Корреспонденция счетов от 17.02.2015
Автор: Чернюк А.

Обновленный порядок списания основных средств в бюджетных организациях


 

Материал помещен в архив

 

ОБНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Порядок списания имущества, находящегося в республиканской собственности, определен Положением о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180 (далее - постановление № 180, Положение № 180).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2014 № 916 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 180» в Положение № 180 внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 октября 2014 г.

В данном материале рассмотрен порядок списания имущества, находящегося в республиканской собственности, согласно обновленному Положению № 180.

Основания для списания имущества

Для целей Положения № 180 под имуществом, находящимся в республиканской собственности, понимается имущество (за исключением запасов), закрепленное за республиканскими юридическими лицами, в т.ч. государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям (далее - ссудополучатели).

Под списанием имущества, находящегося в республиканской собственности, понимается его выбытие из хозяйственной деятельности республиканского юридического лица, ссудополучателя на основании решения, предусматривающего его уничтожение (снос, демонтаж) (примечание к п.1 Положения № 180).

Действие Положения № 180 не распространяется на списание имущества (п.2):

• закрепленного за воинскими формированиями, военизированными организациями Республики Беларусь и государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации;

• в процессе экономической несостоятельности (банкротства);

• в соответствии с порядком, установленным Президентом Республики Беларусь.

Имущество может быть списано в следующих случаях (п.3 Положения № 180):

1) если оно не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации;

2) если начисленная амортизация составляет 100 %;

3) утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и др.);

4) если имущество не было продано на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине (кроме капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений при возможности их использования под жилые помещения и (или) для ведения личного подсобного хозяйства);

5) если вышеназванные объекты капитального строительства не были проданы на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, с условием их реконструкции под жилые помещения и (или) для ведения личного подсобного хозяйства, так как аукцион в соответствии с законодательством признан нерезультативным либо несостоявшимся или единственный участник отказался от приобретения предмета аукциона по указанной начальной цене, увеличенной на 5 %.

Из п.41 Положения № 180 (в редакции от 01.10.2014) следует, что имущество может быть списано также в иных случаях, не предусмотренных в п.3 Положения № 180.

Порядок принятия решения о списании имущества

Положением № 180 определен разный порядок принятия решения о списании имущества, находящегося в республиканской собственности, в зависимости от причины (случая) списания, а также от того, за какими организациями имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения или передано этими организациями в безвозмездное пользование ссудополучателям (таблица 1).

Таблица 1

Порядок принятия решения о списании имущества

Организация Причина (случай) списания имущества Порядок принятия решения о списании имущества
Государственные органы и иные государственные организации, перечисленные в п.4 Положения № 180 В случаях, предусмотренных п.3 Положения № 180 Списание осуществляется по решению государственных органов и иных государственных организаций - в отношении имущества, закрепленного за этими органами и организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также переданного ими в безвозмездное пользование ссудополучателям
В случаях, не предусмотренных п.3 Положения № 180 Списание осуществляется по решению государственных органов и иных государственных организаций по согласованию с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также переданного ими в безвозмездное пользование ссудополучателям
Республиканские юридические лица, за исключением государственных органов и иных государственных организаций, перечисленных в п.4 Положения № 180 (далее - республиканские юридические лица) В случаях, предусмотренных п.3 Положения № 180 Списание осуществляется по решению республиканских юридических лиц - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения
В случаях, не предусмотренных п.3 Положения № 180 Списание осуществляется по решению республиканских юридических лиц по согласованию с государственным органом и иной государственной организацией, в подчинении которых они находятся (в состав которых они входят), - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения

 

Решение о списании имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными органами и иными государственными организациями, республиканскими юридическими лицами, готовит постоянно действующая комиссия по списанию имущества (далее - комиссия), которая создается решениями государственных органов и иных государственных организаций, республиканских юридических лиц. По решению государственных органов и иных государственных организаций, республиканских юридических лиц в состав комиссии включаются главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений государственных органов и иных государственных организаций, республиканских юридических лиц (п.5 Положения № 180).

Основные функции комиссии определены п.6 Положения № 180:

1) проведение осмотра и определение фактического состояния предлагаемого к списанию имущества по месту его нахождения;

2) рассмотрение документов, содержащих необходимые для подготовки акта о списании имущества сведения об этом имуществе (первичные учетные документы, техническая документация, а также экспертное заключение соответствующей организации в случае списания недвижимого имущества, если оно не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации);

3) определение оснований для списания имущества;

4) оформление акта о списании имущества.

Для целей Положения № 180 под недвижимым имуществом понимаются капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество, незавершенные незаконсервированные капитальные строения, доли в праве общей собственности на них, а также составные части и (или) принадлежности к ним либо их части.

Решение о списании имущества, переданного в безвозмездное пользование ссудополучателям, принимается на основании предложения ссудополучателя и акта о списании имущества, подготовленного комиссией по списанию имущества, созданной ссудополучателем и выполняющей функции, предусмотренные п.6 Положения № 180. По решению ссудополучателя в состав комиссии включаются главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники ссудополучателя, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений ссудополучателя (п.7 Положения № 180).

Порядок списания имущества, находящегося в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, определяют местные Советы депутатов (п.16 Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

Пунктом 4 постановления № 180 местным Советам депутатов рекомендовано определить порядок списания имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, аналогично порядку, предусмотренному Положением № 180.

В связи с тем что в Положение № 180 внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 октября 2014 г., необходимо следить за изменениями и дополнениями, которые будут вноситься в нормативные документы о порядке списания имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц.

Оформление акта о списании имущества

Примерная форма акта о списании имущества утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2012 № 15.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует применять форму акта о списании имущества в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь  от 09.06.2016 № 41.

 

Акт о списании имущества подписывается председателем и членами комиссии и утверждается решением государственного органа и иной государственной организации, республиканского юридического лица с указанием должности, фамилии, инициалов и даты утверждения (п.8 Положения № 180).

При оформлении актов о списании имущества, содержащего драгоценные металлы, следует учитывать требования Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).

В актах списания имущества (оборудования, приборов и иных изделий), содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, должны указываться:

• масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в подлежащем списанию имуществе, а также

• масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней в подлежащих оприходованию ломе и отходах.

При использовании в организации способа определения содержания драгметаллов после списания имущества эти сведения в актах списания имущества не указываются (п.69 Инструкции № 34).

После утверждения акта списания имущества, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, организации обязаны изъять детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия). Акт демонтажа (изъятия) заполняется в соответствии с указаниями, имеющимися в п.70 Инструкции № 34, и прилагается к акту списания имущества (оборудования, приборов и иных изделий).

Форма акта о списании имущества должна быть предусмотрена в учетной политике организации.

 

Справочно

В настоящее время порядок утверждения и составления первичных документов регулируется:

Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

Бухгалтерский учет

В таблице 2 рассмотрена корреспонденция субсчетов по операциям списания основных средств согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60).

Таблица 2

 

Содержание операции Дебет Кредит
Выбытие основных средств в результате их списания (составляются две бухгалтерские записи одновременно):    
а) на суммы накопленной амортизации за весь период эксплуатации
020
«Амортизация основных средств»
01
«Основные средства»
(соотв. субсчет)
б) на остаточную стоимость выбывающих основных средств
250
«Фонд в основных средствах»
01
(соотв. субсчет)
По мнению автора, при списании объектов основных средств вместо двух простых бухгалтерских записей, предусмотренных Инструкцией № 60, можно составить одну сложную бухгалтерскую запись:
Д-т 020 - на суммы накопленной амортизации за весь период эксплуатации;
Д-т 250 - на остаточную стоимость выбывающих основных средств;
К-т 01 (соответствующий субсчет) - на первоначальную стоимость.

Обратите внимание!

Списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества отражается в бухгалтерском учете на основании акта о списании имущества. Имущество до завершения работ по его уничтожению (сносу, демонтажу) необходимо учитывать на забалансовом счете по остаточной (ликвидационной) стоимости (часть вторая п.9 Положения № 180). По мнению автора, забалансовый счет соответствующего названия необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов при формировании учетной политики
Списание полностью самортизированных объектов основных средств
020
01
(соотв. субсчет)
Стоимость материалов, полученных при списании основных средств:
а) приобретенных за счет бюджетных средств
06
«Материалы и продукты питания»
(соотв. субсчет)
140
«Расчеты по финансированию из бюджета»,
230
«Финансирование из бюджета»
б) приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности
06
(соотв. субсчет)
237
«Прочие источники»

 

Частью третьей п.9 Положения № 180 определен порядок использования доходов, признанных в бухгалтерском учете от оприходования активов, образовавшихся в результате списания имущества, находящегося в безвозмездном пользовании ссудополучателей. Названные доходы за вычетом расходов, связанных с выполнением работ по уничтожению имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, подлежат перечислению в республиканский бюджет в месячный срок после принятия решения о списании и (или) завершения работ по уничтожению имущества.

Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, в отношении имущества, закрепленного за бюджетными организациями на праве оперативного управления, осуществляются за счет (подп.10.1 п.10 Положения № 180):

• средств республиканского бюджета, предусмотренных на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств республиканского и местных бюджетов;

• превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении этих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством.

Руководствуясь вышеназванными правилами Положения № 180, расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств, по мнению автора, должны отражаться следующими бухгалтерскими записями (таблица 3).

Таблица 3

 

Содержание операции Дебет Кредит
Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств, приобретенных за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов
200
«Расходы по бюджету»,
202
«Расходы за счет других бюджетов»,
411
«Использование прибыли»
10
«Текущие счета по бюджету»,
11
«Текущие счета по внебюджетным средствам»,
17
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
и др.
(соотв. субсчета счетов)
Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств, приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством
411
11, 17
и др.
(соотв. субсчета счетов)

 

17.02.2015

 

Анна Чернюк, доцент