых должностными лицами организаций уставных операций, а также несовершенством законодательства, регулирующего правоотношения в указанной отрасли и порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в сфере строительства.

Предложения по совершенствованию законодательства о строительной сфере и механизмов по снижению ее коррупциогенности

Созданная по поручению Президента РБ межведомственная рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли в 2013 г. детально изучила недостатки на всех этапах инвестиционного процесса и с учетом международного опыта выработала пути развития указанной отрасли на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Результат такой работы - ревизия и совершенствование всей отрасли законодательства, регулирующего строительную сферу. По результатам этой работы Президентом РБ был подписан Указ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ).

Указом ужесточен порядок предоставления земельных участков для строительства. В частности, запрещается, если иное не установлено Президентом РБ, отчуждение предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений земельных участков, передача их в аренду, а также передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков до того момента, пока собственниками (арендаторами) не будут зарегистрированы капитальные строения. Кроме того, запрещается увеличение площади земельных участков, предоставленных по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, а также изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.

На коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов возлагается обязанность оказывать инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, услуги по подготовке земельного участка для реализации инвестиционного проекта в случае обращения инвестора и за его счет.

В целях совершенствования подходов к строительству объектов инфраструктуры внесены изменения в Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

Так, для районов (кварталов) жилой застройки установлены требования к социальной инфраструктуре и составу минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры.

Предоставление заказчикам (застройщикам) земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальной жилой застройки будет осуществляться при наличии минимально необходимой инфраструктуры либо проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, на строительство объектов инфраструктуры.

До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов заказчиком, застройщиком обязательными будут разработка и утверждение предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций.

Процесс параллельного проектирования и строительства будет применяться лишь по решению Главы государства.

Законодательно закреплено, что архитектурная, градостроительная и строительная деятельность, а также услуги по обследованию зданий и сооружений осуществляются субъектами хозяйствования, имеющими аттестаты соответствия и аттестованный персонал. При этом руководителем проекта назначается работник соответствующей квалификации либо привлекается инженерная организация (инженер).

Предусмотрено реформирование коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, администраций районов г.Минска.

Приняты меры по защите прав граждан при строительстве жилья. Так, внесены изменения в Указ Президента РБ от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» и утверждена единая форма типового договора создания объекта долевого строительства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 марта 2019 г. действуют Указ Президента РБ от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве» (комментарии см. здесь) и форма типового договора создания объекта долевого строительства, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2019 № 156 (комментарий см. здесь).

 

Обратите внимание!

Типовой договор в обязательном порядке будет заключаться между гражданами и застройщиками при долевом строительстве жилья как с оказанием государственной поддержки, так и при коммерческом строительстве.

 

Привлечение средств дольщиков допускается только при возведении объекта строительства либо его части за счет собственных средств застройщика. При этом сумма направляемых средств должна составлять не менее 15 % от стоимости объекта.

Указом также предусмотрено ужесточение административной ответственности должностных лиц за необеспечение исполнения обязанностей, нарушение сроков и ненадлежащее выполнение работ в строительной деятельности.

Кроме того, на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик обязан предоставить заказчику (застройщику) обеспечение исполнения своих обязательств по устранению работ ненадлежащего качества.

 

Справочно

Министерству архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ) поручено утвердить альбом схем инвестиционного процесса, определяющий последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве, требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении стадий инвестиционного процесса.

 

Наряду с принятием Указа корректировке подвергнуты действующие, а также приняты новые нормативные правовые акты Правительства РБ, регулирующие порядок осуществления строительной деятельности в Республике Беларусь.

В частности, постановлением Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 85 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553» (далее - постановление) внесены изменения и дополнение в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. название Положения № 1553 изменено на основании постановления Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 85: «Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов».

 

Постановление предоставляет возможность формировать цену заказчика в зависимости от фактического срока начала строительства, что сократит затраты по внесению изменений в сметную документацию в связи с изменением сроков начала строительства (очередей строительства, пусковых комплексов), позволит определить реальную цену заказчика на дату фактического начала строительства и даст возможность подрядчику определить реальную цену предложения.

Постановление Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 86 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780» запрещает изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.

Постановлением Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 84 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 407» утверждена новая редакция Положения о порядке компенсации заказчиками, застройщиками жилых домов местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство, а также о порядке расчета усредненного показателя такой компенсации.

Вместе с тем результаты изучения положений законодательства, регулирующего правоотношения в сфере строительства, позволяют говорить о том, что в нормативных правовых актах по-прежнему содержатся нормы, соблюдение, применение и исполнение которых может способствовать возникновению рисков криминогенного характера.

В частности, явно не соответствует принципу баланса интересов и прав участников гражданского оборота предусмотренная подп.8.2 п.8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, обязанность подрядчика представлять заказчику сведения о наличии систем производственного контроля и управления охраной труда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2018 г. следует руководствоваться подп.8.2 п.8 Правил № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.04.2018 № 274.

 

Обратите внимание!

Хотя национальным законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов строительной отрасли иметь сертификаты соответствия систем производственного контроля и управления охраной труда, требование указанного нормативного правового акта может быть использовано должностными лицами контролирующих органов в т.ч. и для заключения с руководителями подрядных организаций коррупционных соглашений.

 

Неоднозначна и норма о переносе сроков строительства (изменении сроков выполнения работ), предусмотренная п.17 указанных Правил. Хотя изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производится только в исключительных случаях и по согласованию с Минстройархитектуры РБ и Министерством экономики РБ, перечень таких случаев (оснований) указанным нормативным правовым актом не определен.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 августа 2021 г. согласно ч.2 п.17 Правил № 1450 (в ред. постановления Совмина от 23.08.2021 № 481) в исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) осуществляется по согласованию:

• с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами - в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;

• с областными, Минским городским исполнительными комитетами - в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства).

С 17 сентября 2021 г. ч.2 п.17 Правил № 1450 дополнена абзацем на основании постановления Совмина от 17.09.2021 № 537: «с государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в отношении объектов индустриального парка* на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов».

 

При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, однако процедура согласования Правилами также не определена.

Не предусмотрен нормативным правовым актом и перечень оснований для отказа указанными государственными органами в согласовании переноса срока окончания строительства, что также не способствует прозрачности административной процедуры. Учитывая, что продление сроков строительства объектов может быть выгодно подрядной организации, правовая неопределенность при решении этих вопросов может способствовать коррупционным проявлениям как со стороны подрядчика, так и должностных лиц соответствующих государственных органов.

Заключение

Криминологическое исследование законодательства в сфере правового регулирования вопросов строительной отрасли в Республике Беларусь позволило выявить недостатки, устранение которых будет способствовать снижению коррупциогенности его отдельных правовых конструкций и норм. В их числе:

• отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня оснований проведения проверки или назначения экспертизы соответствия возможностей претендента требованиям организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов и условиям процедуры проведения указанной проверки (экспертизы);

• наличие в нормативных правовых актах усложненных процедур, связанных с переносом сроков строительства (изменением сроков выполнения работ), получением разрешений на реконструкцию жилых домов и нежилых построек на придомовой территории и др.

Устранение указанных недостатков позволит в значительной степени повысить предупредительный антикоррупционный и антикриминальный потенциал данной отрасли законодательства.

Снижению уровня коррупциогенности могла бы способствовать разработка Минстройархитектуры РБ (совместно с заинтересованными) нормативного правового акта, устанавливающего механизм для эффективного мониторинга за предпринимательской или уставной деятельностью строительных организаций, позволяющего своевременно выявлять и пресекать деятельность лжепредпринимательских структур. Одним из элементов такого механизма может стать создание государственными органами общедоступного реестра недобросовестных посредников, после внесения сведений о которых совершение с ними финансовых и хозяйственных операций запрещается.

В строительной отрасли целесообразно более широкое распространение коллегиального порядка принятия решений по вопросам строительной деятельности, повышения прозрачности подрядных торгов, дисциплины финансовых отношений, информирования трудовых коллективов о выборе деловых партнеров, заключения договоров на строительство объектов, приобретения материальных ресурсов и использования механизмов и оборудования.

Необходима разработка документа о создании системы страховых рисков в строительстве, а также изменение порядка финансирования и расчетов в строительстве. Так, по вновь начинаемым проектам следует перейти на расчеты за объект в целом, а в промышленном строительстве - по крупным законченным этапам.

Практика электронных торгов, возникшая как результат Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г.), показала, что в строительстве ни Республика Беларусь, ни Российская Федерация не готовы к этому новшеству, требуется корректировка данной процедуры.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Для совершенствования ценообразования необходим переход на ресурсный метод ценообразования в проектировании.

В целях повышения ответственности подрядчика за качество возводимых объектов следует нормативно закрепить обязательное резервирование на специальном счете средств, достаточных для устранения дефектов.

Заявления граждан по поводу некачественного и просроченного строительства должны рассматриваться судами незамедлительно, для чего потребуется внести соответствующие изменения (дополнения) в процессуальное законодательство.

Чтобы исключить случаи долгостроя, необходима разработка типового договора, который должен заключаться между гражданами и застройщиком при строительстве жилья, в котором в обязательном порядке следует предусмотреть жесткие обязательства сторон по финансированию, срокам и качеству строительства.

В законодательстве для индивидуальных предпринимателей, в т.ч. оказывающих услуги в строительстве, отсутствуют какие-либо ограничения по снятию ими наличных денежных средств со счетов. Это без труда позволяет через индивидуальных предпринимателей обналичивать средства и использовать их в собственных интересах. Для устранения условий получения незаконных доходов и их легализации может быть установлен запрет на снятие предпринимателями со счетов в банках определенной суммы или введен особый порядок налогообложения этих средств.

 

09.04.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

Владимир Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»