Пособие от 30.09.2011
Автор: Овсейко С.

Облигации: порядок выпуска, обращения и погашения


 

Материал помещен в архив

 

ОБЛИГАЦИИ: ПОРЯДОК ВЫПУСКА, ОБРАЩЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ

Понятие облигации

Статья 144 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) к ценным бумагам относит облигации и государственные облигации. По сути, речь идет о двух самостоятельных видах ценных бумаг с разными источниками правового регулирования. Порядок выпуска и обращения облигаций, эмитируемых юридическими лицами, подпадает под действие Закона РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее - Закон о ценных бумагах). Но он не регулирует выпуск и обращение облигаций внутренних государственных займов, других бумаг, выпускаемых или гарантированных Правительством РБ, Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ), а также иные виды ценных бумаг и лотерей (п.3 ст.2 Закона о ценных бумагах).

Согласно ст.5 Закона о ценных бумагах облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Облигации относятся к числу эмиссионных ценных бумаг, т.е. выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения. Форма выпуска может быть как документарная, так и бездокументарная.

Хозяйственная функция облигации - оформление займа, а выпуска облигаций - привлечение заемных средств. В отличие от акций речь идет не о собственном (уставном), а о заемном капитале, поэтому: а) держатели облигаций (облигационеры) имеют гарантированную величину дохода по облигации плюс получают преимущество в случае принудительного удовлетворения требований при неплатежеспособности эмитента; б) в отличие от акционеров облигационеры не вправе участвовать в управлении юридическим лицом - эмитентом. Кроме того, номинальная стоимость акций должна быть выражена в белорусских рублях, тогда как стоимость облигаций может быть как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Согласно ст.768 ГК к отношениям займа, оформленного облигацией, применяются правила главы 42 «Заем и кредит» ГК постольку, поскольку это не противоречит законодательству о выпуске и обращении облигаций.

Облигации имеют общие черты и с другой разновидностью ценных бумаг - векселем. Отличия облигации от векселя приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Признаки

Вексель

Облигация

Цели и функции

Можно оформлять отношения займа, но чаще используют для упрощения расчетов и валютных операций (торговая ценная бумага)

Оформляют отношения займа (кредитная ценная бумага)

Вид ценной бумаги

Неэмиссионная

Эмиссионная

Форма выпуска

Только документарная

Документарная либо, что чаще, бездокументарная

Эмиссия осуществляется

Без залога, но с соблюдением нормативов

Под залог имущества эмитента или иное обеспечение

Вознаграждение

Может быть процентным либо беспроцентным, продаваться с дисконтом либо без него

Обязательно (процент или дисконт)

Источники регулирования

Закон РБ от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей», Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь» и др.

Закон о ценных бумагах, Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ № 277) и др.

Обращение

Главным образом вне биржи

На биржевом и внебиржевом рынке с преобладанием первого

Срок погашения (платежа)

Может быть как фиксированный, так и неопределенный (по предъявлении)

Фиксированный

Степень персонифицированности

Именные, однако, путем совершения индоссамента могут быть превращены в ордерные или предъявительские

Именные (в бездокументарной форме), в документарной, как правило, на предъявителя

 

В соответствии с п.3 ст.5 Закона о ценных бумагах обязательными реквизитами облигации являются:

- наименование ценной бумаги - «облигация»;

- полное наименование и юридический адрес эмитента облигации;

- полное наименование или имя покупателя либо указание, что облигация на предъявителя;

- номинальная стоимость;

- размер процентов, если это предусмотрено;

- порядок, сроки погашения и выплаты процентов;

- дата выпуска;

- номер государственной регистрации, серия и порядковый номер облигации;

- образцы подписей (факсимиле) уполномоченных лиц эмитента и права, вытекающие из облигации.

Виды облигаций

В зависимости от вида облигаций и условий выпуска они могут быть:

1) документарными (на бумажном бланке) либо бездокументарными (в форме записи по счету «депо»);

2) именными либо на предъявителя, причем бездокументарные облигации могут быть только именными;

3) процентными (продаются по номинальной стоимости и погашаются по номинальной стоимости с выплатой причитающегося процента) либо дисконтными (продаются по стоимости ниже номинальной и погашаются по номинальной стоимости). При этом процентный доход может быть постоянным (фиксированный процент) или переменным (должен позволять определять размер дохода владельцев облигаций в зависимости от изменения используемых для определения дохода показателей);

4) номинированными в белорусских рублях либо иностранной валюте;

5) размещаемыми и обращающимися на внутреннем либо внешних финансовых рынках;

6) погашаемыми единоразово (так погашаются все дисконтные облигации, но могут и процентные) либо периодическими платежами (купонные облигации);

7) краткосрочными (обычно до года) или долгосрочными.

Однако приведенная выше классификация почти не влияет на правила выпуска, обращения и погашения облигаций. Значительно важнее деление облигаций в зависимости от эмитента:

- на облигации юридических лиц (корпоративные);

- государственные облигации, а также облигации местных исполнительных и распорядительных органов;

- облигации Нацбанка РБ. Если выпуск государственных облигаций осуществляется Министерством финансов РБ (далее - Минфин РБ) от имени Правительства РБ и имеет целью регулирование государственного долга (внутреннего либо внешнего), то облигации Нацбанка РБ сжимают (в момент выпуска) либо расширяют (при погашении) денежную массу в рамках проводимой денежно-кредитной политики (если номинированы в белорусских рублях) либо же направлены на формирование золотовалютных (в иностранной валюте) резервов.

Кроме того, в Республике Беларусь существуют специфические виды облигаций (таблица 2).

Таблица 2

 

Специфический вид облигации

Нормативно-правовой акт

Примечание

Биржевые

Указ № 277

Облигации, номинированные в белорусских рублях, выпускаемые в бездокументарной форме, со сроком обращения не более 1 года, размещение и обращение которых осуществляются только через торговую систему открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - ОАО «БВФБ»). Биржевые облигации выпускаются юридическими лицами при соблюдении следующих условий:

- стоимость чистых активов юридического лица составляет не менее 100 тыс. базовых величин (далее - БВ) (за исключением банка и небанковской кредитно-финансовой организации, нормативный капитал которых составляет соответственно не менее 1 млн. БВ

и не менее 500 тыс. БВ);

- юридическое лицо не имеет отрицательного финансового результата от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистого убытка на дату принятия решения о выпуске биржевых облигаций, а также в течение 2 лет, предшествовавших принятию такого решения (в случае осуществления юридическим лицом деятельности менее 3 лет - за весь период его деятельности);

- ценные бумаги юридического лица допущены к обращению в торговой системе ОАО «БВФБ»

Жилищные

Указ Президента РБ от 02.07.2009 № 367 «О некоторых вопросах жилищного строительства»

Являются именными ценными бумагами, удостоверяющими внесение их владельцами денежных средств на строительство определенного размера общей площади жилого помещения

Ипотечные

Указ Президента РБ от 28.08.2006 № 537 «О выпуске банками облигаций» (далее - Указ № 537)

Дисконтные или процентные облигации, обеспеченные обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости

Выигрышные

Основные условия выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 21.10.1999 № 1627

Выпускаемые в документарной форме на предъявителя, которые предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости.

Выплата вещевых выигрышей регламентируется:

- Инструкцией по размещению, учету, хранению, погашению облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь и выплате выигрышей и процентного дохода по ним, утвержденной постановлением Минфина РБ от 21.03.2000 № 22;

- Инструкцией о порядке проведения розыгрышей вещевых выигрышей по облигациям государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 16.02.2001 № 13

Индексируемые

Инструкция по выпуску, размещению и погашению индексируемых облигаций Национального банка Республики Беларусь для юридических лиц, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.03.2007 № 72

Купонные облигации, номинальная стоимость которых может изменяться на величину относительного показателя (индекса), устанавливаемого Нацбанком РБ в связи с изменением курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, или индекса потребительских цен

Сберегательные

Постановление Совета Министров РБ от 16.07.2001 № 1053 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь»

Такие облигации выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков на предъявителя (примечание 1),

а их продажа осуществляется через банки, заключившие с Минфином РБ соответствующие договоры

Компенсационные

Положение о порядке выпуска, обращения и выкупа (погашения) государственных компенсационных облигаций, утвержденное приказом Минфина РБ от 18.06.1998 № 157 и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» от 19.06.1998 № 70

Облигации в бездокументарной форме в виде записей на счетах.

Владельцами облигаций являются вкладчики Сберегательного банка Республики Беларусь, которые имели в период с 1 января 1992 г. до 1 января 1995 г. соответствующие вклады (за исключением вкладов, хранившихся менее 3 месяцев, вкладов на объединенных и компенсационных счетах) и (или) владельцы облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования, приобретенных в учреждениях Сберегательного банка Республики Беларусь, и их наследники

Конвертируемые

-

Известные за рубежом

и не противоречащие белорусскому законодательству корпоративные облигации, которые могут быть обменены на акции данного эмитента

Еврооблигации

Указ Президента РБ от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь»;

Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления»

Размещаются за рубежом (в мировых финансовых центрах) путем подписки и открытой продажи (англ. IPO - International Public Offer) и, как правило, вне рамок регулирования и надзора финансовых органов отдельных государств.

Как обычно, являются долгосрочными и предусматривают отказ Республики Беларусь от государственного иммунитета (примечание 2) по таким облигациям (например, в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2010 № 1542 «О выпуске государственных долгосрочных облигаций» срок их обращения не менее 5 лет)

Выпуск облигаций

Корпоративные облигации. Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 277 порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг (в т.ч. по ценным бумагам местных исполнительных и распорядительных органов) определяет Совет Министров РБ, который, однако, своим постановлением от 10.09.2009 № 1163 «О некоторых вопросах выпуска, обращения и погашения ценных бумаг» делегировал это право Минфину РБ. Последний своим постановлением от 11.12.2009 № 146 утвердил Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг (далее - Инструкция № 146).

Согласно п.65 Инструкции № 146 выпуск облигаций включает следующие этапы.

1. Принятие и утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций путем проведения открытой (закрытой) продажи, а при размещении облигаций путем проведения открытой продажи также утверждение проспекта эмиссии облигаций.

Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» относит такое решение к компетенции: а) совета директоров - в акционерном обществе (ст.85); б) к исключительной компетенции общего собрания участников - в обществе с ограниченной ответственностью (ст.107). При этом акционерное общество может принять решение о выпуске облигаций только после полной оплаты акционерами стоимости всех акций (п.2 ст.6 Закона о ценных бумагах).

Решение о выпуске облигаций должно содержать (п.3 ст.6 Закона о ценных бумагах):

- полное наименование и юридический адрес эмитента облигаций;

- уставный фонд эмитента, условия обеспеченности займа, наименование документа, регулирующего хозяйственную деятельность, а также перечень руководящих должностных лиц эмитента;

- данные о размещении уже выпущенных ценных бумаг;

- цель выпуска облигаций;

- указание вида облигаций;

- общую сумму эмиссии и количество облигаций, номинальную стоимость облигаций, порядок выплаты доходов;

- где и когда уплачиваются средства на покупку облигаций;

- в какой срок возвращаются средства при отказе от выпуска облигаций;

- порядок размещения облигаций;

- порядок оплаты облигаций;

- другие вопросы, связанные с выпуском облигаций.

Проспект эмиссии - документ, составляемый эмитентом или по его поручению профессиональным участником рынка ценных бумаг, в случаях принятия решения о проведении открытой продажи облигаций, содержащий информацию о выпускаемых облигациях и их эмитенте, перечисленную в ст.9 Закона о ценных бумагах, а также пп.33-39 Инструкции № 146. Сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, на момент публикации не могут быть свыше 3 месяцев давности. Проспект эмиссии утверждается общим собранием акционеров (участников), подписывается руководителем и главным бухгалтером эмитента, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, если их услуги используются при подготовке эмиссии облигаций.

2. Заключение договора на депозитарное обслуживание эмитента (при принятии эмитентом решения о выпуске облигаций в бездокументарной форме) (примечание 3).

При этом заключается депозитарный договор - публичный договор, по которому одна сторона (депозитарий) обязуется обеспечить другой стороне (депоненту) открытие счета «депо» для учета прав на ценные бумаги и хранения ценных бумаг депонента, а также осуществление расчетов по операциям с ценными бумагами депонента за вознаграждение. Существенные условия такого договора перечислены в ст.11 Закона РБ от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь». Заключение депозитарного договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента.

3. Представление эмитентом документов для государственной регистрации облигаций, а при размещении облигаций путем проведения открытой продажи также представление документов для регистрации проспекта эмиссии облигаций и заверения краткой информации об открытой продаже облигаций.

Перечень документов для государственной регистрации облигаций в Государственном реестре ценных бумаг, предоставляемых в Департамент по ценным бумагам Минфина РБ (далее - Департамент по ценным бумагам), содержится в п.3 ст.8 Закона о ценных бумагах, а также п.3 Инструкции № 146 с отсылкой к пп.26-28 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.

 

 

От редакции: С 27 марта 2012 г. действует постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, которым утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2016 г. вместо Закона № 280-З и Закона о ценных бумагах следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг».

 

Регистрация проспекта эмиссии облигаций и заверения краткой информации об открытой продаже облигаций в Департамент по ценным бумагам осуществляется одновременно с государственной регистрацией самих ценных бумаг (п.43 Инструкции № 146). Госпошлина за регистрацию ценных бумаг в реестре составляет 30 БВ.

4. Осуществление Департаментом по ценным бумагам государственной регистрации облигаций, а при размещении облигаций путем проведения открытой продажи также регистрации проспекта эмиссии облигаций и заверения краткой информации об открытой продаже облигаций.

Согласно ст.8 Закона о ценных бумагах Департамент по ценным бумагам обязан провести государственную регистрацию ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в такой регистрации в течение 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - в течение 1 месяца с даты получения представленных документов.

Эмитент реализует право на выпуск ценных бумаг с момента государственной регистрации ценных бумаг и присвоения номера государственной регистрации. Но при этом государственная регистрация ценных бумаг, проводимая в соответствии со ст.8 Закона о ценных бумагах, не может рассматриваться как гарантия стоимости данных ценных бумаг.

Государственная регистрация ценных бумаг влечет передачу данных ценных бумаг на централизованное хранение в депозитарную систему в порядке, установленном главой 8 Инструкции о порядке проведения депозитарных операций в центральном депозитарии, утвержденной постановлением Минфина от 22.11.2006 № 143.

Государственную регистрацию биржевых облигаций осуществляет не Департамент по ценным бумагам, а ОАО «БВФБ», причем несколько различается и сама процедура, регламентируемая п.90 Инструкции № 146. В частности, выпуск биржевых облигаций производится без регистрации проспекта эмиссии выпуска и заверения краткой информации об открытой продаже республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, без представления отчета об итогах продажи таких облигаций в указанный орган государственного управления (Департамент по ценным бумагам), а также без обеспечения эмиссии залогом (п.1 Указ № 277).

5. Получение эмитентом согласия на изготовление бланков облигаций в порядке, установленном законодательством (при выпуске облигаций в документарной форме).

Согласно п.3 Инструкции о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.03.2002 № 30, эмитенты размещают заказы на изготовление бланков строгой отчетности (к числу которых отнесены и бланки ценных бумаг) по согласованию с Минфином РБ.

6. Публикация эмитентом краткой информации об открытой продаже облигаций и обеспечение наличия проспекта эмиссии облигаций в местах открытой продажи облигаций (при размещении облигаций путем проведения открытой продажи).

Краткая информация должна содержать сведения, установленные абзацами 2-10 п.34 Инструкции № 146, а также сведения о месте, времени и способе ознакомления с проспектом эмиссии. Она подписывается руководителем, главным бухгалтером или соответствующими уполномоченными лицами эмитента и заверяется в Департаменте по ценным бумагам.

Зарегистрированный проспект эмиссии должен быть издан эмитентом в виде отдельной брошюры в количестве, достаточном для ознакомления всех потенциальных инвесторов, и в течение периода проведения открытой продажи его экземпляры должны находиться в местах открытой продажи (п.47 Инструкции № 146).

7. Проведение открытой (закрытой) продажи облигаций.

Открытая продажа облигаций - это размещение облигаций среди неограниченного круга лиц путем заключения сделок купли-продажи на внебиржевом рынке и (или) на биржевом рынке. Закрытая продажа - размещение облигаций среди заранее определенного круга лиц, число которых не превышает 100, путем заключения договоров купли-продажи на внебиржевом рынке.

Проведение открытой (закрытой) продажи облигаций на внебиржевом рынке осуществляется самим эмитентом или по его поручению профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее - профучастник). Проведение открытой продажи ценных бумаг на биржевом рынке осуществляется профучастником - членом биржи (пп.7, 8 Инструкции № 146).

В соответствии с п.75 Инструкции № 146 открытая (закрытая) продажа облигаций одного выпуска может осуществляться траншами в порядке, определенном решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии облигаций. Транши отличаются датами начала и окончания продажи облигаций. Одновременная открытая (закрытая) продажа разных траншей одного выпуска не допускается.

Статья 11 Закона о ценных бумагах требует, чтобы не позднее чем через 6 месяцев после начала открытой подписки на ценные бумаги и через каждые 6 месяцев после начала открытой продажи эмитент или лицо, уполномоченное учредителем, представляют в центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, отчет об итогах продажи ценных бумаг.

Согласно подп.1.7 п.1 Указа № 277 эмиссия облигаций юридических лиц (за исключением облигаций банков и биржевых облигаций) должна быть обеспечена:

1) залогом - облигации выпускаются в размере не более 80 % стоимости обременяемого залогом имущества. Указ № 277 содержит достаточно развернутые требования к передаваемым в залог активам. Он, в частности, запрещает передачу в залог облигаций и иных ценных бумаг, выпущенных самим эмитентом;

2) поручительством - облигации выпускаются в размере поручительства, не превышающем стоимости чистых активов (размера нормативного (собственного) капитала) поручителя, рассчитанной на 1-е число квартала, предшествующего дате принятия решения о проведении открытой (закрытой) продажи облигаций;

3) банковской гарантией - облигации выпускаются в размере банковской гарантии;

4) договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций;

5) правом требования по кредитам, выданным банками на жилищное строительство, - облигации выпускаются в размере не более 70 % основной суммы долга по кредитам, выданным на жилищное строительство.

Обеспечение не может быть отозвано лицом, его предоставившим, ранее 3 месяцев после даты окончания срока обращения облигаций данного выпуска, за исключением случаев исполнения обязательств по облигациям в полном объеме до истечения указанного 3-месячного срока. Возможна замена одного обеспечения другим, которая осуществляется в соответствии с Положением о порядке замены эмитентом обеспечения исполнения своих обязательств по облигациям, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2010 № 1798.

Особенности выпуска жилищных облигаций юридическими лицами. Эти особенности регламентированы Инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.09.2009 № 115 (далее - Инструкция № 115).

Жилищная облигация имеет номинальную стоимость в белорусских рублях или иностранной валюте и эквивалент этой стоимости, выраженный в квадратных метрах общей площади жилого помещения (не менее 0,1 кв.м общей площади жилого помещения). Эмитентом жилищных облигаций вправе выступать юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, имеющее отведенный в установленном порядке земельный участок под жилищное строительство, разработанную проектную документацию на объект жилищного строительства и являющееся заказчиком (застройщиком). Жилищные облигации имеют право приобретать (как в процессе размещения жилищных облигаций, так и в процессе их обращения) юридические и физические лица, заключившие с эмитентом договор (соглашение) в простой письменной форме, предусматривающий обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций. Объем эмиссии таких облигаций в эквиваленте общей площади жилых помещений не может превышать общую площадь жилых помещений объекта жилищного строительства, на строительство которого эмитенту предоставлены права заказчика (застройщика).

Особенности выпуска облигаций банками. Банки в тех случаях, когда общий размер обязательств по эмитируемым облигациям не превышает 80 % нормативного капитала (примечание 4), по согласованию с Нацбанком РБ вправе осуществлять выпуск без залога и другого обеспечения. Согласно подп.1.8 п.1 Указа № 277 размещение таких облигаций среди физических лиц производится банком при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предусматривающего право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты).

По сравнению с другими юридическими лицами банки дополнительно имеют право выпускать для размещения среди юридических и физических лиц номинированные в белорусских рублях дисконтные или процентные облигации, обеспеченные обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости согласно Указу № 537 (ипотечные облигации). Более детально этот вопрос регулируется Порядком выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками, утвержденным постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 29.12.2006 № 1753/22, а также Инструкцией о порядке согласования Национальным банком Республики Беларусь выпуска банками отдельных видов облигаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 02.06.2008 № 68.

Государственные облигации, облигации местных органов власти, облигации Национального банка Республики Беларусь. В соответствии со ст.124-126 Гражданского кодекса РБ Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности. Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц, а административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь.

Бюджетным кодексом РБ (ст.53, 56) предусмотрено, что долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде долговых обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от ее имени. Государственные ценные бумаги - ценные бумаги, выпускаемые Минфином РБ от имени Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и отражается в источниках внешнего и внутреннего финансирования республиканского бюджета. Государственные ценные бумаги, размещенные на внутреннем финансовом рынке (на территории Республики Беларусь), формируют внутренний государственный долг, государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках (за пределами территории Республики Беларусь), формируют внешний государственный долг.

Отношения, связанные с привлечением займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, дополнительно регламентирует Положение о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252. Им, в частности, определены цели, на которые могут привлекаться внешние займы, в т.ч. путем выпуска облигаций (п.4). Действие данного Положения не распространяется на размещения путем подписки и открытой продажи облигаций юридическими лицами Республики Беларусь за ее пределами.

Для государственных эмиссионных ценных бумаг, номинированных в белорусских рублях, постановлением Совета Министров РБ от 13.02.2003 № 173 утверждены основные условия выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь (далее - Основные условия № 173), действие которых распространяется:

1) на государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до 1 года;

2) государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения 1 год и более.

Их эмиссия производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в т.ч. иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг. Данные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

В пределах объема эмиссии, определенного Минфином РБ при составлении проекта бюджета на очередной финансовый год, облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме. Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:

- продажи на аукционе, проводимом Нацбанком РБ либо Минфином РБ;

- прямой продажи Минфином РБ;

- их передачи или продажи банкам для их последующей реализации. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке размещения государственных краткосрочных и государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь среди физических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Комитета по ценным бумагам при Совете Министров РБ от 31.12.2004 № 192/22/П.

Для государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, действуют основные условия выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 10.12.1999 № 1929 (далее - Основные условия № 1929).

Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом (примечание 5). Размещение облигаций осуществляется путем их продажи Минфинов РБ юридическим лицам. Как и для ГКО и ГДО в белорусских рублях, Минфин РБ оформляет на каждый выпуск облигаций глобальный сертификат, в котором указывает объем выпуска, номинальную стоимость одной облигации, валюту номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия. В остальном условия выпуска государственных облигаций в иностранной валюте аналогичны условиям выпуска государственных облигаций в белорусских рублях.

Местные исполнительные и распорядительные органы (примечание 6) осуществляют выпуск облигаций на основании решения о проведении местного облигационного займа, принятого соответствующим областным (Минским городским), районным, городским (городов областного подчинения) Советами депутатов. Порядок проведения выпуска регулируется главой 8 Инструкции № 146.

Инструкцией по размещению, обращению и погашению краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.12.2006 № 217 (далее - Инструкция № 217), предусмотрено, что такие облигации эмитируются Нацбанком РБ в рамках проведения единой государственной денежно-кредитной политики. Это именные ценные бумаги и выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах.

Первичное размещение краткосрочных облигаций Нацбанка РБ осуществляется путем их продажи:

- на закрытых аукционах и (или) доразмещениях, проводимых Нацбанком РБ;

- без проведения аукциона.

Участники первичного размещения облигаций: Нацбанк РБ (в качестве эмитента и уполномоченного депозитария), первичные инвесторы, инвесторы.

При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по ценам, предлагаемым первичными инвесторами, но не ниже цен, установленных Нацбанком РБ.

Первичное размещение облигаций Нацбанк РБ может осуществлять в форме:

а) аукциона процентных ставок;

б) аукциона по объявленной процентной ставке.

Аукцион процентных ставок, аукцион по объявленной процентной ставке могут проводиться с установленным объемом эмиссии или с открытым объемом эмиссии.

Доразмещение не реализованных на аукционе облигаций может осуществляться:

1) путем проведения аукциона процентных ставок;

2) без проведения аукциона по процентной ставке, установленной Нацбанком РБ.

Физические лица вправе осуществлять операции с облигациями через банки на основании заключенного договора и при условии наличия счета «депо» физического лица в уполномоченном депозитарии. Приобретение физическими лицами облигаций при первичном размещении осуществляется через банки - первичные инвесторы.

Операции с ценными бумагами Нацбанка РБ в иностранной валюте регулируются Инструкцией по выпуску, размещению, обращению и погашению облигаций Национального банка Республики Беларусь с процентным доходом, номинированных в свободноконвертируемой валюте, для юридических лиц, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 25.04.2007 № 95.

Обращение и погашение облигаций

Корпоративные облигации. Обращение облигаций осуществляется путем совершения сделок купли-продажи, залога, доверительного управления и др. Для облигаций юридических лиц ограничений по кругу облигационеров законодательством не установлено, ими могут быть как юридические, так и физические лица.

Согласно п.1 ст.12 Закона о ценных бумагах сделки по обращению ценных бумаг осуществляются только с участием профессионального участника рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют сделки между собой только через фондовую биржу.

Требования к заключению сделок на биржевом и внебиржевом рынках содержатся соответственно в пп.8, 9 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона о ценных бумагах депозитарий не может осуществлять посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых он обслуживает. Однако данный запрет не распространяется на банки, которые вправе осуществлять с облигациями эмитентов - юридических лиц, которых они обслуживают, профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам (подп.1.9 п.1 Указа № 277).

В процессе обращения облигации одного выпуска могут быть конвертированы в облигации другого выпуска с более поздней датой погашения. Конвертация облигаций осуществляется в порядке и на условиях, определенных решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии облигаций, на основании письменного согласия владельца облигации с последующим заключением соответствующего договора.

В соответствии со ст.13 Закона о ценных бумагах эмитент обязан не менее одного раза в год информировать общественность об основных данных о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности. Требования к содержанию годового и периодического отчета эмитента установлены Инструкцией о порядке предоставления и публикации участниками рынка ценных бумаг отчетности и иной информации, утвержденной постановлением Минфина РБ от 21.12.2010 № 157. Такой годовой отчет эмитента необходимо не позднее 3 месяцев со дня окончания финансового года, следующего за отчетным, направлять держателям акций или опубликовывать в 2 органах печати республиканского уровня, а также представлять Департаменту по ценным бумагам и соответствующему финансовому органу.

Погашение облигаций осуществляется:

1) предъявительских - по истечении установленного решением о выпуске облигаций срока их обращения эмитентом в отношении лиц, предъявивших эти облигации к погашению, независимо от сроков обращения собственника или иного законного владельца облигации;

2) бездокументарных - в отношении лиц, указанных в реестре владельцев облигаций, сформированном депозитарием на дату, определенную решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии.

Досрочное погашение выпуска облигаций либо его части до даты окончания срока обращения данного выпуска облигаций осуществляется в порядке, установленном решением о выпуске облигаций (п.78 Инструкции № 146).

В случае невыполнения эмитентом обязательств по выплате процентов и погашению номинальной стоимости облигаций взыскание этих сумм производится принудительно в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п.2 ст.7 Закона о ценных бумагах).

Биржевые облигации. Для биржевых облигаций установлено:

1) оплата при размещении, погашении, а также выплата процентного дохода по биржевым облигациям осуществляется только денежными средствами;

2) досрочное погашение осуществляется по текущей стоимости (пп.99, 100 Инструкции № 146).

Жилищные облигации. Особенности погашения в том, что владельцы могут получить:

1) номинальную стоимость жилищных облигаций в белорусских рублях или иностранной валюте с учетом требований валютного законодательства;

2) жилое помещение, общая площадь которого соответствует эквиваленту номинальной стоимости принадлежащих ему жилищных облигаций, выраженному в квадратных метрах (п.19 Инструкции № 115).

Государственные облигации, облигации местных органов власти, облигации Национального банка Республики Беларусь. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 02.11.1998 № 1681/63 «О вторичном рынке государственных ценных бумаг Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка» заключение сделок купли-продажи государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь, государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом и краткосрочных облигаций Нацбанка РБ на вторичном рынке осуществляется только через торговую систему ОАО «БВФБ». Эта процедура регламентирована Порядком заключения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг в ОАО «БВФБ», утвержденным протоколом заседания биржевого совета ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 23.11.1999 № 1219, а также Инструкцией о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения отдельных видов государственных ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.08.2003 № 118.

 

 

От редакции: С 13 декабря 2014 г. постановление № 118 в связи с принятием постановления Минфина РБ от 15.10.2014 № 66 утратило силу. Следует применять Инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных и государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, номинированных в белорусских рублях, утвержденную постановлением № 66.

 

В соответствии с Основными условиями № 173 Минфину РБ запрещено участвовать в обращении ГКО и ГДО. Национальный банк РБ и инвесторы имеют право совершать сделки по купле-продаже облигаций на рынке ценных бумаг (примечание 7). С другой стороны, Минфин РБ вправе досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска или его части либо обменять облигации, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков. Эти процедуры регламентированы Инструкцией о порядке досрочного погашения и обмена государственных облигаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 06.12.2006 № 153.

Пунктом 18 Основных условий № 173 установлено, что за нарушение установленных сроков расчетов по погашению облигаций или выплате доходов по ним виновная сторона за каждый день просрочки уплачивает пеню в размере 0,1 % от суммы, подлежащей выплате.

В отличие от рублевых государственные облигации в иностранной валюте не могут обращаться на вторичном рынке (п.5 Основных условий № 1929).

 

 

От редакции: С 27 ноября 2012 г. следует руководствоваться п.5 Основных условий № 1929 в редакции постановления Совета Министров РБ от 27.11.2012 № 1086.

 

Краткосрочные облигации Нацбанка РБ обращаются на вторичном рынке путем совершения сделок в зависимости от вида лицензии на осуществление деятельности по ценным бумагам (дилерская деятельность; брокерская деятельность; доверительное управление и др.). Однако сделки РЕПО (примечание 8) с облигациями совершаются только между участниками торгов - банками (п.593 Инструкции № 217).

Для погашения облигаций их владельцы должны за 1 рабочий день до наступления срока погашения представить в уполномоченный депозитарий заявку. За несвоевременное перечисление инвесторам - юридическим лицам и уполномоченным депозитариям денежных средств при погашении (досрочном погашении) облигаций Нацбанк РБ уплачивает пеню в размере 0,05 % от подлежащей к перечислению суммы за каждый день просрочки в соответствии с договором.

Финансовые аспекты

Валютное регулирование. Законом о ценных бумагах (п.4 ст.2) предусмотрено, что Правительство РБ и Нацбанк РБ устанавливают квоты и порядок допуска к обращению на территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, а также квоты и порядок допуска к обращению вне территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных эмитентами, находящимися под юрисдикцией Республики Беларусь.

С 2003 г. соответствующие квоты и ограничения доступа не действуют (постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 13.01.2003 № 23/2 «О размещении на территории Республики Беларусь акций и облигаций иностранных эмитентов, а также акций и облигаций белорусских эмитентов - на территории иностранных государств»).

Обратите внимание!

Действие последнего абзаца подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на ввоз-вывоз ценных бумаг не распространяется.

 

Ввоз-вывоз и пересылка документарных облигаций за границу и из-за ее осуществляется физическими лицами с соблюдением требований Инструкции о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38. Как правило, ввоз и вывоз документарных облигаций осуществляется без ограничений, тогда как пересылка - ограничивается (пп.5, 10, 12, 14, 17-19 данной Инструкции).

Перевод облигаций в бездокументарной форме за пределы территории РБ возможен только через установление корреспондентских отношений между центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь и зарубежными депозитариями. Для их установления требуется согласование с Минфином РБ, а также соблюдение других требований, установленных постановлением Минфина РБ от 04.09.2009 № 110 «О некоторых вопросах установления корреспондентских отношений центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь».

В соответствии со ст.5, 7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном контроле) операции с ценными бумагами (при наличии признаков валютной операции, перечисленных в ст.4 данного Закона) относятся к капитальным операциям. Осуществляться они могут в одном из 3 режимов:

1) на основании разрешения Нацбанка РБ осуществляется приобретение резидентом - юридическим лицом (подп.18.2 п.18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72; далее - Правила № 72), а также резидентом - физическим лицом (часть третья ст.10 Закона о валютном контроле) у нерезидента облигаций, выпущенных нерезидентами;

2) без получения разрешений Нацбанка РБ резидентами - физическими лицами операции с облигациями, выпущенными резидентами (ст.10 Закона о валютном контроле);

3) все прочие валютные операции с облигациями - в уведомительном порядке (п.20 Правил № 72).

Согласно п.66 Инструкции № 146 номинальная стоимость облигаций может выражаться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. В последнем случае операции по таким облигациям между двумя резидентами также могут проводиться в иностранной валюте, причем касается это как сделок между юридическими лицами (подп.25.5 п.25 Правил № 72), так и:

а) при проведении между банком и физическим лицом валютных операций с облигациями, эмитированными резидентами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте (подп.31.5 п.31 Правил № 72);

б) при расчетах между субъектом валютных операций - резидентом и физическим лицом по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте (подп.31.81 п.31 Правил № 72).

Для инвестирования субъектами валютных операций - нерезидентами белорусских рублей в ценные бумаги, выпущенные субъектами валютных операций - резидентами, они могут открывать в белорусских банках как рублевые счета типа «Т», так и счета типа «С» (п.51 Правил № 72).

Сделки с ценными бумагами в белорусских рублях и ценными бумагами в иностранной валюте между нерезидентами совершаются на территории Республики Беларусь без каких-либо валютных ограничений (ст.17 Закона о валютном контроле).

Бухгалтерский учет. Инструкция по бухгалтерскому учету ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 22.12.2006 № 164 (далее - Инструкция № 164), предусматривает, что облигации для целей бухгалтерского учета делятся:

1) на предназначенные для торговли (с целью продажи или погашения в краткосрочном периоде (до 1 года) и получения дохода в результате краткосрочных колебаний их цен либо с целью учета их по справедливой стоимости и получения дохода от изменений этой справедливой стоимости);

2) удерживаемые до погашения - ценные бумаги с фиксированными или определяемыми платежами по ним и фиксированным сроком погашения, активы, которые организация твердо намерена и способна удерживать до погашения, т.е. не осуществлять операции до погашения. Фиксированные или устанавливаемые платежи и фиксированный срок погашения означают, что определены суммы и даты платежей его владельцу, включая сумму и дату погашения основного долга.

В зависимости от того, к какой категории отнесены ценные бумаги, их бухгалтерский учет осуществляется следующими методами: а) по справедливой стоимости; б) по цене приобретения. Облигации категории «Ценные бумаги для торговли» учитываются по справедливой стоимости и переоцениваются, а облигации, удерживаемые до погашения, учитываются по цене приобретения (пп.15, 19 Инструкции № 164).

Для обобщения информации о наличии и движении финансовых инвестиций (вложений) в ценные бумаги (в т.ч. облигации) в бухгалтерском учете применяется счет 58 «Финансовые вложения». Аналитический учет по данному счету ведется по видам ценных бумаг, типам, категориям, номерам, сериям, эмитентам.

В бухгалтерском учете операции по движению облигаций в связи с приобретением и переходом на них права собственности и иных вещных прав отражаются по счету 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов, внереализационных доходов и расходов и других.

По ценным бумагам, удерживаемым до погашения, создается резерв на покрытие возможных убытков по ценным бумагам под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги, информация о котором отражается в бухгалтерском учете по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Создание таких резервов происходит 31 декабря каждого года за счет операционных доходов. При этом рыночная (курсовая) стоимость облигаций определяется на основе средневзвешенных цен (пп.21-23 Инструкции № 164).

Финансовый результат от выбытия ценных бумаг определяется в день выбытия как разница между ценой продажи (погашения) облигации и ее стоимостью с учетом сумм переоценки, числящихся в фонде переоценки ценных бумаг. Из цены продажи отдельной строкой выделяется полученный процентный (дисконтный) доход, учитываемый отдельно.

Доход от реализации облигаций, приобретенных для перепродажи, отражается по кредиту счета 90 «Реализация», а приобретенных с целью получения инвестиционного дохода, отражается по кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы» (п.31 Инструкции № 164).

Банки осуществляют бухгалтерский учет облигаций в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в банках Республики Беларусь операций с ценными бумагами, утвержденной постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 14.03.2006 № 62.

 

 

От редакции: С 5 сентября 2014 г. взамен Инструкции № 62 действует Инструкция по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами и долгосрочными финансовыми вложениями в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.07.2014 № 462.

 

Налогообложение. В соответствии с подп.1.36 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ (далее - НК) освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь ценных бумаг (в т.ч. при их первичном размещении, осуществляемом в соответствии с законодательством), включая непосредственно реализацию ценных бумаг, комиссионные доходы по операциям с ценными бумагами, начисление доходов, депозитарная деятельность по учету ценных бумаг, а также погашение ценных бумаг эмитентом.

Особенности обложения операций с облигациями налогом на прибыль отражены в ст.138 НК. Согласно п.2 ст.138 НК установлены льготы для следующих видов облигаций:

- государственные ценные бумаги, выпускаемые Минфином РБ от имени Республики Беларусь;

- облигации, выпускаемые Нацбанком РБ в целях регулирования денежной массы и формирования золотовалютных резервов Республики Беларусь;

- ипотечные облигации;

- облигации, выпускаемые с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со ст.14 НК налоговыми резидентами Республики Беларусь;

- облигации местных исполнительных и распорядительных органов.

Данные льготы заключаются в том, что при определении валовой прибыли не учитываются:

1) доходы от операций с такими облигациями, определяемые в виде разницы:

- между ценой погашения (оплаты) и ценой приобретения таких ценных бумаг, уменьшенные на сумму расходов по данным операциям, - при погашении (оплате) ценных бумаг их эмитентом в форме, установленной законодательством, по окончании срока обращения ценных бумаг;

- между ценой реализации ценных бумаг, но не выше их текущей стоимости на день продажи, и ценой приобретения таких ценных бумаг, уменьшенные на сумму расходов по данным операциям, - при купле-продаже ценных бумаг плательщиками;

2) доходы от совершения сделок РЕПО с этими ценными бумагами;

3) процентный (купонный) доход по таким ценным бумагам, полученный (причитающийся к получению) в период обращения ценных бумаг до наступления срока их погашения.

Аналогичная льгота распространяется и на иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (п.3 ст.147 НК). Кроме того, по налогу на доходы нерезидентов согласно подп.4.2 п.4 ст.146 НК освобождаются от налогообложения доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами доходов по: а) государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг и размещенным за пределами территории Республики Беларусь, б) полученные от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением этих облигаций, а также с учетом прав на них.

Льготы установлены и по подоходному налогу. Согласно подп.1.23, 1.24 п.1 ст.163 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы: а) полученные по государственным ценным бумагам бывшего СССР и Республики Беларусь; б) полученные по облигациям Нацбанка РБ; в) полученные от реализации (погашения) облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи; г) полученные в виде процентов по облигациям (в т.ч. при их погашении) ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», номинированным в белорусских рублях и иностранной валюте и размещенным этими акционерными обществами путем открытой продажи; д) полученные от реализации и погашения облигаций банков, включая процентный доход, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи. Освобождаются от налогообложения доходы плательщиков, полученные от реализации (погашения) облигаций, выпущенных с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. юридическими лицами Республики Беларусь, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи.

Кроме того, имеются определенные льготы в части уплаты госпошлины за совершение нотариальных действий при наследовании облигаций и выдаче доверенностей на получение компенсационных выплат по ним (подп.2.1.4 и 2.1.8 п.2 ст.257 НК).

 

Примечание 1. Пунктом 3 Инструкции по размещению, учету, хранению и погашению облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь и выплате процентного дохода по ним, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.10.2001 № 105, предусмотрено, что при утрате облигации не возобновляются. Однако в случае утраты ценных бумаг на предъявителя применяется специальная судебная процедура (ст.383-390 Гражданского процессуального кодекса РБ) для восстановления прав по утраченным документам.

Примечание 2. Например, п.1 Указа Президента РБ от 09.10.2010 № 527 «Об организации выпуска государственных облигаций Республики Беларусь»: закреплять (при необходимости) в договорах и иных документах, связанных с выпуском облигаций, их размещением, обращением, погашением, учетом прав на них, отказ Республики Беларусь от иммунитетов по спорам, связанным с выпуском, размещением, обращением, погашением облигаций, учетом прав на них. Государственный иммунитет означает невозможность привлечения государства в качестве ответчика в суде иностранного государства без его на то согласия.

Примечание 3. Депозитарии в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечивают хранение документарных ценных бумаг в специальных хранилищах (ст.7 Закона РБ от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»).

Примечание 4. Согласно п.56 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137, минимальный размер нормативного капитала устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 млн. евро, а для действующего банка, имеющего право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), - в сумме, эквивалентной 25,0 млн. евро.

 

 

От редакции: С 5 апреля 2013 г. следует руководствоваться п.56 вышеназванной Инструкции в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 20.03.2013 № 163.

 

Примечание 5. Инструкция о порядке выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, утвержденная постановлением Минфина РБ от 05.07.2000 № 70, предусматривает (пп.3, 4), что такого рода облигации являются государственными долгосрочными купонными ценными бумагами, владельцами которых могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

 

 

От редакции: С 30 декабря 2012 г. действует постановление Минфина РБ от 26.12.2012 № 82, которое утверждает новую Инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте.

 

Примечание 6. Исполнительный и распорядительный орган на территории области, города, района, поселка, сельсовета - исполнительный комитет, а на территории района в городе - местная администрация (п.2 ст.38 Закона РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Примечание 7. Согласно ст.53 Банковского кодекса РБ Нацбанк РБ не вправе приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом РБ. Статья 28 данного Кодекса рассматривает покупку Нацбанком РБ свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг как форму эмиссии денег.

 

 

От редакции: С 22 января 2013 г. следует руководствоваться ст.53 вышеназванного кодекса  в редакции Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З.

 

Примечание 8. Сделки РЕПО регулируется Инструкцией по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами, утвержденной постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 08.12.2006 № 346.

 

 

От редакции: С 1 июля 2014 г. вместо Инструкции № 346 действует Инструкция по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций с облигациями, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 04.04.2014 № 214.

 

30.09.2011 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук

 

От редакции: В постановление Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 «Об утверждении Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг» на основании постановлений Минфина РБ от 24.10.2011 № 109, от 26.01.2012 № 6 (с 16 мая 2012 г.) и от 30.06.2012 № 39 внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» на основании указов Президента РБ от 30.08.2011 № 383 (с 7 декабря 2011 г.), от 16.04.2012 № 176 (с 27 июля 2012 г.), от 04.10.2012 № 457 (с 7 января 2013 г.), от 04.03.2013 № 108 (с 7 июня 2013 г.) и от 21.07.2014 № 361 (с 25 июля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.), от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) и от 30.12.2014 № 224-З внесены изменения и дополнения.