Судебная практика от 16.02.2009
Автор: Дулуб Д.

Об оплате за работу по проведению экспертизы в рамках административного процесса


 

Материал помещен в архив

 

ОБ ОПЛАТЕ ЗА РАБОТУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Ситуация

Должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам РБ в отношении частного производственно-изыскательского унитарного предприятия (далее - УП) составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановлением судьи областного хозяйственного суда от 18.07.2007 приостановлено производство по делу в связи с назначением экспертизы архитектурных и строительных проектов для определения уровня ответственности объектов, для проектирования которых УП выполнены инженерно-геологические изыскания в период с 1 июня 2005 г. по 31 декабря 2007 г.

Постановлением областного хозяйственного суда от 29.08.2008 производство экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью. Суд также в постановлении от 29.08.2008 обязал УП уплатить на депозитный счет хозяйственного суда сумму, подлежащую выплате экспертам за работу по проведению экспертизы.

Унитарное предприятие 9 сентября 2008 г. направило в хозяйственный суд возражения, в которых просило отменить постановление областного хозяйственного суда от 29.08.2008 в части возложения на УП обязанности по внесению на депозитный счет хозяйственного суда суммы, подлежащей выплате экспертам (руководствуясь при этом ст.10.25 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)). Одновременно УП заявило ходатайство о поручении производства экспертизы архитектурных и строительных проектов для определения уровня ответственности объектов по данному делу специалистам научно-исследовательского учреждения «Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь».

19 сентября 2008 г. судьей областного хозяйственного суда в адрес УП направлено письмо, в котором сообщалось, что исходя из ст.14 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей УП обязано исполнить постановление суда от 29.08.2008 в полном объеме.

Предусмотрена ли законодательством обязанность лица, в отношении которого ведется административный процесс, вносить на депозитный счет хозяйственного суда денежные суммы, необходимые для выплаты экспертам при проведении экспертизы в рамках административного процесса?

В каком порядке хозяйственный суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, рассматривает ходатайства представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, предусмотренные в частях первой и второй ст.10.19 ПИКоАП? В частности, установлен ли законодательством иной порядок рассмотрения таких ходатайств, чем тот, что установлен п.4 ст.10.19 ПИКоАП?

 

Обязанность лица, в отношении которого ведется административный процесс, вносить на депозитный счет суда (соответствующий счет хозяйственного суда) сумму, подлежащую выплате экспертам, предусмотрена п.11 постановления Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1775 «Об утверждении Положения о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым» (далее - постановление № 1775) в случае, если данное лицо является инициатором проведения экспертизы.

В частности, согласно п.11 постановления № 1775 суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, по гражданским делам и делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, предварительно вносятся на депозитный счет суда (соответствующий счет хозяйственного суда) стороной, заявившей соответствующую просьбу (ходатайство), или третьим лицом по делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, заявившим самостоятельные требования.

Общий порядок разрешения ходатайств участников административного процесса регламентирован ст.10.7 ПИКоАП. Согласно данной норме письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

Частью четвертой ст.10.19 ПИКоАП данный порядок конкретизируется. Иной порядок рассмотрения ходатайств участников административного процесса, законодательством не установлен.

 

16.02.2009 г.

 

Денис Дулуб, главный специалист Главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь