Пособие от 26.01.2017
Автор: Лимож Н.

О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сфера применения законодательства о растительном мире

Удаление объектов растительного мира

Компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира

Реализация законодательных изменений в подзаконных актах

 

Материал помещен в архив

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБРАЩЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

С 31 декабря 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 402-З, которым внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее соответственно - Закон № 402-З, Закон о растительном мире). Данные изменения коснулись порядка удаления, пересадки объектов растительного мира, а также компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира.

Ниже приводится характеристика основных изменений.

Сфера применения законодательства о растительном мире

В Законе о растительном мире уточнена сфера применения законодательства о растительном мире.

Отношения, связанные с изъятием или удалением древесно-кустарниковой растительности в населенных пунктах, урегулированы ст.37 Закона о растительном мире.

До принятия Закона № 402-З часть третья ст.2 и часть девятая ст.37 Закона о растительном мире определяли, что отношения, связанные с изъятием или удалением древесно-кустарниковой растительности, расположенной за границами населенных пунктов, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2022 г. следует руководствоваться ст.2 и гл.8 (ст.35-38) Закона о растительном мире с изменениями, внесенными Законом от 04.01.2022 № 145-З.

 

Однако из-за существенных различий в составах объектов и субъектов отношений, регулируемых законодательством о растительном мире и законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, имелись определенные трудности при выдаче разрешительных документов на изъятие, удаление и пересадку объектов растительного мира, расположенных за границами населенных пунктов и не входящих в лесной фонд, а также при решении вопросов, связанных с компенсационными посадками либо выплатами стоимости удаляемых объектов растительного мира.

Законодательство об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов с 31 декабря 2016 г. (с момента вступления в силу Лесного кодекса Республики Беларусь) перестало регулировать отношения, связанные с охраной и использованием не входящей в лесной фонд древесно-кустарниковой растительности.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения и дополнения в часть третью ст.2, ст.37 и 371 Закона о растительном мире в части исключения регулирования лесным законодательством отношений, связанных с изъятием или удалением древесно-кустарниковой растительности, расположенной за границами населенных пунктов.

Удаление объектов растительного мира

В Законе о растительном мире усовершенствован порядок удаления объектов растительного мира.

Так, до 31 декабря 2016 г. ст.37 Закона о растительном мире не содержала таких оснований для удаления объектов растительного мира, как:

• отнесение их к видам растений, распространение и численность которых подлежат регулированию в соответствии со ст.26 Закона о растительном мире (то есть ядовитые, содержащие наркотические вещества, инвазивные и др.);

• выполнение работ по улучшению санитарного состояния территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках осуществления мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• произрастание на сельскохозяйственных землях земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, деревья, находящиеся в аварийном состоянии и несущие угрозу жизни и здоровью граждан, объекты растительного мира, не позволяющие обслуживать газопроводы, нефтепроводы (продуктопроводы), воздушные и кабельные линии связи и электропередачи, согласно нормам Закона о растительном мире могли удаляться только на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, срок выдачи которого составляет 1 месяц, что не позволяло оперативно их удалить и тем самым ликвидировать угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на газопроводах, нефтепроводах (продуктопроводах), воздушных и кабельных линиях связи и электропередачи.

В этой связи ст.37 Закона о растительном мире дополнена нормами о том, что удаление, пересадка объектов растительного мира могут осуществляться без разрешений местных исполнительных и распорядительных органов в случаях, когда:

• в решении об изъятии и предоставлении земельного участка указаны условия удаления, пересадки находящихся на нем объектов растительного мира, а также размер и условия осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, если законодательными актами не предусмотрено освобождение от таких посадок либо выплат;

• землепользователь или уполномоченное им лицо проводит работы по удалению древесно-кустарниковой растительности на сельскохозяйственных землях земель сельскохозяйственного назначения (за исключением: бука, вяза (ильма, береста), граба, дуба черешчатого, дугласии (псевдотсуги), кедра, клена остролистного, липы, ясеня обыкновенного с диаметром ствола более 12 см на высоте 1,3 м, березы карельской);

• объекты растительного мира произрастают в оврагах, балках, на склонах с крутизной 25° и более и примыкающим к ним по периметру территориях шириной 100 м;

• деревья и кустарники находятся: в полезащитных полосах, в границах полос шириной 100 м в обе стороны от оси республиканской автомобильной дороги, 50 м в обе стороны от оси местной автомобильной дороги;

• землепользователь или уполномоченное им лицо проводит работы по удалению объектов растительного мира, отнесенных к видам растений, распространение и численность которых подлежат регулированию в соответствии со ст.26 Закона о растительном мире в редакции Закона № 402-З;

• деревья находятся в аварийном состоянии;

• выполняются работы по улучшению санитарного состояния территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках осуществления мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• деревья и кустарники произрастают в границах полосы отвода железной дороги, земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания газопроводов, нефтепроводов (продуктопроводов), воздушных и кабельных линий связи и электропередачи.

 

Обратите внимание!

В случаях удаления, пересадки объектов растительного мира при ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий, удаления объектов растительного мира, отнесенных к видам растений, распространение и численность которых подлежат регулированию, удаления деревьев, находящихся в аварийном состоянии, юридическое лицо или гражданин, которые выполнили указанные работы, должны будут направить в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление об удаленных, пересаженных объектах растительного мира (их видах, местонахождении, количестве, причине удаления).

Кроме этого, до удаления должно быть получено заключение о подтверждении нахождения объектов растительного мира в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии, выдаваемое специально уполномоченным местным исполнительным и распорядительным органом, юридическим лицом в области озеленения либо юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, или составлен акт о наличии места произрастания видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию.

Компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира

Законом о растительном мире усовершенствован порядок компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира.

До принятия Закона № 402-З компенсационные выплаты либо компенсационные посадки производились только при размещении объекта строительства в границах населенных пунктов, так как согласно ст.2 Закона о растительном мире отношения, связанные с изъятием или удалением древесно-кустарниковой растительности, расположенной за границами населенных пунктов, регулировались лесным законодательством, которым не предусмотрены посадки либо выплаты.

Исключение части третьей ст.2, а также корректировка ст.36 и 371 Закона о растительном мире позволило установить обязанность проведения компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при размещении, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства независимо от того, располагались ли указанные земли в границах населенных пунктов или за их границами.

В целях недопущения двойного взимания платежей за удаляемые объекты растительного мира внесены соответствующие изменения в ст.371 Закона о растительном мире, позволяющие не назначать компенсационные посадки либо компенсационные выплаты в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение потерь лесохозяйственного производства.

Реализация законодательных изменений в подзаконных актах

В целях реализации положений, установленных Законом № 402-З, Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 14.12.2016 № 1020, которым скорректировано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира» (далее - постановление № 1426): предусмотрено приведение в соответствие с Законом № 402-З Положения о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах и Положения о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, утвержденных постановлением № 1426 (далее - Положения).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 сентября 2021 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 17.09.2021 № 537.

С 13 мая 2023 г. следует руководствоваться Положением о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 10.05.2023 № 299.

 

Данные Положения изложены в новой редакции.

В названных нормативных правовых актах нашли реализацию требования ст.37 и 371 Закона о растительном мире которыми предусмотрено, что порядок выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира и порядок определения условий осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира определяется Советом Министров Республики Беларусь и действует не только в границах населенных пунктов, как было установлено до принятия Закона № 402-З, а также за границами населенных пунктов (за исключением объектов растительного мира, произрастающих в границах лесного фонда).

Кроме этого, новыми редакциями Положений предусмотрены следующие нововведения в части удаления, пересадки объектов растительного мира и осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат:

• в случаях пересадки объектов растительного мира не будут назначаться компенсационные посадки и компенсационные выплаты;

• разрешения на пересадку объектов растительного мира будут получать лица, заинтересованные в такой пересадке, с последующим заключением гражданско-правового договора на пересадку с юридическим лицом в области озеленения либо юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство;

• для удаления опасных деревьев не нужно получать разрешение местного исполнительного и распорядительного органа.

В остальных вопросах порядок выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах, разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах, а также порядок определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира остались прежними.

 

26.01.2017

 

Николай Лимож, юрист