Пособие от 14.01.2011
Автор: Хаданович А.

О совершенствовании законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Какие международные стандарты приняты в национальном законодательстве Законом РБ от 14.06.2010 № 132-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон № 132-З)?

Ответ: В целях укрепления национальной системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - ПОД/ФТ) принят Закон № 132-З, который вступил в силу с 23 сентября 2010 г. Данный нормативный правовой акт разрабатывался в плановом порядке в течение 2009 г. рабочей группой, созданной Национальным центром законодательства и правовых исследований РБ с участием представителей Нацбанка РБ, Комитета государственного контроля РБ и других заинтересованных государственных органов.

Для приведения отечественного законодательства в соответствие с международными нормами о противодействии легализации криминальных доходов (ФАТФ) (примечание 1) Закон № 132-З распространяет положения Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон № 426-З), а также иных законодательных актов Республики Беларусь на противодействие легализации доходов, полученных исключительно преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. взамен Закона № 426-З принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

 

Закон № 426-З дополнен новыми понятиями «бенефициарный владелец», «политические значимые лица иностранных государств и международных организаций». Для банковских операций «финансовая операция» определена как разовая транзакция вместо сделки со средствами.

В ст.5 Закона № 426-З реализованы следующие рекомендации ФАТФ:

- снижена сумма операции, требующей идентификации клиента при осуществлении банковских и денежных переводов, до 100 базовых величин (примечание 2);

- введен запрет на установление корреспондентских отношений с «банками-оболочками» (т.е. не имеющими постоянно действующих органов управления в стране пребывания);

- закреплено требование по установлению договорных отношений с политически значимыми лицами иностранных государств только с согласия высшего руководства финансового учреждения, выяснению источников средств, определению конкретных процедур мониторинга операций;

- установлено требование к лицам, осуществляющим финансовые операции, сообщать органу финансового мониторинга о невозможности выполнения филиалами, другими обособленными подразделениями и дочерними компаниями мер, установленных законодательством Республики Беларусь, в связи с требованиями страны пребывания;

- дополнены права лиц, осуществляющих финансовые операции, правом отказа участникам финансовой операции в их осуществлении в случае непредставления документов, необходимых для идентификации данных участников.

 

Вопрос: Каким образом в национальном законодательстве закреплены стандарты Рекомендации 25 ФАТФ?

Ответ: Указом Президента РБ от 09.11.2010 № 580 внесены в числе прочего корректировки в Положение о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 14.09.2003 № 408 (далее - Положение).

Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ (далее - Департамент финансового мониторинга) при осуществлении своей деятельности взаимодействует с Нацбанком РБ, другими государственными органами, иными организациями, в т.ч. иностранными и международными, а также физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, по вопросам ПОД/ФТ (п.3 Положения).

Для выполнения своих задач и функций Департамент финансового мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о ПОД/ФТ, обобщает практику применения этого законодательства на основании информации, поступающей из государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, и иных организаций, а также разрабатывает предложения по его совершенствованию, представляет в Нацбанк РБ информацию по вопросам совершенствования порядка выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю (подп.7.4 п.7 Положения).

Согласно Рекомендации 25 ФАТФ компетентным государственным органам следует выработать руководящие принципы и обеспечить обратную связь, которые призваны помочь финансовым учреждениям в выявлении подозрительных сделок и направлении сообщений о них. Одним из способов обратной связи методология ФАТФ называет информацию по текущей технике, методам и тенденциям (типологии), а также обезличенные примеры реальных дел по отмыванию денег.

Традиционные способы обеспечения обратной связи к информирующим организациям (банки, финансовые учреждения, профессиональные участники рынка ценных бумаг, нотариусы, адвокаты, казино и т.д.) внедрены в большинстве стран, финансовые разведки которых являются членами международной группы «Эгмонт» (примечание 3).

Банки Республики Беларусь часто обращались в Нацбанк РБ с просьбой помочь им усовершенствовать обратную связь с органом финансового мониторинга с целью получения методологической помощи в проведении анализа и последующего мониторинга для направления специальных формуляров по подозрительным операциям.

Таким образом, внесение вышеперечисленных изменений и дополнений в Положение способствовало более полному закреплению в национальном законодательстве международного стандарта ФАТФ по обратной связи.

 

Вопрос: Каким образом имплементированы (введены) в национальное законодательство стандарты VII Специальной рекомендации ФАТФ?

Ответ: Требования VII Специальной рекомендации ФАТФ имплементированы в часть вторую ст.5 Закона № 426-З.

Установлено, что лица при осуществлении финансовых операций, связанных с денежными (банковскими, почтовыми, телеграфными, электронными) переводами, по поручению отправителя (плательщика) на сумму, равную или превышающую 100 базовых величин (кроме расчетов с использованием банковских пластиковых карточек при оплате товаров и услуг, получении по ним наличных денежных средств и межбанковских расчетов, когда плательщиком выступает банк, небанковская кредитно-финансовая организация от своего имени), должны обеспечить на любом этапе их осуществления получение, передачу, хранение информации согласно абзацам 2-3 части второй ст.5 Закона № 426-З.

Порядок оформления в этих случаях расчетных и иных документов, содержащих поручение отправителя (плательщика), регламентируют следующие документы.

1. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее - Инструкция о банковском переводе), п.111 которой определено, что в случаях, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ, в платежных инструкциях плательщика при заполнении реквизитов плательщика - физического лица указываются место жительства (пребывания), реквизиты документа (наименование, серия, номер, дата выдачи и орган, выдавший документ), удостоверяющего личность плательщика.

 

 

От редакции: С 22 января 2013 г. следует руководствоваться Инструкцией о банковском переводе в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 19.11.2012 № 583.

 

В случае отсутствия номера счета плательщика номером финансовой операции считается номер платежной инструкции плательщика либо номер платежной инструкции банка, посредством которой осуществляется банковский перевод.

В целях обеспечения передачи полной информации об отправителе (плательщике) при переводе денежных средств через автоматизированную систему межбанковских расчетов Нацбанка РБ письмом Нацбанка РБ от 22.09.2010 № 19-22/126 «О передаче информации о плательщике» разъяснены технические особенности оформления банком электронных платежных документов по поручению плательщика - физического лица.

Банк вправе отказать клиенту в исполнении платежных инструкций в случаях, предусмотренных Инструкцией о банковском переводе, а также Банковским кодексом РБ или иными актами законодательства, в т.ч. регулирующего вопросы ПОД/ФТ (п.9 Инструкции о банковском переводе).

Банк-получатель самостоятельно определяет возможность выдачи, перевода денежных средств, поступивших в пользу бенефициара - физического лица, не имеющего счета в данном банке, в случае неточного указания в платежном поручении фамилии, собственного имени, отчества (при наличии) бенефициара - физического лица, данных документа, удостоверяющего его личность, а также в иных случаях при идентификации бенефициара в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ (п.52 Инструкции о банковском переводе).

2. Приложение 11 к Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.12.2006 № 211. Комплект документов, состоящий из извещения и квитанции, дополнен следующими позициями:

- учетный номер плательщика заполняется при совершении операций по уплате налогов, сборов (пошлин), в т.ч. таможенных платежей, а также индивидуальными предпринимателями в случаях, предусмотренных законодательством;

- указанный в реестре принятых платежей порядковый номер операции проставляется, если ее сумма равна или превышает 100 базовых величин;

- реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика (вид, серия и номер, дата выдачи, орган, выдавший документ), заполняются в случаях, предусмотренных законодательством.

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. приложение 11 к Инструкции № 211 на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 09.12.2014 № 760 изложено в новой редакции.

 

3. Инструкция о порядке осуществления безналичных переводов через частные платежные системы, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 02.06.2004 № 87. С момента вступления документа в силу (с 11 февраля 2011 г.) в заявлении на перевод и заявлении на получение перевода в качестве обязательного реквизита указывается место жительства (пребывания) отправителя перевода.

 

 

От редакции: С 7 сентября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о денежных переводах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.06.2015 № 376.

 

Заявление на перевод должно содержать реквизиты документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность физического лица - плательщика (наименование, серия (при наличии), номер, дата выдачи и орган, выдавший документ). Заявление на получение перевода - реквизиты документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность физического лица - бенефициара.

При приеме к исполнению заявления на перевод (заявления на получение перевода) банк обязан требовать представления дополнительных сведений, необходимых для соблюдения банками требований законодательства о ПОД/ФТ.

 

Вопрос: Каким образом имплементированы в национальное законодательство стандарты IX Специальной рекомендации ФАТФ?

Ответ: В настоящее время действует Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 05.07.2010 (далее - Договор). Национальный банк РБ проинформировал об этом банковскую систему письмом от 21.07.2010 № 31-14/213 «О порядке перемещения физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза». В связи с вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора не применяется Инструкция о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38.

В соответствии с Договором при единовременном ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с таможенной территории таможенного союза физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, перемещаемые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица.

Установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе) наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

Согласно нормам IX Специальной рекомендации ФАТФ страны должны иметь в наличии меры для выявления физического перемещения через границу наличных денежных средств и ценных бумаг на предъявителя, включая систему декларирования или другое обязательное информирование.

Договор устанавливает единые для 3 стран (Беларуси, Казахстана, России) требования по обязательному декларированию всех видов оборотных инструментов на предъявителя. В Договоре они поименованы как «денежные инструменты». К ним отнесены: дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Денежные инструменты (кроме дорожных чеков), перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

В целях обеспечения государствами - членами таможенного союза мер по ПОД/ФТ в соответствии с нормами IX Специальной рекомендации ФАТФ и одновременного упрощения процедуры декларирования ст.6 Договора установлен перечень сведений, которыми дополняется пассажирская таможенная декларация в случае перемещения физическим лицом через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Такими сведениями являются идентификационные сведения о физическом лице, сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии), источнике их происхождения, владельцах и предполагаемом использовании, а также маршруте и способе перевозки наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Упрощение процедуры декларирования состоит в том, что все необходимые сведения включаются в пассажирскую таможенную декларацию, а не вводится дополнительная декларация для наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения утверждены решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 287.

Обратите внимание!

Физические лица могут без декларирования перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги между государствами - членами таможенного союза.

 

Вопрос: Как изменились общие требования к правилам внутреннего контроля для лиц, осуществляющих финансовые операции?

Ответ: Постановлением Совета Министров РБ от 21.09.2010 № 1356 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 352» приведены в соответствие с Законом № 132-З общие требования к правилам внутреннего контроля. Суть внесенных изменений сводится к следующему.

Должностные лица, осуществляющие регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, являются лицами, ответственными за исполнение правил внутреннего контроля, в которых должны содержаться требования к квалификации и подготовке лиц, ответственных за выполнение правил, а условия и порядок подготовки этих лиц и иных работников лиц, осуществляющих финансовые операции, - в соответствующей программе, разрабатываемой лицами, осуществляющими финансовые операции. Требования к квалификации и подготовке должностных лиц, осуществляющих передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, определяются должностными инструкциями и иными локальными правовыми актами.

Порядок назначения, требования к квалификации и подготовке лиц, ответственных за выполнение правил, определяются государственными органами, контролирующими деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции.

Лица, ответственные за выполнение правил, должны назначаться из числа работников, занимающих должность не ниже руководителя структурного подразделения и (или) работника специального структурного подразделения, в компетенцию которого входит осуществление мер по ПОД/ФТ (при наличии такого подразделения).

В соответствии с требованиями Закона № 426-З порядок идентификации участников финансовой операции должен включать меры по установлению бенефициарных владельцев организаций при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме, а также выявлению из числа участников финансовых операций политически значимых лиц иностранных государств и международных организаций.

   

Вопрос: Какие новые требования установлены Нацбанком РБ к организации системы внутреннего контроля в банках для предотвращения легализации доходов ПОД/ФТ?

Ответ: Ключевой документ для банков в сфере ПОД/ФТ - Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - соответственно Инструкция № 34), в которую постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.08.2010 № 375 (далее - постановление № 375) вносятся изменения и дополнения. Постановление № 375 вступит в силу с 4 февраля 2011 г.

 

 

От редакции: С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции № 34 действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Претерпел изменения понятийный аппарат Инструкции № 34.

Национальный банк РБ, являясь лицом, осуществляющим финансовые операции (организацией, оказывающей услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств), принимает меры по ПОД/ФТ в соответствии с Законом № 426-З и Правилами внутреннего контроля, утвержденными постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 25.09.2008 № 313. По этой причине, а также с учетом специфики деятельности Нацбанка РБ, особенностей его клиентской базы он исключен из понятия «банки».

Уточнено определение термина «клиенты» с целью дальнейшего заполнения анкет не только по банкам-корреспондентам, в которых открыты счета ЛОРО, но и в которых открыты счета НОСТРО.

Изменено понятие «клиенты без открытия счета»: теперь к нему относятся клиенты (за исключением банков-корреспондентов), с которыми не заключены договоры на осуществление финансовых операций в письменной форме.

Постановлением № 375 формализуется организация системы внутреннего контроля в банках:

- обязательно создание специального структурного подразделения, которое координирует работу системы внутреннего контроля в банке и выполняет иные функции;

- в локальном нормативном правовом акте банка должно быть предусмотрено, что исполнительный орган обеспечивает создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля;

- руководитель специального структурного подразделения должен подчиняться непосредственно исполнительному органу и быть подотчетным совету директоров (наблюдательному совету);

- все функции ответственного должностного лица должны быть закреплены в соответствующих правовых актах банка (в правилах внутреннего контроля, должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях банка, приказах о назначении должностных лиц и (или) распределении обязанностей и др.). Если в банке назначены несколько лиц, указанные функции должны быть распределены между ними;

- для соблюдения порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в соответствующих правовых актах банка должны быть четко распределены обязанности работников структурных подразделений банка, входящих в организационную структуру системы внутреннего контроля;

- осуществление мониторинга, проверки, оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля закреплено за службой внутреннего аудита банка.

Порядок назначения ответственных должностных лиц банка устанавливается в соответствии с требованиями постановления Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 352 «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля». Так, в зависимости от организационной структуры банка ответственное должностное лицо (ответственные должностные лица) назначается (назначаются) из числа:

- руководителя и работников специального структурного подразделения;

- руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений банка, входящих в организационную структуру системы внутреннего контроля.

В рамках проведения идентификации клиентов внедряется комплексный подход на основе рисков. Устанавливается обязанность банков по:

- отнесению клиента к одной из категорий (крупные, средние или малые);

- использованию 3-векторной модели для присвоения работе с клиентом итоговой степени риска (низкой, средней, высокой).

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. следует руководствоваться общими требованиями к правилам внутреннего контроля, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 24.12.2014 № 1249.

 

В рамках 3-векторной модели устанавливается обязанность банков анализировать имеющуюся в отношении клиента идентификационную информацию и оценивать векторы «Риск по профилю клиента», «Риск по видам операций» и «Риск по географическому фактору». При этом используются вводимые постановлением № 375 категории (виды) клиентов, работа с которыми при оценке вектора модели «Риск по профилю клиента» изначально сопряжена с факторами, повышающими (понижающими) степень риска, а также факторы, повышающие (понижающие) степень риска финансовых операций.

При оценке вектора «Риск по географическому фактору» рекомендуется учитывать информацию, изложенную в п.6 письма Нацбанка РБ от 08.11.2010 № 21-18/121 «О применении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 августа 2010 г. № 375» (далее - письмо № 21-18/121).

На основе 3-векторной модели работе с клиентом присваивается итоговая степень риска согласно приложению 3 к Инструкции № 34, введенному подп.1.2.42 п.1 постановления № 375.

В зависимости от итоговой степени риска работы с клиентом разделяются стадии внутреннего контроля, в ходе которых банк осуществляет выявление подозрительных финансовых операций:

- по клиентам, работе с которыми присвоена низкая и средняя итоговая степень риска, - на стадии последующего контроля;

- по клиентам, работе с которыми присвоена высокая степень риска, - на стадиях текущего и последующего контроля.

Однако если у банка в отношении отдельных клиентов и их финансовых операций возникают подозрения на стадии текущего контроля, то независимо от присвоенной работе с клиентом итоговой степени риска, банк осуществляет действия по выявлению подозрительной финансовой операции в соответствии с п.34 Инструкции № 34, не дожидаясь завершения анализируемого периода.

Процедура, регламентирующая действия банка при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения, дополнена принятием решения о периодичности проведения анализа однотипных финансовых операций клиента с целью дальнейшего представления специальных формуляров в зависимости от суммы, вида, характера и частоты их осуществления.

В п.32 Инструкции № 34 уточнены отдельные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций. Этот пункт дополнен рядом новых признаков по сделкам с наличными денежными средствами.

Подпунктом 1.2.35 п.1 постановления № 375 вводится норма, дающая право банку изменять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики своей деятельности. Для этого используется разрабатываемая банком матрица корректировки согласно приложению 4 к Инструкции № 34, введенному подп.1.2.42 п.1 постановления № 375, в разрезе значений степени риска работы с клиентом (высокая, средняя, низкая) и его категории (крупный, средний, малый).

Установление обратной связи и проверка корректности работы коэффициентов корректировки осуществляется через параметры адекватности системы, анализ которых проводится банком по мере необходимости, но не реже 1 раза в течение календарного года.

Показателями адекватности системы критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций названы:

- соотношение количества направленных специальных формуляров к количеству финансовых операций, вызывающих подозрения, по которым согласно п.34 Инструкции № 34 было составлено сообщение. Система считается адекватной, если этот показатель превышает 75 %;

- наличие (отсутствие) документально зафиксированных фактов признания подозрительными финансовых операций, по которым не были составлены сообщения, службой внутреннего аудита банка, Нацбанком РБ, иными государственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением банками законодательства о ПОД/ФТ. Система считается адекватной, если количество ненаправленных специальных формуляров не превышает 5 % от общего количества направленных специальных формуляров.

В постановлении № 375 перечисляются функциональные задачи электронной базы данных анкет клиентов, внедрение которых необходимо осуществить в течение 1 года и 3 месяцев после официального опубликования (3 ноября 2010 г.), а также требования к порядку заполнения полей анкет клиентов. Пунктом 2 постановления № 375 до 15 февраля 2011 г. продлен срок для внесения в электронную базу данных банка сведений, содержащихся в анкетах клиентов (кроме клиентов без открытия счета), заполненных до 8 августа 2010 г.

В 3-месячный срок после официального опубликования постановления № 375 банки должны привести в соответствие с его нормами локальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ.

Для формирования комплексной информации о созданных в банках системах внутреннего контроля Нацбанк РБ запросил у них информацию согласно п.3 письма № 21-18/121.

 

Вопрос: Почему утратил силу п.1 Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» (далее - Указ № 601)?

Ответ: Законом № 132-З нормы п.1 Указа № 601 перенесены в часть первую ст.7 и часть вторую ст.8 Закона № 426-З. Установлено, что лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовых операций при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, если идентификация участников финансовых операций не была проведена при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме. Не подлежат регистрации в специальных формулярах Нацбанком РБ, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями финансовые операции, достигающие установленных пороговых величин: 2 000 базовых величин для физических лиц; 20 000 базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поэтому принят Указ Президента РБ от 27.09.2010 № 496 «О признании утратившим силу пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 601», вступивший в силу с 23 сентября 2010 г.

Таким образом, до этой даты банки согласно нормам Указа № 601 не регистрировали в специальных формулярах финансовые операции, указанные в абзаце 5 части первой ст.6 Закона № 426-З, и проводили идентификацию участников финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин. С 23 сентября 2010 г. банки выполняют обязанности по идентификации участников финансовых операций, а также не регистрируют в специальных формулярах пороговые финансовые операции в соответствии с нормами Закона № 426-З.

 

Вопрос: Какие изменения внесены в порядок регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальных формулярах?

Ответ: С 13 ноября 2010 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 21.09.2010 № 1361 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367». Этим постановлением корректируется Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367). Внесенные изменения направлены в т.ч. на упрощение процедуры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальных формулярах, представляемых банками и иными лицами, осуществляющими финансовые операции, в Департамент финансового мониторинга.

В новой редакции изложены справочники видов финансовых операций, признаков подозрительности и участников финансовых операций (приложения 2, 4, 5 к Инструкции № 367).

 

 

От редакции: С 4 января 2015 г. следует применять Инструкцию № 367 и приложения 2, 4, 5 к ней в редакции постановления Совета Министров РБ от 31.12.2014 № 1289.

 

В Законе № 426-З изменено определение финансовой операции для банковских и депозитарных операций. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимается открытие счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимается открытие счета «депо», депозитарный перевод ценных бумаг. Для иных лиц, осуществляющих финансовые операции, финансовая операция определена как сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.

С учетом изложенного справочник видов финансовых операций (приложение 2 к Инструкции № 367) структурирован по следующим разделам: открытие счета, безналичный перевод средств, выдача средств в наличной форме, внесение средств в наличной форме, финансовые операции с движимым, недвижимым имуществом, ценными бумагами, обмен средств, финансовые операции по займам.

Коды 101-155 признаков подозрительности финансовых операций из соответствующего справочника (приложение 4 к Инструкции № 367) соответствуют критериями выявления и признакам подозрительных финансовых операций, определенных подп.32.1-32.55 п.32 Инструкции № 34.

Инструкцией № 367 определены новые подходы к заполнению специальных формуляров. Остановимся подробнее на основных из них.

Специальный формуляр заполняется отдельно по каждой финансовой операции, для банков - также по однотипным финансовым операциям, относящимся к таковым в соответствии с Инструкцией № 34. К однотипным относятся финансовые операции одного вида, осуществляемые неоднократно в течение анализируемого периода одним лицом либо в отношении одного и того же лица. Анализируемый период - небольшой отрезок времени, за который банк анализирует финансовые операции клиента на стадии последующего контроля. Его продолжительность определяется банком самостоятельно, зависит от вида совершаемых клиентом финансовых операций и может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев (средний период для анализа - 1 месяц).

Информация об участниках финансовой операции заполняется на отдельных листах специального формуляра таким образом, чтобы однозначно фиксировалось направление движения средств: на 2-м листе указываются сведения об участнике финансовой операции, осуществляющем открытие счета или отчуждение (передачу) средств, на 3-м листе - об участнике, приобретающем (получающем, принимающем) средства. На 4-м и последующих листах - об остальных участниках финансовой операции, однотипных финансовых операций. Количество участников финансовой операции определяется количеством листов специального формуляра.

Цифровые коды формы осуществления финансовой операции (поле 3.3 «Форма операции» специального формуляра) дополнены 2 позициями:

«5» - прием наличных средств для безналичного перевода;

«6» - выплата наличных средств, поступивших по безналичному переводу.

Цифровые коды статуса участника финансовой операции (поле 7.1 «Статус» специального формуляра) дополняются кодами:

«5» - политически значимое лицо иностранного государства или международной организации;

«9» - иное (например, когда участник финансовой операции - представительство юридического лица, дипломатическое или иное официальное представительство).

При регистрации в специальном формуляре однотипных финансовых операций специальный формуляр заполняется на последнюю из осуществленных в течение анализируемого периода финансовую операцию, сведения об остальных финансовых операциях указываются в поле 3.13 «Дополнительная информация» и содержат информацию об анализируемом периоде и общей сумме остальных осуществленных за этот период финансовых операций.

Если финансовая операция осуществляется в нескольких валютах или связана с обменом одного актива на другой, в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте» специального формуляра указывается сумма цифрами в одной из видов валют. Информация об остальных видах валют и курсе обмена (при наличии) указывается в поле 3.13 «Дополнительная информация».

Если осуществляется перевод с покупкой, продажей, конверсией иностранной валюты (в том числе с выдачей или внесением средств в наличной форме), в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте» указывается сумма цифрами в валюте перевода, а в поле 3.13 «Дополнительная информация» - информация о валюте и курсе обмена.

Для банковских и депозитарных операций уточнено понятие «время совершения» финансовой операции - это время осуществления финансовой операции, отраженное в автоматизированных системах, осуществляющих обработку операций в течение дня. Если специальный формуляр представляется по несовершенной финансовой операции, в соответствующем поле указывается время принятия решения об отказе в осуществлении операции. Если специальный формуляр представляется по приостановленной финансовой операции - время приостановления операции.

Длина полей специального формуляра 3.9 «Основание совершения» и 3.13 »Дополнительная информация» расширена с 500 до 3 500 символов.

В поле 3.9 «Основание совершения» указываются наименования, номера и даты договоров, платежных инструкций или иных документов, являющихся основанием для осуществления финансовой операции, и информация, содержащаяся в назначении платежа.

Поле 3.13 «Дополнительная информация» заполняется с учетом требований Инструкции № 367. В этом поле также указываются необходимые пояснения значений полей специального формуляра в случае проставления в них значений «999» (иные признаки), «1199» (открытие иного счета, не названного в кодах 1101-1105) и т.п.

Поля раздела 8 «Сведения о счетах, участвующих в финансовой операции» специального формуляра заполняют банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Если в полях 8.1.3 «Код банка» и 8.2.3 «Код банка» специального формуляра для банков-резидентов указано значение кода банка, то наименование и адрес банка в соответствующих полях могут не указываться. Если финансовая операция осуществляется с использованием сборного лицевого счета, не являющегося банковским счетом клиента, то в полях 8.1.1 «№ счета» и 8.2.1 «№ счета» специального формуляра указывается номер сборного лицевого счета, а после знака »/» указывается номер счета клиента в соответствии с аналитическим учетом в банке.

Лица, осуществляющие финансовые операции, подлежащие особому контролю, ведут регистрацию направленных в Департамент финансового мониторинга специальных формуляров в журнале их учета, требования к которому определены п.102 Инструкции № 367.

   

Вопрос: Какие изменения внесены в порядок приостановления банками отдельных финансовых операций?

Ответ: Постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.08.2010 № 344 внесены изменения и дополнения в постановление Правления Нацбанка РБ от 13.03.2006 № 34 и утвержденную им Инструкцию о порядке приостановления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями отдельных финансовых операций, утвержденную данным постановлением (далее - Инструкция).

Терминология Инструкции приведена в соответствие с Законом № 426-З, в котором сфера противодействия легализации незаконных доходов сужена до противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Термины «лица, совершающие финансовые операции», «лица, занимающиеся террористической деятельностью» заменены соответственно на «участники финансовой операции», «лица, участвующие в террористической деятельности».

Представление банками в орган финансового мониторинга специальных формуляров в форме электронных документов в соответствии с абзацем 3 части первой ст.5 Закона № 426-З обусловило внесение изменений в п.4 Инструкции.

Абзацем 4 части первой ст.5 Закона № 426-З установлено, что, если хотя бы одной из сторон финансовой операции является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности, денежные средства зачисляются на счет получателя с последующим приостановлением всех расходных операций по счету. Ранее было определено, что в данном случае расходные операции по счету приостанавливаются только на сумму поступивших денежных средств. В связи с этим соответствующие изменения внесены в пп.6 и 9 Инструкции.

Поскольку в журнал, ведение которого предусмотрено п.8 Инструкции, заносятся только идентификационные данные лиц, финансовые операции которых подлежат приостановлению в соответствии с абзацем 4 части первой ст.5 Закона № 426-З, в данный пункт внесены соответствующие корректировки.

 

Вопрос: Какими нормативными правовыми актами установлен порядок проведения идентификации физических лиц, осуществляющих валютно-обменные операции?

Ответ: Банки как лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со ст.7 Закона № 426-З при:

- заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме;

- осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, если идентификация участников финансовых операций не была проведена в соответствии с абзацем 2 настоящей части;

- осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю.

Декретом Президента РБ от 15.09.2010 № 8 с 22 декабря 2010 г. признаны утратившими силу Декрет Президента РБ от 05.02.1997 № 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», а также изменения и дополнения к нему.

Нормы, регулирующие операции с участием физических лиц по купле-продаже, обмену наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также регистрацию паспортных данных этих лиц, установлены ст.12 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», п.5 Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2001 № 170.

 

 

От редакции: С 29 мая 2011 г. вместо Правил № 170 действует Инструкция о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 01.02.2011 № 35.

 

Валютно-обменные операции осуществляются без регистрации паспортных данных физических лиц, кроме случаев, когда регистрация паспортных данных необходима для исполнения норм законодательства Республики Беларусь. В таких случаях физическому лицу может быть отказано в совершении валютно-обменной операции, если физическим лицом не представлен документ, содержащий паспортные данные.

 

Примечание 1. ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) - межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма.

Примечание 2. С 1 декабря 2007 г. базовая величина установлена в размере 35 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446 «Об установлении размера базовой величины»).

 

 

От редакции: Актуальный размер базовой величины см. здесь.

 

Примечание 3. Группа подразделений финансовых разведок «Эгмонт» объединяет 116 государств.

   

14.01.2011 г.

    

Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь