


Материал помещен в архив
О ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Процессуальные сроки в административном, гражданском, конституционном, хозяйственном судопроизводстве - период времени, установленный законодательными актами или судом для совершения определенных процессуальных действий. Они предназначены для выполнения конституционной гарантии о защите прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, т.е. обеспечивать оперативность процесса, упреждать волокиту и злоупотребление правами. Иными словами, процессуальные сроки призваны способствовать скорейшему устранению нарушений законности и торжеству справедливости.
Определение процессуальных сроков
Применительно к хозяйственному судопроизводству процессуальные сроки - сроки для совершения процессуальных действий, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК), иными законодательными актами, назначаемые хозяйственным судом. Сроки для совершения процессуальных действий определяются периодом времени, в течение которого процессуальное действие должно быть совершено, либо точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (абзац 18 п.1 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 сентября 2017 г. Инструкция № 21 признана утратившей силу на основании постановления Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2017 № 12. С 16 мая 2017 г. действует Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста РБ от 07.04.2017 № 67. С 16 мая 2017 г. в ХПК были внесены значительные изменения Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом. |
Процессуальные сроки характерны для всех стадий хозяйственного процесса и имеют большое значение в правозащитной деятельности хозяйственных судов (с 1 января 2014 г. - экономических судов в составе судов общей юрисдикции).
![]() |
Справочно С 1 января 2014 г. общие и хозяйственные суды будут объединены в единую систему судов общей юрисдикции. 29 ноября 2013 г. Президентом РБ были подписаны: • Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»; • Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»; • Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». |
Законодатель назвал в качестве одной из целей судопроизводства в хозяйственных судах обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами (ст.3 ХПК).
Кроме того, подчеркивая значимость сроков для правосудия в сфере экономики, законодатель установил в качестве одного из основных начал принцип процессуальной экономии: хозяйственный суд выполняет задачи судопроизводства в хозяйственном суде в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами (ст.13 ХПК). И это понятно, волокита в любом суде воспринимается негативно и приводит к нарушению прав. Некоторые государства, в т.ч. Российская Федерация, принимают законы об ответственности за необоснованную проволочку в судах (например, Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Апелляция как форма пересмотра судебных постановлений
Для апелляционного производства процессуальные сроки имеют специфическое значение исходя из содержания самой апелляции как формы пересмотра судебных постановлений и полномочий суда апелляционной инстанции.
![]() |
Обратите внимание! Апелляционное производство как форма пересмотра судебных постановлений имеется в настоящий момент только в хозяйственном судопроизводстве. Хотя введение апелляционной инстанции обжалования решений не только хозяйственных судов прямо предусмотрено Указом Президента РБ от 10.04.2002 № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июня 2023 г. действует Указ от 28.06.2023 № 196 «О Концепции правовой политики Республики Беларусь». |
Полномочия суда апелляционной инстанции
Хозяйственный суд апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы (протеста) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Если хозяйственный суд апелляционной инстанции установит невозможность рассмотрения дела на основании имеющихся доказательств, он вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать (ст.277 ХПК).
То есть хозяйственный суд апелляционной инстанции не просто проверяет законность и обоснованность постановления суда первой инстанции, не вступившего в законную силу, но на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств может повторно рассмотреть дело по существу и вынести новое судебное постановление по делу. Это полноценный процессуальный шанс для сторон еще раз представить квалифицированному уже коллегиальному составу суда все свои аргументы и доводы. Вот почему здесь важны процессуальные сроки.
Срок для подачи апелляционной жалобы (протеста)
Поводом и основанием для возбуждения апелляционного производства является апелляционная жалоба лиц, участвующих в деле (в т.ч. лиц, не привлеченных к участию в деле, но чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением), или апелляционный протест прокурора.
Существование срока для апелляционного обжалования и опротестования судебных постановлений является также стимулом процессуальной дисциплины для спорящих сторон и дополнительным средством уравновешения их прав и обязанностей в судопроизводстве.
Хозяйственный процессуальный кодекс устанавливает 15-дневный срок для подачи апелляционной жалобы (протеста) после принятия хозяйственным судом обжалуемого постановления (ст.269). Именно такое количество дней признано достаточным для того, чтобы можно было без помех обжаловать любое постановление хозяйственного суда первой инстанции, исходя из размеров территории Беларуси, возможностей почты и иных средств связи. Оптимальность данного срока подтверждает и судебная практика, поскольку жалоб на нехватку времени для апелляционного обжалования практически не поступает. Тот факт, что этот срок не изменялся законодателем с 2004 г., т.е. с момента введения в хозяйственный процесс стадии апелляционного пересмотра судебных постановлений, также свидетельствует о правильности выбора.
Норма ХПК о том, что апелляционная жалоба может быть подана в 15-дневный срок после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления, может вызвать неоднозначное толкование.
Системное толкование норм, содержащихся в ст.190-202 ХПК, регулирующих порядок принятия решения хозяйственного суда, позволяет сделать вывод, что срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется не со дня направления копии изготовленного судебного решения лицам, участвующим в деле, а с даты изготовления судом первой инстанции судебного решения в полном объеме. Подтверждает такое мнение и судебная практика. Согласно п.15 постановления Пленума ВХС РБ от 29.06.2011 № 11 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде апелляционной инстанции» (далее - Пленум ВХС) апелляционная жалоба (протест) подлежит принятию к производству, если она подана на решение, принятое без составления мотивировочной части, и ее составление в пределах срока, установленного для рассмотрения апелляционной жалобы (протеста), невозможно в связи с болезнью, прекращением полномочий судьи, принявшего решение, или по другим объективным причинам. Повторное рассмотрение такого дела хозяйственным судом апелляционной инстанции осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, которые заявитель по независящим от него причинам не смог представить в хозяйственный суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба (протест), не содержащая оснований, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает решение, принятое без составления мотивировочной части, неправильным, без ссылок на законодательные и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства подлежит принятию к производству, если хозяйственным судом первой инстанции не соблюден срок составления мотивировочной части решения.
Восстановление судом срока подачи апелляционной инстанции
Часть вторая ст.269 ХПК указывает, что по ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен хозяйственным судом апелляционной инстанции, но при условии, если ходатайство заявлено не позднее 1 месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственным судом признаны уважительными.
К уважительным причинам пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста), как указано в п.11 постановления Пленума ВХС, в частности, относятся:
• несоблюдение срока составления мотивировочной части решения хозяйственным судом первой инстанции;
• получение копии мотивировочной части решения, составленной своевременно, после истечения срока апелляционного обжалования;
• получение копии судебного постановления по истечении срока подачи апелляции лицом, участвующим в деле, надлежаще не извещенным о времени и месте судебного разбирательства;
• получение копии судебного постановления по истечении срока подачи апелляции лицом, не привлеченным к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд первой инстанции принял судебное постановление о его правах и обязанностях;
• болезнь индивидуального предпринимателя, иного физического лица, которое вправе подать апелляционную жалобу, и т.п.
Диспозитивный характер приведенной выше правовой нормы ХПК может привести к заблуждению. Дескать, и при выполнении лицом, подающим апелляционную жалобу, двух условий (месячный срок подачи и признание причины пропуска срока уважительной) апелляционный хозяйственный суд может не восстановить пропущенный срок. На деле эта диспозитивность кажущаяся, и данную норму лучше сделать императивной. Трудно в реальности представить эту ситуацию и мотивацию возможного отказа. Тем более что в постановлении Пленума ВХС говорится о возможности восстановления справедливости. Так, хозяйственные суды кассационной, надзорной инстанций вправе признать причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) уважительными, восстановить его при наличии соответствующего ходатайства в кассационной жалобе или в жалобе в порядке надзора и если причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) безосновательно не признаны уважительными хозяйственным судом апелляционной инстанции. В таком случае определение об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) отменяется, срок восстанавливается, апелляционная жалоба (протест) направляется в хозяйственный суд апелляционной инстанции для решения вопроса о принятии к производству (п.11 постановления Пленума ВХС).
Апелляционная инстанция самостоятельно без ходатайства лица, участвующего в деле, не вправе восстанавливать пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста), а месячный срок для подачи такого ходатайства является пресекательным.
Нельзя забывать и о норме, содержащейся в части шестой ст.289 ХПК: до истечения срока, установленного ст.289 ХПК для апелляционного обжалования (опротестования), дело не может быть истребовано из хозяйственного суда. Она напоминает о возможности обжалования данного судебного постановления прокурору и его праве принести протест.
Все перечисленные правовые нормы нацелены на то, чтобы не было злоупотреблений со стороны судов при принятии и рассмотрении апелляционных жалоб. Иначе апелляционная инстанция становится фикцией.
Заслуживающим внимания и внедрения представляется позиция Конституционного Суда Российской Федерации и в другом смысле. Он заключается в том, что нельзя отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы лишь по причине истечения предусмотренного предельно допустимого срока подачи соответствующего ходатайства лицам, не принимавшим участие в судебном заседании вследствие неизвещения их надлежащим образом о его времени и месте и узнавшим о решении суда позже (примечание). И здесь нельзя не обратить внимание на смысл: суду необходимо тщательно готовить к рассмотрению каждое дело и надлежащим образом уведомлять о его рассмотрении всех заинтересованных. Это поможет избежать большого количества отмен судебных постановлений из-за процессуальных ошибок такого рода.
Срок направления отзыва на апелляционную жалобу или апелляционный протест
Несколько абстрактной с оттенком субъективности выглядит норма ХПК о сроке направления отзыва на апелляционную жалобу или апелляционный протест. Согласно части первой ст.271 ХПК лицо, участвующее в деле, при получении копии апелляционной жалобы (протеста) обязано направить в хозяйственный суд отзыв на нее в срок, обеспечивающий поступление отзыва в суд до дня рассмотрения апелляционной жалобы (протеста), и доказательства отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле. В такой же срок обязан направить свой отзыв и прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, при получении копии апелляционной жалобы, и доказательства отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле (п.3 постановления Пленума ВХС).
В такой ситуации каждое лицо может добросовестно заблуждаться (не говоря об умышленном заблуждении) в сроке доставки его отзыва на апелляционную жалобу (протест) в силу своих субъективных представлений о работе органов почты и иных органов связи. Кроме того, отзыв на апелляционную жалобу (протест) может быть не доставлен в хозяйственный суд апелляционной инстанции вовремя по причинам, не зависящим от лица, обязанного его направить. А сам отзыв может содержать обстоятельства, реально влияющие на законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления. Тем не менее императивно закрепленная в законодательном акте обязанность направить отзыв, как и сам отзыв с его содержанием, утрачивают силу. Представляется, что необходимо установить конкретный срок, в течение которого должен быть направлен отзыв. Такая норма дисциплинировала бы также заинтересованное лицо о получении информации, поступил ли отзыв в хозяйственный суд апелляционной инстанции.
Есть и другой способ решения данной проблемы. Отзыв в письменной форме на апелляционную жалобу может дублироваться по электронной почте и иным средствам современных электронных технологий.
Возвращение судом апелляционной жалобы (протеста)
Завершая логику значимости срока для подачи апелляционной жалобы (протеста), законодатель закрепил также норму о том, что апелляционная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом апелляционной инстанции, если апелляционная жалоба (протест) подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или если в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста) отказано (часть первая ст.272 ХПК).
Согласно п.7 постановления Пленума ВХС если по одному из судебных постановлений имеются основания к принятию апелляционной жалобы (протеста) к производству, а по остальным истек срок обжалования и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано, то выносится определение, в котором указывается о принятии к производству апелляционной жалобы (протеста) в части судебных постановлений, по которой такие основания имеются, а также о возвращении апелляционной жалобы (протеста) в остальной части.
Срок принятия апелляционной жалобы (протеста) к производству суда апелляционной инстанции
Большое значение имеет и срок, в течение которого апелляционная жалоба (протест) принимается к производству суда апелляционной инстанции. К сожалению, такой срок в ХПК не установлен, что необходимо, по мнению автора, исправить. Судя по норме, содержащейся в части третьей ст.274 ХПК (определение хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд), законодатель предоставляет не более 5 дней для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству. Конкретизация данных сроков необходима для повышения эффективности подготовки к заседанию суда апелляционной инстанции и защиты соответствующих прав, законных интересов.
Срок направления сторонам определения о прекращении апелляционного производства
Не меньшую значимость имеет и срок направления сторонам определения о прекращении апелляционного производства. Согласно части четвертой ст.275 ХПК определение хозяйственного суда о прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту) направляется лицу, подавшему жалобу (протест), а также лицам, участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня вынесения определения. Одновременно с определением возвращаются апелляционная жалоба (протест) и приложенные к ней документы.
Было бы логичным и закономерным ввести в ХПК норму о том, что вопросы о возбуждении или прекращении апелляционного производства, а также о возврате апелляционной жалобы (протеста) решаются в кратчайшие сроки. Суд должен быть заинтересованным решить эти вопросы в момент подготовки дела к рассмотрению в апелляции. Тем более, когда основания, например для прекращения апелляционного производства, очевидны.
Срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста)
Весьма значимая роль отводится в ХПК и срокам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста). Согласно ст.278 ХПК апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более 15 дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на 15 дней.
Апелляционная жалоба (протест) на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления рассматривается хозяйственным судом апелляционной инстанции не более 5 дней со дня ее поступления в суд без извещения сторон.
Достаточно сжатые сроки для рассмотрения дел в апелляционной инстанции объясняются несколькими причинами.
Во-первых, потому что это повторное рассмотрение дела и многие фактические обстоятельства, как и доказательства по этому делу, уже исследовались судом первой инстанции, им давалась процессуальная оценка и при повторном рассмотрении они могут быть также оценены или переоценены. Учитывался законодателем здесь и территориальный момент, поскольку территория Беларуси объективно позволяет в указанные сроки уведомить надлежащим образом лиц, участвующих в деле, и рассмотреть дело.
Во-вторых, только после рассмотрения дела апелляционной инстанцией решение суда по делу вступает в законную силу в случае его обжалования или опротестования и может быть исполнено в т.ч. принудительно. И этот фактор должен быть стимулирующим для самой апелляционной инстанции и для сторон по делу. Именно поэтому постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия (часть пятая ст.281 ХПК).
В-третьих, апелляционная инстанция не должна являться судом, «тормозящим» движение дела, а наоборот должна ставить цель исправления ошибок суда первой инстанции в короткие сроки. В противном случае привлекательность данной инстанции для спорящих сторон утрачивается и вся нагрузка может быть переложена ими на последующие инстанции. А это уже будет противоречить принципам организации судопроизводства и роли самой апелляционной инстанции.
В связи с этим Пленум Высшего Хозяйственного Суда РБ разъяснил возможность рассмотрения дел в апелляционной инстанции с помощью видеоконференцсвязи. Так, в целях обеспечения доступности правосудия, сокращения издержек, связанных с рассмотрением дела с участием лиц, находящихся в разных регионах, по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по инициативе хозяйственного суда апелляционной инстанции при отсутствии письменных или устных возражений лиц, участвующих в деле, а также с учетом фактических обстоятельств дело в хозяйственном суде апелляционной инстанции может быть рассмотрено с использованием видеоконференцсвязи. Вопрос о рассмотрении дела с использованием видеоконференцсвязи может быть разрешен на стадии принятия апелляционной жалобы (протеста) (п.10 постановления Пленума ВХС).
Все вышесказанное свидетельствует о возможности и необходимости дальнейшего исследования данного вопроса с целью совершенствования правового регулирования сроков в апелляционном производстве в судах общей юрисдикции.
Примечание. Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 № 233-О-П «По жалобе гражданина Шпончикова Андрея Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»; Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, № 22, ст.2687.
17.12.2013
Виктор Каменков, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»