Пособие от 28.01.2014
Автор: Богатко А.

О применении законодательства о торгах в строительстве с 1 января 2014 года


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТОРГАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА

1 января 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), которым признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Перечислим требования, установленные Указом № 591.

1. Согласно Указу № 591 с 1 января 2014 г. необходимо проводить все закупки работ, услуг посредством проведения процедур подрядных торгов или переговоров, а закупку товаров - посредством проведения процедур торгов. Данное требование является нововведением, так как в Указе № 58 такой процедуры, как переговоры, не отражено.

Указом № 591 введено понятие «торги на закупку товаров».

2. В отличие от Указа № 58, Указом № 591 установлено обязательное применение процедуры подрядных торгов, т.е. торгов на выбор подрядчика (исполнителя) на выполнение работ по проектированию, изысканиям, строительно-монтажным, иным видам работ, услуг в строительстве, согласно перечню видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленному постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 17, а также на закупку товаров, необходимых для строительства объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счет:

- средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (далее - БВ) и более;

- иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более.

То есть в 2 раза увеличены ценовые пределы стоимости строительства объекта по сравнению с установленными ранее Указом № 58.

При этом стало обязательным (по сравнению с Указом № 58 и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение о торгах, постановление № 235)) применение подрядных торгов и торгов на закупку товаров (далее - торги) при стоимости предмета закупки 3 000 БВ и более, в т.ч. и за счет иных источников.

Таким образом, выбор подрядчиков (исполнителей), поставщиков товаров при закупке за счет иных источников следует осуществлять с 1 января 2014 г. так же, как и за счет бюджетных и приравненных к ним средств, применяя процедуры подрядных торгов, торгов.

Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 591 установлены исключения из обязанности применения процедур подрядных торгов, торгов и при этом уже следующим подп.1.7 предусмотрено право выбора применения в таком случае подрядных торгов, торгов или переговоров. То есть какая-либо процедура должна быть проведена обязательно! А реализацию свободы выбора еще надо будет и обосновать, как это вытекает из подп.1.7 п.1 Указа № 591.

В подп.1.8 п.1 Указа № 591 отмечено, что при строительстве полностью за счет средств иностранного инвестора процедуры подрядных торгов, торгов, переговоров не применяются. Однако в проекте постановления Совета Министров РБ, подготовленном в развитие Указа № 591, предусмотрено право (как и в п.11 Положения о торгах) принять решение об их применении.

Поскольку Указом № 591 признан утратившим силу Указ № 58 (п.3 Указа № 591), из этого следует, что и постановление № 235 (вместе с утвержденными им положениями) также не применяется с 1 января 2014 г.

Вывод основан на преамбуле к постановлению № 235, в которой сказано, что оно принято в соответствии с п.6 Указа № 58. Кроме того, согласно ст.58 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З) в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу все акты той же или меньшей юридической силы или их части (разделы, главы, статьи, пункты и т.д.), если они противоречат включенным в новый акт нормативным правовым предписаниям, либо поглощены им, либо фактически утратили свое значение.

Таким образом, постановление № 235 фактически утратило свое значение и не подлежит применению, в т.ч. на основании ст.10 Закона № 361-З и подп.5.1 п.5 Указа № 591. Согласно данному подпункту Совету Министров РБ дано поручение до 1 января 2014 г. утвердить порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. С поставленной задачей Совет Министров РБ справился (подготовлен проект постановления, который, возможно, будет подписан в конце января 2014 г.). В этом случае субъекты хозяйствования наверняка смогут начать применение совсем новых правил организации и проведения процедур подрядных торгов, торгов и переговоров с 1 января 2014 г., так как вносить изменения в подп.5.1 п.5 Указа № 591 не будут, и новое постановление вступит в силу с 1 января 2014 г. («задним числом»).

С учетом изложенного выше, начиная с 1 января 2014 г. в связи с тем, что Указ № 58 утратил силу, а постановление № 235 противоречит требованиям Указа № 591, применять в настоящее время процедуры подрядных торгов на выбор поставщиков, подрядчиков, исполнителей, руководствуясь постановлением № 235, противозаконно. Кроме случаев, предусмотренных в абзаце 4 п.6 Указа № 591, а именно, если процедуры закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2014 г. При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении.

 

Обратите внимание!

Право применять процедуры закупок в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г., есть только у заказчиков при соблюдении ими нормы абзаца 4 п.6 Указа № 591.

 

Что будет, если все же для благой цели продолжения строительства объекта заказчиками, не подпадающими под норму абзаца 4 п.6 Указа 591, и строительными организациями (подрядчиками, субподрядчиками), инженерами, инженерными организациями, застройщиками принимается решение о применении «старых» правил, установленных постановлением № 235, с учетом положений Указа № 591?

Ответ следует как минимум из нижеприведенных норм:

§ 2 главы 9 «Недействительность сделок» Гражданского кодекса РБ;

статья 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) «Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

статья 21.17 КоАП «Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З.

 

28.01.2014

 

Антон Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)