


Материал помещен в архив
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА
В состав материальных затрат организаций, имеющих на балансе автотранспорт, включаются расходы на использование горюче-смазочных материалов. Все субъекты хозяйствования списание топлива должны производить по нормам, утвержденным постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций РБ (далее - Минтранс РБ) на соответствующий вид автомобильной техники. При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
Условия повышения и понижения норм расхода топлива
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции № 141 (п.5 Инструкции № 141).
Условия, при которых нормы расхода топлива могут повышаться, а также предельный размер повышений представлены в таблице.
Виды транспортных средств |
Условие повышения нормы расхода топлива |
Предельный размер повышения нормы расхода топлива, % |
Механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование за исключением предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.) | При эксплуатации на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях. Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
10 |
Автомобили | При эксплуатации в городах с численностью населения: - от 100 до 300 тыс.чел.; - от 300 тыс. до 1 млн.чел.; - от 1 до 3 млн.чел.; - свыше 3 млн.чел. Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
5 10 15 25 |
При частых технологических остановках (более чем одна остановка на 1 км пробега). Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
10 | |
При эксплуатации по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и т.п.). Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
20 | |
При эксплуатации в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра РБ (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь - по данным Гидрометеоцентра РБ или метеорологической службы соответствующей страны). Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
35 | |
При эксплуатации по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движении со скоростью до 20 км/ч |
10 | |
При использовании в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта |
20 | |
При эксплуатации в горной местности, имеющей высоту над уровнем моря: - от 500 до 1 500 м; - от 1 501 до 2 000 м; - от 2 001 до 3 000 м; - свыше 3 000 м. Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
5 10 15 20 | |
При эксплуатации на дорогах, имеющих подъемы от 4 % и более. Данное повышение распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы |
10 | |
Автомобили, оборудованные багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше | При скорости движения, превышающей 60 км/ч |
5 |
Автомобили оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом, а также механические транспортные средства, сопровождаемые ими | При скорости движения, превышающей установленные ограничения скорости |
20 |
Автомобили | При задействовании в оперативно-розыскной деятельности на основании ст.7 Закона РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» или при задействовании в охране правопорядка. От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2016 г. следует руководствоваться Законом РБ от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности» |
10 |
Механические транспортные средства, оборудованные кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме | При их эксплуатации |
7 |
Автомобили, оснащенные автоматической коробкой передач (далее - АКПП) | При их эксплуатации, за исключением случая, когда линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП |
6 % от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач |
Новые или прошедшие капитальный ремонт автомобили | На первую тысячу километров пробега |
10 |
Новые или прошедшие капитальный ремонт трактора, машины | На первые 60 машино-часов работы |
10 |
Механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование | При эксплуатации их с истекшим нормативным сроком службы |
8 |
Таким образом, существует множество факторов, в связи с которыми могут увеличиваться нормы расхода топлива.
Кроме того, в некоторых случаях может устанавливаться дополнительный расход топлива. Такие случаи перечислены в п.16 Инструкции № 141. В частности, к ним относятся:
- эксплуатация автомобиля или автопоезда (кроме самосвального), выполняющего транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах;
- эксплуатация автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке автомобиля, машины и механизма;
- простой автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работу двигателя автомобиля во время стоянки, а также специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей, при отсутствии автономного отопителя и температуре окружающего воздуха ниже +10°С;
- работа автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха от +10°С и ниже;
- запуск дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим на бензине.
Понижение норм расхода топлива может производиться при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта (линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды)), а также при использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 (линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 %) (пп.12, 13 Инструкции № 141).
Следует также отметить, что с 26 июля 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в Инструкцию № 141 постановлением Минтранса РБ от 27.06.2011 № 41 (далее - постановление № 41). Так, п.6 Инструкции № 141 дополнен нормой о том, что руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом РБ.
Таким образом, руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива не только в отношении ситуаций, предусмотренных пп.12, 13 Инструкции № 141, но и в остальных случаях. Так, например, нормы расхода могут быть снижены на основе данных проведенного в организации анализа фактического расхода топлива и его сравнения с расчетным расходом.
Основания для повышения норм расхода топлива в зимнее время
Зимние условия эксплуатации - эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0°С (п.3 Инструкции № 141).
Таким образом, для того чтобы применение повышенных норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобильной техники было обоснованным, организация должна наладить регулярный учет температуры окружающего воздуха.
Температуру воздуха следует фиксировать на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации на определенную дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом или оборудованием. Результаты измерений нужно регистрировать в журнале регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха, форма которого приведена в приложении к Инструкции № 141.
Вести учет температуры окружающего воздуха целесообразно не весь год, а только в период времени, когда температура окружающего воздуха приближается к значениям, ниже которых законодательство позволяет применять повышенные нормы расхода топлива. Это диапазон температур от +10°С и ниже в зависимости от вида транспортного средства, топлива, используемого для его заправки или запуска, и прочих условий. При более высоких температурах вести такой журнал необязательно.
Применение нескольких повышений (понижений) норм расхода топлива одновременно
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).
Пример
Организация эксплуатирует автомобиль в пределах г.Минска (численность населения - 1 873,8 тыс.чел.) и при междугородних перевозках. Приказом руководителя организации предусмотрены следующие корректировки норм расхода топлива:
- при поездках автомобиля в черте г.Минска - повышение на 15 % (с учетом численности населения);
- при эксплуатации автомобиля в зимних условиях - повышение на 10 %;
- при междугородних перевозках на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием - понижение на 15 %.
В приведенной ситуации нормы расхода топлива автомобиля в зимних условиях:
- повысятся на 25 % (15 % + 10 %) - при поездках в г.Минске;
- понизятся на 5 % (10 % - 15 %) - при совершении междугородних перевозок.
В остальное время года нормы расхода топлива:
- повысятся на 15 % - при поездках автомобиля в г.Минске;
- понизятся на 15 % - при междугородних поездках.
Изменения в процедуре установления норм
Процедура установления норм расхода топлива определена в п.6 Инструкции № 141. Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Минтрансом РБ в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Минтрансом РБ в качестве обязательных для применения. Порядок определения рекомендуемых норм расхода топлива конкретизирован в Методических рекомендациях о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8.
До вступления в силу с 26 июля 2011 г. изменений согласно постановлению № 41 такой порядок был предусмотрен Инструкцией № 141 для новых моделей (модификаций) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. Однако слово «новые» было исключено, так как нормы расхода топлива должны разрабатываться не только на новые модели, т.е. не бывшие в эксплуатации, но и на уже эксплуатируемые модели, нормы расхода топлива на которые ранее разработаны не были.
Также до 26 июля 2011 г. в случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет расхода топлива при эксплуатации автомобиля в Республике Беларусь производился по временной норме на срок не более 6 месяцев. Временная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) - изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п.3 Инструкции № 141).
Так, до 26 июля 2011 г. в Инструкции № 141 не было предусмотрено, как следует поступать при отсутствии информации о контрольном расходе топлива. В связи со вступившими изменениями в случае отсутствия контрольного расхода топлива, определенного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Установление норм расхода топлива по международным перевозкам
В соответствии с изменениями в Инструкцию № 141, вступившими в силу с 26 июля 2011 г., при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2 Инструкции № 141). Кроме того, в связи с данными изменениями п.3 Инструкции № 141 дополнен определением международных автомобильных перевозок. Это автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между 2 пунктами пересечения Государственной границы РБ в местах, установленных законодательством.
Никаких указаний и рекомендаций по установлению норм расхода топлива при осуществлении международных перевозок в Инструкции № 141 не содержится. Таким образом, при осуществлении международных перевозок организации могут самостоятельно предусмотреть норму расхода топлива, в т.ч. и в порядке, отличном от предусмотренного Инструкцией № 141.
В случаях когда сложно выполнить нормирование того или иного вида материала расчетным или опытным путем, прибегают к нормированию исходя из среднесложившегося расхода за определенный период. Для установления нормы расхода топлива исходя из среднесложившегося за определенный период расхода прежде всего проводится анализ фактического расхода автомобильного топлива по различным маркам автомобилей. Полученный результат следует сравнить с нормами, которые рассчитаны в организации на основе Инструкции № 141. Такой анализ целесообразно делать за продолжительный период, который бы учитывал максимально большее количество различных условий эксплуатации автомобиля. В качестве такого периода рекомендуется брать, например, зимний период (с 1 ноября 2010 г. по 31 марта 2011 г.) или период положительных температур (с 1 апреля по 31 октября 2010 г.). На основе выполненного анализа можно установить среднюю норму расхода топлива для соответствующих условий эксплуатации автомобиля конкретной марки. При утверждении приказом или распоряжением руководителя установленных норм целесообразно приложить материалы проведенного анализа и расчет.
Применение норм расхода топлива для целей налогообложения
Исходя из сложившейся практики нормы расхода топлива учитывались не только для использования при учете и контроле расходования топлива. Стоимость топлива, использованного сверх установленных норм, не учитывалась в составе себестоимости продукции и затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Однако со вступлением в силу с 1 января 2010 г. Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) появились сомнения в необходимости применения норм Инструкции № 141 для целей исчисления налога на прибыль.
Так, ст.131 НК предусмотрен перечень затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. В данном перечне отсутствует положение о списании за счет затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, стоимости топлива, использованного сверх норм, установленных Минтрансом РБ.
Кроме этого, ст.130 НК установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
С другой стороны, перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, содержит общие нормы, под которые можно подвести сверхнормативное использование топлива. Так, не учитываются при налогообложении:
- затраты на выполнение организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. работы по благоустройству населенных пунктов (подп.1.1 п.1 ст.131 НК);
- иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством (подп.1.26 п.1 ст.131 НК).
Основной вопрос, возникающий при этом: как доказать, что топливо, расходованное сверх установленных Минтрансом РБ норм, использовано в процессе производства и реализации, а не украдено водителем?
Большинство специалистов организаций принимает сторону налоговых органов, которые полагают, что не может быть использовано в производстве и реализации топлива больше, чем установлено Минтрансом РБ, с учетом повышений, предусмотренных в Инструкции № 141. Поэтому при возникновении сверхнормативного расхода они считают, что такой расход не связан с производством и реализацией, а в нем виноват сам водитель. В связи с этим стоимость топлива удерживают с водителя и не учитывают при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, несмотря на отсутствие прямой нормы о невозможности включения в затраты, учитываемые при налогообложении, сверхнормативного расхода топлива, это сверхнормативное расходование не учитывается при исчислении налога на прибыль.
30.12.2011 г.
Ольга Смольник, экономист