Пособие от 20.01.2014
Автор: Белокопытов В.

Обеспечение экологической безопасности в Республике Беларусь. Прокурорский надзор


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Система экологического законодательства Республики Беларусь

Участие органов прокуратуры в совершенствовании правоотношений в области экологической безопасности

Формы осуществления прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

Направления прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

 

Материал помещен в архив

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Общие положения

Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера (п.4 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента РБ от 09.11.2010 № 575, далее - Концепция).

Основные национальные интересы в сфере экологической безопасности закреплены в п.16 Концепции, в числе которых:

• обеспечение экологически благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

• рациональное использование и охрана природно-ресурсного потенциала.

К наиболее проблемным вопросам обеспечения экологической безопасности в нашей стране следует также отнести:

1) радиоактивное загрязнение более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий территории республики, что существенно ограничило возможный природно-ресурсный потенциал и вызвало потребность огромных затрат на снижение радиационной опасности;

2) интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель;

3) нарастающее загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных естественных водных объектов, таких как озера Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских озер и ряда других.

В сложившихся условиях Президентом РБ в качестве одного из важнейших показателей деятельности государства и общества признан уровень обеспечения экологической безопасности, базовой составляющей которого выступают не только темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), но и критерии, связанные с устойчивым человеческим развитием, качеством жизни людей.

Основу механизма обеспечения экологической безопасности составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, а также само законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Координатором деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, на которое также возложен контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Научное обеспечение реализуемых экологических проектов, наряду с учреждениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, обеспечивают научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования РБ, другие научно-исследовательские структуры министерств и республиканских органов управления.

Законодательством Республики Беларусь определены полномочия государственных органов по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды, который направлен:

• на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды,

• обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.

Прокуратура в системе государственных органов по обеспечению экологической безопасности занимает особое место и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства.

Система экологического законодательства Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложился сбалансированный комплекс нормативных правовых актов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (далее - экологическое законодательство).

Ведущими направлениями экологической политики Республики Беларусь, а следовательно, и прокурорского надзора за ее реализацией являются обеспечение и защита конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан в области охраны окружающей среды.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь закрепляет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

В свою очередь, Закон РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

В систему экологического законодательства также входят сформировавшиеся подотрасли во главе со своим законодательным актом:

• законодательство об охране и использовании земель - Кодекс Республики Беларусь о земле;

• законодательство о недрах - Кодекс Республики Беларусь о недрах;

• законодательство об охране и использовании вод - Водный кодекс РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс РБ от 30.04.2014 № 149-З;

 

• законодательство об использовании, охране и защите лесов - Лесной кодекс РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2016 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РБ;

 

• законодательство об охране и использовании животного мира - Закон РБ от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»;

• законодательство об охране и использовании растительного мира вне лесов - Закон РБ от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»;

• законодательство об охране атмосферного воздуха - Закон РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»;

• законодательство об охране озонового слоя - Закон РБ от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее - Закон об охране озонового слоя).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 декабря 2014 г. Закон об охране озонового слоя на основании Закона РБ от 16.06.2014 № 161-З изложен в новой редакции;

 

• законодательство об особо охраняемых природных территориях - Закон РБ от 20.10.1994 № 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях».

В законодательстве закреплен механизм охраны окружающей среды, который состоит из организационно-правовых и экономических инструментов.

Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды включает:

• стандартизацию и нормирование в области охраны окружающей среды;

• планирование в области охраны окружающей среды;

• лицензирование в области охраны окружающей среды;

• мониторинг окружающей среды;

• учет в области окружающей среды;

• государственную экологическую экспертизу;

• экологическую сертификацию;

• экологический аудит;

• контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.

В состав экономического механизма охраны окружающей среды включены (ст.79 Закона об охране окружающей среды):

• финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

• создание фондов охраны природы;

• установление платежей за природопользование;

• проведение экономической оценки природных объектов;

• установление мер экономического стимулирования;

• экологическое страхование;

• возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Законодательство, обеспечивающее экологическую безопасность, сформировалось в качестве самостоятельного направления регулирования отношений в области окружающей среды, в т.ч. и по системе ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (глава 15).

Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды предусмотрена главой 26 Уголовного кодекса РБ (далее - УК). Дано определение понятию «преступление против экологической безопасности и природной среды», установлен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к составам главы 26 в целом и ее отдельным статьям (ст.275, 277, 281-282).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 ноября 2014 г. следует руководствоваться ст.281 и 282 УК с изменениями, внесенными Законом РБ от 24.10.2014 № 197-З.

 

Справочно

Преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Крупным размером ущерба в статьях настоящей главы признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным - в 1 000 и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в статьях настоящей главы (примечания к главе 26 УК).

 

Законом РБ от 21.12.2007 № 298-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда» введены нормы о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Получили правовое закрепление термины:

• «экологический вред»,

• «вред, причиненный окружающей среде»,

• «вредное воздействие на окружающую среду» и др.

Определен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, включая приостановление (запрет) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, и возобновление приостановленной (запрещенной) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; предъявление претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, установление факта причинения вреда окружающей среде, размера, способов и сроков возмещения вреда, особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении экологически опасной деятельности и возмещении экологического вреда лицом, застраховавшим свою ответственность. Указами Президента РБ от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» и от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» установлены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Участие органов прокуратуры в совершенствовании правоотношений в области экологической безопасности

Республика Беларусь является стороной порядка 40 общих многосторонних международных договоров (конвенций) по различным направлениям охраны окружающей среды, а также соглашений государств - членов Содружества Независимых Государств о взаимодействии в различных областях охраны окружающей среды. Новейшая тенденция - соглашения, заключаемые на уровне Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в виде решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества.

Органы прокуратуры Республики Беларусь сегодня активно участвуют в реализации норм международного права в области охраны окружающей среды в национальное законодательство по следующим направлениям:

1. Охрана озонового слоя. Осуществляется в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя от 22.03.1985 и Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой от 16.09.1987. В Беларуси принят Закон об охране озонового слоя.

С целью приведения национального законодательства в соответствие с международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, прокуратура приняла участие в подготовке Закона РБ от 15.11.2004 № 335-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».

2. Правовое регулирование воздействия на климат. Механизмы регулирования воздействия на климат установлены Киотским протоколом от 11.12.1997 к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 (далее - Киотский протокол). Киотский протокол предполагает использование экономических механизмов, необходимых для прямых иностранных инвестиций с целью разработки и реализации проектов по охране окружающей среды, внедрению энергосберегающих технологий и замещению ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии.

Сегодня Беларусь не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов и теоретически может принимать участие в установленных Киотским протоколом рыночных механизмах по передаче квот на выбросы в качестве продавца. Однако в связи с тем, что поправка к приложению В к Киотскому протоколу, принятая в г.Найроби 17 октября 2006 г. решением Конференции Сторон Конвенции и Киотского протокола, устанавливающая количество разрешенных выбросов парниковых газов для Республики Беларусь, не ратифицирована необходимым количеством Сторон международного соглашения, Беларусь лишена возможности реально участвовать в схеме международной торговли парниковыми газами.

Тем не менее в Республике Беларусь ведется нормотворческая деятельность в области правового обеспечения использования механизмов Конвенции об изменении климата и Киотского протокола. В частности, утверждены программные документы:

Стратегия снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007-2012 годы, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2006 № 1155,

план мероприятий по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата на 2005-2012 годы, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2005 № 1582.

Создана и действует Государственная комиссия по проблемам изменения климата, учрежден Национальный реестр углеродных единиц Республики Беларусь.

Разработаны и приняты Положение о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, Положение о национальной системе инвентаризации парниковых газов, Положение о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления.

Постановлениями Минприроды РБ утверждены Инструкция о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц РБ (от 22.01.2007 № 4), Инструкция о порядке проведения комплексной оценки предложений о реализации проектов совместного осуществления (от 01.02.2007 № 10), Инструкция о порядке ведения учета предложений о реализации проектов совместного осуществления (от 01.02.2007 № 10).

В Беларуси ведутся Государственный климатический кадастр (постановление Минприроды РБ от 31.08.2011 № 11-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в области гидрометеорологической деятельности») и Государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (государственный кадастр парниковых газов) (постановление Совета Министров РБ от 10.04.2006 № 485).

Осуществляется разработка проекта Закона РБ «Об охране климата».

3. Обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности - на международном уровне установлено Картахенским протоколом по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии от 29.01.2000. Правовую основу безопасности генно-инженерной деятельности составляет Закон РБ от 09.01.2006 № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности».

В поле зрения органов прокуратуры Республики Беларусь находятся вопросы по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности, такие как:

• выдача разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов;

• выдача разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

• аккредитация замкнутых систем для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности;

• государственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

• учет генно-инженерных организмов;

• установление требований безопасности генно-инженерной деятельности;

• государственная экспертиза безопасности генно-инженерных организмов;

• контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности;

• применение мер ответственности за нарушение требований законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности.

4. Одними из важнейших направлений надзорной деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь являются обеспечение и защита прав граждан в области охраны окружающей среды.

Республика Беларусь является стороной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 25.06.1998 (Указ Президента РБ от 14.12.1999 № 726). В законодательство введен термин «экологическая информация», основанный на аналогичном понятии названной конвенции.

 

Справочно

Экологическая информация - документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется Законом об охране окружающей среды, иными законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь;

экологическая информация общего назначения - экологическая информация, предназначенная для общего пользования в силу исполнения обладателями экологической информации обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Беларусь, и распространяемая либо безвозмездно предоставляемая в соответствии с Законом об охране окружающей среды (абзацы 45 и 46 ст.1 Закона об охране окружающей среды).

 

В законодательстве установлены правовые формы общественного участия в принятии решений, касающихся окружающей среды (ст.12, 15 Закона об охране окружающей среды):

• участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

• организация и проведение общественной экологической экспертизы;

• обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды.

Общественность также вправе участвовать в процессе принятия экологически значимых решений посредством организации республиканских и местных референдумов, республиканских и местных собраний и др.

5. В поле зрения прокуратуры находятся вопросы подготовки ряда иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, осуществляемой с целью фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне по следующим направлениям:

• международная торговля видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

• охрана всемирного культурного и природного наследия;

• оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

• предотвращение загрязнения стойкими органическими загрязнителями и др.

Формы осуществления прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

Непосредственный надзор за исполнением природоохранного законодательства регламентирован приказом Генерального прокурора РБ от 03.01.2013 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства» и осуществляется в контексте надзора исполнения законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности и защиты прав граждан на безопасную экологическую среду.

Целями прокурорского надзора в указанной сфере являются - обеспечение и защита конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан в области охраны окружающей среды, реальное устранение нарушений природоохранного законодательства, причин и условий, им способствующих, обеспечение полного возмещения причиненного окружающей среде вреда.

Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в экологической сфере носит комплексный, предупредительный и правозащитный характер.

Эта работа включает в себя:

• мониторинг проблем, возникающих при обеспечении экологической безопасности;

• координацию деятельности государственных органов и общественных объединений, осуществляющих управление в области природопользования и охрану окружающей среды;

• осуществление надзорной деятельности в форме проведения проверок исполнения природоохранного законодательства.

Только в 2012 г. органами прокуратуры проведено 472 проверки в области охраны окружающей среды и природопользования. Из них 57 - внеплановых, 76 проверок проведено в контролирующих органах.

По результатам проверок внесено 512 представлений, вынесено 1 116 предписаний, принесено 220 протестов.

По актам прокурорского надзора отменено 194 незаконных актов, официально предупреждено 771 лицо, привлечено к дисциплинарной ответственности 949 лиц, в т.ч.3 лица освобождено от занимаемой должности. По требованию прокуроров 971 лицо привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.

Направления прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

1. Надзор за исполнением законодательства о лесопользовании.

Усилившееся за последние годы негативное воздействие ряда факторов на лесные экосистемы привело к ухудшению санитарного состояния лесов Беларуси, снижению их биологической устойчивости, массовому размножению вредных насекомых и грибковых заболеваний.

В последние годы приобрела общегосударственный масштаб проблема лесных пожаров. Ежегодно пожарами уничтожаются сотни гектаров лесов, ценные природные комплексы, гибнут люди, имущество. Должностные лица органов власти всех уровней и местного самоуправления систематически допускают нарушения противопожарного законодательства, не выполняют установленные законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности в лесах и расположенных в лесной зоне населенных пунктах.

Остается актуальной проблема незаконной рубки леса, в результате которой уничтожаются наиболее ценные породы деревьев.

2. Надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления.

Важный участок прокурорского надзора - деятельность по предотвращению нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Удельные показатели потребления воды, энергии и других ресурсов на единицу производимой продукции в РБ выше, чем в развитых странах мира. Реальной угрозой окружающей среде и здоровью населения представляют некоторые полигоны для складирования и захоронения отходов, исчерпавшие свой ресурс.

Несмотря на то, что ежегодные объемы удаления и захоронения отходов, особенно токсичных, уменьшаются, их общее количество продолжает возрастать, что влечет за собой увеличение объемов свалок и шламохранилищ. На прилегающих к г.Солигорску территориях солеотвалы занимают около 1,4 тыс.га площадей, а глубина засоления подземных вод превышает 100 м.

Преодолению накопившихся в этой области проблем содействует прокурорская практика по предъявлению к органам местного самоуправления мер реагирования о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, об обеспечении соблюдения технологии захоронения отходов и устранения нарушений при эксплуатации полигонов и санкционированных свалок твердых бытовых отходов.

Прокурорам принимают исчерпывающие меры реагирования в отношении органов местного самоуправления, игнорирующих требования законодательства об обязательной сортировке отходов, нарушений хозяйствующими субъектами установленных требований к полигонам бытовых отходов, норм о лицензировании деятельности по захоронению опасных отходов, о содержании скотомогильников.

Внимание прокуроров направлено также на нарушения законодательства при обращении с отходами медицинской деятельности, в т.ч. ртутьсодержащими, которые создают угрозу быстрого распространения инфекций и массовых заболеваний. Недопустимы случаи, когда вопреки установленным требованиям законодательства отходы лечебно-медицинских, фармацевтических, ветеринарных учреждений, отнесенные к классу опасных и чрезвычайно опасных, не проходят обязательное термическое обезвреживание, а вывозятся совместно с неопасными отходами на свалки, где нет специальных секций для их утилизации.

3. Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха.

В настоящее время одной из важнейших экологических проблем является проблема, связанная с загрязнением атмосферного воздуха диоксидом азота, взвешенными веществами, формальдегидом, фенолом, бензолом, свинцом. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды. Наиболее высокий уровень его загрязненности наблюдается на севере Минской и юге Витебской областей.

Материалы проверок свидетельствуют о распространенном характере нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха со стороны предприятий, недостаточном государственном контроле в этой сфере. Зачастую меры к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха принимаются предприятиями лишь после вмешательства органов прокуратуры.

4. Надзор за исполнением законодательства об охране водных объектов.

Достаточно актуальной продолжает оставаться проблема загрязнения природных вод, в которых концентрация отдельных элементов, особенно биогенных, превышающей предельно допустимый уровень. Если исходить из оценки их загрязненности по комплексному показателю, то большинство нашей страны относится к классу умеренно загрязненных и значительно меньшая их часть - к чистым.

Значимость данного вида надзорной деятельности обуславливается необходимостью обеспечения защиты здоровья граждан, будущих поколений, сохранности водных ресурсов.

В целях осуществления надзора за исполнением законодательства об охране водных объектов органы прокуратуры осуществляют:

• понуждение к решению уполномоченными органами принятия мер по охране источников питьевого водоснабжения, восстановлению водопроводов городских и сельских поселений, внедрению современных технологий подготовки питьевой воды;

• пресечение фактов незаконного строительства и размещения объектов в водоохранных зонах береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ;

• недопущение нарушений установленных границ прибрежных защитных полос водных объектов и иных требований законодательства в целях предотвращения загрязнения, заиления водных объектов и истощения их вод;

• опротестование незаконных нормативных правовых актов в этой сфере.

5. Надзор за исполнением законодательства о противодействии правонарушениям в области охраны животного мира и водных биологических ресурсов.

Анализ совершения правонарушений в области охраны животного мира и водных биологических ресурсов показывает, что государственный контроль в области охраны животного мира не всегда адекватен ситуации. Зачастую на территориях охотугодий государственный охотничий контроль осуществляют лишь несколько инспекторов. Имеют место случаи нанесения ущерба животному миру должностными лицами, допускающими превышение полномочий.

Противодействие правонарушениям в области охраны животного мира и водных биологических ресурсов требует от органов прокуратуры особого внимания.

Предметом надзора является деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля в области охраны животного мира и биоресурсов, принятие уполномоченными органами исполнительной власти и контролирующими органами необходимых мер к недопущению антропогенного влияния на окружающую среду, в т.ч. фактов браконьерства, по вине которого снижается численность многих животных, занесенных в Красную книгу, ценных пород рыб.

6. Надзор за исполнением законодательства в сфере недропользования и промышленной безопасности.

Возникновение нарушений в сфере недропользования и промышленной безопасности обуславливается отсутствием должного внимания к экологическим проблемам со стороны органов власти и контролирующих органов.

Значительное число аварий происходит из-за повышенного износа оборудования и механизмов, их коррозионного разрушения. Многие предприятия уклоняются от проведения диагностики, ремонта, замены устаревшего оборудования, что обуславливает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Не всегда органы контроля принимают меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверок нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, что требует вмешательства органов прокуратуры.

Целью надзора за исполнением законодательства в сфере недропользования и промышленной безопасности является обеспечение должного уровня защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от негативного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи прокуроров при осуществлении данного вида надзорной деятельности следующие:

• добиться от органов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (Госпромнадзор) и иных органов, осуществляющих государственные контроль и надзор в указанной области выполнения своих обязанностей в полном объеме;

• привлечь всех виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности;

• своевременно реагировать на нарушения природоохранного законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса;

• добиться исполнения хозяйствующими субъектами режима профилактики возможных чрезвычайных ситуаций и готовности к их ликвидации.

 

20.01.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»