Корреспонденция счетов от 21.12.2012
Автор: Прохожая В.

О том, как воспользоваться льготой по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд по Декрету № 6


 

Материал помещен в архив

 

О ТОМ, КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ ФОНД ПО ДЕКРЕТУ № 6

При открытии нового бизнеса очень важно получить налоговое преимущество еще на старте, поскольку, пока предприятие не начало работать и приносить прибыль, особенно это касается производственных организаций, на счету каждая копейка. Так вот, иногда не нужно придумывать сложные схемы, достаточно зарегистрировать свой бизнес в благоприятной в отношении налогообложения зоне. Такую возможность коммерческим организациям РБ и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющим на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) предоставляет в частности Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6), которым предусмотрен ряд льгот и преференций.

Декрет № 6 освобождает коммерческие организации от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость

Итак, первое, на чем предприятие может сэкономить, - на освобождении от ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.

Рассмотрим нюансы применения данной льготы. В соответствии с Декретом № 6 коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401-8408, 8410-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501-8519, 8521-8523, 8525-8537, 8543, 8545, 8601-8609 00, 8701, 8702, 8704-8707, 8709-8713, 8716, 8801 00-8805, 8901-8908 00 000 0, 9005-9008, 9010-9020 00 000 0, 9022-9032, 9103-9107 00 000 0, 9201, 9202, 9205-9208, 9401-9406 00, 9503 00-9508 (далее - товары), в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда. При этом суммарная стоимость товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций (подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2013 г. подп.1.9 п.1 Декрета № 6 на основании Декрета Президента РБ от 11.09.2013 № 5 изложен в новой редакции.

 

В случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров для внесения оставшейся части или увеличения уставного фонда коммерческой организации, которые на момент таможенного декларирования (ввоза) в учредительных документах коммерческой организации не определены в качестве неденежного вклада, освобождение от таможенных пошлин и НДС предоставляется после государственной регистрации в установленном порядке изменений и (или) дополнений в учредительные документы, предусматривающих увеличение уставного фонда коммерческой организации за счет внесения этих товаров.

Условием для применения освобождения является подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

 

Обратите внимание!

От ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, освобождаются не учредители, ввозящие указанные товары для внесения в уставный фонд, а именно сама организация, в уставный фонд которой вносятся эти товары.

 

А теперь посмотрим, реально ли на практике воспользоваться этой льготой.

На дату регистрации коммерческой организации уставный фонд должен быть сформирован

В соответствии с п.7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), если иное не установлено законодательными актами, на дату осуществления их государственной регистрации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 марта 2014 г. следует руководствоваться п.7 Положения о регистрации в редакции Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3.

 

При внесении в уставный фонд имущества, т.е. неденежного вклада, должна проводиться его оценка в порядке, установленном законодательством.

 

Справочно

Вопросы оценки имущества, вносимого в уставные фонды, регулируются:

Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь»;

Положением о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173.

 

Согласно п.12 Положения о регистрации формирование уставного фонда до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов подтверждается открытием временного счета в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, а при внесении в уставный фонд неденежного вклада - наличием акта оценки стоимости неденежного вклада.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2013 г. следует руководствоваться п.12 Положения о регистрации в редакции Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2.

 

То есть имущество, внесение которого предполагается в уставный фонд, на момент регистрации организации уже должно быть на территории Республики Беларусь и должна быть произведена его оценка.

Обратимся к нормам Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) и посмотрим, кто должен являться плательщиком таможенных пошлин.

Согласно ст.79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст.211 ТК ТС).

На основании ст.186 ТК ТС лицо государства - члена таможенного союза может быть декларантом в следующих случаях:

• если это лицо заключило внешнеэкономическую сделку либо эта сделка заключена по его поручению и от его имени;

• если это лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Таким образом, в момент формирования уставного фонда, когда еще не создана организация, которая может заключать внешнеэкономический договор либо которая может владеть ввозимыми товарами и являться декларантом, воспользоваться правом на льготу по уплате таможенных пошлин нельзя.

То есть в таком случае эта льгота просто не действует.

Теперь рассмотрим, что нужно предпринять для того, чтобы этой льготой можно было воспользоваться.

Учредитель, который вносит в уставный фонд неденежный вклад, при ввозе товаров из-за пределов Республики Беларусь, вправе поместить их под таможенную процедуру таможенного склада.

Таможенный склад - это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.229 ТК ТС).

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением (ст.230 ТК ТС):

• товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

• товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Допускается помещение под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе, при наличии на это разрешения таможенного органа в письменной форме.

При помещении товаров под эту таможенную процедуру без их фактического размещения на таможенном складе законодательством государств - членов таможенного союза могут определяться случаи предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Помещение товаров, ввозимых с целью их передачи в уставный фонд, под процедуру таможенного склада позволит:

• во-первых, провести оценку этих товаров;

• во-вторых, совершать сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

 

Справочно

Согласно ст.232 ТК ТС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в т.ч. осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада, при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации.

С разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться простые сборочные операции, а также операции:

• по отбору проб и образцов;

• подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

 

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать 3 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада (ст.231 ТК ТС).

При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада, в т.ч. когда декларантами этой процедуры выступают разные лица, общий срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать 3 лет.

Этого срока более чем достаточно для проведения необходимых процедур, связанных с оценкой товаров, регистрацией организации и передачей права владения товарами.

Исходя из приведенных норм ТК ТС учредитель вправе товар, предназначенный для внесения в уставный фонд:

• поместить под таможенную процедуру таможенного склада;

• произвести оценку этого товара;

• после регистрации организации, учредителем которой он является, передать ей право владения этим товаром.

В этом случае созданная организация будет иметь право владения этим товаром, а следовательно, будет иметь право быть декларантом по данному товару. И как следствие, получит право воспользоваться освобождением от уплаты, предусмотренным Декретом № 6.

При создании организаций с государственными инвестициями уставный фонд может формироваться в течение 2 лет с момента регистрации организации

При создании организаций с иностранными инвестициями, при формировании уставного фонда следует руководствоваться Инвестиционным кодексом РБ (далее - Кодекс), которым также установлены требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен Кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора.

 

Справочно

В соответствии со ст.80 Кодекса под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %.

 

Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 000 долл. США в эквиваленте (ст.81 Кодекса).

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций с иностранными инвестициями (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), осуществляется уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Положением о регистрации. Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с даты ее государственной регистрации (ст.83 Кодекса).

Порядок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями установлен ст.87 Кодекса.

 

Важно!

Объявленный уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован:

• не менее чем на 50 % в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации. При этом каждый из учредителей (участников) должен внести не менее 50 % своей доли;

• в полном объеме - до истечения 2 лет с даты государственной регистрации.

Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.

 

Коммерческая организация с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями, представившей документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда.

 

Справочно

Статьей 871 Кодекса установлена возможность продления сроков формирования уставного фонда.

 

Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь - также и в официальной денежной единице Республики Беларусь (ст.88 Кодекса).

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями также подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов.

Следовательно, приведенным выше способом получения льготы по уплате ввозных пошлин и НДС можно воспользоваться и при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества.

Поскольку уставный фонд организации с иностранными инвестициями формируется после регистрации организации, то при внесении неденежного вклада в уставный фонд организации с иностранными инвестициями нерезидентом ввоз этого вклада на территорию РБ может осуществлять уже непосредственно сама организация и, следовательно, может воспользоваться предоставленной Декретом № 6 льготой.

Если в уставный фонд организации с иностранными инвестициями неденежный вклад вносит резидент РБ и он ввозит этот вклад из-за пределов РБ, то он также может поместить товар под таможенную процедуру таможенного склада, провести оценку товара и осуществить передачу права владения этим товаром созданной организации. Созданная организация выступит декларантом и воспользуется льготой.

У резидента, ввезшего товар для передачи в уставный фонд другой организации, в бухгалтерском учете будут сделаны записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Произведена оплата за товар, предназначенный для внесения в уставный фонд
60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
52
«Валютные счета»
Отражены в соответствии с законодательством курсовые разницы
08
«Вложения в долгосрочные активы»,
91
«Прочие доходы и расходы»
(60)
60
(08, 91)
На контрактную стоимость ввезенных товаров
41
«Товары»,
08
60
При передаче товара созданной организации по оценочной стоимости
06
«Долгосрочные финансовые вложения»
08, 41
На положительную разницу между оценочной стоимостью и контрактной
08, 41
91-1
На отрицательную разницу между оценочной стоимостью и контрактной
91-4
08, 41

 

Примечание. Согласно п.2 ст.136 Налогового кодекса РБ (далее - НК РБ) положительная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество.

Отрицательная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества не учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество.

 

У созданной организации получение имущества в уставный фонд отражается записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На сумму взноса в уставный фонд
01, 10, 41
75
«Расчеты с учредителями»
Отражено формирование уставного фонда
75
80
«Уставный капитал»

 

Примечание. Согласно п.1 ст.136 НК РБ денежные средства или имущество, полученные организацией от участников (акционеров) в качестве взносов в ее уставный фонд в размерах, предусмотренных уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не учитываются при определении этой организацией валовой прибыли.

Увеличение уставного фонда

Организации вправе увеличивать свои уставные фонды путем внесения изменений и дополнений в учредительные документы, которые подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Положением о регистрации. На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, уставные фонды коммерческих организаций также должны быть уже сформированы в предусмотренных размерах, если иное не установлено законодательными актами.

Поэтому и в этом случае можно воспользоваться предложенной схемой ввоза товаров и получить льготу.

Можно использовать и другой способ получения освобождения от ввозных пошлин и НДС при увеличении уставного фонда: организация должна сама ввезти товары, предназначенные для пополнения уставного фонда, заявить их в режиме выпуска для внутреннего потребления и выступить их декларантом. При этом она уплачивает необходимые таможенные пошлины и НДС.

После того как будет проведена оценка этих товаров, вносимых на пополнение уставного фонда, и будут зарегистрированы изменения в учредительные документы, организация вправе обратиться в таможенные органы с заявлением о возврате уплаченных сумм ввозных пошлин и НДС. При этом необходимо внести изменения в оформленную ранее на эти товары таможенную декларацию. Порядок представления такого заявления установлен ст.272 ТК ТС и ст.60 НК РБ.

 

Справочно

Порядок корректировки декларации регулируется:

решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 255 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров»;

постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. взамен решения № 255 принято решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

С 27 февраля 2016 г. следует руководствоваться постановлением ГТК РБ от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования».

 

Однако при этом следует учитывать, что возврат пошлин и НДС производится при отсутствии у организации неисполненной обязанности (недоимки) по уплате таможенных платежей, процентов и пеней.

 

21.12.2012 г.

 

Валентина Прохожая, экономист