


Материал помещен в архив
О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА
Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с ликвидацией должника, является приостановление операций по его счетам.
![]() |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «К» по решению собственников находится в стадии ликвидации. Ликвидатор выполняет определенный перечень мероприятий, установленный законодательством. В частности, подано объявление в прессу, принимаются и рассматриваются требования кредиторов, ведется реестр требований кредиторов. В соответствии с законодательством денежные средства, находящиеся на расчетном счете ООО «К», расходуются ликвидатором на мероприятия, непосредственно связанные с ликвидацией организации, в т.ч. производится расчет по заработной плате уволенных работников, выплачиваются выходные пособия, а также погашается задолженность по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых договоров (на ведение бухгалтерского учета). Одновременно с погашением задолженности по заработной плате ликвидатор уплачивает платежи в бюджет и внебюджетные фонды - платежи, причитающиеся с фонда оплаты труда. Кроме задолженности по заработной плате, у ООО «К» имеется задолженность по платежам в бюджет - задолженность по уплате налогов, доначисленных по результатам проверки, а также задолженность перед иными кредиторами. В соответствии с законодательством требования кредиторов ликвидируемой организации погашаются в определенной очередности. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам; в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица (ст.60 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)). Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Инспекция Министерства по налогам и сборам (далее - инспекция), имея доступ к сведениям о движении денежных средств по счетам ООО «К», видит, что ликвидатором производится погашение задолженности по заработной плате, однако не происходит погашение задолженности по платежам в бюджет. В целях прекращения перечисления денежных средств на цели, не связанные с погашением задолженности по платежам в бюджет, инспекция налагает ограничения на распоряжение денежными средствами ООО «К», находящимися на счете в банке. Доводы ликвидатора о необоснованности действий инспекции, так как погашение задолженности третьей очереди (по платежам в бюджет) производится после полного погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, инспекция не приняла. В ответ на данные доводы инспекция сослалась на подп.1.7 п.1 ст.82 Налогового кодекса РБ (далее - НК), согласно которому налоговые органы и их должностные лица обязаны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК. Каких-либо ограничений по применению способов обеспечения исполнения налоговых обязательств в отношении юридических лиц, о ликвидации которых принято решение, НК не содержит. Особенностей по применению способов обеспечения исполнения налоговых обязательств также не содержит и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о ликвидации, Декрет № 1). |
![]() |
Обратите внимание! Декретом Президента РБ от 24.01.2013 № 2 (вступает в силу 1 мая 2013 г.) внесены дополнения и изменения в Декрет № 1. Документом утверждены новые редакции положений о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Декрет № 1 на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
С приведенными инспекцией доводами нельзя не согласиться, тем более что они действительно основаны на положениях действующего законодательства.
Сходные ситуации и позиции государственных органов встречаются довольно часто.
![]() |
На вопрос, подлежит ли отмене решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам должника в банке в отсутствие доказательств погашения задолженности по уплате таможенных платежей, если должник находится в стадии ликвидации, И.Ермоленкова в журнале «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» отвечает следующее (примечание). Приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговым или таможенным органом документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке (п.6 ст.53 НК). Положение о ликвидации не содержит норм, обязывающих соответствующий государственный орган отменить приостановление операций по счетам должника в банке при нахождении должника в процессе ликвидации. При этом к имущественным отношениям, основанным на установленном законодательством административном подчинении одной стороны другой, включая налоговые и бюджетные отношения, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п.4 ст.1 ГК). По мнению И.Ермоленковой, поскольку таможенное законодательство, регулирующее порядок принятия и отмены способов обеспечения взыскания таможенных платежей, не предусматривает возможности применения к соответствующим отношениям норм гражданского законодательства, представляется, что нахождение организации в процессе ликвидации не является основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам должника в банке. |
В двух приведенных примерах видны некоторые отличия в нормах, положенных в основу правовой позиции, при одинаковых выводах.
Так, если в примере 1 указано только на отсутствие прямого указания в Положении о ликвидации на отмену мер по обеспечению исполнения налоговых обязательств субъектом хозяйствования, в отношении которого начата процедура ликвидации, то в примере 2 дополнительно приведена ссылка на различие правовой природы регулируемых отношений.
Приведенные примеры указывают на отсутствие правовых норм, регулирующих рассматриваемое правоотношение, а именно взаимоотношения ликвидируемого субъекта хозяйствования с иными субъектами права.
Так, судя по приведенным позициям компетентных органов, наложение ограничения на распоряжение денежными средствами на счете юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, могут регулировать только опосредованно нормы НК.
Стоит отметить, что в приведенной выше публикации дана ссылка на Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359» (далее - Указ № 267), который регулирует распоряжение денежными средствами субъекта хозяйствования, размещающимися на счетах, в отношении которых государственными органами применены обеспечительные меры. Действительно, в Указе № 267 закреплен в т.ч. и порядок проведения платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, выходных пособий, алиментов и платежей по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, пособий по государственному социальному страхованию, подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению.
Стоит также напомнить, что принятие Указа № 267 нормализовало существовавшую ситуацию в сфере расчетов между субъектами правоотношений.
В соответствии с п.1 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, закрепленный данным актом порядок распространяется на расчеты, которые осуществляются на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями, за исключением расчетов с кредиторами, производимых ликвидируемыми юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в отношении которых приняты решения о прекращении предпринимательской деятельности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых возбуждено конкурсное производство; расчетов, производимых в случае наличия у банка постановления прокурора или его заместителя, органа уголовного преследования, должностного лица органа, ведущего административный процесс, постановления (определения) суда (судьи) о наложении ареста на денежные средства юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), в пределах суммы, на которую наложен арест, и (или) наличия у банка решения о приостановлении операций по счетам, принятого уполномоченным органом (органом Комитета государственного контроля РБ, налоговым, таможенным органом, Министерством финансов РБ, его территориальным органом, местным финансовым органом) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» сходные отношения регулирует однозначно. Так, в соответствии со ст.86 данного Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства «…отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом».
Принимая во внимание тот размах, который в настоящий момент приобретает применение процесса ликвидации как непосредственно самими субъектами хозяйствования, так и в иных случаях, установленных законодательством, по мнению автора, вопрос наложения ограничений по распоряжению денежными средствами субъектов хозяйствования, находящихся в процедуре ликвидации, требует детальной проработки.
Позицию государственных органов можно признать обоснованной. Они заботятся о том, чтобы недобросовестные ликвидаторы не направили денежные средства ликвидируемого должника на цели иные, чем удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности. В то же время, применяя ограничения по распоряжению денежными средствами, находящимися в банке на счету субъекта, в отношении которого принято решение о ликвидации, государственные органы осложняют деятельность ликвидатора, а зачастую и полностью парализуют процесс ликвидации.
Данные примеры указывают на необходимость выработки единообразного подхода, связанного с приостановлением операций по счетам субъекта хозяйствования, находящегося в стадии ликвидации, с целью максимальной защиты всех законных прав и интересов как кредиторов должника, так и самого субъекта хозяйствования.
Примечание. И.Ермоленкова. О возможности отмены решения о приостановлении операций по счетам ликвидируемого должника // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2012. - № 6. - С.132-133.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
27.03.2013
Сергей Лях, судья хозяйственного суда Гродненской области
Роман Долгов, юрист