


Материал помещен в архив
О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА
С 25 июля 2014 г. вступили в силу:
• Закон РБ от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 131-З);
• постановление Совета Министров РБ от 04.06.2014 № 540 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений» (далее - постановление № 540) и ряд других нормативных правовых актов, которые изменили правовое регулирование контрактов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены изменения Законом РБ от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Ниже будут рассмотрены:
1) общие вопросы правового регулирования контрактов - специфической формы найма работников;
2) вопросы приведения условий контрактов в соответствие с изменениями в контрактном законодательстве.
Контракт - разновидность срочного трудового договора
![]() |
Справочно Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде (часть четвертая ст.17 Трудового кодекса РБ, далее - ТК). |
Принимая во внимание, что приведенная норма носит отсылочный характер (к иным актам законодательства о труде), а также обширную практику заключения контрактов, целесообразно напомнить важнейшие положения такой специфичной формы найма, как контракт.
Нанимателям предоставлено право заключать контракты на срок не менее 1 года как с принимаемыми на работу работниками, так и с теми, трудовой договор с которыми был ранее заключен на неопределенный срок (Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», далее - Декрет № 29). В последнем случае наниматель обязан соблюдать процедуру изменения существенных условий труда работника, а также гарантии, предусмотренные ст.32 ТК. Иначе говоря, Декретом № 29 нанимателям предоставлено право заключать контракт (особый по своей сути трудовой договор) с любым работником, независимо от того, есть ли особенности в характере трудовой функции (условиях ее выполнения) или нет.
Поскольку контракт является разновидностью трудового договора, им присущи как общие свойства и признаки «обычного» трудового договора, так и особенности, которые выделяют контракт в самостоятельный вид. К общим свойствам и признакам можно отнести следующие:
• порождают трудовое (не гражданское, административное или иное) правоотношение со всеми присущими ему признаками: личный характер труда, выполнение работником определенной соглашением сторон трудовой функции и его подчинение установленному у нанимателя внутреннему трудовому распорядку, выплата нанимателем вознаграждения за труд в форме заработной платы и др.;
• являются необходимым юридическим фактом для того, чтобы конкретное трудовое правоотношение возникло;
• являются источником регулирования возникшего трудового правоотношения, т.е. закрепляют субъективные (принадлежащие конкретному работнику и нанимателю) права и обязанности;
• предполагают согласование определенных законодательством условий как обязательных;
• должны быть заключены в письменной форме. Более того, примерные формы трудового договора и контракта установлены законодательством (т.е. не допускается заключение данных договоров в произвольной письменной форме);
• прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя и др.
Вместе с тем контракт выполняет особые функции, содержит специфические условия и предполагает особенности в порядке заключения, что позволяет выделить его в самостоятельный вид трудового договора.
Так в чем же заключается специфика контракта? О ней пойдет речь ниже.
1. Контракт - это всегда трудовой договор, заключенный на определенный срок (не менее 1 года и не более 5 лет). Причем срочный характер трудовых отношений, основанных на контракте, обуславливается не срочным характером работы или условиями ее выполнения, а положениями законодательства. В п.2 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее - постановление Пленума № 4) прямо указывается, что в отличие от других видов срочного трудового договора контракт может заключаться также для выполнения работы, которая носит постоянный характер. То есть при контрактной форме найма бессрочные по своей сути отношения могут оформляться срочным образом.
2. Контракт всегда содержит особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде: любой трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия (ст.19 ТК):
- данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
- место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
- трудовую функцию;
- основные права и обязанности работника и нанимателя;
- срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
- режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
- условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно п.4 постановления Пленума № 4 помимо приведенных общих условий трудового договора (ст.19 ТК) контракт должен содержать обязательные условия, предусмотренные Декретом № 29. К числу таких условий относятся, в частности:
• срок и периодичность выплаты заработной платы;
• зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
• дополнительные меры стимулирования труда;
• условия привлечения работника к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением;
• дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя и другие условия с учетом трудовой функции работника, предусмотренные п.2 Декрета № 29.
То есть перечень обязательных условий контракта и трудового договора отличаются.
3. Контракт заключается на условиях и в порядке, определенных специальным контрактным законодательством. В настоящее время контрактное законодательство является обширным и достаточно дифференцированным.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими важнейшие вопросы и определяющие основы контрактной формы найма, являются:
• Декрет № 29;
• Указ Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»;
• Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 25.09.1999 № 1476 (далее - Положение № 1476);
• постановление Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180 (далее - постановление № 1180), утвердившее Примерную форму контракта нанимателя с работником, и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. постановление № 1476 утратило силу постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2019 № 882 (далее - постановление № 882). Следует руководствоваться главой 181 ТК, регулирующей труд работников, с которыми заключены контракты. С 28 января 2020 г. примерная форма контракта нанимателя с работником изложена в новой редакции постановлением № 882. |
Все вышерассмотренные особенности контракта в своей совокупности способствуют усилению трудовой связи работника с нанимателем; не случайно право свободного применения нанимателями контрактов введено в рамках мер по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины.
С другой стороны, контракт всегда ухудшает правовое положение работника по сравнению с правовым положением работника, заключившим трудовой договор на неопределенный срок. Основными факторами, ухудшающими правовое положение работника, работающего по контракту, являются:
1) заключение срочного трудового договора при бессрочных по своему характеру или условиям выполнения трудовых отношений. Такое положение для работника хуже по причинам как экономического, так и юридического характера. Известно, что временная занятость по своему качеству ниже занятости постоянной. А с юридической точки зрения действие контракта может быть прекращено нанимателем при истечении его срока без каких-либо дополнительных обоснований, в то время как работник не может применить такое основание как расторжение трудового договора по желанию работника (ст.40 ТК);
2) наличие дополнительных оснований досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя.
Ухудшение правового положения работника, заключающего контракт, должно быть компенсировано. В частности, постановлением № 1180 установлена минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат в случае досрочного расторжения контракта с работником из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя. Работникам, достигшим пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также работникам, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий), минимальная компенсация в указанных случаях не выплачивается.
На компенсирование ухудшения правового положения работников, работающих на условиях контракта, направлены и дополнительные меры стимулирования труда. Так, предусмотрено, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч. (п.2 Декрета № 29):
• предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;
• повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).
Общий порядок и условия заключения контрактов регламентированы Положением № 1476.
Контракт может заключаться как при приеме на работу, так и с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок (п.1 Декрета № 29 и п.3 Положения № 1476).
Действующее законодательство предусматривает особый порядок заключения контрактов, в т.ч. и предполагающий обязательное их заключение с отдельными категориями работников. В частности:
• с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в республиканской и коммунальной собственности. Правовой основой контрактной формы найма данной категории работников являются: постановление Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» и Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное данным постановлением (далее - постановление № 604, Положение № 604); постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.06.2007 № 87 (далее - постановление № 87), утвердившее примерную форму контракта с руководителем государственной организации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2017 г. следует руководствоваться постановлением № 604 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 23.01.2017 № 61. С 28 января 2020 г. следует руководствоваться примерной формой контракта с руководителем государственной организации согласно приложению к постановлению Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 604 (в редакции постановления № 882); |
• с педагогическими, медицинскими, фармацевтическими работниками, работниками культуры и искусства, включая руководителей этих работников, специалистами и руководителями специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистами сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работниками и специалистами системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Правовой основой контрактной формы найма данной категории работников являются:
• Положение о контрактной форме найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры и искусства, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 23.12.1998 № 107.
Соответствующими органами государственного управления утверждены примерные формы контрактов с указанными категориями работников: приложением к постановлению Минздрава РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 01.06.2010 № 54/76 является примерная форма контракта с медицинскими и фармацевтическими работниками (включая руководителей структурных подразделений) организаций здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, с другими специалистами организаций здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения с правом на отселение и последующего отселения.
![]() |
Обратите внимание! Заключение контрактов с работниками является правом нанимателя, кроме указанных выше случаев, когда в соответствии с законодательством заключение контрактов является обязательным. |
Особенности контракта | |
Содержание | Норма законодательства |
Минимальный годичный срок контракта является обязательным. Обратите внимание! Если контракт с работником заключен на срок менее 1 года, то истечение указанного срока не является основанием для прекращения трудовых отношений, а в случае увольнения работника по п.2 ст.35 ТК он подлежит восстановлению на работе |
Пункт 1 Декрета № 29 |
Максимальный срок контракта не может превышать пятилетнего срока, установленного ТК для срочного трудового договора. | Статья 17 ТК |
Если контракт заключен на срок свыше 5 лет, то по истечении указанного срока трудовые отношения считаются продолженными на неопределенный срок | Пункт 11 постановления Пленума № 4 |
Обратите внимание! Таким образом, контракт заключается на срок не менее 1 года и не более 5 лет. Конкретный срок контракта в каждом случае определяется по соглашению сторон. В контракте должно быть указано в качестве обязательного условие о сроке действия контракта | |
Контракт вступает в силу со дня его подписания или иного указанного в нем срока. Контракт подписывается сторонами | Пункт 9 Положения № 1476 |
Как уже было сказано, примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением № 1180.
Контракт является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о приеме (назначении) работника на работу (должность).
Комплексный анализ пп.11, 14-16 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30, позволяет сделать вывод о необходимости внесения записи в трудовую книжку сведений о факте заключения контракта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 сентября 2014 г. постановление № 30 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2014 № 59 утратило силу. С этой даты взамен Инструкции № 30 действует Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 16.06.2014 № 40. |
Законодательство не содержит требования об обязательном указании в заявлении работника просьбы о заключении с ним контракта на определенный срок. Однако, полагаем, в целях единообразия оформления трудовых отношений и дополнительного выражения воли работника такое условие может быть в нем отражено.
Образец заявления о приеме на работу по контракту
ЗАЯВЛЕНИЕ 22.07.2014 № 3 |
Директору государственного научного учреждения «Институт Солнца» Иванову И.И. Стрельской Людмилы Олеговны г.Минск, ул.Гикало, д.00, кв.000 тел. 200 00 00 Резолюция |
Прошу принять меня на должность юрисконсульта I категории 01.09.2014 по контракту сроком на 3 года.
Подпись | Л.О.Стрельская | |
Визы |
После заключения в установленном порядке контракта прием работника на работу должен быть оформлен письменным приказом (распоряжением) нанимателя, который объявляется работнику под подпись (часть четвертая ст.25 ТК).
Пример формулировки приказа о приеме на работу по контракту
Государственное научное учреждение «Институт Солнца»
ПРИКАЗ
29.07.2014 № 21-к
г.Минск
О приеме на работу Стрельской Л.О.
ПРИНЯТЬ:
СТРЕЛЬСКУЮ Людмилу Олеговну на должность юрисконсульта I категории 01.09.2014 по контракту сроком на 3 года с должностным окладом согласно штатному расписанию.
Основание: |
1. Контракт от 31.07.2014 № 23. 2. Заявление Стрельской Л.О. |
Директор | Подпись | И.И.Иванов |
Визы | ||
С приказом ознакомлена | Подпись | Л.О.Стрельская |
01.08.2014 |
Вопросы, которые не предусмотрены контрактом, регулируются действующим законодательством о труде. Индивидуальные трудовые споры между сторонами контракта рассматриваются в порядке, определенном законодательством о труде.
Изменения контрактного законодательства требуют приведения в соответствие с ними контрактов
Закон № 131-З изложил часть четвертую ст.19 ТК в следующей редакции: «Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде». Таким образом, законодатель закрепил приоритет законодательства о труде над трудовым договором.
Следует обратить особое внимание на обязательность данных нормативных предписаний: условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Следовательно, игнорирование указанных требований нанимателями является нарушением законодательства о труде и влечет за собой установленную законодательством ответственность. Однако при этом не определено, как нанимателю следует оформлять изменения условий трудового договора, если после заключения и до прекращения действия трудового договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении трудового договора. Полагаем, что в этом случае целесообразно оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, закрепляющего изменения одного или нескольких условий, составляющих содержание данного трудового договора.
Прежде чем рассматривать порядок внесения изменений и дополнений в контракты, необходимо уяснить, в чем именно выражаются изменения контрактного законодательства.
Постановлением № 540 внесены следующие изменения и дополнения в постановление № 1180 (подп.1.1 п.1):
1) в части первой п.2 уточнено, что вместо размеров минимальных компенсаций за ухудшение правового положения работника, установленных законодательством, в контракте следует указать размер минимальной компенсации за досрочное расторжение контракта с работником из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя (подп.1.1.1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. п.2 постановления № 1180 исключен постановлением № 882; |
2) внесены изменения и дополнения в Примерную форму контракта нанимателя с работником, утвержденную этим постановлением, в части уточнения обязанностей работника по охране труда и обязанностей нанимателя по ее обеспечению, оснований для досрочного расторжения контракта и т.д. (подп.1.1.2).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что во исполнение правовых предписаний части четвертой ст.19 ТК, а также, учитывая принятие постановления № 540, нанимателям необходимо внести изменения и дополнения в контракты, заключенные с работниками, т.е. контракты с работниками надлежит привести в соответствие с законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Законодательство о труде не содержит норм, определяющих порядок внесения изменений и дополнений в контракты, необходимость которых обусловлена изменениями в законодательстве. |
Из обязательного содержания норм части четвертой ст.19 ТК следует, что у сторон контракта отсутствует право отказа от внесения в них изменений и дополнений в случае изменения законодательства о труде. Поскольку форма контракта существует только письменная, то в случае изменения законодательства условия трудового договора должны быть приведены в соответствие также в письменной форме путем составления дополнительного соглашения.
Образец дополнительного соглашения к контракту (в связи с изменением трудового законодательства с 25 июля 2014 года)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 2
к Контракту № 87 от 14 ноября 2013 г.
21 июля 2014 г. |
г.Могилев |
Государственное научное учреждение «Институт Солнца» в лице директора института Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, именуемое Наниматель, с одной стороны и Петров Петр Петрович, именуемый Работник, с другой стороны заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. Подпункт 3.6 п.3 Контракта изложить в следующей редакции:
«3.6. соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;».
2. Дополнить п.3 Контракта пп.3.6-1-3.6-5 в следующей редакции:
«3.6-1. выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка;
3.6-2. использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо Нанимателя;
3.6-3. проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3.6-4. оказывать содействие и сотрудничать с Нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо Нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
3.6-5. немедленно сообщать Нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие Нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;».
3. Подпункт 7.6 п.7 Контракта изложить в следующей редакции:
«7.6. обеспечивать безопасные и здоровые условия труда;».
4. Пункт 20 контракта изложить в следующей редакции:
«20. Контракт досрочно расторгается в случаях:
- нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника;
- причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
- распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытия фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.».
5. Подпункт 22.1 п.22 Контракта изложить в следующей редакции:
«22.1. по инициативе Нанимателя по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательством, за следующие нарушения Работником возложенных на него трудовых обязанностей:
- нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;
- неоднократное (два и более раза в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
- незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
- неоднократное (два и более раза в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
- непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;
- непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства;
- необеспечение либо нарушение установленного законодательством порядка и сроков оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, повлекшее отстранение его от работы на срок более одного месяца;».
6. Подпункт 22.2 п.22 Контракта изложить в следующей редакции:
«22.2. по требованию Работника в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта по вине Нанимателя.
В этом случае Наниматель выплачивает Работнику минимальную компенсацию в размере трех среднемесячных заработных плат.
Работнику, достигшему пенсионного возраста (мужчина - 60 лет, женщина - 55 лет) и имеющему право на полную пенсию, а также Работнику, не достигшему указанного возраста, но получающему пенсию (кроме трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии), указанная минимальная компенсация не выплачивается.».
7. Пункт 23 Контракта изложить в следующей редакции:
«23. Контракт может быть прекращен по иным основаниям, предусмотренным законодательством о труде.».
8. Условия Контракта, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными.
9. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, хранится у каждой из сторон и вступает в силу 25 июля 2014 г.
10. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Контракта № 87 от 14 ноября 2013 г.
Наниматель | Работник |
___________ И.И.Иванов | ___________ П.П.Петров |
(подпись) М.П. | (подпись) |
Правовое регулирование контрактов с руководителем организации
Исходя из названия и содержания главы 18 ТК руководители организаций являются особой категорией работников, трудовые отношения с которыми предполагают специфические особенности. Причем эти особенности правового регулирования трудовых отношений касаются руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.
![]() |
Справочно Руководитель организации - физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст.252 ТК). |
Трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (часть первая ст.254 ТК).
Таким образом, из сказанного следуют выводы:
1) с руководителем организации заключается срочный трудовой договор. При этом нормы п.1 постановления № 604 обязывают с руководителями государственных организаций заключать только контракт;
2) нанимателем является «собственник имущества организации или уполномоченный им орган (организация)». Должностные лица, уполномоченные заключать контракты с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в республиканской и коммунальной собственности, указаны в постановлении № 604.
![]() |
Обратите внимание! Контракты с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, заключаются (продлеваются) (п.1 постановления № 604): • с руководителями государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (за исключением республиканских органов государственного управления), руководителями республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, - заместителями Премьер-министра РБ, курирующими данные организации (подп.1.1 п.1); • с руководителями учреждений, за исключением учреждений, указанных в подп.1.2 п.1 постановления № 604, - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ (далее - государственные органы), в подчинении которых находятся эти учреждения, с предварительного согласия заместителей Премьер-министра РБ, курирующих данные государственные органы (подп.1.3 п.1); • с руководителями государственных объединений, а также республиканских унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - государственными органами, в подчинении которых находятся (в состав которых входят) эти государственные объединения и республиканские унитарные предприятия (подп.1.4 п.1); • с руководителями республиканских унитарных дочерних предприятий - республиканскими унитарными предприятиями - учредителями этих дочерних предприятий по согласованию с государственными органами, в подчинении которых находятся (в состав которых входят) республиканские унитарные предприятия (подп.1.5 п.1); • с руководителями республиканских унитарных предприятий, входящих в состав государственных объединений, - республиканскими органами государственного управления, в подчинении которых находятся эти государственные объединения (подп.1.6 п.1). |
Положение № 604 разработано в соответствии с Указом Президента РБ от 01.09.1994 № 82 «О заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений», Декретом № 29 и ТК.
Контракты с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в государственной собственности, заключаются в целях повышения ответственности руководителей за результаты деятельности возглавляемых ими организаций, совершенствования организации их труда, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя (п.2 Положения № 604).
Контракт с руководителями организаций заключается в письменной форме и подписывается с одной стороны уполномоченным в соответствии с законодательством собственником имущества организации, должностным лицом, государственным органом (организацией) (далее - орган, заключающий контракт), и с другой - лицом, назначаемым на должность руководителя организации (п.3 Положения № 604).
В Положении № 604 определено, что контракт:
• составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон (п.4);
• является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о назначении руководителя организации на должность (п.5);
• вступает в силу со дня его подписания или иного указанного в нем срока (п.6).
Контракт заключается на срок не менее 1 года и не более 5 лет. Конкретный срок контракта определяется по соглашению сторон (п.7 Положения № 604).
Контракты, заключаемые с руководителями государственных организаций, в ряде случаев подлежат согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ и (или) с Государственным комитетом по имуществу РБ (п.2 постановления № 604).
![]() |
Обратите внимание! Совет Министров РБ постановил рекомендовать руководителям областных и Минского городского исполнительных комитетов заключать контракты с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением № 604 (п.5 постановления № 604). |
Примерная форма контракта с руководителем государственной организации утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2007 №87.
![]() |
Обратите внимание! Условия контрактов с руководителем организации должны быть приведены в соответствие с законодательством. |
В частности, согласно п.7 Указа Президента РБ от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531), принятого в целях совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь и реализации государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.7 Указа № 531 изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 27.12.2016 № 493; |
• государственные органы и организации осуществляют мероприятия в сфере информатизации только на основании программ информатизации. Перечень мероприятий в сфере информатизации (в т.ч. создание информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, приобретение и разработка программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, объектов интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, выполнение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОКР)) определяется Министерством связи и информатизации РБ по согласованию с помощником Президента РБ - начальником главного идеологического управления;
• государственные органы и организации разрабатывают программы информатизации во взаимодействии с Министерством связи и информатизации РБ;
• руководители государственных органов и организаций по согласованию с помощником Президента РБ - начальником главного идеологического управления назначают ответственных за реализацию программ информатизации из числа своих заместителей.
На усиление ответственности руководителей организаций за обеспечение выполнения мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ информатизации, разработанных в соответствии с Указом № 531, направлено постановление Совета Министров РБ от 17.07.2014 № 687 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2002 г. № 1055 и от 15 мая 2007 г. № 604» (далее - постановление № 687):
1) пункт 2 Примерной формы контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 05.08.2002 № 1055 (далее - Примерная форма), дополнен подп.2.74 следующего содержания:
«2.74. обеспечивать реализацию государственных, отраслевых и региональных программ информатизации, в том числе подчиненными организациями;»;
2) подпункт 8.9.2 п.8 Положения № 604 после абзаца 7 дополнен абзацем аналогичного содержания.
Также обращаем внимание, что постановлением № 540 также внесены изменения и дополнения в Примерную форму (подп.1.5 п.1), постановление № 604 (подп.1.8 п.1) в части уточнения обязанностей по охране труда, оснований для досрочного расторжения контракта и т.д.
Руководствуясь нормативными предписаниями части четвертой ст.19 ТК, а также учитывая принятие постановлений № 687 и № 540, которыми внесены изменения и дополнения в контрактное законодательство с руководителями организаций, необходимо внести изменения и дополнения в контракты, т.е. контракты с руководителями организаций надлежит привести в соответствие с законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Постановлением № 87 также внесены соответствующие изменения и дополнения, уточняющие обязанности по охране труда и ее обеспечению, основания для досрочного расторжения контракта, а также гарантии и компенсации и т.д. |
Образец дополнительного соглашения к контракту с руководителем государственной организации (в связи с изменением трудового законодательства по состоянию на 25 июля 2014 года)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 2
к Контракту № 87 от 14 ноября 2013 г.
21 июля 2014 г. |
г.Могилев |
Государственный концерн по производству и реализации энергии в лице председателя Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, именуемый Наниматель, с одной стороны и директор республиканского унитарного предприятия «Завод по производству энергии» Петров Петр Петрович, именуемый Руководитель, с другой стороны заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. Абзацы 4-7 подп.5.1 п.5 Контракта изложить в следующей редакции:
«- обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности;
- принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников, контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности, своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;
- в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и другие), соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;
- обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой и специальной обувью и, другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;».
2. Абзац 11 подп.5.1 п.5 Контракта изложить в следующей редакции:
«представлять первичные статистические данные о труде в объеме и порядке, установленных законодательством;».
3. Подпункт 5.2 п.5 Контракта дополнить абзацем следующего содержания:
«обеспечивать реализацию государственных, отраслевых и региональных программ информатизации.».
4. Пункт 14 Контракта изложить в следующей редакции:
«14. Настоящий контракт досрочно расторгается в случаях:
- нарушения Руководителем требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника;
- причинения Руководителем в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
- распития Руководителем спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытии фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.».
5. Часть вторую подп.15.2 п.15 Контракта изложить в следующей редакции:
«В этом случае Наниматель выплачивает Руководителю минимальную компенсацию в размере трех среднемесячных заработных плат.».
6. Пункт 16 Контракта изложить в следующей редакции:
«16. Руководителю предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные:
16.1. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1998 № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры и искусства, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 34, ст.882);
16.2. в связи с переездом в другую местность в размерах, установленных законодательством.».
7. Условия Контракта, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными.
8. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, хранится у каждой из сторон и вступает в силу 25 июля 2014 г.
9. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Контракта № 87 от 14 ноября 2013 г.
Наниматель | Работник |
___________ И.И.Иванов | ___________ П.П.Петров |
(подпись) М.П. | (подпись) |
03.09.2014
Анна Чичина, юрист, главный специалист экспертно-правового управления Конституционного Суда Республики Беларусь (в отставке)