Пособие от 15.07.2009
Автор: Дулуб Д.

О применении положений части первой статьи 12.7 и статьи 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 12.7 И СТАТЬИ 12.18 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В правоприменительной практике редко, но все же возникают вопросы, связанные с применением административной ответственности за правонарушения, выразившиеся в нарушении установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

В настоящее время можно утверждать, что в республике сформировалась единая практика, в т.ч. и судебная, по применению части первой ст.12.7 и ст.12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Однако на практике выявляются случаи, когда налоговые органы при обнаружении правонарушения, заключающегося в приеме наличных денежных средств при розничной торговле без применения кассового суммирующего аппарата, составляют протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица по части первой статьи 12.7 КоАП.

Подобный подход налоговых органов основывается на предписании абзаца 8 части второй п.8 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221.

В частности, согласно указанной норме одним из особых требований при осуществлении лицензируемой деятельности является прием наличных денежных средств с применением кассовых суммирующих аппаратов.

Сопоставление норм, регламентированных частью первой ст.12.7 КоАП и ст.12.18 КоАП, позволяет выявить определенную схожесть описания признаков административных правонарушений, предусмотренных в них.

Так, частью первой ст.12.7 КоАП предусматривается ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 10 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью; на юридическое лицо до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Статьей 12.18 КоАП предусматривается ответственность работника индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также индивидуального предпринимателя за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет в виде наложения штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Учитывая имеющуюся схожесть признаков административных правонарушений, полагаем, что поскольку часть первая ст.12.7 КоАП является общей нормой по отношению к ст.12.18 КоАП, то рассматриваемая коллизия в соответствии с общим правилом соотношения общих и специальных норм должна разрешаться в пользу применения ст.12.18 КоАП.

Вместе с тем при разрешении подобных коллизионных ситуаций в целях обеспечения правильного и единообразного применения закона необходимо давать полную и всестороннюю оценку совокупности объективных и субъективных признаков, образующих состав конкретного административного правонарушения.

 

15.07.2009 г.

 

Денис Дулуб, главный специалист Главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.