Пособие от 04.03.2016
Автор: Шелков О.

Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Понятие финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков

Понятие страховых фондов и страховых резервов

Порядок и условия образования страховых резервов

Размещение и учет средств страховых резервов

Осуществление инвестиций страховой организацией

Понятие, критерии и порядок оценки платежеспособности страховых организаций

Особенности ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности страховых организаций

Порядок раскрытия информации о деятельности страховых организаций

Гарантийные фонды

Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Введение

Финансово-экономическая деятельность страховщика направлена на обеспечение исполнения обязательств перед страхователем и осуществляется на условиях полной хозяйственной самостоятельности. Основным обобщающим показателем результатов финансово-хозяйственной деятельности страховщиков является прибыль, определяемая как разница между доходами (страховые взносы, а также прибыль, полученная от инвестиционной, посреднической и иной деятельности, связанной со страхованием) и вычетами (страховые выплаты, вычеты, предусмотренными налоговым законодательством).

Страховщик, заключив договор страхования, принимает на себя значительные денежные обязательства, выражающиеся в производстве страховой выплаты при наступлении страхового случая. При этом следует учитывать, что сумма страховой выплаты значительно превышает сумму, полученную страховщиком от страхователя в виде страховой премии по этому договору. Поэтому в страховых правоотношениях «особое значение придается проблеме способности страховщика выполнять свои обязательства по заключенным договорам страхования или, как еще говорят, финансовой устойчивости страховщика» (примечание 1).

Понятие финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков

Под финансовой устойчивостью понимается финансовое состояние страховой организации, при котором «величина и структура собственных и приравненных к ним средств, ликвидных активов, являющихся следствием степени совершенства финансового менеджмента, организации страхования, развития его новых видов, а также массовости проведения эффективных страховых операций и режима экономии, обеспечивают в любой момент времени определенный уровень платежеспособности» (примечание 2).

Уровень финансовой устойчивости определяется соотношением между активами и обязательствами страховщика. Существует высокий уровень финансовой устойчивости (достаточный, без финансовых проблем), средний (в основном достаточный, без существенных финансовых проблем) и низкий (недостаточный, с существенными финансовыми проблемами).

Финансовая устойчивость страховщика как «возможность выполнять в полном объеме, точно и в срок принятые обязательства по заключенным договорам страхования, а также способность не только сохранять, но и приращивать активы» (примечание 3) зависит от множества внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся политическое, экономическое, правовое, территориальное, климатическое и другое воздействие на страховщика, которое может влиять на эффективность работы страховой компании независимо от ее воли.

Внутренними факторами, находящимися в прямой зависимости от организации деятельности страховой компании, как гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:

• экономически обоснованные страховые тарифы;

• страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

• наличие системы перестрахования;

• эффективная инвестиционная политика страховой компании;

• собственные средства страховой организации.

Основой финансовой устойчивости страховых организаций являются страховые резервы.

Понятие страховых фондов и страховых резервов

Целью страхования является «обеспечение имущественных интересов страхователей посредством предоставления финансирования, направленного на удовлетворение их потребностей, возникающих в результате наступления заранее определенного случая» (примечание 4). Однако любое финансирование невозможно осуществлять без необходимых ресурсов - страховых фондов, в которых аккумулируются необходимые средства и за счет которых производятся страховые выплаты. Следовательно, создание страховых фондов является необходимым элементом страховой деятельности.

Страховой фонд - это резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Без сомнения, денежная форма является более предпочтительной в силу своей универсальности. Источниками формирования страховых фондов являются взимаемые на обязательной или добровольной основе платежи физических и юридических лиц. «Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение являются частью системы финансовых отношений, неразрывно связанных с другими формами аккумуляции и расходования финансовых ресурсов общества» (примечание 5). Число рисков, угрожающих как обществу, так и отдельному человеку, настолько велико, что страховые фонды служат для разных целей и создаются в разных организационных формах.

Основными организационными формами страховых фондов являются:

1) государственные фонды (фонды государственного социального страхования), создаваемые для социальной поддержки граждан за счет обязательных платежей в такой фонд граждан и юридических лиц. Средства таких фондов используются для материального обеспечения граждан в старости, при наступлении нетрудоспособности и т. п.;

2) фонды самострахования, создаваемые в добровольном порядке среди граждан и на предприятиях для компенсации неожиданных ущербов небольшого размера;

3) фонды страховых компаний, формируемые страховщиками в интересах страхователей. Это «коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц, управляемые профессионалами и обеспечивающие страховую защиту от конкретных рисков» (примечание 5).

На практике «в системе бухгалтерского учета общее понятие страхового фонда трансформируется в совокупность конкретных страховых резервов, которые отражают объем обязательств страховой организации на отчетную дату» (примечание 5). Страховые резервы формируются на основании специальных расчетов в зависимости от поступающих страховых взносов по договорам страхования, сострахования, перестрахования. Состав и порядок определения размеров страховых взносов, как правило, устанавливаются нормативными актами органа страхового надзора.

Необходимо учитывать, что страховые резервы страховых организаций, являющиеся специальными денежными фондами для осуществления страховых выплат, «используются как временно свободные средства в качестве источника инвестиционной деятельности» (примечание 6).

Страховые резервы страховых организаций традиционно разделяются на резервы по страхованию жизни и резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни. Такое деление страховых резервов вызвано «различным содержанием страховой защиты, характером риска, функциями, задачами и методологией расчета тарифов» (примечание 6). Кроме этого, могут формироваться иные виды страховых резервов.

В Республике Беларусь страховые организации формируют следующие страховые резервы:

• технические резервы - из начисленных (поступивших) страховых взносов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни;

• математические резервы - из начисленных (поступивших) страховых взносов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни;

• резерв дополнительных выплат - из прибыли, полученной от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и их размещения;

• специальный страховой резерв - из начисленных (поступивших) страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы (п.56 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530)).

Порядок и условия образования страховых резервов

Страховые резервы исчисляются в белорусских рублях или иностранной валюте, в которой подлежат уплате (уплачены) страховые взносы или приняты обязательства по соответствующим видам страхования (перестрахованию).

Порядок и условия образования страховых резервов определяются постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2007 № 188 «О порядке и условиях образования страховых резервов страховых организаций», которым утверждены Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, и Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. в Инструкцию внесены изменения постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.08.2019 № 38, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов страховых организаций, осуществляющих страхование жизни».

С 1 января 2025 г. в названии Инструкции о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, слово «относящимся» заменено словом «относящегося» постановлением Минфина от 11.06.2024 № 33.

 

Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, устанавливает порядок и условия образования страховщиком технических резервов. Технические резервы образуются из начисленных (поступивших) страховых взносов (страховых премий), а также заявленных убытков и являются выраженной в денежной форме величиной обязательств страховщика по обеспечению предстоящих страховых выплат.

Состав технических резервов, требования к методам их расчета и к информации, необходимой для расчета технических резервов, а также порядок их расчета определены в главах 2-7 Инструкции о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни.

Технические резервы рассчитываются ежемесячно на отчетную дату (конец отчетного периода) при составлении бухгалтерской отчетности. Расчет технических резервов производится на основании данных учета и отчетности страховщика по видам страхования согласно перечню составляющих страховую деятельность работ и услуг, указанных в лицензии на осуществление страховой деятельности страховщика.

Страховщик одновременно с расчетом технических резервов рассчитывает долю участия перестраховщиков в технических резервах, которая определяется по каждому договору (группе договоров) в соответствии с условиями договора (договоров) перестрахования.

Расчет технических резервов осуществляется страховщиком на основе информации, содержащейся в журнале учета заключенных договоров страхования (сострахования), журнале учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования), журнале учета договоров, принятых в перестрахование, и журнале учета убытков по договорам, принятым в перестрахование.

Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, устанавливает порядок и условия образования страховыми организациями математического резерва и резерва дополнительных выплат.

Математический резерв образуется по видам страхования согласно перечню составляющих страховую деятельность работ и услуг, указанных в лицензии на осуществление страховой деятельности страховой организации в разрезе их разновидностей.

Размер математического резерва и резерва дополнительных выплат, как и технических резервов, рассчитывается ежемесячно на отчетную дату (конец отчетного периода) при составлении бухгалтерской отчетности. Такой расчет производится на основании данных учета и отчетности.

Руководитель страховой организации утверждает порядок представления необходимой информации для расчета математического резерва и резерва дополнительных выплат. В соответствии с утвержденным порядком специалисты отделов или отдельные структурные подразделения в зависимости от организационной структуры страховой организации представляют в бухгалтерию сведения о размере математического резерва по видам страхования и резерва дополнительных выплат.

Специалисты бухгалтерии на основании полученной информации определяют общую сумму математического резерва и резерва дополнительных выплат по страховой организации и производят соответствующие записи на счетах бухгалтерского учета при определении финансовых результатов за месяц.

Специальный страховой резерв, как ранее указывалось, формируется из начисленных (поступивших) страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы и используется для обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, осуществляющих эти виды страхования. В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2009 № 1584 «О размерах отчислений от страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что на образование специального страхового резерва направляется разница между суммой страховых взносов по этому виду страхования и отчислениями:

• в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий;

• на расходы на ведение дела;

• на уплату обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Размещение и учет средств страховых резервов

Размещение и учет средств страховых резервов осуществляются в порядке, определенном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.04.2015 № 20/209 «О порядке размещения и учета средств страховых резервов на отдельных специальных счетах и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь» (далее - постановление № 20/209). Установлено, что страховые организации открывают в обслуживающих банках специальные счета в белорусских рублях и иностранных валютах для размещения и учета средств страховых резервов, а также осуществляют размещение и учет средств страховых резервов на специальных счетах (подп.1.1 п.1 постановления № 20/209).

Необходимо обратить внимание на то, что средства страховых резервов, зачисленные на специальные счета, не подлежат изъятию у страховой организации, за исключением случаев применения мер принуждения за нарушение законодательства о страховании.

Средства страховых резервов имеют целевое назначение и используются только для:

• страховых выплат в наличном и (или) безналичном порядке;

• направления в соответствии с порядком осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов и размещения средств страховых резервов, установленным законодательством, и возврата денежных средств по окончании срока их вложения, размещения;

• перечисления между специальными счетами страховой организации для осуществления страховых выплат в наличном и (или) безналичном порядке;

• перечисления со специального счета страховой организации, передающей в соответствии с законодательством обязательства, принятые по договорам добровольного страхования, на специальный счет страховой организации, принимающей такие обязательства (подп.2.1 п.2 постановления № 20/209).

Важной является норма о том, что страховые организации должны иметь по состоянию на первое число каждого месяца, следующего за отчетным, на специальных, иных счетах страховой организации в банках и в объектах инвестиций средства в размере, соответствующем страховым резервам на первое число отчетного месяца, за вычетом произведенных страховых выплат в течение отчетного месяца (п.5 постановления № 20/209).

Кроме этого, средства страховых резервов не включаются в стоимость имущества этой организации, приходящегося на долю участника в ее уставном фонде. Приобретенное за счет таких средств имущество подлежит отдельному бухгалтерскому учету (часть пятая подп.56.2 п.56 Положения № 530).

Осуществление инвестиций страховой организацией

Сохранение и приумножение страховых резервов является одной из основных задач страховщика, поскольку именно он несет ответственность за исполнение своих обязательств перед страхователем по договору страхования. Следует учитывать, что на состав и объем страховых резервов существенное влияние оказывает инфляция. Государство, заинтересованное в стабильности и надежности системы страхования, устанавливает определенные правила, способствующие сохранности и приумножению страховых резервов. Для этого органом страхового надзора устанавливается порядок инвестирования и иного размещения средств страховых резервов. При этом под инвестициями понимается «вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли)» (примечание 1).

Страховые организации - государственные юридические лица либо юридические лица, в уставных фондах которых более 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, размещают собственные средства и средства страховых резервов в государственных банках. При этом собственные средства могут быть вложены в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов, ценные бумаги государственных банков и открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее - Банк развития), объекты недвижимости, а также направлены на формирование уставных фондов организаций, собственником имущества (учредителем, участником) которых являются указанные страховые организации (часть четвертая подп.56.2 п.56 Положения № 530).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. Указом от 11.05.2019 № 175 второе предложение ч.4 подп.56.2 п.56 Положения № 530 после слова «собственные» дополнено словом «денежные».

 

В отношении использования страховых резервов определено, что страховая организация осуществляет инвестиции посредством вложения средств страховых резервов и размещает эти средства в соответствии с Положением о порядке осуществления инвестиций и размещения средств страховых резервов страховыми организациями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2006 № 1750 (далее - Положение № 1750) (часть шестая подп.56.2 п.56 Положения № 530).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. следует руководствоваться Положением № 1750 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 09.10.2024 № 746.

 

Средства данных резервов должны инвестироваться и размещаться на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации (п.5 Положения № 1750).

 

Справочно

Под возвратностью понимается максимальная безопасность вложений и, следовательно, обязательная возможность возврата инвестированных средств страховых резервов в полном объеме.

Прибыльность - это возможность получения дохода от инвестиционной деятельности. Ликвидность - возможность быстрой реализации инвестированных средств страховых резервов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости исполнения взятых на себя страховщиком страховых обязательств (то есть быстрый перевод активов в деньги).

Диверсификация - это наличие широкого круга объектов инвестиций, гарантирующего достаточную устойчивость инвестиционного портфеля страховщика.

 

Обращается внимание на то, что в качестве обеспечения страховых резервов, размещаемых страховой организацией на счетах в банках Республики Беларусь и вкладываемых в объекты инвестиций, не могут выступать денежные средства, полученные страховой организацией в виде кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займов, в том числе оформленных облигациями, и иных заемных средств (п.4 Положения № 1750).

В настоящее время в Республике Беларусь средства страховых резервов страховых организаций могут вкладываться в следующие объекты инвестиций:

• государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов. При этом для госстраховщиков вложение осуществляется на основании договоров, заключенных с государственными банками, Банком развития;

• драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов, с размещением их в банках Республики Беларусь;

• ценные бумаги Банка развития и государственных банков, за исключением акций.

Кроме перечисленных объектов инвестиций, средства страховых резервов страховых организаций - юридических лиц частной формы собственности либо юридических лиц, в уставных фондах которых менее 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, могут вкладываться в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, в том числе негосударственных банков (кроме акций и векселей, за исключением простых и переводных векселей банков) (п.7 Положения № 1750).

На практике возвратность инвестиций обеспечивается запретом для страховых организаций вкладывать средства страховых резервов в иные объекты инвестиций, выступать поручителем или гарантом как за счет средств страховых резервов, так и за счет объектов инвестиций, указанных выше, предоставлять в залог средства страховых резервов и объекты инвестиций, иным способом обеспечивать исполнение обязательств, не связанных с осуществлением страховой деятельности, за счет средств страховых резервов и за счет разрешенных им объектов инвестиций (п.8 Положения № 1750).

Принцип диверсификации инвестиций обеспечивается выполнением требований Положения № 1750. Предусмотрено, что при вложении средств страховых резервов в объекты инвестиций, указанные ранее, страховые организации обязаны соблюдать соотношения между различными объектами инвестиций, рекомендуемые в пп.9-11 Положения № 1750.

Понятие, критерии и порядок оценки платежеспособности страховых организаций

Главным признаком финансовой устойчивости страховщика является его платежеспособность, под которой понимается возможность своевременно и полностью осуществлять страховые выплаты по заключенным договорам страхования при наступлении страховых случаев, исполнять другие финансовые обязательства перед другими кредиторами, налоговыми органами. Стабильная платежеспособность страховщика является самым существенным критерием общественной оценки его деятельности, полезности и надежности для страхователей (в том числе застрахованных лиц и выгодоприобретателей). Платежеспособность страховщика в свою очередь находится в прямой зависимости от финансовой устойчивости этой организации.

Показателями платежеспособности страховщика являются соблюдение им нормативных соотношений между принятыми обязательствами и активами (с учетом их ликвидности). Методика расчета этих соотношений устанавливается органом государственного страхового надзора.

При определении уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховщика стоимость его активов рассчитывается с учетом их классификации по качеству и ликвидности. Собственный капитал страховщика определяется как стоимость всех активов, уменьшенная на сумму страховых резервов и иных обязательств. Методика расчета стоимости активов с учетом их классификации по качеству и ликвидности также устанавливается органом государственного страхового надзора.

Надзор за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховщика производится, как правило, посредством установления для них пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и нормативов. Пруденциальные нормативы, устанавливаемые органом государственного страхового надзора, включают нормативы платежеспособности и нормативы финансовой устойчивости.

В Республике Беларусь платежеспособность страховых организаций по обеспечению исполнения своих обязательств по страхованию, в том числе сострахованию и перестрахованию, оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о критериях и порядке оценки платежеспособности страховых организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.05.2007 № 73 (далее - Инструкция № 73).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. следует руководствоваться Инструкцией № 73 с изменениями, внесенными постановлением № 33.

 

Оценка платежеспособности производится путем сопоставления величин фактического и нормативного размеров маржи платежеспособности, расчет которых производится на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности страховщика в порядке, предусмотренном пп.4-9 Инструкции № 73.

Фактический размер маржи платежеспособности страховщика рассчитывается как сумма уставного фонда, добавочного фонда, резервного фонда, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет, уменьшенная на сумму непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет, нематериальных активов, задолженности собственников имущества (учредителей, участников) по вкладам в уставный фонд, собственных акций (долей в уставном фонде), выкупленных у акционеров (учредителей, участников), дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек (п.4 Инструкции № 73).

Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, равен 4 % резерва по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (п.5 Инструкции № 73).

Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, рассчитывается на основании данных о страховых взносах (страховых премиях) и о страховых выплатах по страхованию (сострахованию) и рискам, принятым в перестрахование, по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни (п.6 Инструкции № 73).

Расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности производится страховщиком ежеквартально по формам согласно приложениям 1, 2 к Инструкции № 73. Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше нормативного размера маржи платежеспособности страховщика (пп.9, 10 Инструкции № 73).

Страховщик обязан ежеквартально контролировать соблюдение соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности. В случае если на конец отчетного года фактический размер маржи платежеспособности страховщика превышает нормативный размер маржи платежеспособности менее чем на 10 %, страховщик представляет для согласования в орган страхового надзора в составе годовой индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности план оздоровления своего финансового положения (пп.11, 12 Инструкции № 73).

Следует иметь в виду, что страховщик, принявший на себя обязательства, превышающие его платежеспособность, обязан заключить договор о перестраховании части страхового риска, принятого им на себя по договору страхования.

Особенности ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности страховых организаций

Финансовая устойчивость страховщика, кроме вышеперечисленного, обеспечивается четко налаженной системой ведения бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности страховых организаций, а также доступностью информации об их деятельности.

Особенности ведения бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности страховых организаций определяются постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.01.2010 № 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».

Указанным постановлением утверждены Инструкция об особенностях бухгалтерского учета доходов и расходов страховыми организациями, Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций, а также установлены необходимые формы бухгалтерской отчетности страховых организаций: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности с изменениями, внесенными постановлением № 33.

Порядок раскрытия информации о деятельности страховых организаций

Объем и порядок раскрытия информации о деятельности страховых организаций устанавливает Инструкция об объеме и порядке раскрытия (опубликования, распространения, предоставления) информации о деятельности страховых организаций, страховых брокеров, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.06.2014 № 35.

При этом под «информацией о деятельности страхового брокера» понимается информация о государственной регистрации, действующем договоре добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности, услугах, предоставляемых страховым брокером, его финансовом состоянии в объеме, обеспечивающем конфиденциальность информации, содержащей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, организационной структуре (абзац 3 п.2 вышеуказанной Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. в абзац 3 п.2 Инструкции № 35 внесены изменения постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.2019 № 33: информация о деятельности страхового брокера - информация о государственной регистрации, действующем договоре страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности, услугах, предоставляемых страховым брокером, его финансовом состоянии в объеме, обеспечивающем конфиденциальность информации, содержащей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, организационной структуре, ассистентах страхового брокера.

 

Страховые организации, страховые брокеры в порядке и сроки, определенные органом страхового надзора, публикуют годовую индивидуальную отчетность вместе с аудиторским заключением по этой отчетности.

Гарантийные фонды

В целях оказания финансовой помощи страховщикам на случай наступления чрезвычайных событий, носящих массовый характер, и недостаточности финансовых средств и активов для исполнения обязательств перед страхователями, дополнительного обеспечения страховых обязательств страховщики могут образовывать гарантийные фонды путем отчисления в них части средств от страховых взносов (страховых премий).

В Республике Беларусь страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай неисполнения своих обязательств от поступивших страховых взносов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и иных случаях, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь (п.60 Положения № 530).

Размер отчислений в гарантийные фонды по видам обязательного страхования составляет 2 %, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - 1 % (п.62 Положения № 530).

Гарантийные фонды формируются страховщиком в белорусских рублях и учитываются отдельно от страховых резервов и других фондов. Страховщик ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляет средства гарантийных фондов в республиканский бюджет (пп.61, 63 Положения № 530).

В случае невозможности исполнения страховщиком своих обязательств по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, средства гарантийных фондов по решению Президента Республики Беларусь выделяются страховщику и используются им только на страховые выплаты (п.64 Положения № 530).

Средства гарантийных фондов, не израсходованные в течение финансового года, используются в установленном законодательством порядке в очередном финансовом году (п.65 Положения № 530).

Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий

Обеспечению финансовой устойчивости страховщика служит также проведение предупредительных мероприятий по снижению вероятности наступления страховых случаев. Такие мероприятия могут проводиться как самим страховщиком, так и путем целевого финансирования таких мероприятий другими лицами.

Сегодня в Республике Беларусь страховыми организациями создаются фонды предупредительных (превентивных) мероприятий от поступивших страховых взносов по видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, и видам добровольного страхования, кроме добровольного страхования дополнительной пенсии. Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий имеют целевое назначение и используются для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от страховых случаев и их предотвращение (части первая, четвертая п.66 Положения № 530).

Средства в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий отчисляются в белорусских рублях, учитываются отдельно от средств страховых резервов и других фондов, перечисляются страховыми организациями в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (части пятая, шестая п.66 Положения № 530).

Что касается размера отчислений в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, а также порядка использования средств этих фондов, то они устанавливаются в зависимости от вида страхования.

1. Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2009 № 302 «О фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования» (далее - Указ № 302) определяется размер отчислений в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, а также порядок и направления использования средств этих фондов по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, видам обязательного страхования, за исключением обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Указом № 302 установлено, что размер отчислений в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по:

- обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, составляет 15 % от поступивших страховых взносов;

- обязательному страхованию гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов - 10 % от поступивших страховых взносов по каждому из указанных видов страхования;

- обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 8 % от поступивших страховых взносов по договорам внутреннего страхования либо договорам комплексного внутреннего страхования и договорам пограничного страхования;

- обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, добровольному страхованию медицинских расходов - 5 % от поступивших страховых взносов по каждому из указанных видов страхования;

- добровольному страхованию жизни - 1 % от поступивших страховых взносов (подп.1.1 п.1 Указа № 302).

Указом № 302 утверждено Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам обязательного и добровольного страхования (далее - Положение № 302), которым определяются порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по указанным выше видам страхования.

Распорядителями средств фондов в зависимости от вида страхования являются Министерство здравоохранения, Государственный пограничный комитет, Министерство внутренних дел, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный пограничный комитет, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты (п.3 Положения № 302).

Средства фондов распределяются между распорядителями (в зависимости от вида страхования) и используются по целевому назначению в соответствии с согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь сметами использования средств фонда (пп.4, 5 Положения № 302).

2. Порядок формирования и использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательному страхованию гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) определяется в соответствующих главах 17-19 Положения № 530.

3. Особенности создания и использования фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, за исключением добровольного страхования жизни и медицинских расходов, регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1462 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530». Данным нормативным актом утверждены Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, Положение о фонде страховых гарантий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро по транспортному страхованию, Положение о фонде защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро по транспортному страхованию, которыми определяется размер отчисляемых средств в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, за исключением добровольного страхования жизни и медицинских расходов, а также порядок и направления использования средств этих фондов.

Заключение

Таким образом, общее финансовое положение страховщика и, соответственно, его финансовая устойчивость должны основываться на последовательной оценке активов и пассивов, установлении и последовательной оценке рисков и их потенциального влияния на все составляющие баланса, что может быть достигнуто в процессе совершенствования действующих и формирования новых концепций оценки платежеспособности страховых организаций.

 

Примечание 1. Худяков, А.И. Теория страхования / А.И.Худяков. - М.: Статут, 2010.

Примечание 2. Шихов, А.К. Страхование: организация, экономика, правовые аспекты: учеб. пособие для вузов / А.К.Шихов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС; ИНФРА-М, 2012.

Примечание 3. Алексеев, А.А. Страхование / А.А.Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Примечание 4. Широков, А.В. Страховые фонды как неотъемлемый элемент деятельности страховщика: правовые вопросы / А.В.Широков // Страховое право. - № 3. - 2009.

Примечание 5. Страхование: учебник для высш. учеб. заведений / А.П.Архипов и [др.]; под ред. Т.А.Федоровой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009.

Примечание 6. Березина, С.В. Страхование. Теория и практика: учеб. пособие / Н.Н.Никулина, С.В.Березина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

04.03.2016

 

Олег Шелков, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь